Развитие навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия.
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Ануфриева Наталья Евгеньевна

Занятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных

организаций, возраст: 4-6 лет

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhelyubie.docx47.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия.

 Занятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных

организаций, возраст: 4-6 лет

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности.

Форма проведения: игровое занятие.

Необходимые материалы: игровые кубики или веревка для имитации мостика, игрушка, изображающая тигра, имеющая размер до 10 см (должна помещаться полностью в сомкнутые ладони ребенка), ручки или карандаши, стол, стулья, любые мягкие предметы для создания «горы», любой длинный предмет для создания «реки», тканевый мешок, гладкий камешек, который может поместиться в руку ребенка.

Процедура проведения

Разминка

Участники садятся в круг, ведущий встает в центре круга.

Ведущий: «Сейчас у нас будет возможность поздороваться по-особенному. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться  местами (пересесть) всем тем, у кого есть что-то одинаковое. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры»,

– и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

Упражнение        позволяет        лучше        узнать        друг        друга        и        помочь        преодолеть стеснение, включиться в работу группы.

Основная часть

Примечание: в зависимости от целей ведущий может выбрать упражнение 1 или 2.

Упражнение 1 «Дождик»

Время: 10 минут.

Цель упражнения: развитие коммуникативных навыков, снятие эмоционального и физического напряжения.

До начала упражнения подготавливаются препятствия: создаются «горы» из больших мягких подушек или других мягких предметов, устанавливается скамейка («река»), размещаются стулья в разных местах комнаты («камни»).

Ведущий: «Ребята, мы сейчас перенесемся на волшебную полянку, и на нас капает волшебный дождик. Он склеивает нас между собой. Давайте встанем в одну линию, положим руки друг другу на пояс и таким вот «паровозиком» пойдем вперед. Но впереди нас ждут высокие горы, глубокие реки, огромные камни».

Участники выстраиваются друг за другом и по указанию ведущего проходят все препятствия. После того, как участники завершат маршрут, ведущий подводит итог для получения обратной связи и рефлексии.

Ведущий:  «Ребята,  расскажите,  было  ли  вам  трудно  выполнять это упражнение?»

Дети рассказывают о своих трудностях (при их наличии). Если дети обозначили наличие трудности, ведущий задает вопрос: «А что именно было тяжело для вас?» Далее с детьми обсуждаются их положительные впечатления от упражнения:

А теперь расскажите, что в упражнении вам понравилось? Было ли проще выполнять упражнение, когда вы помогали друг другу преодолеть препятствие?»

Упражнение 2 «Давайте жить дружно»

 Время: 10 минут.

Цель упражнения: сформировать чувство принадлежности к группе, помочь каждому ребенку чувствовать себя более защищенным, преодолеть трудности в общении.

Обучающиеся рассаживаются в круг.

Ведущий: «Ребята, посмотрите внимательно друг на друга. Давайте по кругу по очереди ласковыми словами назовем своего соседа справа. Это может быть ласковый вариант его имени или нежное, доброе пожелание».

Дети по кругу по очереди придумывают соседу доброе пожелание.

Ведущий: «Ребята, видите, как может быть приятно, когда к вам ласково и по-доброму обращаются! А теперь мы поиграем с вами в игру, которая поможет нам еще больше подружиться. Мы поиграем в поезд. Этот поезд у нас непростой: его вагончики очень дружные, они крепко держатся друг за друга, никто не отстает, но никто и не убегает вперед. Вставайте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего. Тот, кто стоит первым, будет машинистом. Наш поезд пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает ритм и подстраивается под соседей. Поезд едет в разных направлениях, быстро, медленно, поворачивая. Машинист меняется. Но помните: как бы поезд ни ехал, вагончики крепко держатся друг за друга!»

Дети встают друг за другом и кладут руки на плечи стоящего впереди. Первый ребенок – «машинист», он задает темп и характер движения. Задача остальных детей – двигаться максимально слаженно, не сбиваясь, крепко держась друг за друга.

«Машинист» может меняться несколько раз за время игры.

Ведущий «Ребята, какие вы молодцы! Вы так дружно управляли поездом! Видите, как можно дружно делать одно дело. Я очень рад(-а), что сегодня мы научились, как можно выражать добро и делать вместе дружно одно дело».

Упражнение 3 «Охота на тигров»

 Время: 10 минут.

Цель упражнения: развитие коммуникативных навыков.

Необходимые материалы: игрушка, изображающая тигра, имеющая размер до 10 см (должна помещаться полностью в сомкнутые ладони ребенка).

Обучающиеся встают в круг.

Ведущий: «Я сейчас отвернусь к стене и посчитаю до десяти. В это время вы передаете друг другу игрушку, изображающую тигра. Когда я закончу считать, то тот, у кого оказалась игрушка в этот момент, закрывает ее ладошками и вытягивает руки вперед. Остальные тоже должны сложить ладошки вместе и вытянуть их вперед. Когда я обернусь, мне нужно будет найти игрушку».

Я отворачиваюсь к стене. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять!»

Пока он считает, обучающиеся передают друг другу игрушку.

Ведущий: «Я поворачиваюсь… Так, у кого же игрушка?». Ведущий угадывает, где игрушка.

Когда ведущий высказал предположение, все раскрывают ладошки, и если ведущий отгадал, то тот, у кого была игрушка, становится водящим. Если же не отгадал, он вновь становится водящим.

Ведущий (вариант 1): «Я угадал(-а), у кого была игрушка. Теперь ты (ребенок, у которого была игрушка) отвернись и посчитай до десяти, а мы снова спрячем игрушку. Как только ты досчитаешь, подходи к нам и угадывай».

Ведущий (вариант 2): «Я не угадал(-а), у кого была игрушка. Теперь мне необходимо заново стать водящим, я снова отвернусь, а вы спрячете игрушку, затем я попробую еще раз угадать».

Примечание: если дети еще не могут самостоятельно посчитать, то ведущий может сделать это вместе с ними или за них.

Игра продолжается 3-4 раунда, после ведущий спрашивает у тех, кто был водящим, что помогло им угадать.

Ведущий: «Когда вы пытались «поймать тигра», что помогло вам угадать, кто из участников его прячет?»

Обучающиеся        называют        разные        способы        угадывать.        Ведущий        предлагает подумать еще об одной примете, по которой можно догадаться про игрушку.

Ведущий:        «Ребята,        в        этом        упражнении        мы        с        вами        научились        владеть выражением своих эмоций на лице, а также тихо и слаженно действовать, передавая

«тигра», ведь если бы вы не справились с этим, ведущий бы сразу понял, у кого игрушка».

Упражнение 4 «Поварята»

Время: 10 минут.

Цель        упражнения:        развитие        коммуникативных        навыков,        чувства принадлежности к группе.

Выбирается ведущий, которым может быть взрослый или ребенок из числа участников упражнения. Все участвующие дети встают в круг – это «кастрюля» или

«миска».

Ведущий: «Ребята, сейчас мы будем «готовить» еду. Для этого в первую очередь нам нужно решить, что мы хотим сегодня «приготовить»: суп, салат или компот. Дети, давайте все по очереди скажут, какое блюдо вы хотите приготовить».

Каждый  ребенок  по  очереди  говорит  свое  предложение,  что  они  будут

«готовить»: суп, салат и т.д. Задача ведущего на данном этапе – если дети не пришли к единому решению, что именно они хотят «готовить», помочь им принять решение методом голосования.

Ведущий: «Большинство из вас хотят готовить суп, но есть те, кто хочет приготовить салат. Давайте сначала сделаем то блюдо, которое хотят приготовить

большинство, а потом мы можем приготовить и другие блюда. А если мы не успеем, вы можете приготовить его самостоятельно с друзьями или дома с родителями».

Затем, когда дети пришли к единому решению, ведущий говорит: «Отлично! Теперь нам нужно узнать, из чего это блюдо готовится. Расскажите, что входит в блюдо?»

Дети рассказывают о том, какие ингредиенты входят в состав блюда.

Ведущий: «Хорошо, а знаете ли вы, как на «кулинарном» языке называются перечисленные вами продукты? Когда мы говорим о них, как составных частях блюда, то называем ингредиентами. А теперь нам нужно решить, кто каким ингредиентом будет».

Дети по очереди говорят, какими они будут ингредиентами «блюда».

Ведущий: «А сейчас я буду называть ингредиент, и тот, кого я назову, должен впрыгнуть в центр круга. Следующий, кого мы называем, запрыгнет в круг и возьмет его за руку».

Ведущий громко говорит названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий «компонент» берет за руку его и т.д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Ведущий: «У нас получилось очень вкусное блюдо. Каждый из вас сделал это блюдо вкуснее. В этом блюде важен каждый из вас! Во всем, что вы делаете вместе, каждый важен и очень нужен другим».

Упражнение 5 «Ладонь в ладонь»

 Время: 10 минут.

Цель упражнения: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах.

Необходимые материалы: стол, стулья, любые мягкие предметы для создания

«горы», любой длинный предмет для создания «реки».

Ведущий: «Ребята, сейчас вам нужно встать в пары. Прижмите правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друг друга».

Дети разбиваются на пары и прижимаю друг к другу ладошки. Когда все дети разбились на пары и встали, ведущий говорит: «Теперь вам нужно ходить по комнате, не меняя положения рук. Вам нужно обходить препятствия вместе и не сталкиваться с другими парами».

Дети ходят парами в одном направлении по комнате. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, «гору» (в виде кучи подушек), «реку» (в виде разложенного полотенца или веревки) и т. д. Упражнение заканчивается, когда все пары перейдут из одного конца комнаты в другой.

Ведущий: «Сегодня вы научились идти на компромиссы ради того, чтобы оба члена пары смогли успешно пройти все препятствия. Что помогло вам преодолевать препятствия с успехом?»

Упражнение 6 «Зеркало»

Время: 10-15 минут.

Цель упражнения: развитие коммуникативных навыков. Дети встают в круг.

Ведущий: «Ребята, сейчас я буду изображать эмоцию – страх, обиду, радость, удовольствие и т.п. Все остальные должны повторять за мной эту эмоцию».

Ведущий  изображает  эмоцию,  остальная  группа  повторяет  эту  эмоцию.

Ведущий может корректировать, если эмоция изображена некорректно.

Ведущий: «А теперь вы будете по очереди изображать эмоции, которые вы хотите, а все остальные должны повторять за вами».

Далее дети по очереди изображают те эмоции, которые они хотят, при этом остальная группа продолжает повторять эмоции (становится зеркалом).

Ведущий: «Как вам кажется, важно ли нам понимать эмоции другого человека? Всегда ли мы правильно понимаем эмоции другого человека? А свои эмоции? Чему нас учит это упражнение?»

Упражнение 7 «Обыкновенное чудо» Время: 10 минут.

Цель упражнения: формирование благоприятного климата, развитие эмпатических способностей.

Необходимые материалы: тканевый мешок, гладкий камешек, который может поместиться в руку ребенка.

Ведущий: «Давайте сядем поудобней, чтобы видеть друг друга. Посмотрите, у меня в руках камешек (ведущий достает камешек из мешочка), поиграем с этим камнем. Этот камень не простой, а волшебный. С его помощью можно сотворить чудо».

Дети садятся в круг.

Ведущий: «Сейчас мы будем передавать камешек по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. Итак, я – (роль ведущего, имя). Больше всего люблю гулять, играть в парке…».

Далее по очереди высказываются дети. Ведущий по необходимости дополняет ответы или задают уточняющие вопросы.

Ведущий: «Вы все огромные молодцы! У некоторых из вас есть одинаковые интересы, однако есть и различия. Давайте узнаем, что любите вы все? Может быть, играть, или есть мороженое?» (ведущий предлагает разнообразные варианты).

Ведущий: «Вот видите, как много у вас всех общего!» Камешек возвращается ведущему.

Ведущий: «Сейчас я держу в руках камешек и чувствую, что он теплый. Он согрелся в наших руках. Каждая ваша ладонь сделала его теплее, вы вместе смогли его нагреть. Многие вещи делать в команде гораздо эффективнее, чем одному.

Вот и свершилось чудо – сегодня мы познакомились друг с другом поближе, узнали, чем вам больше всего нравится заниматься, стали настоящей командой».

Упражнение 8 «Сотворение чуда» Время: 10 минут.

Цель        упражнения:        развитие        коммуникативных        навыков,        эмпатических способностей.

Необходимые        материалы:        карандаши,        ручки        или        иные        предметы, имитирующие «волшебные палочки».

Ведущий: «Ребята, нам нужно разбиться на пары. Один из вашей пары берет

«волшебную палочку».

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка».

Ведущий: «Тот, у кого в руках палочка, должен дотронуться до друга и спросить у него: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот, до кого дотронулись, должен «загадать желание» - придумать несложное задание для  своего  напарника:  спеть,  станцевать,  рассказать  что-нибудь  смешное или выполнить какое-либо желание попозже».

Дети выполняют задание.

Ведущий: «Вы сегодня не только загадали желания, но и исполнили их для других. Не правда ли, здорово не только получить загаданное вами, но и выполнить чье-то желание?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Легкое общение: игры на развитие навыков общения

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры...

Развитие навыков общения у детей с проблемами в развитии, в адаптационный период.

Развитие навыков общения у детей с проблемами в развитии,  в адаптационный период. Поступление ребенка в детское учреждение  вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых и она не...

Общение без проблем через сказки... или развитие навыков общения.

Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценко...

Развитие навыков общения у детей с нарушениями развития с помощью групповых адаптивно-игровых занятий

Опыт работы по развитию навыков общения у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития с помощью групповых адаптивно-игровых занятий...

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...

План- конспект "Неделя психологии.«Развитие навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия»

Тренинг для педагогов, занимательные занятия для детей, работа с родителями....