Консультация для родителей "Кризис 3-х лет"
консультация по психологии (младшая группа)
Давайте разберемся, что происходит с ребенком в этот период и каковы стратегии поведения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_krizis_3-let.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Кризис 3-х лет.
Давайте разберемся, что происходит с ребенком в этот период и каковы стратегии поведения родителей.
Кризис 3 лет наравне с кризисами 0 и 13 лет называют кризисом отделения от родителей. Все 3 отделения разные, отделение от родителей происходит на разных уровнях. Первая - биологическая, ребенок появляется на свет и физически уже не является одним целым с мамой. Вторая – психологическая, это время рождения Я ребенка, его самосознания, третья – социальная.
Кризис 3 лет относится к числу острых. Родители его обязательно заметят, почувствуют, так как он будет проявлен ярко и бурно.
О ПРЕДКРИЗИСНОЙ СИМПТОМАТИКЕ
Ряд первых «звоночков» в поведении вашего ребенка подскажут вам о скором наступлении кризиса. Эти проявления связаны с познавательными функциями. К ним относится:
- Интерес к своему отражению в зеркале
- Девочки активно интересуются своим внешним видом, тем, как они выглядят в глазах окружающих
- Мальчики проявляют озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании и остро реагируют на неудачу.
Почему же проявляется такая разница между поведением мальчиков и девочек? Дело в том, что сложившимися традициями воспитания в социуме девочки ориентированы на привлекательность в общении, а мальчики на эффективность в деятельности. Симптомы с этим и связаны. Девочки наряжаются, красуются перед зеркалом, кривляются, изучают свою мимику. Мальчики усердно строят башни из кубиков, замки и дома из конструктора, но если башня случайно рушится, или ломается домик, они бурно реагируют: визжат, орут, плачут.
Через два – три месяца после появления такого поведения наступает собственно кризис.
Симптомы КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ.
- НЕГАТИВИЗМ – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. С содержанием ребенок может быть согласен. Например: мой сын только что отвергнув мое предложение пойти порисовать, идет и сам достает краски и бумагу. Ему важно негативно отреагировать на предложение исходящее от родителей, даже если ему идея порисовать нравится. Негативизм проявляется в стремлении сделать наоборот, даже вопреки своему желанию Положительные стороны: у ребенка появляется свое мнение, он начинает ориентироваться на собственные решения, он становится более самостоятельным и более «отдельным» от родителей.
- УПРЯМСТВО – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому что ОН этого потребовал. И он связан своим собственным решением. Например, часто мой сын, требуя очередную машинку в магазине и получая ее, практически сразу теряет к ней интерес. Ему не нужна машинка, от так проявляет свое упрямство. Ребенок таким образом учится настаивать на своем первоначальном решении, быть верным ему, развивается такое качество как ВОЛЯ, без которого нам, взрослым людям, невозможно жить в обществе.
- СТРОПТИВОСТЬ – данный симптом безличен, направлен не против лица, а против норм воспитания, против образа жизни, который сложился за 3 года. Строптивость выражается в пренебрежительном жесте и словах «Да ну», которыми ребенок отвечает на все предложения. О положительном: у ребенка формируются собственные ценности.
- СВОЕВОЛИЕ или «Я - сам»– стремление все делать самому. Положительная сторона симптома в том, что формируется самостоятельность, ребенок постепенно переходит на самообслуживание.
- ДЕСПОТИЗМ – выражается в том, что ребенок пытается заставить окружающих плясать под его дудку, подчинить себе все и вся.
Если ребенок в семье один и ему привыкли потакать, деспотизм проявляется особенно ярко. Если у ребенка есть младшие братья или сестры, этот симптом может проявляться как ревность..
Все эти симптомы не очень жизнеутверждающе звучит, согласитесь! Это чрезвычайно непростой период, как для родителей, так и для самого ребенка. Как же родителям вести себя, чтобы ребенок вышел из кризиса с развитой волей, самостоятельностью, позицией Я – сам.
СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как себя вести, чтобы победителями вышли все?
- Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну развезет воду, разобьет пару тарелок - не велика потеря… Зато сколькому научится и как самоутвердится!
- Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во благо всем). Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: в черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или машинкой?)
- Не заставлять, а просить помочь: «Дашенька, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже дочка крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем и без конфликта.
- Рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам - значит начинать процесс надо на полчаса раньше.
Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем по закону жанра - на людях. Что делать тогда?
- На ультимативное требование говорим твердое и жесткое «Нет!». И отворачиваемся. Главное, сохранить внешние спокойствие и бесстрастность - как бы тяжело это ни давалось. Малыш кричит, падает на пол, стучит ногами, прохожие смотрят осуждающе… Придется терпеть. Пойдешь на поводу - и истерика станет у ребенка привычным инструментом достижения цели в общении с родителями.
- Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку, переносим в безопасное местечко и кладем как взяли - пусть там покричит. Увы, увещевания в такой момент могут не помочь - придется просто подождать, когда буря минует.
- Создать приятные перспективы - иногда это помогает успокоить. Например, мама говорит: «Ваня, ты раскричался, потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб и по пути купим фломастеры - будем рисовать».
- Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Чего ты орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…». Лучше скажите с горечью: «Мне жаль, что ты не сдержался…» или «Я так сердита, мне прям кричать хочется!». Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он тоже будет говорить примерно так: «Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!». И самому легче, когда проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....