Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук
картотека по психологии
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.
Пальчиковые игры дают возможность специалистам и родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать мелкую моторику и речь. Поэтому пальчиковые игры очень полезны, они помогают мозгу ребенка развивать взаимосвязь между правым и левым полушариями и синхронизировать их работу. Чем лучше эта взаимосвязь, тем активнее процессы мышления, а значит, ребенок растет более способным. Во время пальчиковой гимнастики пальчики малыша становятся гибкими, ребенок запоминает движения, а это тренирует память. Ребенок учится имитировать взрослого, быть внимательным, наблюдать, а повторение упражнений вместе с запоминанием стихов активизирует процесс освоения речи. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны, они формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Ребенок от такого общения получит массу положительных эмоций, а это важно для его эмоционального развития.
1. Игра «Бинокль»
Цель: учить удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы.
Ход игры: пальцы соединены вместе, при этом указательный и большой пальцы сомкнуты на обеих руках. Взрослый подносит руки к глазам, предлагается ребенку выполнить упражнение по подражанию действиям взрослого.
2. Игра «Вышли пальчики гулять»
Цель: учить выделять каждый палец отдельно, выполнять определенные действия.
Оборудование: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).
Ход игры: взрослый показывает ребенку свои руки и говорит, что пальчики любят гулять по дорожке. Удерживая все пальцы, кроме одного, в кулаке, показывает, как «топает» пальчик по дорожке, а затем «прыгает» по кочкам. Предлагает ребенку повторить позицию пальцев и «протопать» каждым пальчиком сначала по дорожке, затем по «кочкам».
3. Игра «Здравствуй, пальчик»
Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место.
Ход игры: Взрослый показывает малышу, как пальчики умеют здороваться: локти стоят на столе, нижняя часть ладоней сомкнута, пальчики будут здороваться, начиная с мизинчика, при этом проговаривается: «Здравствуй, пальчик!» Когда все пальцы поздороваются, взрослый показывает, как нужно сложить ладошки «в замочек» — это здороваются ладошки.
4. Игра «Отпечатки»
Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место.
Оборудование: лист чистой бумаги, карандаши.
Ход игры: взрослый обводит карандашом ладонь ребенка на листе бумаге и показывает, что на бумаге получились его пальчики: «Вот мизинчик, вот безымянный и т.д.». Взрослый предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы к изображению на листе). В конце игры ребенок накладывает свою ладошку на нарисованную педагогом.
5. Игра «Зайцы»
Цель: учить удерживать указательный и средний пальцы в вертикальном положении (ушки), а большим пальцем придерживать в согнутой позиции безымянный палец и мизинец.
Ход игры: Пальцы — указательный и средний выпрямлены, большим пальцем прижимаются безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки:
«Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!»
Взрослый предлагает малышу изобразить зайчика из пальцев на правой, левой руке и на обеих одновременно.
6. Игра «Коза»
Цель: учить удерживать указательный и мизинец в вертикальном положении (рога), а большим пальцем придерживать в согнутой позиции средний и безымянный палец.
Ход игры: Пальцы — указательный и мизинец выпрямлены, большим пальцем прижимаются средний и безымянный палец. Взрослый предлагает малышу изобразить козу из пальцев на правой, левой руке и на обеих одновременно.
7. Игра «Шумелки»
Цель: формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами.
Оборудование: камешки или грецкие орехи, жестяная банка среднего размера.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку брать камушки по одному и бросать в банку, радоваться шуму. Сперва каждая рука, затем двумя одновременно.
8. Игра «Крючки»
Цель: учить удерживать палец в согнутом положении (крючок).
Ход игры: ребенок сгибает свои указательные пальцы обеих рук и цепляет друг за друга, пытается перетянуть в левую или правую сторону. Затем проделывается с каждой парой пальцев.
9. Игра «Бусики»
Цель: формирование согласованности движений обеих рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов.
Оборудование: крупные бусины, мягкий (твердый) толстый (тонкий) шнурок.
Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно нанизывать бусы на шнурок.
10. Игра «Пианино»
Цель: учить выделять каждый палец руки.
Оборудование: детское пианино.
Ход игры: ребенка учат нажимать одним пальцем на каждую клавишу, затем каждым пальцем поочередно.
11. Игра «Дождик»
Цель: формирование согласованности движений обеих рук
Ход игры:
Тихий-тихий-тихий дождик, (постукиваем кончиками пальцев по столу или по коленкам)
Дождик-дождик, кап-кап-кап.
Сильней, сильней, сильнее дождик (постукиваем ладошками по столу или по коленкам)
Дождик-дождик, кап-кап-кап.
Сильный-сильный ливень! (сильно стучим ладонями по столу или по коленкам)
Гром! (хлопаем в ладоши)
В небе молния блестит! (поднимаем обе руки вверх)
12. Игра «Пальчик-мальчик»
Цель: учить выделять каждый палец руки.
Ход игры: на первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
13. Игра «Моя семья»
Цель: учить выделять каждый палец руки, согласованность движений обеих рук
Ход игры: поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
14. Игра «Киска»
Цель: формирование согласованности движений обеих рук
Ход игры:
Есть у киски глазки, (показывают свои глазки)
Есть у киски ушки, (показывают ушки и шевелят ими)
Есть у киски лапки, Мягкие подушки (сжимают и разжимают кулачки)
Не царапай деток, Брысь! (хлопок в ладоши)
15. Игра «На ферме»
Цель: формирование согласованности движений обеих рук
Ход игры:
Повстречались два котенка «мяу-мяу-мяу» (соединяем мизинцы),
А затем и два щеночка «гав-гав-гав» (соединяем безымянные пальцы).
Два барашка повстречались (соединяем средние пальцы)
И немножко пободались «бе-бе-бе» (трем кулачки друг о друга).
Прибежали две коровки «му-му-му» (вытягиваем указательный палец и мизинец, показывая рога).
Наши пальцы стали ловки (покрутите кулачками или помашите руками).
16. Игра «Супчик»
Цель: формирование согласованности движений обеих рук
Ход игры:
Мы набрали овощей и для супа, и для щей.
Режем мы капусту (делаем движения взад-вперед ребром одной ладошки по другой) —
Будет супчик вкусный.
Чистим мы картошку. Чистим очень ловко (гладим пальцами правой руки тыльную сторону левой руки).
Мы натрем морковку, красную головку (сжать и разжать пальцы рук).
А потом, а потом мы накрошим помидор (постучите ребром одной ладони по другой).
И свеколку, и лучок (выставьте вперед кулачок левой руки и кулачок правой с поднятыми вверх указательным и средним пальцами).
Будет вкусным наш супок! (похлопайте в ладошки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.
Пальчиковые игры дают возможность специалистам и родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать мелкую моторику и речь. Поэтому пальчиковые игры очень полезны, они помогают мозгу ребенка развивать взаимосвязь между правым и левым полушариями и синхронизировать их работу. Чем лучше эта взаимосвязь, тем активнее процессы мышления, а значит, ребенок растет более способным. Во время пальчиковой гимнастики пальчики малыша становятся гибкими, ребенок запоминает движения, а это тренирует память. Ребенок учится имитировать взрослого, быть внимательным, наблюдать, а повторение упражнений вместе с запоминанием стихов активизирует процесс освоения речи. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны, они формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Ребенок от такого общения получит массу положительных эмоций, а это важно для его эмоционального развития.
1. Игра «Бинокль»
Цель: учить удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы.
Ход игры: пальцы соединены вместе, при этом указательный и большой пальцы сомкнуты на обеих руках. Взрослый подносит руки к глазам, предлагается ребенку выполнить упражнение по подражанию действиям взрослого.
2. Игра «Вышли пальчики гулять»
Цель: учить выделять каждый палец отдельно, выполнять определенные действия.
Оборудование: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).
Ход игры: взрослый показывает ребенку свои руки и говорит, что пальчики любят гулять по дорожке. Удерживая все пальцы, кроме одного, в кулаке, показывает, как «топает» пальчик по дорожке, а затем «прыгает» по кочкам. Предлагает ребенку повторить позицию пальцев и «протопать» каждым пальчиком сначала по дорожке, затем по «кочкам».
3. Игра «Здравствуй, пальчик»
Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место.
Ход игры: Взрослый показывает малышу, как пальчики умеют здороваться: локти стоят на столе, нижняя часть ладоней сомкнута, пальчики будут здороваться, начиная с мизинчика, при этом проговаривается: «Здравствуй, пальчик!» Когда все пальцы поздороваются, взрослый показывает, как нужно сложить ладошки «в замочек» — это здороваются ладошки.
4. Игра «Отпечатки»
Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место.
Оборудование: лист чистой бумаги, карандаши.
Ход игры: взрослый обводит карандашом ладонь ребенка на листе бумаге и показывает, что на бумаге получились его пальчики: «Вот мизинчик, вот безымянный и т.д.». Взрослый предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы к изображению на листе). В конце игры ребенок накладывает свою ладошку на нарисованную педагогом.
5. Игра «Зайцы»
Цель: учить удерживать указательный и средний пальцы в вертикальном положении (ушки), а большим пальцем придерживать в согнутой позиции безымянный палец и мизинец.
Ход игры: Пальцы — указательный и средний выпрямлены, большим пальцем прижимаются безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки:
«Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!»
Взрослый предлагает малышу изобразить зайчика из пальцев на правой, левой руке и на обеих одновременно.
6. Игра «Коза»
Цель: учить удерживать указательный и мизинец в вертикальном положении (рога), а большим пальцем придерживать в согнутой позиции средний и безымянный палец.
Ход игры: Пальцы — указательный и мизинец выпрямлены, большим пальцем прижимаются средний и безымянный палец. Взрослый предлагает малышу изобразить козу из пальцев на правой, левой руке и на обеих одновременно.
7. Игра «Шумелки»
Цель: формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами.
Оборудование: камешки или грецкие орехи, жестяная банка среднего размера.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку брать камушки по одному и бросать в банку, радоваться шуму. Сперва каждая рука, затем двумя одновременно.
8. Игра «Крючки»
Цель: учить удерживать палец в согнутом положении (крючок).
Ход игры: ребенок сгибает свои указательные пальцы обеих рук и цепляет друг за друга, пытается перетянуть в левую или правую сторону. Затем проделывается с каждой парой пальцев.
9. Игра «Бусики»
Цель: формирование согласованности движений обеих рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов.
Оборудование: крупные бусины, мягкий (твердый) толстый (тонкий) шнурок.
Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно нанизывать бусы на шнурок.
10. Игра «Пианино»
Цель: учить выделять каждый палец руки.
Оборудование: детское пианино.
Ход игры: ребенка учат нажимать одним пальцем на каждую клавишу, затем каждым пальцем поочередно.
11. Игра «Дождик»
Цель: формирование согласованности движений обеих рук
Ход игры:
Тихий-тихий-тихий дождик, (постукиваем кончиками пальцев по столу или по коленкам)
Дождик-дождик, кап-кап-кап.
Сильней, сильней, сильнее дождик (постукиваем ладошками по столу или по коленкам)
Дождик-дождик, кап-кап-кап.
Сильный-сильный ливень! (сильно стучим ладонями по столу или по коленкам)
Гром! (хлопаем в ладоши)
В небе молния блестит! (поднимаем обе руки вверх)
12. Игра «Пальчик-мальчик»
Цель: учить выделять каждый палец руки.
Ход игры: на первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
13. Игра «Моя семья»
Цель: учить выделять каждый палец руки, согласованность движений обеих рук
Ход игры: поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
14. Игра «Киска»
Цель: формирование согласованности движений обеих рук
Ход игры:
Есть у киски глазки, (показывают свои глазки)
Есть у киски ушки, (показывают ушки и шевелят ими)
Есть у киски лапки, Мягкие подушки (сжимают и разжимают кулачки)
Не царапай деток, Брысь! (хлопок в ладоши)
15. Игра «На ферме»
Цель: формирование согласованности движений обеих рук
Ход игры:
Повстречались два котенка «мяу-мяу-мяу» (соединяем мизинцы),
А затем и два щеночка «гав-гав-гав» (соединяем безымянные пальцы).
Два барашка повстречались (соединяем средние пальцы)
И немножко пободались «бе-бе-бе» (трем кулачки друг о друга).
Прибежали две коровки «му-му-му» (вытягиваем указательный палец и мизинец, показывая рога).
Наши пальцы стали ловки (покрутите кулачками или помашите руками).
16. Игра «Супчик»
Цель: формирование согласованности движений обеих рук
Ход игры:
Мы набрали овощей и для супа, и для щей.
Режем мы капусту (делаем движения взад-вперед ребром одной ладошки по другой) —
Будет супчик вкусный.
Чистим мы картошку. Чистим очень ловко (гладим пальцами правой руки тыльную сторону левой руки).
Мы натрем морковку, красную головку (сжать и разжать пальцы рук).
А потом, а потом мы накрошим помидор (постучите ребром одной ладони по другой).
И свеколку, и лучок (выставьте вперед кулачок левой руки и кулачок правой с поднятыми вверх указательным и средним пальцами).
Будет вкусным наш супок! (похлопайте в ладошки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пальчиковые игры для развития мелкой моторики
игры для детей по развитию мелкой моторики руки ребенка со стихами, можно заниматься в любое время и везде, не требует специальной подготовки,стихи легко запоминаются....
Пальчиковые игры по развитию мелкой моторики для детей подготовительных групп
Пальчиковые игры по развитию мелкой моторики для детей подготовительных групп...
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у дошкольников
В материале подобраны игры для развития пальчиковой моторики по теме "Животные", "Растения", "Люди"...
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики у дошкольников.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять большое внимания развитию движения пальцев рук и совершен...
«Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
ТЕ Содержание 1.Введение.2.Высказывания учёных о взаимосвязи между развитием мелкой моторики рук и развитием всех видов деятельности.3. Перечень пальчиковых игр для детей старшего дошкольног...
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики
Этот материал будет интересен и полезен как вроспитателям, так и родителям. Развитие мелкой моторики имеет большое з-начение для развития ребенка. А игры очень просты и не требуют больших затрат!...
Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.
Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для р...