ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПСИХОЛОГ НЕГОВОРЯЩИМ ДЕТЯМ?
консультация по психологии (младшая группа)
Дорогие родители, в этой статье мы обращаемся к вам, чтобы разъяснить некоторые психологические особенности развития неговорящих детей.
Если в вашей семье есть такой ребёнок, то эта информация для вас.
Чем может помочь психолог неговорящим детям?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chem_mozhet_pomoch_psiholog_negovoryashchim_detyam.docx | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПСИХОЛОГ НЕГОВОРЯЩИМ ДЕТЯМ?
Дорогие родители, в этой статье мы обращаемся к вам, чтобы разъяснить некоторые психологические особенности развития неговорящих детей.
Если в вашей семье есть такой ребёнок, то эта информация для вас.
Чем может помочь психолог неговорящим детям?
Особенности познавательной деятельности неговорящих детей.
Речь как сложная психическая функция возникает у ребенка на основе определенного уровня его когнитивного развития. Развитие речи и мышления происходит не параллельно и неравномерно. До определенного уровня онтогенеза развитие мышления и речи осуществляется независимо друг от друга. Однако в возрасте около двух лет линии развития мышления и речи совпадают в своем развитии, перекрещиваются и возникает новое психическое образование – речевое мышление.
При этом ребенок как бы открывает для себя символическую функцию речи, овладевает знаковыми (языковыми) средствами мышления.
Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у неговорящих детей, показывает своеобразие их психического развития. Позднее появление речи, длительное нарушение речевого общения, несформированность знаковых (языковых) средств отрицательно влияют на развитие мышления и других психических процессов, обусловливают специфическую недостаточность когнитивного развития у детей с речевой патологией. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности памяти. Исследование мнестической функции у неговорящих детей обнаруживают, что объем их зрительной, смысловой, логической памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижена вербальная, слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают простые двусложные конструкции, элементы, последовательности заданий (слогов).
У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем – фонематического восприятия. Нарушение фонематического восприятия отмечаются у детей с алалией.
Изучение особенностей ориентировки в пространстве показало, что дети с недоразвитием речи имеют проблемы в пространственной ориентации в целом. У них так же наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле.
Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы, и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми.
У части неговорящих детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций. Отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения.
Развитие ребёнка, пусть и в специфических условиях, продолжается, психологическая работа не должна ограничиваться констатацией имеющихся у ребёнка нарушений и особенностей, она должна выявлять его потенциальные возможности (так называемую, зону ближайшего развития) и через игру, телесные техники, арт-методы, контакт с психологом находить способы их проявления и принятия.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ НЕГОВОРЯЩЕГО РЕБЁНКА
Известно, что одной из общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формировании личности.
Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, на формирование его самосознания и самооценки.
Было проведено несколько исследовательских работ по изучению особенностей коммуникативной сферы и состояния игровой деятельности неговорящих детей. Они показали следующее: особенности речевого развития таких детей сочетались с нарушениями коммуникативной функции, что выразилось в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Кроме того, личность ребёнка характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессии разной степени выраженности. И всё это влияет на мотивацию к общению, минимальную потребность в которой удовлетворяют родители, понимающие «особый язык» ребёнка.
Следует отметить особенности развития эмоционально-волевой сферы. Дети по мере взросления начинают осознавать свои нарушения, что может вызвать негативное отношение к речевому общению в целом. Кроме того, могут быть такие реакции как:
- негативизм (противодействие инструкциям и просьбам всех окружающих, или определённых лиц);
- агрессивность, драчливость, конфликтность;
- повышенная чувствительность, зацикленность на острых переживаниях, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;
- чувство угнетённости, дискомфорта;
- повышенная обидчивость, ранимость;
- могут иметь место соматические проявления.
Таким образом, речевое развитие имеет большое влияние, как на развитие психических процессов, так и на личность в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Чем может помочь мама"
Консультация для родителей чтобы лучше помочь ребёнку адаптироваться в детском саду...
Как музыка может помочь вашему ребенку в будущей учебе
Музыка развивает все виды восприятия и задействует все виды памяти, хорошо развивает ассоциативное мышление. Игра на музыкальном инструменте развивает способность делить музыкальное произв...
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ
- Приводите ребенка в то место, где он может находиться в обществе детей хотя бы два раза в неделю. Ребенку 2—3 лет необходимо общество других детей. - Учите ребенка обращать внимание на то обсто...
Отношения родителей и детей. Как психолог может помочь родителям в воспитании детей
В статье обсуждаются особенности развития и воспитания детей разного возраста.Наш основной тезис - родители являются самыми важными людьми для их детей, в реальном времени-пространстве в детстве, а за...
Консультация для родителей. Чем может помочь мама
Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к решению проблемы адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жи...
Консультация для родителей "Как музыка может помочь воспитать у ребёнка хороший вкус."
Надеюсь что данный материал будет полезен родителям дошкольников....