"Оснащение психологического уголка"
консультация по психологии
Педагог-психолог Соколова Л. В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnashchenie_psihologicheskogo_ugolka.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Оснащение психологического уголка
Назначение | Материалы |
Зона для психологической разгрузки | Уголок для уединения ( шатёр, палатка и т.д.), мягкая мебель,»Стул размышлений», «Воспоминание о лете»- ракушки, цветочки и т. д., фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, « Мамины ладошки»- - варежки сшитые мамиными руками, мягкие игрушки |
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме | Боксёрская груша, поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени, «Подушка злости», «Копилка плохого настроения», « Агрессивный коврик»-колючий., ракушки. |
Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции | Аудио-видео записи ( шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы ( шляпа, плащ, палочка, башмачки и т.д.), игры с песком, водой, крупами, пуговицами, «Мешочки настроений»- мешочек хорошего настроения, мешочек плохого настроения, «Коробочки добрых дел». |
Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр | « Азбука настроений», « Коврик дружбы», настольные, дидактические игры: « Что такое хорошо? Что такое плохо?» и т.д., шкатулка с маленькими человечками, « Подушка примирения», «Коробочка примирения», « Остров примирения», «Коврик примирения», « Доска настроений». |
Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей | Подиум, стенд-«Герой дня», медали, « Сонные игрушки», « Подушка- сплюшка», «Почётный стул», |
Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде. | « Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик». |
Цель уголков: сохранение психологического здоровья воспитанников, что отвечает ФГОС ДО; создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ.
При подборе материала для психологических уголков необходимо учитывать потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе.
- Зона для релаксации и саморегуляции:
- Уголок для уединения. Уголок уединения призван решать задачу создания ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает, тем бесполезнее его наличие. Если верить психологам, уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету. Наличие невысоких легких передвижных ширм и разноцветных драпировок разной величины, используемых, например, в некоторых детских садах, гораздо больше соответствует решению задачи индивидуализации пространства, чем стационарный уголок уединения. С помощью ширмочек и стульев ребенок сам выгораживает себе пространство требуемой площади.
- Мягкие подушки (в том числе, «Подушка-подружка») или мягкая мебель;
- Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
- Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
- Груша для битья, поролоновые подушки (кукла «Бо-бо»);
- Мишени, дротики на липучках, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
- Набор бумаги для разрывания;
- «Коврик злости» - если они злишься, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
- «Стаканчики для крика». Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;
- «Говорящие молоточки» - молоточки, издающие смешные звуки. Если ребенок сердится, он может «поругаться» с помощью такого молоточка;
- «Ведерки для страхов». Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко;
- «Стул для размышлений» служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
- «Стульчик доброты». На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;
- «Волшебный пластилинчик». Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
- Емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками, пуговицами;
- Шнуровка, ленточки, плетение кос;
- Дидактическая игра «Собери бусы»;
- Цветные клубочки пряжи разного размера. Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что это клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он успокаивается.
- Массажные мячи-«ежики». Обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
- «Мешочки настроений» - один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением (мешочек радости, веселого настроения, улыбок), другой – из темного материала, с изображением лица с плохим настроением; мешочки завязаны шнурками. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, плотно завязать, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.
- Зона повышения самооценки.
В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому в уголках могут быть:
- «Коробочки добрых дел», куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» — своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.
- Подиум;
- Медали;
- Мини-стенд «Герой дня»;
- «Сонные игрушки» (в период адаптации к ДОУ) - мягкие игрушки размером от 10 до 20 см, расположены на специальной полочке в спальне (по количеству детей). Для детей гиперактивных – игрушки с наполнителем. Воспитатель обращает внимание детей на полочку с игрушками: «Это сонные игрушки. Они помогут вам заснуть и увидеть сказочные сны». Тихо звучит музыка, под которую разбираются постельки. Вместе с игрушкой педагог подходит по очереди к детям, которые легли в постель, и шепотом обращается к каждому, называя его ласковым словом, подчеркивая его положительные черты характера, поведения, вселяя в него чувство уверенности. Например: «Ты сегодня так старался на занятии, что зайчонок выбрал именно тебя для сна. Он шепчет тебе ласковые слова (можно их произнести), и ты ему прошепчи тоже что-то приятное и приласкай его». Каждый день следует отмечать новые личностные приобретения ребенка. Игрушки тоже необходимо менять. После того как все игрушки «выбрали» детей, музыка затихает, и дети отдыхают. Пробуждаются дети под музыку, аккуратно ставят игрушку на полочку, поблагодарив за сон.
- Зона коммуникативного развития
Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития находятся игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:
- «Коврик дружбы» («коврик мира») - кусок тонкого пледа или ткани размером 90х150 см или мягкий коврик такого же размера. Педагог пишет на нем имена всех детей, а дети помогают его украсить. Как только возникает спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т.к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии.
- «Подушка примирения» - подушка, на которую можно сесть двум детям. К ней пришиваются на резинках перчатки. Поссорившиеся дети садятся на подушку, надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.
- «Коробочка для примирения» - яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы. Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.
- Игра «Мое настроение» («Доска настроений»). Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;
- Парные картинки - помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.
Где и как расположить психологический уголок – нужно решать индивидуально в каждой группе. Если совсем мало места – можно сделать складной уголок или зоны разнести в разные места.
Карта для анализа «Оснащение психологического уголка в группе»
Группа № ________(______________________________________)
Дата заполнения Карты __________________________
Воспитатели: ___________________________________________________________________
Психологические уголки в группах детского сада.
В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями. Все мы знаем, что исправлять проблемы, лечить неврологические нарушения очень сложно, иногда на это уходят годы, а то и вся жизнь. Поэтому в своей работе большое внимание мы уделяем именно профилактике психологических нарушений.
На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей и в первую очередь родителей, к сожалению, не достигают положительного результата. Поэтому мы уделяем большое внимание повышению психологической грамотности родителей и воспитателей. Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.
При подборе материала для психологических уголков мы учитывали потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Поэтому перед нами возникла задача — обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия. Таким образом, в уголке получилась зона для релаксации и саморегуляции, куда вошли следующие материалы:
— уголок для уединения;
— мягкие подушки или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
— телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
— груша для битья, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;
— мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
— набор бумаги для разрывания;
— коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
— стаканчики для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;
— ведерки для страхов. Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко;
— стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
— стульчик доброты. На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;
— волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
— дидактическая игра «Собери бусы»;
— цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;
— массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
— мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.
В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому у нас в уголках есть коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» — своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.
Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития у нас есть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:
— «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;
— игра «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;
— парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема;
— куклы би-ба-бо помогают повысить настроение, выразить свои внутренние переживания.
Так, в психологическом уголке получились три зоны:
— саморегуляции и релаксации;
— для повышения самооценки;
— развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Теперь у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его; способствуют развитию эмоционального интеллекта. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия. У многих детей повысилась самооценка, снизились агрессивность, раздражительность. Они стали более дружелюбными, помогают друг другу. А у воспитателей теперь есть возможность грамотно и вовремя помочь детям и предоставить альтернативу «плохому поведению».
Материалы для уголков подбираются с учетом их основного назначения, а именно:
Назначение | Материалы |
Зона для психологической разгрузки | Уголок для уединения(шатёр,палатка),мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми с семейными фотографиями, мягкие игрушки наличие в уголке шатра позволяет детям "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями |
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме | Боксёрская груша, куклы «БО-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени,дротики Справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольникам помогают боксерские груши, подушки для битья. |
Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции | Аудиозаписи(шум моря,голоса птиц и т.д.), цветные клубочки,волшебные предметы (плащ, шляпа, палочка, башмаки и т.д), свечи,фонтаны, игры с песком, водой, крупами,пуговицами, «Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел». Разнообразные волшебные предметы: шляпа, палочка, плащ, башмачки и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с дошкольниками сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время СД, но и в свободной игровой деятельности. |
Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр | «Азбука настроений», «Коврик дружбы», наст.-дидакт.игры «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска настроений» определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделение детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в дошкольном учреждении. |
Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей. | Подиум.медали, «сонные игрушки» Систематические игры детей с использованием мягких игрушек различных размеров после занятий или в период проявления негативных эмоции (после конфликтов, ухода родителей и т. п.) служат средством релаксации. "Сонные игрушки" активно применяются в период адаптации воспитанников к дошкольному учреждению, его режиму и требованиям, когда эмоциональные дети испытывают чувства тревоги, беспокойства, а иногда и раздражения, проявляют агрессию. |
Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде. | «Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик» На веселом коврике воспитанники развивают ловкость, эмоциональную отзывчивость, умения действовать в команде. Игра «Гусеница» формирует умение детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива. |
Материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:
*для психологической разгрузки воспитанников;
*обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
*обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
*обучение детей бесконфликтному общению;
*повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
*обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Так, например, наличие в уголке мягкой мебели даёт возможность расслабиться и способствуют снятию напряжения, поднятию настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оснащение музыкального уголка, театральной зоны в первой младшей группе.
Малыши - особый народ в дошкольном учреждении. От того, что их окружает, кто их окружает, зависит всестороннее развитие ребенка. Предлагаемый материал рекомендован для воспитателей первых младших груп...
Оснащение спортивного уголка
Оснащение спортивного уголка в детском саду...
Оснащение логопедического уголка в группе
Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную позн...
«Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах»
Воспитание любви и бережного отношения к книгам начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. В детском саду воспитатель дает детям первые ...
"Оснащение музыкального уголка в группе"
Как правильно оформить музыкальную среду в группе....
"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах
Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...
«Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»
консультация...