"Оснащение психологического уголка"
консультация по психологии

МАДОУ Детский сад №4  Золотая рыбка  Пионерского городского округа

Педагог-психолог Соколова Л. В.

 
Консультация для воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnashchenie_psihologicheskogo_ugolka.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

Оснащение психологического уголка

Назначение

Материалы

Зона для психологической разгрузки

Уголок для уединения ( шатёр, палатка и т.д.), мягкая мебель,»Стул размышлений», «Воспоминание о лете»- ракушки, цветочки и т. д., фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, « Мамины ладошки»- - варежки сшитые мамиными руками, мягкие игрушки

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Боксёрская груша, поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени, «Подушка злости», «Копилка плохого настроения», « Агрессивный коврик»-колючий., ракушки.

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции

Аудио-видео записи ( шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы ( шляпа, плащ, палочка, башмачки и т.д.), игры с песком, водой, крупами, пуговицами, «Мешочки настроений»- мешочек хорошего настроения, мешочек плохого настроения, «Коробочки добрых дел».

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

« Азбука настроений», « Коврик дружбы», настольные, дидактические игры: « Что такое хорошо? Что такое плохо?» и т.д., шкатулка с маленькими человечками, « Подушка примирения», «Коробочка примирения», « Остров примирения», «Коврик примирения», « Доска настроений».

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей

Подиум, стенд-«Герой дня», медали, « Сонные игрушки», « Подушка- сплюшка», «Почётный стул»,

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

« Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик».

Цель уголков: сохранение психологического здоровья воспитанников, что отвечает ФГОС ДО; создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

При подборе материала для психологических уголков необходимо учитывать потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе.

  1. Зона для релаксации и саморегуляции:
  • Уголок для уединения. Уголок уединения призван решать задачу создания ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает, тем бесполезнее его наличие. Если верить психологам, уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету. Наличие невысоких легких передвижных ширм и разноцветных драпировок разной величины, используемых, например, в некоторых детских садах, гораздо больше соответствует решению задачи индивидуализации пространства, чем стационарный уголок уединения. С помощью ширмочек и стульев ребенок сам выгораживает себе пространство требуемой площади.
  • Мягкие подушки (в том числе, «Подушка-подружка») или мягкая мебель;
  • Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
  • Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
  • Груша для битья, поролоновые подушки (кукла «Бо-бо»);
  • Мишени, дротики на липучках, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
  • Набор бумаги для разрывания;
  • «Коврик злости» - если они злишься, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
  • «Стаканчики для крика». Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;
  • «Говорящие молоточки» - молоточки, издающие смешные звуки. Если ребенок сердится, он может «поругаться» с помощью такого молоточка;
  • «Ведерки для страхов». Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко;
  • «Стул для размышлений» служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
  • «Стульчик доброты». На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;
  • «Волшебный пластилинчик». Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
  • Емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками, пуговицами;
  • Шнуровка, ленточки, плетение кос;
  • Дидактическая игра «Собери бусы»;
  • Цветные клубочки пряжи разного размера. Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что это клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он успокаивается.
  • Массажные мячи-«ежики». Обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
  • «Мешочки настроений» - один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением (мешочек радости, веселого настроения, улыбок), другой – из темного материала, с изображением лица с плохим настроением; мешочки завязаны шнурками. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, плотно завязать, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.
  1. Зона повышения самооценки.

В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому в уголках могут быть:

  • «Коробочки добрых дел», куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» — своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.
  • Подиум;
  • Медали;
  • Мини-стенд «Герой дня»;
  • «Сонные игрушки» (в период адаптации к ДОУ) - мягкие игрушки размером от 10 до 20 см, расположены на специальной полочке в спальне (по количеству детей). Для детей гиперактивных – игрушки с наполнителем. Воспитатель обращает внимание детей на полочку с игрушками: «Это сонные игрушки. Они помогут вам заснуть и увидеть сказочные сны». Тихо звучит музыка, под которую разбираются постельки. Вместе с игрушкой педагог подходит по очереди к детям, которые легли в постель, и шепотом обращается к каждому, называя его ласковым словом, подчеркивая его положительные черты характера, поведения, вселяя в него чувство уверенности. Например: «Ты сегодня так старался на занятии, что зайчонок выбрал именно тебя для сна. Он шепчет тебе ласковые слова (можно их произнести), и ты ему прошепчи тоже что-то приятное и приласкай его». Каждый день следует отмечать новые личностные приобретения ребенка. Игрушки тоже необходимо менять. После того как все игрушки «выбрали» детей, музыка затихает, и дети отдыхают. Пробуждаются дети под музыку, аккуратно ставят игрушку на полочку, поблагодарив за сон.
  1. Зона коммуникативного развития

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития находятся игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

  • «Коврик дружбы» («коврик мира») - кусок тонкого пледа или ткани размером 90х150 см или мягкий коврик такого же размера. Педагог пишет на нем имена всех детей, а дети помогают его украсить. Как только возникает спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т.к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии.
  • «Подушка примирения» - подушка, на которую можно сесть двум детям. К ней пришиваются на резинках перчатки. Поссорившиеся дети садятся на подушку, надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.
  • «Коробочка для примирения» - яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы. Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.
  • Игра «Мое настроение» («Доска настроений»). Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;
  • Парные картинки - помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

Где и как расположить психологический уголок – нужно решать индивидуально в каждой группе. Если совсем мало места – можно сделать складной уголок или зоны разнести в разные места.

Карта для анализа «Оснащение психологического уголка в группе»

Группа № ________(______________________________________)

Дата заполнения Карты __________________________

Воспитатели: ___________________________________________________________________

Назначение

Материалы и оборудование

Отметка о наличии в группе

1. Зона для психологической разгрузки

уголок для уединения (палатка, ширмы, ткани)

мягкая мебель, модули

подушки, в том числе «Подушка-подружка»

фотоальбомы с групповыми и семейными фото

телефон «Позвони маме»

аудиозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха), музыкальный фонтан

2. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

груша для битья, поролоновые подушки (кукла «Бо-бо»)

мишени, дротики с липучками, мешочки с крупой для метания

набор бумаги для разрывания

«Коврик злости»

«Стаканчик для крика» («мешочек для крика»)

«Говорящие молоточки»

3. Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции

«Ведерки для страхов»

«Стул для размышлений»

«Стульчик доброты»

«Волшебный пластилинчик»

емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками, пуговицами

шнуровка, ленточки, плетение кос

дидактическая игра «Собери бусы»

цветные клубочки пряжи разного размера

массажные мячи-«ёжики»

«Мешочки настроений»

4. Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

«Коврик дружбы» («Коврик мира»)

«Подушка примирения»

«Коробочка примирения»

«Доска настроений»

дидактические игры на социально-эмоциональное развитие(перечень игр написать на обороте Карты)

парные картинки

5. Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей

подиум

мини-стенд «Герой дня»

медали

«Сонные игрушки»

«Коробочка добрых дел»

6. Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде

игры «Твистер» и т.п.

Психологические уголки в группах детского сада.

В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями. Все мы знаем, что исправлять проблемы, лечить неврологические нарушения очень сложно, иногда на это уходят годы, а то и вся жизнь. Поэтому в своей работе большое внимание мы уделяем именно профилактике психологических нарушений.

На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей и в первую очередь родителей, к сожалению, не достигают положительного результата. Поэтому мы уделяем большое внимание повышению психологической грамотности родителей и воспитателей. Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

При подборе материала для психологических уголков мы учитывали потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Поэтому перед нами возникла задача — обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия. Таким образом, в уголке получилась зона для релаксации и саморегуляции, куда вошли следующие материалы:

— уголок для уединения;

— мягкие подушки или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

— телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;

— груша для битья, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;

— мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;

— набор бумаги для разрывания;

— коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;

— стаканчики для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;

— ведерки для страхов. Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко;

— стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;

— стульчик доброты. На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;

— волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;

— дидактическая игра «Собери бусы»;

— цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;

— массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;

— мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому у нас в уголках есть коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» — своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития у нас есть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

— «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;

— игра «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;

— парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема;

— куклы би-ба-бо помогают повысить настроение, выразить свои внутренние переживания.

Так, в психологическом уголке получились три зоны:

— саморегуляции и релаксации;

— для повышения самооценки;

— развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

Теперь у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его; способствуют развитию эмоционального интеллекта. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия. У многих детей повысилась самооценка, снизились агрессивность, раздражительность. Они стали более дружелюбными, помогают друг другу. А у воспитателей теперь есть возможность грамотно и вовремя помочь детям и предоставить альтернативу «плохому поведению».

Материалы для уголков подбираются с учетом их основного назначения, а именно:

Назначение

Материалы

Зона для психологической разгрузки

Уголок для

уединения(шатёр,палатка),мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми с семейными фотографиями, мягкие игрушки

наличие в уголке шатра позволяет детям "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Боксёрская груша, куклы «БО-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени,дротики

Справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольникам помогают боксерские груши, подушки для битья.

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции

Аудиозаписи(шум моря,голоса птиц и т.д.), цветные клубочки,волшебные предметы

(плащ, шляпа, палочка, башмаки и т.д), свечи,фонтаны, игры с песком, водой, крупами,пуговицами, «Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел».

Разнообразные волшебные предметы: шляпа, палочка, плащ, башмачки и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с дошкольниками сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время СД, но и в свободной игровой деятельности.

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

«Азбука настроений», «Коврик дружбы», наст.-дидакт.игры «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска настроений»

определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделение детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.

Подиум.медали, «сонные игрушки»

Систематические игры детей с использованием мягких игрушек различных размеров после занятий или в период проявления негативных эмоции (после конфликтов, ухода родителей и т. п.) служат средством релаксации. "Сонные игрушки" активно применяются в период адаптации воспитанников к дошкольному учреждению, его режиму и требованиям, когда эмоциональные дети испытывают чувства тревоги, беспокойства, а иногда и раздражения, проявляют агрессию.

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

«Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик»

На веселом коврике воспитанники развивают ловкость, эмоциональную отзывчивость, умения действовать в команде.

Игра «Гусеница» формирует умение детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива.

Материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:

*для психологической разгрузки воспитанников;
*обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
*обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
*обучение детей бесконфликтному общению;
*повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
*обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Так, например, наличие в уголке мягкой мебели даёт возможность расслабиться и способствуют снятию напряжения, поднятию настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оснащение музыкального уголка, театральной зоны в первой младшей группе.

Малыши - особый народ в дошкольном учреждении. От того, что их окружает, кто их окружает, зависит всестороннее развитие ребенка. Предлагаемый материал рекомендован для воспитателей первых младших груп...

Оснащение спортивного уголка

Оснащение спортивного уголка в детском саду...

Оснащение логопедического уголка в группе

     Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную позн...

«Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах»

Воспитание любви и бережного отношения к книгам начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. В детском саду воспитатель дает детям первые ...

"Оснащение музыкального уголка в группе"

Как правильно оформить музыкальную среду в группе....

"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...