Тренинг для педагогов
методическая разработка по психологии
Тренинг, направленный на:
1. Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
2. Ознакомление со способами решения конфликтных ситуаций;
3. Помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
4. Сплочение коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stop_konflikt.docx | 48.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала:
Курганская А.А.,
педагог-психолог
МБДОУ д/с № 88
«Центр развития
ребенка «Улыбка»
Белгород, 2024 год
Паспорт тренинга
Тренер – Курганская Анастасия Александровна, педагог-психолог
Группа, специальность – по запросу от администрации МБДОУ, от самих педагогов или по личной инициативе педагога-психолога.
Количество участников: соответствует количеству педагогов в МБДОУ
Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Задачи тренинга:
1. Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
2. Ознакомить со способами решения конфликтных ситуаций;
3. Помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
4. Сплочение коллектива.
Форма проведения: круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.
Время тренингового занятия: 1,5-2 часа
Дидактическое оснащение и оборудование:
1. Компьютер
2. Мультимедийная установка
4. Ватман, краски, карандаши, фломастеры
Программа тренинга «Стоп конфликт»
I. Диагностика Тест Томаса «Поведение в конфликтной ситуации»
Цель: методика предназначена для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
СМ. Прил 1.
II. Упражнения на знакомство и установление первичного контакта
1. Упражнение «Приветствие»
Цель: приветствие друг друга, создание позитивной атмосферы в группе.
Инструкция: Играющие делятся на три группы: европейцы, японцы, африканцы. Участники приветствуют друг друга:: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.
время: 3-5 минут
3. Упражнение «Однажды в автобусе»
Цель: повышение групповой динамики, создание позитивного настроения.
Инструкция: Тренер делит участников на две группы и просит стать в два круга, лицом друг к другу, образуя внешний и наружный круги. «Внутренний круг —это «билетики», а наружный — «пассажиры». Каждый пассажир имеет только «свой» билетик, стоящий напротив него. В центре стоит «заяц»-безбилетник». Если число участников четное, тренер может сам исполнять роль «зайца». «По команде «Поехали» круги начинают вращаться в противоположные стороны. По команде «Контролер» пассажиры начинают искать свои билетики, а «заяц» имеет право поймать любой «билетик». Пассажир, оставшийся без билета, становится „зайцем"». Игру можно усложнить, задав условие: участники упражнения должны играть молча.
время: 7-10 минут
III. Упражнения, направленные на получение опыта конструктивного решения конфликтных ситуаций.
1. Упражнение «Если бы…я стал бы…»
Цель: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
Инструкция: Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «Если бы меня в автобусе толкнули...». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «...Я бы в ответ тоже толкнул». Обсуждение высказываний.
время: 10-15 минут
2. Упражнение ««Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы»»
Цель: проиграть ситуацию безоценочных высказываний.
Инструкция: речь ведущего: «Каждый день мы сталкиваемся с разными ситуациями и иногда можем стать участником конфликта. Чтобы уменьшить вероятность возникновения конфликтных ситуаций, необходимо научиться уверенно и спокойно реагировать на провокации. Для этого мы смоделируем неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов в разных ситуациях. Итак, ситуации будут следующие: − друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти; − друг назначил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас; 26 − люди, сидящие в кинотеатре позади вас, громко разговаривают и мешают смотреть фильм; − сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы; − учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика. − друг, которого вы считаете неаккуратным, просит одолжить ему какую-либо дорогостоящую вещь. Каждому из участников предлагаются разные ситуации. Их можно разыграть в парах. Ответ каждого участника обсуждается всеми участниками.
время: 30-35 минут
3. Упражнение «Сглаживание конфликтов»
Цель: отработать умения и навыки сглаживания конфликтов.
Инструкция: разделите участников на микрогруппы по три человека.
Ведущий: «Уметь быстро и эффективно сглаживать конфликты – очень важное качество. Сейчас мы опытным путем выясним основные методы урегулирования конфликтов. За пять минут каждая микрогруппа должна придумать сценарий, в котором двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся друзей, конфликт между незнакомыми людьми из-за желания купить что-то без очереди и т. п.). Третий участник должен играть роль медиатора, который пытается предотвратить ссору». Затем каждая микрогруппа проигрывает свою ситуацию. После проигрывания ситуаций проводится обсуждение, во время которого оцениваются продемонстрированные методы сглаживания конфликтов. Как стоило повести себя участникам, которым не удалось сгладить конфликт? Совместное обсуждение высказываний.
время: 30-35 минут
4. Упражнение «Конфликт»
Цель: разрешить конфликтные ситуации с точки зрения различных стратегий поведения.
Инструкция: Разделите участников на микрогруппы по три человека. Ведущий: «Каждая микрогруппа получит определенное описание ситуации, решение которой необходимо продумать».
Ситуация 1. Машу родители приводят в группу после завтрака, когда в группе уже идет занятие из-за чего Маша постоянно пропускает занятия, мешает воспитателю и другим детям, так как им приходится отвлекаться.
На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Как бы вы повели себя в данной ситуации?
Ситуация 2. Володя (6 лет) каждый день приходит с прогулки грязный с головы до ног. Родители обвиняют педагога, то он не следит за их ребенком. Воспитатель предлагает родителям быть с ним каждый день на прогулке и водить за ручку.
Какие вы видите возможные решения данного конфликта?
время: 20-25 минут
5. Упражнение «Согласны ли Вы с мнением русского писателя Н. В. Гоголя?»
«Людям трудно самим умириться между собой, но как только станет между ними третий, он их вдруг примирит. Оттого-то у нас всегда имел такую силу третейский суд, истое произведение земли нашей, успевавший доселе более всех других судов. В природе человека, и особенно русского, есть чудное свойство: как только заметит он, что другой сколько-нибудь к нему наклоняется или показывает снисхождение, он сам уже готов чуть не просить прощенья. Уступить никто не хочет первым, но как только один решился на великодушное дело, другой уже рвется, как бы перещеголять его великодушьем. Вот почему у нас скорее, чем где-либо, могут быть прекращены самые застарелые ссоры и тяжбы, если только станет среди тяжущихся человек истинно благородный, уважаемый всеми и притом еще знаток человеческого сердца»
Что вы можете сказать по этому поводу? Какие у вас возникли мысли? Расходятся ли ваши мнения с Н.В. Гоголем ?
6. Упражнение «Сенкан».
Цель: рефлексия.
Инструкция: Подвести итоги дня можно и в поэтической манере. Сенкан – это нерифмованный стих, в котором информация и факты синтезированы в краткое высказывание из 5 строк:
1 строка - одно слово, существительное, обозначающего понятие;
2 строка - описание из двух слов – прилагательных;
3 строка – характерные действия из трех слов – глаголов;
4 строка - фраза из четырех слов, которая выражает отношение к теме;
5 строка - одно слово, синоним к теме, в котором отражена суть или сформулирован вывод. Для удобства схема и пример сенкана выдается на руки участникам.
Приложения
Методика Томаса - Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации
Авторы К. Томас, Р. Килманн (в адаптации Н.В. Гришиной)
Методика предназначена для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
Данный опросник показывает типичную реакцию человека на конфликт, еѐ эффективность и целесообразность, а также дает информацию о других возможный способах разрешения конфликтной ситуации.
По мнению К. Томаса и Р. Килмана, в основании типологии конфликтного поведения лежат два поведенческих стиля: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
а) конфронтация (соревнование, соперничество), которое выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого человека;
б) приспособление (уступчивость), означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого;
в) компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) уклонение (уход, игнорирование), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Возможности каждой из пяти стратегий:
- Уклонение эффективно в ситуациях, когда партнер обладает объективно большей силой и использует ее в конфликтной борьбе. В общении со сложной конфликтной личностью используйте любую возможность, чтобы избежать конфликта: в этом нет ничего постыдного или унизительного. Избегание приносит положительные плоды, являясь временной отсрочкой в решении конфликта: пока на руках мало данных или нет психологической уверенности в своей позиции. Временно уйти от проблемы, чтобы в дальнейшем решить ее окончательно — это часто единственно верная стратегия.
- Приспособление естественно в ситуациях, когда затронутая проблема не так важна для человека, как для его оппонента, или отношения с оппонентом представляют собой самостоятельную ценность, значимее достижения цели. Это непредсказуемая по своим последствиям стратегия. Если отказ от цели не стоил человеку большого труда, уступчивость может положительно сказаться на его самооценке и отношениях с партнером. Очень важно чувствовать, что другой заметил и оценил жертву. В противном случае остается чувство досады, обиды и, следовательно, почва для эмоционального конфликта.
- Конфронтация — стратегия для серьезных ситуаций и жизненно важных проблем, зачастую она эффективна в экстремальных ситуациях. Противоборство оправданно, если цель чрезвычайно важна или, если человек обладает реальной силой и властью, уверен в своей компетентности. Если власти и силы недостаточно, можно увязнуть в конфликте, а то и вовсе проиграть. Кроме того, применение конфронтации для решения проблем в личных отношениях чревато отчуждением.
4. Сотрудничество — это не столько стратегия поведения, сколько стратегия взаимодействия. Она незаменима в близких, продолжительных и ценных для обоих партнеров отношениях, при равенстве статусов и психологической власти. Она позволяет партнерам разрешить конфликт, не отказываясь от своих реальных целей. Всем хорошо сотрудничество, кроме одного. Это длинная история. Нужно время, чтобы проанализировать потребности, интересы и опасения обеих сторон, а затем тщательно обсудить их, найти наилучший вариант их совмещения, выработать план решения и пути его выполнения и т.д. Сотрудничество не терпит суеты и спешки, но позволяет решить конфликты полностью. Если времени нет, можно прибегнуть к компромиссу как к «заменителю» сотрудничества.
5. Компромисс, или квазисотрудничество, или торг о взаимных уступках. Эффективен в ситуациях, требующих быстрого исхода. «Дележ» потребностей бывает необходим для сохранения отношений, особенно в тех случаях, когда возместить интересы сторон невозможно. Компромисс редко приносит истинное удовлетворение результатом конфликтного процесса. Любые варианты дележа — пополам, поровну, по-братски — психологически несправедливы. И это понятно: цель полностью не достигнута, некоторая часть брошена на алтарь позитивного исхода конфликта, но оценить жертву некому, так как оппонент так же пострадал, как и вы сами.
Опросник состоит из 30 пар утверждений, относящихся к различным стилям поведения человека в ситуации конфликта. Из каждой пары утверждений нужно выбрать одно, которое наиболее верно отражает отношение испытуемого к конфликтной ситуации и отметить его в бланке ответов.
ФИО
ИНСТРУКЦИЯ
Подумайте о ситуациях, в которых Ваши желания отличаются от желаний другого человека. Как Вы обычно ведете себя в таких ситуациях? Ниже приведены 30 пар высказываний, описывающих варианты возможного поведения в конфликтных ситуациях. В каждой паре обведите кружком вариант А или В, более характерный для Вашего поведения.
Во многих случаях оба из предложенных вариантов могут оказаться для Вас нетипичными. Если это так, обведите тот из них, которым бы Вы воспользовались с большей вероятностью.
ОПРОСНИК
1. | А. | Иногда я предоставляю право решать проблему другим. |
В. | Я стараюсь подчеркнуть общее в наших позициях, а не обсуждать спорные моменты. | |
2. | А. | Я пытаюсь найти компромиссное решение. |
В. | Я пытаюсь учесть все интересы: свои и оппонента. | |
3. | А. | Обычно я твердо стою на своем. |
В. | Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения. | |
4. | А. | Я пытаюсь найти компромиссное решение. |
В. | Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов противоположной стороны. | |
5. | А. | При выработке решения ищу помощи со стороны других. |
В. | Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях. | |
6. | А. | Я пытаюсь не создавать себе репутацию неприятного человека. |
В. | Я пытаюсь навязать другим свою позицию. | |
7. | А. | Я пытаюсь отложить решение вопроса, чтобы иметь время тщательно его обдумать. |
В. | Я жертвую одними выгодами, чтобы получить взамен другие. | |
8. | А. | Обычно я твердо настаиваю на своем. |
В. | Я пытаюсь сразу же открыто обсудить все интересы и спорные вопросы. | |
9. | А. | Я чувствую, что различия в позициях не всегда стоят того, чтобы о них беспокоиться. |
В. | Я прилагаю некоторые усилия, чтобы повернуть дело на свой лад. | |
10. | А. | Я твердо настаиваю на своем. |
В. | Я пытаюсь найти компромиссное решение. | |
11. | А. | Я пытаюсь сразу же открыто обсудить все интересы и спорные вопросы. |
В. | Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения. | |
12. | А. | Иногда я избегаю занимать позицию, ведущую к конфронтации. |
В. | Я готов кое в чем уступить оппоненту, если он тоже мне уступит. | |
13. | А. | Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам». |
В. | Я настаиваю на принятии моих условий. |
14. | А. | Я излагаю оппоненту мои соображения и интересуюсь его идеями. |
В. | Я пытаюсь продемонстрировать оппоненту логичность и выгоду принятия моих условий. | |
15. | А. | Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения. |
В. | Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях. | |
16. | А. | Я стараюсь щадить чувства других. |
В. | Я пытаюсь убедить оппонента в выгодности принятия моих условий. | |
17. | А. | Обычно я твердо настаиваю на своем. |
В. | Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях. | |
18. | А. | Я позволяю оппоненту придерживаться своего мнения, если ему от этого лучше |
В. | Я согласен кое в чем уступить оппоненту, если он тоже кое в чем мне уступит. | |
19. | А. | Я пытаюсь сразу же, открыто, обсудить все интересы и спорные вопросы. |
В. | Я пытаюсь отложить принятие решения, чтобы иметь время тщательно его обдумать. | |
20. | А. | Я пытаюсь сразу же обсудить противоречия. |
В. | Я пытаюсь найти справедливое сочетание из выгод и уступок для каждого из нас. | |
21. | А. | При подготовке к переговорам я стараюсь учитывать интересы оппонента. |
В. | Я больше склонен к непосредственному и открытому обсуждению проблемы. | |
22. | А. | Я стараюсь найти позицию, находящуюся между позицией оппонента и моей. |
В. | Я настаиваю на своих интересах. | |
23. | А. | Очень часто я стараюсь удовлетворить все интересы, свои и оппонента. |
В. | Иногда я предоставляю право решать проблему другим. | |
24. | А. | Я стараюсь пойти навстречу оппоненту, если его условия слишком для него много значат. |
В. | Я пытаюсь склонить оппонента к компромиссу. | |
25. | А. | Я пытаюсь продемонстрировать оппоненту логичность и выгоду принятия моих условий. |
В. | При подготовке к переговорам я пытаюсь учитывать интересы оппонента. | |
26. | А. | Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам». |
В. | Я почти всегда пытаюсь удовлетворить все пожелания, как свои, так и оппонента. | |
27. | А. | Иногда я избегаю занимать позицию, ведущую к конфронтации. |
В. | Я позволяю оппоненту придерживаться своего мнения, если ему от этого лучше. | |
28. | А. | Обычно я твердо стою на своем. |
В. | При выработке решения я постоянно ищу помощи со стороны других. | |
29. | А. | Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам». |
В. | Я чувствую, что различия в позициях не всегда стоят того, чтобы о них беспокоиться. | |
30. | А. | Я стараюсь щадить чувства других. |
В. | Я всегда стараюсь найти решение проблемы совместно с оппонентом. |
ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА ПО МЕТОДУ ТОМАСА – КИЛМАННА
ТАБЛИЦА 1. Обведите буквы, которые вы выбрали, отвечая на соответствующие вопросы.
Конфронтация (давление) | Сотрудничество (разрешение проблемы) | Компромисс (делим пополам) | Уклонение (уход) | Приспособление (сглаживание) | |
1. | А | В | |||
2. | В | А | |||
3. | А | В | |||
4. | А | В | |||
5. | А | В | |||
6. | В | А | |||
7. | В | А | |||
8. | А | В | |||
9. | В | А | |||
10. | А | В | |||
11. | А | В | |||
12. | В | А | |||
13. | В | А | |||
14. | В | А | |||
15. | В | А | |||
16. | В | А | |||
17. | А | В | |||
18. | В | А | |||
19. | А | В | |||
20. | А | В | |||
21. | В | А | |||
22. | В | А | |||
23. | А | В | |||
24. | В | А | |||
25. | А | В | |||
26. | В | А | |||
27. | А | В | |||
28. | А | В | |||
29. | А | В | |||
30. | В | А |
ТАБЛИЦА 2. Подсчитайте количество букв, обведенных в каждой колонке:
Конфронтация | Сотрудничество | Компромисс | Уклонение | Приспособление |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1. Притча2. Понятие «тренинг»3. Какими бывают тренинги...
Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов
ЦЕЛЬ: Повышение коммуникативной компетентности педагогов....
Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»
- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...
Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Счастливый педагог - здоровый педагог".
Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния....
Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог»
Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде....
Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"
Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....
Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог» (совместно с инструктором по физической культуре)
Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в ДОУ. Задачи тренинга: • профилактика синдрома эмоционального выгорания; • снятие психического напряжения и эмоц...