Транслирование опыта работы
консультация
В разделе представлены разнообразные формы взаимодействия педагога-психолога и воспитателей: консультации, круглые столы, тренинги, а также участие в педагогическом совете, в заседании форсайт-центра. Участие в создании сетевых образовательных ресурсов "Педагогические инициативы", создание методических разработок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие психолога с воспитателями:
«Психологическая компетентность педагога ДОУ»
Цель:
Повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога.
Материалы: мультимедийная доска, фломастеры, бумага, конфеты, цветы из бумаги трех цветов, ступеньки самооценки.
Ход тренинга:
1. Приветствие:
Игра «Слово настроения» (в кругу)
Цель: создание позитивного настроения.
Каждый участник тренинга называет слово, которое улучшает ему настроение (например: «солнышко», «дети», «тепло» ....)
2. Упражнение «Самооценка педагога»
Раздать цветы (три цвета), каждый участник тренинга выставляет цветок на ступеньки самооценки.
Сесть за три стола.
3. Вступительное слово психолога о психологической компетентности педагога ДОУ, цель и содержание тренинга.
4. Правила работы в тренинге.
5. Упражнение «Хорошо быть воспитателем?»
Задача: Вспомнить положительные и отрицательные стороны в работе воспитателя. Каждый участник называет пример положительной или отрицательной стороны в работе воспитателя.
(Начинать с отрицательных). (Психолог печатает в компьютере? все видно на интерактивной доске.) Называют по очереди.
Задание: «Статус детей». Работа в группах.
Вступительное слово психолога о статусе детей в группе.
Межличностные взаимоотношения отслеживаются уже в раннем возрасте, когда ребенок одним детям отдает игрушку, принесенную из дома, а другим - нет, с одними общается а некоторых детей не замечает. В младшем дошкольном возрасте мы можем определить, кто с кем дружит.
В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. В этом возрасте достаточно высокая степень ориентированности детей на личностные качества сверстников. Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками.
Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях специалистов было показано, что в течение дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива - одни дети становятся все более желанными большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выбора, которые делают дети, меняется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду в большой степени зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.
Социальная структура группы в старших группах (по результатам исследования межличностных взаимоотношений детей) состоит из «детей-звезд», детей, которые предпочитают - это дети с высоким статусом, и детей с низким статусом – «презренных детей», «изолированных детей», «отвергнутых» или «обездоленных».
Задача воспитателей: способствовать тому, чтобы детей с низким статусом становилось все меньше.
1 группа (стол) - описать качества ребенка - «звезды»,
2 группа (стол) - описать ребенка с высоким статусом, (принятые дети, или дети, которых выбирают).
3 группа (стол) - описать ребенка с низким статусом. (Отвергнуты дети и изолированные)
Слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, гордость, грубость, вежливость жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятность, открытость, раздражительность, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, доверчивость, нервозность, нерешительность, несдержанность, льстивость, обидчивость, осторожность, доброжелательность, подвижность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпимость, робость, уступчивость, холодность, честность, самостоятельность, агрессивность, энергичность, медлительность, застенчивость, смелость, драчливость, трусость, щедрость, доверчивость, самоуверенность, независимость, трудолюбие, рассудительность, креативность, мечтательность, увлеченность, остроумие, дружелюбие, заботливость, преданность, смелость, возбуждение, активность, решительность, прямолинейность.
Советы психолога по повышению статуса детей в группе.
7. Упражнение «Ладошки» (по 6 ) (конфеты).
Цель: Сохранение психологического комфорта всех участников тренинга.
Все участники тренинга делятся на группы - по 6. Каждый участник на отдельном листе бумаги рисует свою ладонь. (Обводит контур ладони) и подписывает ее в центре изображения, Пишет «Ты» и стрелочкой показывает на каждый палец.
После участники по кругу передают свои ладошки, где по очереди пишут на пальце один комплимент своим коллегам. Один участник пишет один комплимент в одну ладошку. Когда все пять пальцев заполнятся комплиментами, ладошки возвращаются их владельцам.
Работа в группах. (4 группы - времени года). Добавить 1 стол
8. Задание «Проблемные ситуации».
У вас в конвертах описаны проблемные ситуации. Ваша задача обсудить и на бумаге написать пути решения данной проблемной ситуации. Договоритесь, кто будет представлять ваше решение.
1. В семье Антон был нежелательным ребенком. Мама говорила ему, что он не похож на родителей. Родители постоянно придерживались строгого контроля над ребенком, применяли постоянные наказания, не обращали внимания на ребенка в достаточной степени. Антон чувствовал это, становясь упрямым, замкнутым. Ему трудно было найти общий язык со сверстниками и взрослыми, ведь он был уверен, что он никому не нужен.
А) Какой стиль воспитания ребенка в семье (демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).
Б) Как вы думаете которая самооценка у Антона?
В) Как помочь ребенку чувствовать себя нужным, научить жить в детском коллективе.
Г) Какие рекомендации родителям?
2. Алену родители воспитывают строго, она постоянно слышит слова: «А что скажут о тебе другие?» Дома существует постоянный строгий режим, дисциплина. Беспрекословное выполнение задач. Если у Алены что-то не получается, она это болезненно переживает, но скрывает свою боль, потому что она должна быть воспитанной и сдержанной. Девочка начала бояться, что если не сможет выполнить какое-то задание, то не заслужит одобрение со стороны родителей или воспитателей. Она стала тревожной, начала негативно относиться к себе. Алена часто остается наедине со своими переживаниями, думая, что она не такая как все.
А) Какой стиль воспитания в семье? (Демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).
Б) Как вы думаете, какая самооценка формируется у ребенка за время такого воспитания?
В) Как помочь ребенку?
Г) Какие рекомендации можете дать родителям?
3. Оксана в семье является поздним, долгожданным ребенком. Родители, дедушки, бабушки постоянно беспокоятся о ней, детские болезни - это настоящая паника, трагедия. Ребенку говорят о том, что ее повсюду подстерегает опасность. Поэтому ее не выпускают на улицу, запрещают играть с другими детьми. Взрослые часто не согласовывают свои действия с желаниями ребенка. Иногда Оксана тревожно спрашивает: «А я не заболею?», «А я не умру?». В детском саду она часто плачет, со страхом и недоверием воспринимает все новое, не умеет общаться со сверстниками. Девочка нерешительная, несамостоятельная, слишком чувствительная, робкая, чувствует себя неудовлетворенной.
А) Какой стиль воспитания в семье? (Демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).
Б) Какова самооценка у ребенка?
В) Как ей помочь?
Г) Какие рекомендации можно дать родителям?
4. В семье Сережи мальчика любят все. Все, что не сделает ребенок, - это замечательно, талант. Мама и папа всегда одобряют его поступки. Желания сына мгновенно удовлетворяются. Интересы окружающих игнорируются. Любой режим и дисциплина отсутствуют, обязанности ребенка сведены к минимуму, а права-ограничены. Если что-то делается не так, как хочется Сереже, начинаются истерические реакции
В группе ДОУ мальчика сверстники не признают за лидера, ведь он на самом деле, кроме восхваления, ничего не умеет. Самоуверенность сменяет неуверенность, нерешительность, неумение постоять за себя, душевный дискомфорт. Сережа стал нелюдимым и агрессивным.
А) Какой стиль воспитания в семье? (Демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).
Б) Какова самооценка ребенка?
В) Как ему помочь наладить контакт со сверстниками, взрослыми?
Г) Какие рекомендации можно дать родителям?
Обобщение упражнения.
Завершение работы тренинга:
Рефлексия того, что произошло на тренинге.
- Что дала Вам работа в тренинге?
- Произошли ли у Вас какие-либо изменения?
- Как Вы сейчас себя чувствуете?
- Можно ли использовать предлагаемый метод или отдельные игры в вашей профессиональной деятельности?
- Ваши замечания и предложения по проведению тренинга.
Предварительный просмотр:
Деловая игра с педагогами «Проверь свои способности»
В игре участвует весь педагогический коллектив дошкольного учреждения, который разбивается на две команды. Каждый педагог достает из коробочки номер, соответствующий номеру команды. Таким образом, формируются команда №1 «Деятельность» и команда №2 «Творчество». Выбирается жюри из представителей администрации (заведующий, методист), которое оценивает правильность, оригинальность ответов, а так же чувство юмора, находчивость.
Далее предлагаются различные задания, направленные на развитие и раскрытие способностей педагогов. В конце игры проводиться награждение победителей.
Варианты заданий:
1. «Разминка»
Команда высказывают свои идеи и ответы на каждый вопрос:
- Что нужно для того, чтобы стать миллионером?
- Что делать, чтобы дети не уснули на занятии?
- Существует ли ключ к сердцу женщины? Если да, то какой?
- Как избавиться от лишнего веса, не ограничивая себя в еде?
- Что делать, когда одни строят козни, а другие воздушные замки?
2. «Стань поэтом»
Участникам предлагается придумать рифму к незаконченному предложению
Команда «Деятельность» | Команда «Творчество» |
Шла корова по луне… | Килька плавала в томате… |
Сварен суп из топора.. | Стрекоза на шляпу села… |
Оторвали хвост собаке… | Мы спросили попугая… |
3. «Запомни фигуры»
Для данного конкурса необходимы доска, мел и тряпка.
Рисуются шесть фигур (по очереди). Сначала одна, затем она стирается и на ее место рисуется другая. Каждая из них демонстрируется семь секунд. Все участники пробуют восстановить последовательность фигуры.
Фигуры: треугольник, квадрат, круг, круг в квадрате, крестик в квадрате, крестик, косая палочка с точкой посередине.
4. «Придумай модель»
Придумать, нарисовать и дать описание новой модели:
«Домик для птиц» – команда «Деятельность»
«Спортивный снаряд» – команда «Творчество»
5. Вопросы на смекалку.
Балл зачисляется тому, кто первый правильно отвечает на вопрос:
- Сколько яиц можно съесть натощак? (одно, остальные не натощак)
- Что случится с вороной через три года? (пойдет четвертый год)
- У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестер? (одна)
- Кто над нами вверх ногами? (Муха)
- На что похожа половина яблока? (На другую половину)
- Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)
- Какая птица состоит из буквы и реки? (иволга)
- Сколько минут надо варить крутое яйцо: две, три или пять? (нисколько, оно уже сварено)
6. «Изобрази без предмета»
Каждому участнику предлагается изобразить предмет или действие, а соперники отгадывают, что было изображено. Жюри оценивает в данном задании артистичность, оригинальность.
1. Вдеть нитку в иголку.
2. пришить пуговицу.
3. подбросить и поймать мяч.
4. пе6ребрасываться с товарищем мячом.
5. Наколоть дров.
6. Заточить карандаш.
7. Перенести предмет с одного места на другое.
8. Развернуть и сложить газету.
9. несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.
10. Брать поочередно в руки очень холодный, теплый, горячий предмет
11. Понюхать яблоко, апельсин, розу, гвоздику, лук, нашатырный спирт.
12. Поставить несколько тарелок одна на другую, не производя при этом ни малейшего шума.
Подводятся итоги игры. Педагоги обмениваются своими впечатлениями.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Как облегчить ребёнку расставание с родителями»
Болезненная разлука с родителями может возникнуть у детей любого возраста. Детям тяжело расставаться с родителями по многим причинам – это и страх разлуки, и плохое настроение, и конфликт между ребенком и родителем, и долгий перерыв в посещении детского сада, и др. Со стороны педагогического персонала требуется поддержка, важно успокоить ребенка, объяснить, что родители вернутся за ним, а во время их отсутствия о нем позаботятся.
Как быть…?
ВОСПИТАТЕЛЯМ
- Выясните, какие игрушки и какие занятия интересуют ребенка, и предложите их ему, когда он появится в группе.
- Уделяйте ребенку дополнительное внимание, пока он привыкает к обстановке и успокаивается.
- Встречайте ребенка в приемной с улыбкой, радостью, что он пришел к вам в группу.
- Увлеките ребенка интересной игрушкой, сюрпризным моментом, интересным заданием или вовлеките его в коллективную игру.
- Поговорите с ребенком, скажите ему, что вы понимаете его чувства. Дайте возможность ребенку выразить свои чувства в рисовании или разговоре со взрослым, которому он доверяет, или с «лучшим другом».
- Разрешайте ребенку приносить с собой из дома любимую игрушку, книгу. Прочитайте книгу для всех детей, пусть ребенок научит других детей играть в свою любимую игру.
- Порекомендуйте родителям первое время забирать ребенка пораньше, чтобы он не остался последним в группе.
- И, что самое важное, создайте вокруг ребенка обстановку безопасности и заботы.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Чего не стоит делать, когда ребёнок плачет»
- Не уговаривайте перестать плакать.
Обычно это только усугубляет ситуацию.
- Не стремитесь вызвать чувство стыда.
Не грозите наказанием. Это лишь усилит негативные эмоции.
- Избегайте дополнительных раздражителей.
Не способствуйте возбуждению: не повышайте голос, не делайте резких движений, не включайте громкую музыку и т.д.
- Не «покупайте» хорошее настроение.
Не предлагайте ребёнку «бонусы» за прекращение истерики.
- Не используйте шантаж даже в шутку.
Выгода будет сиюминутной, а негативные последствия – длительными.
«Игры и упражнения, чтобы переключить внимание детей»
- Игры – проговаривания.
Нужно проговаривать хором окончания начатых фраз. Например: «Ладушки», «Про сороку».
- Игры с имитацией движений.
Например: «Игры с пальчиками», «Заинька».
- Словесные подвижные игры.
Например: «Коза рогатая», «На птичьем дворе», «Хохлатка», «Сова», «Петушок».
- Игры для сенсорного развития.
В уголке сенсорного развития нужны панели Монтессори», светооптический душ, мягкие модули.
- Тактильные игры.
Например: «Потягушки», «Злая и добрая кошка», «Дождик капает». Они снимают мышечное напряжение.
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов
«Как эффективно выстроить общение с родителями».
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Средства и способы: сердечки из бумаги, ваза для сердечек, памятки на каждого воспитателя («Портрет идеального воспитателя», тест на эффективность общения, «Правила конструктивного взаимодействия с родителями), ручки, мультфильм «Моя жизнь», релаксационная музыка для упражнения «Улыбка», веселая музыка для упражнения «Веселая шляпа», шляпа, микрофон («Внешнее согласие»)
Время: 40 минут.
Ход семинара:
Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.
1. Упражнение «Сердечки» (5 минут)
П-п: Возьмите себе, пожалуйста, немного сердечек. (После того, как все участники взяли сердечки). А теперь я попрошу вас представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько сердечек у вас в руках.
2. Притча «Страшный сон» (3 минуты)
П-п: Я предлагаю прослушать и обсудить притчу.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.
Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.
Придворные очень удивились.
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать.
Вопросы для обсуждения:
- Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума?
- В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов;
- Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или как второй толкователь?
- Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?
3. Теоретическая часть (2 минуты)
На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребят домой. Бывает так, что педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. Стоит помнить, что у педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Педагог может дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Наш семинар посвящён тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
4. Тест на эффективность общения (3 минуты)
П-п: Для того чтобы понимать другого человека, необходимо знать самого себя. Я предлагаю оценить ваш уровень коммуникабельности с родителями.
(Каждый участник семинара получает раздаточный материал)
Педагог-психолог: проверьте свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
I.
А) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения.
Б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
II.
А) меня должны уважать.
Б) я должна завоевать уважение.
III.
А) я должна быть в центре внимания.
Б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
IV.
А) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) я всегда авансирую доверие родителям.
Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.
Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
5. Упражнение «Руки». (1 минута)
Соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно оказывает сопротивление, хотя такой настройки не было. Вывод- в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, те агрессия вызывает агрессию. Если один человек недружелюбно настроен к другому человеку, он это почувствует и неосознанно примет меры защиты.
6. Упражнение «Вопрос – ответ» (1 минута)
П-п: А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания.
Ответьте, пожалуйста на следующие вопросы:
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
3. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
4. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)
5. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
П-п: Общение наивысшая радость, дарованная людям. Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. В процессе взаимодействия важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Все средства общения делят на: вербальные, невербальные и паралингвистические.
К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанцию, позы; а к паралингвистическим – тембр, темп голоса, интонацию, паузы.
7. Упражнение «Взгляд». (3 минуты)
П-п: Продемонстрируйте ваш взгляд на родителя: с укоризной, с запретом, с удивлением, с гневом, с радостью, а безразличием, с ожиданием дальнейшего действия.
Обсуждается значение взгляда в технике общения.
П-п: Как вы уже прочувствовали, взгляд имеет большое значение. Смею дать вам один совет: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и вызывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.
8. Упражнение: «Тренировка интонации» (2 минуты)
П-п: Приветствуйте, пожалуйста, родителей словом «Здравствуйте!» с оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, иронии, безразличия. Упражнение выполняется совместно. Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом и интонацией.
9. «Правило трех плюсов». (2 минуты)
Обучение педагогов навыкам гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
Педагог-психолог: общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов».
+ Для того, чтобы люди хотели с вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, поражает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
+ Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте Анна Ивановна!»
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.
+ В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, - его ребенка.
10. Упражнение «Живая шляпа» - (комплимент родителю) (5 минут)
П-п: Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это родитель, которому вы говорите что-либо положительное о «ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравиться!»
Обсуждение упражнения.
- Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?
- Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
П-п : любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности
11. Упражнение «Внешнее согласие» (2 минуты)
П-п: А сейчас мы попробуем находить в высказываниях партнера то, с чем можно согласиться. Я обращаюсь к участникам с нелепым утверждением или вопросом. Вам нужно согласиться, что бы ни говорилось. Это может быть часть высказывания или вопроса - то, что может быть интересным, ценным, соответствовать истине.
Примеры
Вопрос: «Правда, у Марии Григорьевны красивая кофточка? У нее такой чудесный желтый цвет!» (У Марии Григорьевны черная кофта.)
Вариант ответа: «Я тоже люблю желтый цвет!»
Утверждение: «Как хорошо, что наши участники достигли пенсионного возраста!»
Вариант ответа: «Да, люди собрались зрелые».
Вопрос: «Скажите, ну зачем вы так пристально смотрите на меня?»
Вариант ответа: «И действительно, что это я...»
Вопрос: «Вы редко смотрите на партнера по общению?»
Вариант ответа: «Может вы и правы».
Утверждение: «Вы постоянно "жужжите" и "жужжите", когда я прихожу за
ребенком в детский сад. Это раздражает!»
Варианты ответа. «Да, мы много общаемся, у нас весело»
12. Обсуждение примерного кодекса общения (1 минута)
П-п: Обсудим примерный кодекс общения. Согласны ли вы с тезисами?
-Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
-Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
-Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе.
-Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
-Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
-В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
13. Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь» (5 минут)
Мультфильм снят режиссером Натальей Березовской в 2000 году. Главный герой – маленький забавный поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира.
В ходе обсуждения педагоги приходят к выводу, что мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон», представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.
14. Релаксационное упражнение «Улыбка». (3 минуты)
Психолог: «Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло. Давайте попробуем выполнить вместе.
Рефлексия (2 минуты)
П-п: вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю взять на память об этом дне себе сердечко, а второе сердечко с пожеланиями, с впечатлениями о сегодняшней встрече, с вашими высказываниями: что понравилось, что не очень, какая игра или упражнение вам понравилось - отправить в коробочку, некую почту. Раздача памятки «Портрет идеального педагога» и «Правила конструктивного взаимодействия с родителями». Всем спасибо, с вами приятно было работать и общаться! Удачи вам!
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей старших групп
«Методы борьбы с детской истерикой»
С детскими истериками сталкивается почти каждый воспитатель и родитель. В этой ситуации взрослые часто не знают, как справиться с собой и ребенком. В отчаянии вешают на ребенка ярлык, называют его истеричным, прибегают к наказаниям. Причина этого – недостаточные психолого-педагогические знания, личная уязвимость и эмоциональная неустойчивость взрослых.
Чтобы помочь ребенку выйти из неконтролируемого состояния, воспитателям важно знать, что такое истерика, чем она отличается от капризов.
Как распознать истерику
Истерика – это потеря связи с реальностью. Ребенок попадает в дисбаланс, в состояние аффекта, где неспособен регулировать свое поведение. Область мозга, отвечающая за контроль и регуляцию, уступает место более древним структурам – эмоциям, и инстинкты замещают сознание. В таком состоянии ребенок не может сам восстановить контакт с окружающим миром – ему нужна помощь со стороны. Поэтому не следует путать истерику с сознательной манипуляцией, когда ребенок пытается изменить намерения взрослого вопреки его интересам.
На уровне тела истерика имеет яркие телесные проявления, которые легко заметить. Ребенок захлебывается слезами и криком, бросается на пол, бьется головой о предметы, теряет спокойный ритм дыхания и не отвечает на обращения к нему окружающих людей. Если ребенок реагирует на взрослых и отвечает сквозь плач, его поведение может меняться, то к истерике это не имеет никакого отношения.
Причины истерики
Истерика происходит в ситуациях, которые организм воспринимает как экстремальные - угрожающие жизненно-важным функциям. В таком состоянии ребенок не способен думать. У него срабатывает инстинкт самосохранения, требуя быстрого реагирования. На уровне физиологии ЦНС отправляет импульс телу, как команду к действию самозащиты, что приводит к бурным телесным проявлениям.
Как справиться с истерикой
Помочь ребенку пережить истерику можно только в том случае, если сам взрослый находится в эмоционально устойчивом состоянии. Истерика ребенка часто провоцирует истерику взрослого. Аффект истерики особенно заразителен для людей с проницаемыми границами.
Если взрослый не знает, на что ему опираться во время детской истерики, то сам попадает в дисбаланс, впадает в состояние отчаяния и повышенной эмоциональности. Для взрослого эта ситуация становится угрозой, в которой он ищет способы справиться со своим состоянием, часто путем ликвидации раздражителя со стороны. Поэтому ему самому хочется кричать, швырять предметы, ругаться. Но если у ребенка еще не сформированы когнитивные функции, то у взрослого они работают достаточно хорошо, чтобы научиться себя регулировать.
Создайте для себя опору и устойчивость. Через когнитивные функции – уговоры, рациональные убеждения опору создать не удастся. Чтобы создать устойчивость, обратитесь к телесным ощущениям. Почувствуйте свой вес, то, как ноги стоят на земле. Мысленно проследите за своим дыханием и попробуйте его отрегулировать. Оцените, в состоянии ли вы помочь ребенку справиться с истерикой и при этом сохранить собственную эмоциональную устойчивость. Ваша задача не успокоить или расслабить себя, а попытаться почувствовать ощущения в теле. Так начинает работать саморегуляция организма. Просто дышите, наблюдайте за телом и оставайтесь с тем, что есть. Тело станет первой точкой опоры.
Помогите ребенку найти устойчивость. Во время истерики ребенок переживает дезориентацию – не понимает, на что ему опереться, чтобы успокоиться и как сохранить себя. У него отсутствует ощущение необходимых границ. Ребенку важно помочь обнаружить эти границы через собственное тело, которое находится в беспорядочном движении. Сделать это можно с помощью физического контакта, чтобы ребенок почувствовал состояние своего тела. Пробуйте разные формы физического взаимодействия: объятия, прикосновения, а также вербальные средства: тембр голоса, нужные слова.
Присядьте рядом с ребенком на корточки и крепко обнимите его. Или соберите его в охапку, мягко и уверенно создайте кольцо вокруг тела ребенка. Важно обнимать так, чтобы он ощутил эти границы. Будьте внимательны и отзывайтесь на сигналы ребенка. Если он скажет, что ему «больно» или «сильно», то ослабьте объятия. Телесный контакт не должен быть насилием.
Сделайте проминание тела ребенка: массаж ног, рук, спины. Подкрепляйте ваши действия успокаивающими словами: «Вот твои руки, а это твоя спинка, это ножки, голова».
Говорите спокойным голосом. Ваш голос не должен быть угрожающим, не обращайтесь к ребенку свысока. Дети лучше воспринимают слова, произнесенные тихим голосом. Говорите неторопливо и уверенно - это поможет ребенку ощутить, что на вас можно опереться. Например: «Я рядом, я тут, все хорошо».
Когда вы видите, что ребенок приходит в себя, начинайте с ним потихоньку разговаривать. Помогите ему сориентироваться в том, что произошло. Не отталкивайте ребенка, не наказывайте его и не оценивайте. Просто признайте случившееся - назовите то, что происходит в настоящий момент.
Простые фразы помогут дошкольнику сориентироваться, восстановить картину реальности. Например: «Катя плачет. Катя очень расстроена. Катя хотела игрушку». Каждый новый пункт в послании вводите медленно, повторив предыдущий. Убедитесь, что ребенок вас воспринимает. Такими словами вы подтверждаете, что видите ребенка. Ему необходимо быть замеченным и понятым.
Если ребенок реагирует на вашу речь, поддерживает диалог, значит, острый аффект заканчивается. Но не ждите, что выход из дезориентации пройдет быстро, он может длиться дольше, чем сама истерика. Ребенок постепенно возвращается к нормальному состоянию. Спустя некоторое время вы обнаружите, что ребенок готов к переговорам. Расскажите ему, что произошло. Попытайтесь вместе с ребенком проговорить, понять, что его так расстроило.
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие для педагогов «Хорошее настроение-залог здоровья»
Цели занятия:
- Активизация процесса самопознания и взаимопознания у педагогов;
- Создание условий для групповой сплоченности;
- Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
- Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
Задачи занятия:
- Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
- Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;
- Рассмотреть и апробировать варианты снятия эмоционального напряжения;
- Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива;
Здравствуйте, уважаемые педагоги! (Участники тренинга сидят на стульях в кругу.)
Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.
Ведущий: В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.
– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?
– Или Вы чувствуете усталость?
– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?
Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.
Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета».
Карточки «Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Упражнение «Имя – профессиональное качество».
Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое профессиональное качество, начинающееся на первую букву (при затруднении — на вторую) его имени. Например, Ирина — изобретательная, Екатерина — естественная.
Упражнение «Самоанализ» (раздать листы А4, ручки и цветные карандаши).
Инструкция: В левой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (слайд № 3)и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.
Обсуждение: Охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно этот цвет и данную фигуру.
Мини-лекция «Профессиональное «выгорание»
Наш тренинг сегодня посвящен профилактике синдрома профессионального выгорания.
Синдром профессионального “выгорания”, это процесс, развивающийся во времени. Начало “выгорания” лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равноправия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и личностных ресурсов и “выгоранию” работающего человека.
Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.
Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.).
- Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?
Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:
- предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка
- отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства
- недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное
- невозможность влиять на принятие важных решений
- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)
- работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением)
- отсутствие каких – либо интересов вне работы
- переживание несправедливости
- неудовлетворенность работой
1) Первый признак выгорания – эмоциональноеистощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска (слайд №7).
2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.
3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.
Профилактика профессионального выгорания
- НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.
- НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
- НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
- Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
- Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Ф.И.О.______________________________________________________________________
Экспресс-оценка «выгорания»
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен | да | нет |
2 | Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления | да | нет |
3 | Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры | да | нет |
4 | То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики) | да | нет |
5 | На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. | да | нет |
6 | Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно | да | нет |
7 | С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной | да | нет |
8 | О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое | да | нет |
9 | Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям | да | нет |
10 | За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое | да | нет |
Оценка результатов
- балл- синдром выгорания вам не грозит
2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел
7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
ПРИТЧА ПРО СТАКАН
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"
- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
Упражнение «Портрет педагога»
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.
Материалы: листы ватмана, маркеры, мелки, карандаши.
Инструкция: Делимся на две группы.
Первая группа: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально выгоревшего педагога».
Вторая группа: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально благополучного педагога».
Далее тренер предлагает каждой подгруппе рассказать о том образе, который у них получился.
После того как участники нарисуют образы данного педагога, тренер предлагает разработать рекомендации по предотвращению или преодолению симптомов эмоционального выгорания.
Далее участники обсуждают результаты своей работы. Задача тренера сделать акцент на значимости внутренних резервов педагога в преодолении профессионального выгорания, на том, что многое зависит от нас самих.
Игра «Ветер дует на того, кто…»
Цель: развитие интереса друг к другу, поднятие настроения.
Проведение: Все участники, кроме одного – ведущего, садятся на стулья, образуя круг. Ведущий говорит, например: «Ветер дует на того, кто в кроссовках», тогда все участники, одетые в кроссовки, должны встать, найти другой свободный стул и сесть на него. Тот, кто остался без стула, становится ведущим, встает в круг и говорит: «Ветер дует на того, у кого... (например, в рубашке, любит мороженное, смелый, сильный, улыбается и др.)... и игра продолжается.
Упражнение “Самоанализ”
Инструкция: В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.
Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.
Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими (слайд № 19).
Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.
Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
Благодарю всех за работу!
Пожелание:
В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей средних групп
«Как помочь ребенку заснуть в «тихий час»?»
Требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Всем известно, что здоровье человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в дошкольном периоде. В процессе контрольно-надзорной деятельности специалисты службы Роспотребнадзора уделяют огромное значение вопросам соблюдения в ДДУ и других образовательных учреждениях требований к режиму дня, его соответствию возрастным нормам детей, разъяснительной работе с родителями и педагогами.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.
Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
Чем полезен тихий час для детей в детском саду?
Зачем нужен тихий час в детском саду? Обеденный сон очень важен для детей и нужен прежде всего для того, чтобы ребенок отдохнул. Поэтому для того, чтобы ребенок мог усвоить материал, ему важно отдыхать днем. Когда ребенок выспался ему все нравится, и он хорошо соблюдает режим. Практика показывает, что те, кто приучены к тихому часу, хорошо учатся и у них успеваемость в школе и обучение идет лучше, чем у тех, кто пренебрегал обеденным сном. Детский сон – важное составляющее здоровья и развития малыша. В детском саду - тихий час. Дети спят, и, кажется, что ничего не происходит. Но это только кажется. Не спит мозг. Во сне ребенок восстанавливает силы, набирается энергии, растет, нормализуется его психологическое состояние.
Детский мозг во сне продолжает обработку полученной за день информации, «фильтрует» негативные и позитивные впечатления, вбирает нужные для последующей деятельности сведения и «отправляет» их в память. Во время бодрствования на психику ребенка буквально обрушивается поток разнообразной информации - игры, занятия, общение. Мозг слишком занят текущей деятельностью, и просто не в силах сразу справиться с распределением всего вороха сведений и умений по «шкафчикам» долговременной памяти, поэтому «укладка» того, что нужно для будущего, происходит во сне.
Во время сна отдыхает весь организм, замедляются все жизненные функции: спокойнее работает сердце, реже делается дыхание, расслабляются мышцы. В норме с 3 лет ребенок спит один раз днем в течение 2—3 часов. С 5 лет ребенок должен спать не меньше 12 часов в сутки, с обязательным дневным отдыхом в течение 1,5 часов.
Для чего нужен тихий час в детском саду?
Сон влияет на психологическое воспитание ребенка. Если ребенок не выспится у него повышается нервозность. Особенно чувствительны к этому малыши от 3-х до 4,5-й лет. Если ребенок регулярно не высыпается и устает, это влияет также и на его умственное развитие. Именно поэтому тихий час для детей дошкольного возраста очень важен. Тихий час – это время тепла и покоя. Однако иногда он для некоторых детей превращается в настоящую пытку. Дети с трудом дожидаются окончания этого режимного момента. Взрослые призывают соблюдать правило тишины и контролируют поведение детей.
Сделать дневной сон безмятежным вы сможете, если обратите внимание на создание правильной атмосферы, проведете с детьми специальные успокоительные процедуры.
Как быть…
- По возможности затемните помещение спальни и включите детям негромкую спокойную музыку, пусть она играет во время тихого часа.
- Соблюдайте режим, не стремитесь детей уложить пораньше, важно, чтобы дети испытывали усталость перед сном.
- Перед сном почитайте детям или спойте песенку, дайте им возможность хотя бы 10 минут полежать и полистать книжки.
- Используйте игрушки, другие предметы, помогающие ребенку уснуть.
- Между кроватками сделайте расстояние 0,5–0,7 метра, чтобы дети не
мешали друг другу. Детей, которые спят рядом, положите валетом. - Напомните детям установленные вами правила на время тихого часа.
- Посидите с теми, кому это необходимо, на кроватке, погладьте их по спинке, помассируйте.
- Некоторым детям нужно поворочаться с боку на бок, чтобы уснуть, предоставьте им эту возможность.
- Вы сами можете ненадолго прилечь, так как дети любят делать то же самое, что и взрослые.
- Если дети специально поднимают шум и будят других детей, спокойно
переведите ребенка в другое помещение, ничем не показывая своего
недовольства. Скажите ребенку, что он вернется в общую комнату сразу, как только сможет лежать тихо. - Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока он не угомонится.
- Если дети очень активные и шумные, поставьте кровати между полками и шкафами, создайте ширмы, чтобы разгородить помещение на несколько спальных уголков.
- Некоторые дети просто не спят днем. Тем не менее им тоже нужен
отдых. Попросите их немного полежать (30–40 минут), а затем поднимите и дайте поиграть в спокойные игры или тихо чем-то заняться в другой комнате. - Никого не поощряйте за сон, ведь сон – это не та вещь, которую
ребенок может контролировать сам. Однако детям, которые не спали, но выполняли все правила, скажите, что они поступили хорошо, что не мешали спать другим детям.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей средних групп
«Что стоит за «плохим» поведением?»
Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую силу или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями.
Следует одновременно сделать три вещи:
- Определить возможные факторы, обуславливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению;
- Создать в группе атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение;
- Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважения.
У любого плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить:
- Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание).
- Плохое поведение может быть «нормой» - типичным для того, что ребенок видит дома.
- Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.
- Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.
- Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.
- Дети не знают другого способа получить то, что они захотят.
Как быть?
Понимание может быть главным способом оказании помощи ребенку.
Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является представлением их самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя ответственность и лидерство. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания.
Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснить детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.
Наименее эффективный способ реагирования – наказание. Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым, вместо доверия и уважения.
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический практикум «Умение решать конфликтные ситуации»
Цель:
- Повысить мотивацию педагогов к бесконфликтному общению, способствовать сплочению коллектива.
- Поиск новых способов поведения в контактах с коллегами, снятию эмоционального напряжения.
- Развитие навыков восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними, умения понимать друг друга без слов.
- Обучать простым способам избавления от негативных эмоций. 5.Познакомить с результатами диагностического обследования коллектива.
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас всех приветствовать на нашей встрече.
«Разминка»
Сядьте в парах с сидящим рядом. Возьмите за края чистый лист бумаги и попытайтесь за 1 минуту убедить друг друга, что данный лист нужнее каждому из вас (нужен именно вам).
Это был пример простого конфликта. Итак, что же такое конфликт (мнение группы).
Конфликт – это столкновение интересов, противостояние, стремление приобрести ценности за счёт ущемления интересов других.
Конфликт является неотъемлемой частью нашей жизни. При своей негативной окраске (большие эмоциональные затраты, ухудшение здоровья, снижение работоспособности), конфликты выполняют и позитивную функцию (способствует получению новой информации, разрядке напряжённости, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения).
Упражнение 1. «Яблоко и червячок»- 10 мин.
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное наливное яблоко, которое живописно висит на ветке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмися, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Окройте глаза и запишите свой ответ.
Сейчас вам надо разделиться на 4-е группы. Каждая группа получает описание конфликта. Вам надо найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы всех сторон. (Как лучше решать конфликты? Что должны учитывать участники конфликта?)
Через 5 минут участники представляют свой вариант решения конфликта.
- Легко ли вам было найти пути выхода из конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?
Вывод: Большинство конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идёт на частичные уступки для общего удобства. Компромисс возможен если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путём, в противном случае можно прийти к разрыву отношений, ссоре.
Добиваясь своей цели, мы должны через компромисс и доброжелательное отношение к другим учиться сотрудничать.
Сотрудничество – это деятельность, основанная на решении проблем по принципу «Не я против тебя, а мы против проблем».
Упражнение 2. «Путаница» – 10 мин.
Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.
Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе
«партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.
Упражнение 3. «Мое представление конфликта» - 10 мин.
- Сейчас каждый подумает и для себя решит, как вы понимаете, что такое конфликт?! Но писать мы будем не просто, а на каждую букву слова.
К –
О –
Н –
Ф –
Л –
И –
К –
Т –
Рефлексия: каких больше характеристик конфликта – положительных или отрицательных?
Упражнение 4. «Конструктивный стиль поведения в конфликте»
Цель: анализ стилей поведения людей в конфликте, выбор лучшего стиля.
Оснащение занятия: 5 больших листов бумаги, фломастеры, карточки с «девизами» стилей поведения в конфликте, плакат «Сетка стилей поведения субъектов в конфликте» К. Томаса, Р. Килмена.
Конфронтация. Когда один человек стремится к достижению своих целей или реализации интересов без учета целей и интересов другой стороны, он вступает в соперничество или использует давление. В организациях такая борьба часто ведется с использованием преимуществ, получаемых в результате обладания формальной властью.
Сотрудничество. Когда участники конфликта ориентированы на возможно полное обоюдное удовлетворение интересов, они вступают в сотрудничество. Такое поведение направлено на решение проблемы, на прояснение различий в позициях и точках зрения. Люди имеют ввидувесь набор альтернатив и стремятся разобраться в реальных причинах и источниках конфликта. Результатом такого взаимодействия является победа обеих сторон.
Избегание. Человек может признавать наличие конфликта, но стремится избежать или подавить его. При этом избегание может приобретать чисто физические формы, когда люди пространственно отделяются друг от друга, чтобы не вступать в контакт. Если это невозможно, имеет место увеличение психологической дистанции. В рабочих группах естественно чаще встречается второй вариант.
Приспособление. Иногда интересы противоположной стороны ставятся выше собственных. Чаще всего такое самопожертвование происходит ради сохранения отношений.
Компромисс. К компромиссу прибегают в тех случаях, когда лучше отдать часть, чем потерять все. Компромисс не предполагает ни проигрыша, ни выигрыша. Это скорее некоторое усреднение интересов. Обязательным признаком компромисса является необходимость поступаться частью своих интересов.
Инструкция для упражнения
Ведущий делит группу на четыре подгруппы. Каждая из них выбирает представителя, которому из четырех плакатов, предложенных тренером, достается одна – с названием одного из главных стилей в конфликте с соответствующим девизом.
Содержание текстов на плакатах:
На протяжении 10-15 минут каждая подгруппа должна обсудить и подготовить в театрализованной форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения. После того как группа показала свои результаты, называется «девиз», который был обозначен как задание. После каждой показанной сцены вся группа обсуждает ее с точки зрения соответствия «девизу» и заявленному «стилю».
После выполнения задания важно обсудить, как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, их ощущения.
Вопросы:
- Могли ли другие виды поведения в данной ситуации быть полезными для участников, почему?
- По каким причинам люди могут выбирать такой стиль поведения в конфликте?
- Во время обсуждения темы необходимо рассматривать вопрос относительно того, какой стиль поведения является наиболее конструктивным стилем взаимодействия людей?
Резюме: Обобщая занятие, тренер говорит о том, что избегание отличается минимальным, практически нулевым показателем настойчивости в удовлетворении собственных интересов. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении своих интересов. Сотрудничество объединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов дугой стороны.
Рассматривается вопрос, как использовать ориентации поведения в конфликтах.
Конфронтация приемлема, когда:
- необходимы быстрые решительные действия;
- необходимо принять непопулярное решение по важным вопросам;
- есть уверенность в правильности выбранного важного решения;
- люди манипулятивно используют преимущества собственной позиции.
Сотрудничество приемлемо, когда:
- необходимо найти решение проблемы, и при этом разные позиции настолько важны, что компромисс недопустим;
- нужно полностью использовать весь творческий потенциал сотрудников;
- необходимо обеспечить приверженность какой-либо общей цели;
- нужно преодолеть негативные эмоции, возникшие в опыте общения.
Избегание приемлемо, когда:
- предмет разногласий несущественен, и есть другие более важные дела;
- отсутствует возможность удовлетворить собственные интересы;
- вероятность разрушить отношения больше, чем улучшить их;
- надо дать людям успокоиться, отойти от переживаний;
- другие могут решить конфликт более эффективно;
- перед принятием конкретных действий необходимо собрать информацию.
Приспособление приемлемо, когда:
- есть необходимость прислушаться к иной точке зрения, показать гибкость;
- предмет разногласий важнее для других;
- надо завоевать доверие и обеспечить прочную позицию на будущее;
- целесообразно минимизировать потери при слабой позиции;
- важны гармония и стабильность отношений.
Компромисс приемлем, когда:
- цели важны, но все же не стоят того, чтобы прибегать к жестким мерам для их достижения;
- оппоненты имеют одинаковую силу, но стремятся достичь важных целей;
- придти к временному соглашению по важным вопросам;
- принят приемлемое решение при недостатке времени;
- когда нужно сделать “шаг назад”, если сотрудничество и конкуренция не помогают достичь целей.
Притча «Лабиринт»
Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и всю ночь, не смог найти выход, отчаятся и усталый заснул. Утром его нашёл учитель, разбудил и велел идти за ним. Выйдя из лабиринта, они забрались на гору, на самую вершину. Там лабиринт был виден как на ладони.
- Посмотри вниз! – сказал учитель - Ты можешь отыскать путь, ведущий из лабиринта?
- Это несложно! Нужно только внимательно присмотреться – ответил ученик.
Запомнил ученик дорогу и уверенно прошёл лабиринт ни разу не заплутав.
Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, встретив ученика, сказал учитель.
Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.
Какие выводы можно сделать после проведения семинара:
1. Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость.
2. Конфликты решаются мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.
3. Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это единственный путь разрешения конфликта
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тренинг для воспитателей ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: знакомство членов группы; осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Оборудование: карточки «фантом», цветные карандаши, листы А4, ручки.
Ход проведения тренинга психолога в детском саду
Упражнение «Самый ценный детский подарок»
Назовите свое имя, ценнейший детский подарок.
Психолог. Наша сегодняшняя встреча посвящена теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагога».
Что же такое «синдром эмоционального выгорания»?
Это состояние чрезмерного эмоционального, физического и психического истощения человека, которое обуславливается длительным пребыванием в эмоционально перегруженной ситуации. Основным фактором возникновения данной «болезни» является стресс. А в работе и жизни педагога их более чем достаточно. Поэтому не будем останавливаться на вопросах «почему?» и «зачем?», вернемся к «что делать?». Для начала предложу вам упражнение, которое покажет, каким сферам своей жизни вы отдаете предпочтение, а в каких не реализуете себя.
Упражнение «Социальные роли»
(Я педагог, жена, мать, дочь, подруга, женщина, бабушка, коллега, хозяйка)
Отметьте, от центра каждую роль по мере и количеству времени и энергии, что вы ей отдаете. Чем больше отдаете, тем выше отмечайте.
Обсуждения. На схеме, которую вы получили можно четко увидеть, какие социальные роли стоят для вас на первом месте, и страдающих от недостатка вашей энергии.
Проведение методики «Живой дом»
Цель: диагностика субъективного восприятия клиентом психологического пространства семейных отношений.
Задачи:
выявление перспектив консультационной работы;
определение роли близких людей в окружении клиента;
прояснение в сознании клиента его реальных отношений с близкими;
выявление конфликтной ситуации в семье.
Инвентарь: лист бумаги (А-4), цветные карандаши, простой карандаш, ручка.
Алгоритм работы:
Вступление. Просим письменно или устно перечислить тех людей, с которыми человек проживает вместе под одной крышей.
Основная часть
- На листе формата А-4 изобразите простым карандашом деревенский домик, в котором обязательно есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, труба, двери, порог.
- Присвойте каждой части дома имя конкретного человека, начиная с себя. То есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т.д.
- Обсудите с клиентом возможные интерпретации работы.
Возможные интерпретации:
- фундамент - главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком все держится;
- стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;
Окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);
- крыша - человек в семье, который жалеет и оберегает клиента, создаёт чувство безопасности, или клиент хотел бы это от него получать;
чердак - символизирует секретные отношения, а также желание клиента иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у клиента отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;
- труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции;
- двери - информационный портал; тот, кто учил выстраивать отношения с миром; тот, у кого клиент учится взаимодействовать с другими людьми;
- порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации в будущем.
Выводы. Методика позволяет за достаточно короткое время определить роль для клиента каждого члена семьи, а также понять, какую роль в своей семейной системе он отводит себе.
Упражнение «Тренируем эмоции»
Вся наша работа проходит в общении. Вербальный контакт дает только 35% информации, а невербальный - 65%. Давайте посмотрим, насколько вы умеете распознавать чужие эмоции.
Ключ к рисунку:
Радость
Страх
Гнев
Разочарование
Неуверенность
Захват
Обида
Досада
Ужас
Злость
Удовольствие
Вина
Удивление
Горе
Упражнение «Без ограничений»
Эмоциональное истощение и приобретение «синдрома эмоционального выгорания» это неизбежная судьба почти каждого педагога, который проработал более 15-ти лет на одной должности. Часто у нас, педагогов, есть такая черта в характере как чрезмерная категоричность, знание как правильно, что является риском эмоционального выгорания.
По этому поводу предлагаю вам такой эксперимент.
У каждого участника имеется бланк, на котором нарисованы 9 точек. Их необходимо объединить четырьмя линиями, не отрывая руки. Данное упражнение показывает, насколько мы можем оторваться от стереотипов и мыслить нетрадиционно.
Метафорическая история «Четвертый тоннель»
Человек конструирует свою реальность через собственные убеждения и выводы, часто десятилетней давности.
Есть очень показательный пример с крысой и тоннелями.
Если мы посадим крысу в лабиринт с четырьмя тоннелями и всегда будем класть сыр в четвертый тоннель, животное скоро научится искать сыр в четвертом тоннеле. Хочешь сыр? Бегом в четвертый тоннель – вот и сыр! Снова хочешь сыра? В четвертый тоннель – получаешь сыр. Через некоторое время великий Бог в белом халате кладет сыр в другой тоннель. Крыса захотела сыр, побежала в четвертый тоннель, а сыра нет. Крыса выбегает. Опять в четвертый тоннель - сыра нет. Выбегает. Через некоторое время крыса перестает бегать в четвертый тоннель и поищет в другом тоннеле.
Разница между крысой и человеком проста – человек будет бегать в четвертый тоннель вечно! Человек поверил в четвертый тоннель. Крысы ни во что не верят, им нужен сыр. А человек, поверив в четвертый тоннель считает правильно бегать туда, есть там сыр или нет. Человеку важнее чувствовать себя правым, чем иметь сыр. И мы будем продолжать ходить по одному и тому же пути, даже если давно не получали сыра и наша жизнь плохо работает. Человек склонен верить в свои «четвертые туннели».
Человек предпочитает быть правым и придерживаться своих убеждений, чем быть счастливым. Мы можем всю жизнь бегать по четвертым тоннелям» чтобы не изменять своим убеждениям и доказывать свою правоту. И это для нас важнее, чем быть счастливым. А великий Бог жизни не забывает переложить сыр.
И вы никогда не будете счастливы, пытаясь получить счастье, если руководствуетесь верой в то, что вы знаете, где находится сыр.
Упражнение «Фантом»
Эмоции, их изобилие или их дефицит, занимают видное место в развитии «синдрома эмоционального выгорания» педагога, что в свою очередь влечет за собой множество соматических заболеваний. (Раздать всем участникам листки с нарисованным телом человека)
Инструкция: «Представьте, что вы сейчас очень сильно раздражены на кого-то или что-то. Попробуйте почувствовать эту злость всем телом. Возможно, вам будет легче представить тогда, когда вы вспомните определенный случай, когда вы разозлились на кого-то. Почувствуйте, где в вашем теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Возможно, она похожа на огонь где-то в вашем организме? Возможно это зуд в кулаках? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы неожиданно испугались чего-то. Что вас может напугать? Где находится ваш страх? На что он похож? Закрасьте черным карандашом это место на своем рисунке». Аналогично предложить участникам обозначить синим карандашом страх.
Обсуждение. Обратите внимание, какие участки тела заштрихованы. Уже доказано, что сильные и постоянные негативные эмоции вызывают те или иные заболевания. В частности гнев, страх, печаль... И посмотрев на ваш фантом, вы можете понять, какие болезни могут грозить вам при частом переживании данных эмоций.
Пирамида поддержки при эмоциональном истощении
Что же делать, если вы видите в себе симптомы «эмоционального выгорания»? А это:
Быстрая утомляемость;
Усиление тревоги;
Ухудшение памяти;
Негативизм в общении с детьми и коллегами;
Бессонница;
Апатия и пассивность;
Депрессивное состояние;
Снижение самооценки;
Повышенная раздражительность;
Частые ошибки в работе;
Нарушения в питании – переедание или отказ от еды;
Соматические заболевания – головные боли, заболевания печени, кишечника, сердца, нервной системы, гипертония и др.
Существует так называемая Пирамида поддержки (при эмоциональном истощении)
Как видим, на первом месте стоит самоподдержка.
Существуют такие способы самоподдержки:
- Физические упражнения,
- Сбалансированное здоровое питание,
- Отдых и сон,
- Релаксация и здоровые способы получения удовольствия,
- Умение устанавливать баланс между официальной и личной жизнью.
Упражнение «Ресурсный мешочек»
Позитивное и доброжелательное общение играет не последнюю роль в профилактике эмоционального выгорания.
Каждому из вас я собрала ресурсный мешочек. В нем есть бодрящие пряности, которые будут напоминать своими ароматами о том, что все для вас необходимое всегда с вами.
Кофе – вкусный напиток, который приносит удовлетворение, бодрит, тонизирует. Это один из самых любимых запахов человечества.
Кардамон укрепляет нервную систему, снимает усталость и апатию.
Корица избавляет от чувства одиночества и страха.
Заключительное слово ведущего
Памятка «Советы педагогам по преодолению стрессовых ситуаций»
Улыбайтесь чаще и будьте здоровы!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
транслирование опыта работы по самообразованию
Представлен перечень мероприятий, транслирования опыта профессиональной деятельности педагога...
Транслирование опыта работы. Доклад "Методика преподавания исторического и литературного краеведения в дошкольном образовательном учреждении" для областных гуманитарных чтений по теме" Сахалин М.В Теплинского, Г.И Мироманова и М.Л Полянского"
Представлена концептуальная основа воспитания и обучения духовно-нравственного развития детей, организация развивающей предметно-пространственной среды. Предложены темы по ознакомлению с малой Родиной...
Транслирование опыта работы
Активно транслирую опыт своей педагогической деятельности:►опубликовала на сайте «Талант.рус» авторскую работу «Развитие познавательной активности дошкольников через интеллектуальные...
Транслирование опыта работы
Мои публикации...
Транслирование опыта работы по теме самообразования. Тема: Влияние мелкой моторики на развитие речевых навыков у детей с интеллектуальными нарушениями.
Проект мероприятия «Здравствуй пальчик – как живёшь?»...
Транслирование опыта работы
Материалы к пункту 3.5....