Человек под дождем. Проективная методика. Диагностика
материал по психологии
Данная методика направлена на диагностику психоэмоционального состояние детей и взрослых. По ходу выполнения и последующего обсуждения можно определить личную силу "Я", а также способы преодоления фрустрирующих и стрессовых ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_pod_dozhdem.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика "Человек под дождём". Авторы А. Абрамс, А. Эмчин. Проективные (рисуночные) тесты.
Тест Человек под дождем подходит как для детей, так и для взрослых.
Малораспространённой, но интересной и информативной является методика Человек под дождём.
Эта проективная методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Тест позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
Инструкция к тесту Человек под дождем.
На чистом листе бумаги формата А4 (можно предложить на выбор в т.ч. и бумагу меньшего формата), который вертикально ориентирован, нарисуйте человека, а потом, на втором листе человека под дождём. Рисуйте свободно, в любой части листа, и столько времени, сколько вам потребуется. Вы можете рисовать подробно, с деталями, а можете ограничиться самым простым рисунком.
Ключ к тесту Человек под дождем.
В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью.
Примеры дополнительных вопросов:
- Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует?
- Как он здесь оказался?
- Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации?
- Kакое у него настроение?
- Что ему больше всего хочется сделать?
- Дождь пошёл неожиданно или по прогнозу?
- Человек был готов к тому, что пойдёт дождь или для него это неожиданность?
- Любите ли Вы дождь? Почему?
- В какой момент времени мы его застали?
- Что с ним будет дальше?
- Если человеку под дождём плохо, то чем ему можно помочь?
- Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём?
- Что Вы чувствуете, когда смотрите на свой рисунок?
- Что для Вас значит каждая его деталь?
При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями - когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удручённом и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс. Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.
Интерпретация к методике Человек под дождем.
Важно посмотреть, как представлена экспозиция. Так, например, если человек изображён уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полёта).
В случае смещения фигуры человека под дождём в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.
Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.
Изображение, помещённое внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищённости.
В остальном при интерпретации Человека можно опираться на методику «Дом, Дерево, Человек». Например, изображение, смещённое влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери.
Изображение, смещённое вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.
Изображение фигуры:
Чрезмерно увеличенное изображение фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.
Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других.
Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми, а также может указывать на заниженную самооценку в проблемных ситуациях. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.
Изображение человека противоположного пола может указывать на определённый тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).
Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
Если в рисунке «Человека под дождём» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций (нет ног – нет возможности уйти от ситуации; рук – сделать что-то, преобразовать действительность; глаз – не хочу видеть; ушей – слышать и т.д., что впоследствии при длительном и сильном воздействии проблемной ситуации может привести к психосоматическим проявлениям в данной части тела – нежелание слышать происходящие может привести к понижению слуха).
Атрибуты дождя: дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли – как временная, преодолимая; тяжёлые, закрашенные капли или линии – тяжёлая, постоянная.
Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека.
Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол – материнское начало, а ручка – отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека или сильнейшей потребности в ней. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.
Искажение и пропуск деталей: отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.
Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.), могут символизировать значимых людей для автора рисунка. Животные и птицы – потребность в ласке и заботе. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после "дождя".
Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже). Лужи — скажут нам о том, что человек уже давно пребывает в стрессовой ситуации, о том, что его стресс принял хроническую форму. Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом. Если справа – предвидит их в будущем. Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.
Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности. Также могут указывать на то, что человек хорошо знаком с основным источником своего стресса и постоянно о нём думает.
Тенденции.
Признаки эмоциональной холодности — схематичная фигура; лицо частично или полностью не прорисовано
Признаки импульсивности — много движений у фигуры; взлохмаченные волосы; несогласованность направленности тела, рук и ног; недостаточность одежды.
Признаки конфликта в семье — ограничение пространства для фигуры; явное несоответствие качества рисунка другим; на лице прорисованы явно положительные эмоции.
Признаки инфантильности — человек в сказочной или праздничной одежде; на лице выражение восторга; у фигуры отсутствует шея; рисунок переместился вверх по сравнению с другими; уменьшение возраста человека, по сравнению с другими рисунками.
Если в рисунке "Человека под дождем" при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций. Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.
Поза, ракурс слева направо акцент смещается с себя на мир, с прошлого на будущее и с пассивности на активность.
Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.
Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.
Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Человек лежит или сидит – пассивность.
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике. Иногда изображение фигуры в профиль или со спины можно трактовать как желание отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми.
Интерпретация Человека.
Голова — сфера интеллекта и контроля. Чем больше голова, тем больше значимость интеллекта Отсутствие головы может говорить о гиперактивности, импульсивности и, иногда о психических расстройствах (как и отсутствие любой другой важной части тела). Шея — связь разума с чувствами. Чрезмерно крупная шея говорит о том, что рисующий осознает свои телесные импульсы и старается их контролировать. Длинная, тонкая шея означает торможение в осознании своих телесных импульсов. Короткая толстая шея — потакание слабостям, желаниям. Шея перевязана платком — разрыв связи между разумом и чувствами. Плечи — признак физической силы. Чем больше плечи, тем больше потребность во власти, признании. Плечи мелкие — ощущение собственной ничтожности. Покатые плечи — уныние, отчаяние, чувство вины. Лицо показывает отношение к миру, важно обратить внимание на выраженность тех или иных черт. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Лицо спрятано под полями шляпы или закрыто зонтом или не прорисовано — стремление избегать неприятных воздействий. Глаза Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду. Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов. Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов. Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи. Подведенные глаза с ресницами – демонстративность. Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности. Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония. Нос особенно большой – недовольство своей внешностью. Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию. Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм. Также может означать невозможность открыто выражать свое мнение. Впалый рот – пассивность. Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию. Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы. Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия. Чем больше уши, тем больше значения придается мнению со стороны и тем спокойнее человек воспринимает критику. Волосы сильно заштрихованы – тревожность. Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность. Туловище чрезмерно крупное — наличие неудовлетворенных потребностей, желаний. Тело квадратное — признак мужественности. Тело очень маленькое — чувство унижения, обесценивания. Очень полная фигура – в некоторых случаях недовольство своей внешностью. Длинная, худощавая – астения. Уродливая – негативизм, импульсивность. Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере. Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе. Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние. Фигура с татуировкой – негативизм или демонстративность. Если изображена татуировка, присутствующая у человека, это также может просто указывать на её значимость (следует задать соответствующие вопросы). Руки – символ межличностного взаимодействия и возможностей человека. Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения. Руки расположены близко к телу – напряжение. За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность. Руки за спиной означают нежелание уступать, однако агрессия находится под контролем. Руки расставлены в разные стороны – общительность. Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости. Руки слишком длинные — большие амбиции. Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности. Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении. Отсутствие рук — нежелание общаться, чувство собственной неадекватности. Очень большие кисти – потребность в общении. Кисти рук зачернены – конфликтность. Большой кулак, острые ногти – агрессивность. Широко раскрытые руки, ладонями вперед говорят об открытости, стремлению к действиям. Если руки шире у запястий, чем у плеч, это говорит об импульсивности в действиях. Если руки изображены отдельно от тела — импульсы тела для рисующего неподконтрольны. Руки напряжены и прижаты к телу — ригидность, неповоротливость, напряжение. Пальцы на рисунке олицетворяют чувства, чаще всего агрессию. Большие пальцы, нарисованные отдельно, выражают вытесненную агрессивность. Связанные руки (или другая форма лишения движения) — невозможность изменить внешнюю ситуацию, отсутствие веры в свои силы или возможности их проявления. Ноги широко расставлены – потребность в общении. Ступни ног отсутствуют – пассивность. Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях. Ступни ног большие – потребность в опоре. Одежда Функция одежды — "формирование защиты от стихии". Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования. Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность. Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость. Другие особенности одежды трактуются на основе беседы.
Цвет в рисунке:
Рисунки можно выполнять простым карандашом. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок (если тест проводится ребенку) обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения. Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия. Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию. Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия. Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность. Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность. Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.
Источник: Журнал научных публикаций «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» СПб, №2 ;2009, стр. 279.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера
Для диагностики эмоционального благополучия детей в Детском саду используется проективная методика с использованием цветовой гаммы. Эта методика предназначена для детей 4,5-7 лет и проводится как инди...
Презентация «Проективные методы диагностики»
Презентация «Проективные методы диагностики» на методическом объединении педагогов-психологов «Одаренные дети. Проективные методы диагностики» на базе МБДОУ ...
Выступление «Проективные методы диагностики»
Выступление «Проективные методы диагностики» на методическом объединении педагогов-психологов «Одаренные дети. Проективные методы диагностики» на базе МБДОУ ...
ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ Графическая психодиагностическая методика
Графические методы часто рассматриваются как несамостоятельные и вспомогательные. И специалистами они, в основном, оцениваются как весьма слабые и ненадежные процедуры. Однако они дают возможность чел...
Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера
Для диагностики эмоционального благополучия детей в Детском саду используется проективная методика с использованием цветовой гаммы. Эта методика предназначена для детей 4,5-7 лет и проводится как инди...
Проективная методика "Дом-Дерево-Человек"
Презентация для доклада...
Проективные методики диагностики эмоционального состояния у детей дошкольного возраста.
Представлены основные проективные методики, используемые для оценки эмоционального состояния детей дошкольного возраста....