Психологическая готовность ребенка к школе.
консультация по психологии (подготовительная группа)
Совсем скоро, подготовишки в детских садах станут настоящими школьниками! Готов ли ребенок психологически? Как и чем ему можно помочь? Как задать положительный настрой будущему первокласснику? Давайте разбираться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.docx | 151.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Психологическая готовность ребенка к школе.
Материал подготовила:
Педагог-психолог Хосияма К.Ю.
Мотивационная готовность - это желание ребенка идти в школу, вызванное адекватными причинами (мотивами). Вот они:
- Учебный ("хочу учиться в школе, чтобы научиться чему-либо, стать другим, потому что мне нравится учиться"); если до школы у ребенка не было положительного опыта обучения (например, в каком-нибудь кружке), то и учебного мотива не будет.
- Познавательный ("мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают"); одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности, т. к. он довольно быстро себя исчерпывает, проза жизни не интересна.
- Позиционный ("хочу заниматься важным, значимым делом, "как взрослый", хочу чувствовать себя взрослым"). Этот мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если игра кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот.
Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.
Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:
1. - расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
2. - воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
3. - на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
4. - воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
5. - никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Интеллектуальная готовность. Многие считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей и их разочарований при отборе в школу.
На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, начальные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Интеллектуальная готовность – это умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка.
Важнейшими показателями интеллектуальной зрелости ребенка являются:
- умение наблюдать (умение слушать, исследовать, направлять внимание даже на скучное занятие);
- дифференцированное восприятие и осмысленность (например, умение выделить фигуру из фона или отделить важные признаки от несущественных);
- ориентация в пространстве (внизу, наверху, над, под, перед, за, рядом, между) и времени (вчера, сегодня, завтра, дни недели, времена года и их признаки);
- умение распределить предметы по их размеру, длине, ширине и высоте;
- умение дать предметам и их свойствам единое название (количество общих слов/категорий в словарном запасе), умение рассказывать о своей любимой деятельности или событии, умение описать картинку;
- развитие речи и умение самовыражения (связанно и понятно описать качества знакомых ребенку предметов или явлений, рассказать о своих мыслях, объяснить ситуацию или свои действия);
- умение воспроизводить образ, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации;
- способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление);
- способность концентрировать внимание (непрерывно удерживать внимание на действии или предмете в течение 10 минут).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...
Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...
Психологическая готовность ребенка к школе
Статья о психологической готовности ребенка к школе...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....