26.05.2024 г. Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
консультация по психологии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx_emotsionalnyy_intellekt.docx | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Значение развития эмоционального интеллекта у детей
старшего дошкольного возраста»
Успех человека в жизни зависит не только от его ума, но и других качеств:
целеустремлённости, умения налаживать отношения с другими людьми,
позитивно справляться с трудностями в жизни. Только тот, кто умеет
воспринимать свои чувства, идентифицировать их (знать, что чувствовал или
чувствует, контролировать, вернее компетентно обходиться с ними), является
человеком с развитым эмоциональным интеллектом, а значит с высоким
самосознанием, способностью управлять собой, понимать других людей, идти на
компромисс. Именно поэтому многие психологи (Д. Гольман, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Г.Мещеряков, и др.) утверждают, что формирование эмоций человека является важнейшим условием развития его как личности.
Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского
университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году. Они
определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт,
включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции;
регулировать собственные эмоции; использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением.
Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы потребности и
мотивы ни определяли их деятельности, личностно значимыми, устойчивыми,
внутренне действительными они становятся лишь в том случае, если им удаётся
войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней.
Дошкольник живёт эмоциями, руководствуется ими при выборе способов
поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия. Они
делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым.
Благодаря эмоциям, детство остается незабываемым периодом жизни.
Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной
самооценки, развитием уверенности в себе, социальных навыков. Именно в этом
возрасте формируется воля, самосознание. Межличностные отношения со
сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье,
эмоциональное состояние детей. Эмоциональная жизнь ребёнка к концу
дошкольного периода претерпевает существенные изменения.
Ребёнок учится своими эмоциями управлять. Это, однако, возможно лишь в том
случае, когда ребёнок к концу дошкольного периода обладает достаточным
опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет
«материала» для того, чтобы научиться подобному управлению.
Умение управлять своими эмоциями - главное достижение дошкольного
возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис семи лет. Эмоциональная
функция потому и называется центральной психической функцией дошкольника,
что к концу дошкольного периода она становится произвольной.
Народная педагогика «знала» об этих необходимых изменениях и помогала
им состояться. Существовало множество игр, вроде игры в царевну Несмеяну,
когда ведущий пытается рассмешить играющих. А те должны сдержаться и не
двигаться. Даже не моргать. Это было очень мудро. Эти игры обеспечивали
интересный досуг. И ещё обучали ребёнка управлять своими эмоциями.
Существует ещё одно важное обстоятельство, связанное с эмоциональным
развитием. Это проявление. Так называемых «предвосхищающих эмоций», о
которых много писал и говорил А. В. Запорожец. Предвосхищающие эмоции
очень важны, например, для того чтобы снимать стрессы.
В ряде исследований выявлена центральная роль эмоциональной
стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной
сферы признано главным элементом понятия «психологическая готовность к
школе». В этой связи всё чаще употребляется понятие «эмоциональный
интеллект», развитие которого должно быть важнейшей целью воспитания.
Традиционно считалось, что главная задача дошкольного детства - дать
ребёнку основные знания, умения, навыки. Говорилось и о воспитании чувств,
преимущественно этических и эстетических, но абстрактно («создавать детям
эмоционально комфортную атмосферу»).
В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с
нарушениями в поведении и эмоционально - личностном развитии: у многих
детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. С возрастом эти
проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций,
интеллекта ребёнка нельзя забывать о развитии его эмоционального интеллекта.
Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так
же активны, динамичны и заняты. Особенно дети подготовительных групп,
которые наряду с дошкольным учреждением посещают различные кружки.
Взрослые часто не задумываются, что развитие ребёнка теснейшим образом
взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Способность
осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное
состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного
развития. На психическое развитие ребёнка оказывают влияние факторы
социального и биологического характера, поэтому не достаточно просто
развивать память, мышление, внимание.
Социальная или личностная готовность представляет собой готовность
ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и
самому себе. Нарушения в общении, конфликтность и обособленность - признаки
слабой адаптации ребёнка к социуму, причина серьёзных эмоционально -
личностных проблем в будущем. Высокий уровень эмоционального развития так
же важен для гармоничного развития ребёнка, как приобретение им основных
знаний и умений. Таким образом, среди основных задач воспитания можно
выделить развитие эмоционального интеллекта.
Все это подводит нас к выводу, что эмоциональная сторона является одной
из определяющих. Для ребенка дошкольника наиболее характерны
эмоциональная неустойчивость, яркость импульсивность проявления эмоций, что
постепенно сменяется большей адаптивностью. Всё это определяет основную
направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное
наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их
регуляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
На сегодняшней день все больше возрастает интерес, связанный с проблемой связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект...
Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»...
ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Борисова А. Ю., Будерецкая В. Г.
Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего во...
Консультация "Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация "Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»Управляй своим настроениемибо оно, если не повинуется, то повелевает.(латин...
Консультация для педагогов "Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей«Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»Подготовила воспитатель МБДОУ № 60 Неведомская Н.Н.Понятие «Эмоциональ...