Как научить ребёнка справляться со злостью?
консультация по психологии

Лыкова Наталья Валентиновна

В последнее время стал актуальным запрос на снижение агрессии у детей, обучения ребёнка приёмам справляться с приступа и злости. Дети проявляют вспыльчивость, агрессивно реагируют на замечания, шутки одноклассников. Не успевают затормозить себя. Просто сдерживать свою злость - не приводит к результату. Она копится внутри, и, как сжатая пружина, может "выскочить" в неподходящий момент. 

Для начала разберёмся в причинах накопления агрессии. 
Ситуативные проявления злости естественны, хотя и пугают иногда родителей. Например, при физической опасности, нарушении психологических границ, унижении, оскорблении, когда что-то не получается.
Поводом для работы является ситуация, когда злость закрепляется как постоянная реакция, и ребёнок уже не может её контролировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebyonka_spravlyatsya_so_zlostyu.docx55.39 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка справляться со злостью?

В последнее время стал актуальным запрос на снижение агрессии у детей, обучения ребёнка приёмам справляться с приступа и злости. Дети проявляют вспыльчивость, агрессивно реагируют на замечания, шутки одноклассников. Не успевают затормозить себя. Просто сдерживать свою злость - не приводит к результату. Она копится внутри, и, как сжатая пружина, может "выскочить" в неподходящий момент.

Для начала разберёмся в причинах накопления агрессии.
Ситуативные проявления злости естественны, хотя и пугают иногда родителей. Например, при физической опасности, нарушении психологических границ, унижении, оскорблении, когда что-то не получается.
Поводом для работы является ситуация, когда злость закрепляется как постоянная реакция, и ребёнок уже не может её контролировать.

В чем причины детской агрессии?

  • В первую очередь, это особенности ЦНС, например, возбудимый тип нервной системы. Таким детям достаточно сформировать навыки саморегуляции, снизив импульсивность поведенческих реакций.

  • Симптом неврологических нарушений, психических заболеваний. В этом случае необходима консультация психиатра или невролога, подбор лекарственных препаратов.

  • Проявление агрессии в семье. Примеры физической агрессии, применение физической силы к ребёнку. Либо случаи психологического давления. Если ребёнка унижают, оскорбляют, подавляют, ответить взрослому он не может, но злость копится внутри. Злость похожа на шаровую молнию, она мечется внутри тела и ищет выход, часто разрушая и самого человека. Выплескивают дети этот заряд на тех, кто не может ответить.

  • Атмосфера в семье. Если родители часто ссорятся при ребенке, обвиняя друг друга, дети впитывают такой пример решения конфликта. Да и злость копится, так как ребёнку приходится выбирать чью-то сторону.

  • Стиль семейного воспитания, детско-родительских отношений. Если родитель "лучше знает", что нужно ребёнку, контролирует, боится, то он вырастет пассивным подростком, подавляющем свои желания и не контактирующим с самим собой. Пассивная агрессия тоже бывает, но разворачивается чаще на самих себя в виде застенчивости, боязни людей, самоповреждений.

  • И, конечно, окружающая среда, которая перенасыщена примерами. Начиная с онлайн-игр которые доступны к просмотру с раннего детства. Они перегружают нервную систему, приводят к перевозбуждению и необходимости сбрасывать это напряжение и возбуждение через действия. Просто отреагировать то, что накопилось внутри, доступным способом. Ну и, детская психика не различает игру и реальность.

Обычно взрослые призывают детей вообще никогда не злиться, или не выражать свою злость, подавлять её. А все, что мы подавляет, копится внутри. И тогда, всякий раз, когда ребёнок испытывает гнев, он думает, что с ним что-то не так, стыдится себя и ещё больше от этого злится. Когда злость все время сдерживается, появляется напряжение в теле, зажимы, либо резкость, импульсивность.


Злость - это физиологическим механизм, запускающийся автоматически.
Агрессивные дети часто сами подозрительны и настороженны. Им кажется, что весь мир хочет их обидеть. И они часто просто защищаются.

Родитель может научить ребёнка:
- понимать причины своих переживаний,
- осознать потребность, которая стоит за чувством,
- выражать гнев экологично.

Как это сделать?

Для этого в момент приступа злости нужно сделать 5 шагов:
1)
Научить распознавать и проговаривать свои чувства. Для начала озвучивать состояние ребёнка самому. Если взрослый называет чувство, то ребёнок учится их распознавать.

Начиная с 2-х лет. Называя чувства ребёнка, взрослый позволяет ему не ощущать себя плохим, когда с ним происходит то, что родители не нравится. Ребёнок научается распознавать признаки злости в теле. И тогда появляется выбор: можно выразить переживания разными способами. Часто достаточно их проговорить. Фраза родителя: "По-моему, ты злишься на... (что-то или на кого-то)"

!!! Если ребёнок отрицает, скрывает переживания, значит боится, что его осудят.


2)
Присоединиться к чувствам ребёнка. Вместо того, чтобы дать совет. Если сразу начать давать советы, у ребёнка сложится впечатление, что вы его не выслушали, не поняли. Присоединившись к чувствам ребёнка, мы помогаем ему от них освободиться, успокоиться и перейти к конструктивному обсуждению.
Важно: прежде, чем начать обсуждать сам случай, ребёнок должен прожить чувства и успокоиться, так как мы не можем и думать и чувствовать одновременно!
Фраза: "Я вижу, что ты так зол, что готов доставить обидчику много неприятностей"

Вниманием, активным слушанием родитель показывает ребёнку, что он действительно готов выслушать и помочь. Задавая вопросы, помогите ребёнку понять, что действительно стало причиной гнева, что он хотел получить таким способом.


3)
Учить ребёнка направлять энергию злости в полезное русло. Помочь ребёнку выразить гнев адекватным способом. Если постоянно сдерживать злость, то нерастраченное напряжение накапливается в определённых зонах тела, образуя мышечные спазмы, зажимы. Можно научить ребенка разным способам выражать гнев: нарисовать и смять, порвать листок, побить грушу, убраться в комнате и т. д.


4)
Обсудить случившееся. Выплеснув чувства, ребёнок уже может спокойно поговорить о том, что на самом деле его задевает. Часто за такими сильными эмоциями стоят переживания, связанные с собственной неуверенностью, желание быть лидером, завоевать уважение и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка справляться с различными застёжками.

Советы родителям о том, как с помощью различных застёжек можно развивать мелкую моторику наших детей. И как это проделывать своевременно и с пользой....

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СПРАВЛЯТЬСЯ С ЭМОЦИЯМИ

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СПРАВЛЯТЬСЯ С ЭМОЦИЯМИ"...

Как научить детей справляться со своими негативными эмоциями?

Этот вопрос актуален для многих родителей. Чтобы разобраться в нем, необходимо, прежде всего, понять и принять то, что не бывает «плохих» и «хороших» эмоций, есть «положи...

Консультация "Как научить ребенка справляться с тревожностью"

Чувство тревоги- это норомальная часть жизни, особенно этапов взросления и обучения....

5 способов научить ребёнка справляться со стрессом.

Давайте честно признаемся, большинство из нас не умеет справляться со стрессовыми ситуациями. Ну, или не совсем умеет. Однако это важный навык не только для нас самих, но...

Как научить ребёнка справляться с неудачами?

Рассматриваем, что делать, если ребенок столкнулся с неудачей...