Правила для вопитателей при адаптации
консультация по психологии
Установление доверительного контакта с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_dlya_vospitateley_pri_adaptatsii_detey.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПРИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
ЭТАП 1
Установление доверительного контакта с родителями
Основная задача работы воспитателя: установить с родителями доверительный контакт, сформировать положительное отношение к учреждению.
Воспитатель должен познакомиться с медицинской картой ребенка, сведениями из личной карточки и ребенке у администратора.
До начала регулярного посещения ребенком дошкольного учреждения воспитатель должен назначить встречу с родителями (законными представителями) и познакомить их с правилами и требованиями учреждения
Во время беседы воспитатель должен выстроить с родителями доверительные отношения, во время которой выяснить:
• как называют ребенка дома и как можно обращаться к ребенку в детском саду;
• медицинские противопоказания и особенности предписания врача;
• особенности физического развития и здоровья;
• особенности домашнего режима дня: как ребенок обычно засыпает днем (с мамой, игрушкой, самостоятельно), как ребенок обычно ест (кормят, докармливают, ест самостоятельно);
• уровень навыков самообслуживания при пользовании туалетом, одевания, еды, коммуникации;
• интересы ребенка, его привычки, особенности поведения.
Воспитатель просит родителей по их желанию заполнить анкету «Готовность ребенка к дошкольному учреждению».
Воспитатель приглашает ребенка с родителем посетить групповое помещение (выбрать шкафчик, рассмотреть игрушки и т.д.) в удобное для него время (в тихий час или вечернее время).
Воспитатель рекомендует родителям:
• приблизить домашний режим дня дошкольного учреждения;
• провести с ребенком беседу, позитивно рассказывая о детском саде;
• готовить дома те блюда, которые ребенок будет получать в детском саду;
• формировать навыки самообслуживания, стимулировать речевую активность ребенка.
ЭТАП 2
Установление доверительного отношения с ребенком по время прогулки
Основная задача работы воспитателя: формировать доверительные отношения с ребенком, устанавливать контакт глаз, стимулировать инициативу ребенка в общении, снимать эмоциональное напряжение с помощью игр на коленях, тактильных игр, игр на подражание, игр-шуток, игр с игрушками-забавами. С начала регулярного посещения ребенком детского сада родители приходят ребенка на непродолжительное время на дневную и вечернюю прогулку, где воспитатель вовлекает ребенка в совместные игры, предлагает ему понаблюдать за тем, как за детьми приходят родители.
Когда ребенок начинает играть, не вызывая беспокойства по поводу отсутствия рядом родите ля, можно оставить ребенка на прогулку в полном объеме времени, отпустив родителя.
Если ребенок может находиться на прогулке без родителя, сохраняя положительное эмоциональное состояние, воспитатель рекомендует родителям постепенно увеличивать время пребывания ребенка в детском саду до полного объема времени его пребывания на утренней и вечерней прогулке.
На этом этапе можно предложить ребенку при ходить в детский сад с домашней игрушкой, с помощью которой он сможет быстрее найти партнера для совместных игр и общения с детьми.
Воспитатель в этот период помогает ребенку найти партнера для совместных игр, расширяет для ребенка спектр его деятельности на прогулки: совместные ролевые и подвижные игры, игры-забавы, наблюдение, общение с другими детьми, знакомит с правилами безопасного пребывания на участке, пользования малыми формами, обозначает территорию участка для пребывания ребенка на прогулке.
Если ребенок плачет при расставании с родителя ми, но затем чувствует себя хорошо, это не является препятствием к увеличению времени пребывания. Необходимо отслеживать, насколько у ребенка хватает сил обходиться без родителей, и считать это время оптимальным для пребывания ребенка в учреждении.
В случае, если эмоциональное состояние ребенка приближается к критическому, воспитатель обязан позвонить родителям и попросить прийти за ребенком.
Воспитатель вместе со специалистами учреждения заполняет лист адаптации ребенка и сообщает родителю обо всех изменениях, которые происходят с ребенком (поведение, эмоциональное состояние).
ЭТАП З
Установление доверительных отношений с ребенком в организованной и игровой деятельности в группе.
Основная задача работы воспитателя: продолжать формировать доверительные отношения с ребенком; формировать предпочтения ребенка в новой предметной среде (освоение месторасположения игрушек и игровых зон, стимулирование самостоятельного выбора игрушек и занятий, обучение обмену действиями как способу общения).
Воспитатель рекомендует родителям приводить ребенка в группу для совместных игр с детьми.
Желание ребенка включиться в игровую деятельность может быть сигналом участия ребенка в организованных занятиях.
Воспитатель в этот период помогает ребенку найти партнера для совместных игр, отмечает, в ка кие игры ребенок предпочитает играть, какая деятельность для него интересна.
Воспитатель должен обязательно отметить незначительные успехи ребенка на занятиях, обращая на это внимание других детей.
Желательно отдать ребенку его первый рисунок, аппликацию и поделку из пластилина домой, где показать их своим родственникам, похвалиться своими успехами, организовать из своих поделок домашнюю выставку.
ЭТАП 4
Установление доверительных отношений с ребенком во время приема пищи
Основная задача работы воспитателя: помощь ребенку в освоении совместного с ровесниками способа жизнедеятельности прием пищи (стимулирование желания принимать пищу вместе с другими детьми, формирование умения действовать сообща, подчиняться правилам жизни группы).
Когда ребенок с начала и до окончания прогулки находится в положительном эмоциональном состоянии, изъявляет желание играть и заниматься в детском саду, воспитатель предлагает родителям оставить ребенка на время обеда. Обедающего ребенка родитель может подождать в раздевалке, так, чтобы ребенок знал о его присутствии.
Если ребенок безболезненно остается на обед, можно предложить родителям приводить ребенка до на завтрак и оставлять ребенка до дневного сна.
Во время проведения адаптационного периода не следует требовать от ребенка, чтобы он съедал завтрак и обед полностью против своего желания. Воспитатель должен рассказать родителю, какие блюда ребенок отказался съесть, а какие ел с удовольствием, уточняя его вкусовые предпочтения.
ЭТАП 5
Установление доверительных отношений с ребенком во время организации сна
Основная задача работы воспитателя: помощь ребенку в освоении совместного с ровесниками способа жизнедеятельности - дневной сон (стимулирование желания участвовать в дневном сне вместе с другими детьми, формирование умения действовать сообща, подчиняться правилам жизни группы).
Воспитатель заинтересовывает ребенка спальной комнатой. Родители вместе с воспитателем заранее сообщают ребенку, когда он останется полежать в своей кроватке (например: завтра или через день).
Не нужно настаивать, чтобы ребенок разделся или лег в кровать: достаточно, если в первые дни, оставаясь на тихий час, он полежит на кровати одетым.
Можно предложить принести из дома игрушку, которая будет лежать в кроватке вместе с ребенком.
Если ребенок безбоязненно принимает участие в дневном сне, воспитатель предлагает ребенку переодеться в пижаму.
Можно попросить родителей, чтобы это была новая пижама.
Воспитатель должен высказать свое положительное отношение пижаме ребенка. Во время окончания сна для ребенка, который проходит адаптацию, можно организовать постепенное пробуждение и присутствовать около ребенка, так как он может испугаться незнакомого помещения.
Если ребенок плачет и ни на что не отвлекается, воспитатель может позвонить родителям и попросить забрать ребенка. Однако это необходимо сделать лишь после того, как воспитатель исчерпал возможные способы успокоить или отвлечь ребенка.
В случае, если эмоциональные реакции ребенка резко отрицательные, воспитатель обращается за помощью к специалистам учреждения рекомендует родителям забирать ребенка после обеда.
Через 5-10 дней можно повторить попытку оставить ребенка на тихий час.
ЭТАП 6
Установление доверительных отношений с ребенком по второй половине дня
Основная задача работы воспитателя: помощь ребенку в освоении совместного с ровесниками способа жизнедеятельности прием пищи (полдник), дополнительные занятия и игры во второй половине дня (стимулирование желания участвовать в деятельности вместе с другими детьми, формирование умения действовать сообща, подчиняться правилам жизни группы).
После дневного сна, если ребенок не высказывает беспокойство и тревожность по поводу отсутствия родителей, ребенку предлагается полдник. Полдничающего ребенка родитель может подождать в раздевалке, чтобы ребенок знал о его присутствии
Ребенок остается в детском саду, чтобы принять участие в совместных играх с детьми после полдника, дополнительных занятиях по выбору ребенка. Ребенка оставляют на полный день пребывания в детском саду.
В период адаптации воспитатель должен максимально учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, создавая атмосферу эмоционального комфорта и ощущение безопасности. Нельзя требовать от ребенка одномоментного отказа от привычек (даже отрицательных) до окончания периода адаптации, однако можно предпринимать попытки отвлечь ребенка от них.
На протяжении адаптационного периода воспитатель вместе со специалистами заполняет лист адаптации.
После длительного перерыва в посещении детского сада (более 2 недель болезни, каникул и т.п.) ребенок проходит период адаптации заново.
Адаптационный период считается законченным, если:
• ребенок спокойно расстается с родителями;
• с аппетитом ест;
• быстро засыпает, вовремя просыпается;
• нашел себе партнеров для совместной деятельности;
• эмоционально общается с окружающими;
• играет.
Правильно организованный период адаптации залог последующего комфортного пребывания ребенка в детском саду и его физического и психологического здоровье в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
6 правил для успешной адаптации
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙКаждый родитель, отдавая ребёнка в детский сад, переживает насколько быстро ребёнок адаптируется (иначе говоря, привыкнет) в детском саду. Вот 6 несложных правил, котор...
"Взаимодействие родителей и вопитателей в подготовке детей к школе."Консультация для родителей.
Дорогие родители! Вот еще на один год стали старше наши дети. Незаметно пролетит год, и в жизни детей наступит радостное время – время поступления в школу. Оче...
Родительское собрание "Примите наши правила. Малыш в период адаптации"
Познакомиться с родителями, создать благоприятный эмоциональный настрой; познакомить родителей с правилами нахождения детей в детском учреждении, с особенностями адапта...
Консультация для вопитателей
laquo;Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей»...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации
1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...