ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по психологии (старшая группа)

Иванова Татьяна Григорьевна

Жизнь в современном обществе предполагает постоянное наличие различных факторов, представляющих угрозу для человека, его физического и психического здоровья. Психическое здоровье как показатель сохранности психических процессов и механизмов, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, представляет собой «состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_bezopasnost_doshkolnikov.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Иванова Татьяна Григорьевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 136» г.Чебоксары

Жизнь в современном обществе предполагает постоянное наличие различных факторов, представляющих угрозу для человека, его физического и психического здоровья. Психическое здоровье как показатель сохранности психических процессов и механизмов, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, представляет собой «состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества».

Проблемы поиска путей сохранения психического здоровья детей очень актуальны. Это связано с тем, что для детской популяции сегодня характерна

Неутешительная статистика по его основным показателям. Современные исследователи констатируют низкий уровень адаптированности дошкольников к нормальным социальным условиям, высокий уровень тревожности, наличие в той или иной мере выраженного деструктивного внутриличностного конфликта, отсутствие эмоционального благополучия. Все это приведет к нарушению закономерностей развития самосознания, K проблемам во взаимодействии со сверстниками, к обострению проблем общения в семье. А. Маслоу отмечал: «Уже сама констатация того факта, что вышеописанные реакции с легкостью обнаруживаются у детей, свидетельствует о недостаточно безопасном существовании наших детей (или, если рассматривать этот феномен в мировом масштабе, можно заявить, что детям не обеспечена надлежащая забота)». Таким образом, становится очевидна связь между психическим здоровьем и безопасностью человека. Потребность в безопасности - одна из базовых потребностей человека.

A. Маслоу в ходе многолетних исследований пришел K выводу о том, что потребность в безопасности является основной и доминирующей потребностью ребенка, ее депривация (от лат. deprivatio - потеря, лишение – психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей) может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие.

Актуальность проблемы психологической безопасности детей стала осознаваться лишь в последние десятилетия. Современными исследователями психологическая безопасность рассматривается как важнейший фактор развития ребенка, обеспечения его безопасности. Она является одной из базовых составляющих безопасности человека и выражается совокупностью защитных реакций в каждом конкретном случае.

Как же воспитать ребенка, который в опасной ситуации не растеряется, всегда будет внутренне собранным? Одним из главных ответов является Дисциплина. Итак, речь пойдет о дисциплине и послушании. Как быть, если ребенку грозит опасность, а он настаивает на своем? Нужно ли позволять малышу дотронуться до горящей свечи, если он не слышит слово «нельзя» и продолжает тянуться к огню? Должны быть правила, требования, которые дети должны безусловно выполнять. Детям не только нужны порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Всем, ДОЛЖНО быть, знакомо, как нервничает и выбивается из ритма грудной ребенок, увезенный из дома на несколько часов «в гости», и как он успокаивается, попав домой, в привычную обстановку. Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Почему же так часто они норовят эти по рядок и правила нарушать? На самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения» (силовыми методами).

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах.

Правило первое: Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать своих детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания. Последствия могут быть плачевными.

Правило второе: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Например, родителям часто досаждает «чрезмерная» активность Детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни?..

Ответ прост: всё это и многое другое - проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия всё равно что пытаться перегородить полноводную реку. И чтобы не возникло чрезвычайной ситуации, лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное и безопасное русло.

Исследовать лужи можно, но только B высоких сапогах, разбирать часы можно, но только если они старые и давно не ходят, и т. д.

Самое главное и очень важное - оставаться примером, носителем и проводником наиболее общих непреходящих ценностей: честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого.

Правило третье . правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Даже если родитель не согласен с требованием другого, лучше B эту минуту промолчать, a потом, уже без ребенка, обсудить разногласие и попытаться прийти к общему мнению. 7

Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать.

Правило четвертое: тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно- разъяснительным, чем повелительным.

Любой запрет желаемого для ребенка труден, a если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить B безличной форме. Например, стоит сказать: «Спичками не играют» вместо «Не смей играть спичками!», «Хвост у кошки не для того, чтобы за нeгo тянули»

Правило пятое: правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Как вы понимаете, это правило предостерегает от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения. Понять это положение помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной.

В зеленую зону поместим всё то, что ‚разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, когда смотреть книжку, с кем дружить и т. д.

Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в Пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить. Можно брать коробок со спичками и строить «колодец», но зажигать их нельзя.

В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится.

Наконец, в последней, красной зоне находятся действия peбенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений. Нельзя играть с огнем, открывать дверь незнакомым людям или подходить к ним, нельзя брать у чужих то, что они предлагают, нельзя ломать вещи, бить других людей. Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Следуя этим правилам, мы скорее всего поможем нашему ребенку избежать опасных ситуаций, воспитаем человека, ответственного за свои поступки.

 

Литература:

1.Авдеева.Н.Н. Безопасность: учеб. пособ . по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста /Н.Н.Авдеева (и др.)-СПб.:Детство-Пресс,2007.

2.Белая,К.Ю.Твоя безопасность:как себя вести дома и на улице(для среднего дошкольного возраста)/К.Ю.Белая(и др.)-М.:Просвещение,2001.

3.ТимофееваЛ.Л.,Королева Н.И.Роль семьи в сохранении психического здоровья детей:проблема обеспечения психологической безопасности//Детский сад:теория и практика,2013.№5.С.16-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с элементами тренинга «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» (для родителей)

Семинар для повышения уровня психолого-педагогических знаний у родителе о воспитании, развитии, дисциплине и пихологической безопасности детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность дошкольников».

повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:- о воспитании, развитии, дисциплине;- о психологической безопасности детей...

Презентация "Психологическая безопасность дошкольника"

Психологическая безопасность-положительное  самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных  социально-психологических условиях,...

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность дошкольников»

Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:- о воспитании, развитии, дисциплине;- о психологической безопасности детей.Материалы для проведения семинара-практикума:- листы бума...

Психологическая безопасность дошкольника

Консультация для воспитателей...

Консультация для воспитателей по обеспечению психологической безопасности дошкольников в ДОУ

Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье детей. Родителям и педаг...