Дополнительная программа "Скоро в школу"
проект по психологии (подготовительная группа)

САЗОНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sazonova_n.a._dop_skoro_v_shkolu.docx110.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 90 «Айболит»

ПРИНЯТО:

Протокол Педагогического совета

№ 01 от 31.08 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий         М.А. Селезнева Приказ №550 от 31.08. 2022 г.

МАДОУ Г.


Подписан: МАДОУ Г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС 90 "

АЙБОЛИТ"

DN:

OID.1.2.840.113549.1.9.2=8603092310-860301001-0108140

25511, E=mbdou_90@mail.ru, ИНН=008603092310, СНИЛС=10814025511, ОГРН=1028600944327, T=Заведующий, O="МАДОУ Г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС

90 ""АЙБОЛИТ""", STREET="УЛ ЛЕНИНА, ДОМ 17Б",

L=Нижневартовск, S=86 Ханты-Мансийский автономный

SN=Селезнева, CN="МАДОУ Г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС

ВСКА ДС


округ - Югра, C=RU, G=Марина Анатольевна,

90 ""АЙБОЛИТ"""

"АЙБОЛИТ"


Основание: Я являюсь автором этого документа

Местоположение: место подписания Дата: 2022.09.16 11:27:19+05'00'

Foxit Reader Версия: 10.1.3

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«СКОРО В ШКОЛУ»

Возраст: дети от 6 лет

до прекращения образовательных отношений

Срок реализации: 1 учебный год – 2022-2023гг.

Составитель программы: воспитатель высшей категории Сазонова Н.А.

г. Нижневартовск

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Страница

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Актуальность программы

3

1.2.

Цели и задачи программы

4

1.3.

Планируемые результаты программы

5

1.4.

Характеристика особенностей развития детей:

- от 6 лет до прекращения образовательных отношений

6

1.5.

Основные принципы реализации программы

7

2.

Содержательный раздел

8

2.1.

Учебный план от 6 лет до прекращения образовательных отношений

8

2.2

Календарный учебный график

8

2.3.

Перспективный        план        для        детей        от        6        до        прекращения образовательных отношений

9

3

Организационно-педагогические условия

14

3.1.

Кадровые условия

14

3.2.

Материально-техническое обеспечение

15

4.

Оценка качества освоения программы

17

  1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «СКОРО В ШКОЛУ» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015

№09-3242); Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП

2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021

№ 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".  Программа  разработана на основе: парциальных образовательных программ: математического развития дошкольников «Игралочка»/Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Н.В. Нищевой, программного обеспечения: «Алма» /

«Мерсибо».

  1. Актуальность программы

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования и является в настоящее время одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Необходимо обеспечить равные стартовые возможности для детей (из разных социальных групп и слоев населения) при поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.

В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как первая ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (6 -8 лет) - как возраст общей подготовки ребенка к следующей ступени образования начальной школе. Рост интереса к дошкольному детству относится сегодня к числу общемировых общественных тенденций.

Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов. Проблема подготовки ребенка к школе является однойиз наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном образовании. Разные стартовые возможности будущих первоклассников осложняют  организацию  учебного  процесса  и  вынуждают  родителей  искать

способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

Образовательная программа «СКОРО В ШКОЛУ» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным образованием и базируется на программе «Преемственность», созданной по заказу Министерства образования Российской Федерации сотрудниками Института общего образования Министерства образования Российской федерации для детей, не посещающих дошкольные общеобразовательные учреждения под научным руководством Н. А.Федосовой.

Программа направлена на создание условий для успешной адаптации и для выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в школу. Она ориентирована не на уровень знаний, а на потенциальные возможности детей, на

«зону ближайшего развития», на создание условий для включения детей в новые социальные формы общения; готовит к переходу от игровой деятельности к учебной, рассчитана для детей от 6 лет до прекращения образовательных отношений.

Актуальность данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребѐнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Программа способствует развитию потенциальных возможностей ребѐнка, посредством овладения им универсальных учебных навыков, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования.

Реализация данной программы построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, которые реализуются средствами

«Мерсибо» и «АЛМА». Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Все занятия объединены единым сюжетом и предлагаются в определенной последовательности.

Особую привлекательность мультимедийным программам придают возможности выполнять задание многократно, стирать неверный ответ, проверять ответ, распечатывать дополнительные материалы в любом количестве.

  1. Цели и задачи Программы

Подготовка к школе по программе «СКОРО В ШКОЛУ» носит развивающий характер, не допускающий дублирования образовательных программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребѐнка; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности. Обучение проводится по 2 курсам: «Подготовка к обучению чтению и письму», «Математические ступеньки».

Цель: развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.

Задачи:

  • Нормализация мелкой моторики, подготовка руки к письму;
  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Развитие мыслительных операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии)
  • Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма;
  • Формирование практических умений и навыков математического счета и анализа.

Уровень        сложности        программы        –        стартовый.        Предполагает        освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой данного направления.

Сложность материала – минимальная.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Объем освоения программы – 60 часов. Срок освоения программы – 1 учебный год. Форма обучения – очная, групповая.

Количество детей в группе – 8 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут с детьми от 6 лет до прекращения образовательных отношений во многофункциональном кабинете дошкольного учреждения.

  1. Планируемые результаты программы

В ходе освоения содержания Программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Ребенок научится:

-различать на слух и в произношении все звуки родного языка;

-определять место звука в слове и соотносить их с буквами;

-знать буквы русского алфавита;

-понимать и использовать в речи термины «звук», «буква», «слог», «предложение»;

-различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки, обозначать их на схеме соответствующим цветом;

-определять        ударный        слог, ударную        гласную        и        обозначать соответствующим значком;

-писать слова, предложения условными обозначениями;

-различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

-считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

-определять количество предметов в пределах 10,

-соотносить количество с цифрами;

-ориентироваться в пространстве;

-ориентироваться в тетради в клетку, в линейку;

-выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться поимени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
  • давать характеристику гласным и согласным звукам; пользоваться графическим обозначением звуков (гласные — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат); читать прямые и обратные слоги; составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его;
  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
  1. Характеристика особенностей развития детей Характеристика особенностей развития детей от 6 лет до прекращения

образовательных отношений

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. У детей возникают схематизированные представления в процессе наглядного моделирования; представления о смене времен года, дня и ночи, представления о развитии и др. продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации (свадьбу, болезнь, трудоустройство и т.д.). Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно

изображают технику, космос, военные действия и т.п. девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей. Усложняется конструирование. Детям доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещѐ ограничиваются наглядными признаками ситуации.

  1. Основные принципы реализации программы

При реализации Программы учитываются следующие принципы:

принцип научности – направлен на формирование у воспитанников умений и навыков, способствует развитию их познавательной активности, усвоению новых терминов и понятий.

связь теории с практикой – те знания, которые дети получают на занятиях, воплощаются в практической деятельности.

принцип обучения и воспитания детей в коллективе – воспитывается и развивается чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи. принцип последовательности и систематичности – направлен на развитие

компетентности детей в данном виде творчества.

принцип доступности – деятельность в коллективе строится на основе реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен.

принцип наглядности – обеспечивается применением разнообразных образцов, их иллюстраций, использованием наглядного материала.

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты сложнее, менее подготовленным – работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме), обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.)

Принципы построения содержания подготовки к обучению:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • систематичность и последовательность;
  • вариантность и вариативность;
  • доступность и достаточность;
  • наглядность;
  • достоверность;
  • комплексность;
  • разнообразие игровых заданий.
  1. Содержательный раздел

2.1 Учебный план

Учебный план для детей от 6 лет до окончания образовательных отношений

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное        занятие        Вводное

занятие. Инструктаж

2

1

1

2

Понятие звуки и буквы.

1

1

0

3

Признаки        предметов.

Сравнение        предметов        по размеру

2

1

1

4

Понятие        звук,        слог,        слово,

предложение, текст

1

1

0

6

Гласные звуки и буквы

7

2

5

6

Ориентация        на        плоскости:

слева, справа

1

0

1

7

Сравнение        групп        предметов

по количеству

1

0

1

8

Геометрические фигуры

2

1

1

9

Число и цифра

16

8

8

11

Согласные звуки и буквы

21

2

19

12

Математические действия

6

2

4

ИТОГО

60

19

41

2.2. Календарный учебный график

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1-2

Октябрь

1

Вводное занятие Вводное занятие. Инструктаж

2

1

1

3

2

Понятие звуки и буквы.

1

1

0

4,5

2,3

Признаки предметов. Сравнение предметов по

размеру

2

1

1

6

4

Понятие звук, слог, слово, предложение, текст

1

1

0

7,8,

4

Гласные звуки и буквы

7

2

5

9-12

Ноябрь

1,2, 3

13

3

Ориентация на плоскости: слева, справа

1

0

1

14

4

Сравнение групп предметов по количеству

1

0

1

15-16

4

Геометрические фигуры

2

1

1

17-24

Декабрь

1-4

Число и цифра

16

8

8

25-31

Январь

3-5

32

Февраль

1

33-38

2,3,4,

Согласные звуки и буквы

21

2

19

39-46

Март

2,3,4,5

47-54

Апрель

1,2,3,4,

55-60

Май

Математические действия

6

2

4

ИТОГО

60

19

41

Годовой календарный график к программе «Дошколенок» определяет: начало обучения        – 1 октября и окончание обучения – 31 мая.

Год

обучения

Дата        начала

обучения по

Дата

окончания

Всего

учебных

Количес

тво

Режим занятий

День проведения

услуги

программе

обучения        по

программе

недель

занятий/

часов

1 год

октябрь

май

30

60/30

2 раза в неделю

по 30 мин

Понедельник/

среда

10

2.3. Перспективный план для детей от 6 лет до окончания образовательных отношений

МОДУЛЬ: «Обучение грамоте»

Тема занятия

Программное содержание

1

Вводное занятие

Выполнение        шнуровки,        выкладывание        предметов        из

камешков, фасоли.

2

Понятие звуки и буквы.

Гласные и согласные звуки.

Обведение        предметов        по        контуру.        Силуэтное

обведение листьев деревьев (берѐза, осина, дуб).

3

Понятие звук, слог, слово, предложение, текст

Письмо в ограниченном пространстве (полуовалы и овалы). Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве (строке). Конструирование предметов — игрушки мяч, шар,

домик.

4

Гласные звуки и буквы «А, У, О»

Знакомство со звуками и буквами «А, У, О». Работа в

тетрадях, прописях. Чтение слогов с гласными «А, О, У». Подбор слов на заданные звуки

5

Гласные звуки и буквы «Ы, Э». Деление слов на слоги

Знакомство со звуками и буквами «Ы, Э». Работа в тетрадях, прописях. Чтение слогов с гласными «Ы, Э». Подбор слов на заданные звуки. Упражнять в умении делить слова на слоги

«КАША, ШКОЛА, ПИРАМИДА» и др.

6

Гласный звук и буква «И»

Знакомство со звуком и буквой «И». Работа в тетрадях, прописях. Чтение слогов с гласными «А, О, У, И». Определение позиции звука «И» в словах (начало, середина,

конец)

7

Гласные звуки и буквы «Я»,

«Ю». Ударение

Знакомство со звуком и буквой «Я». Работа в тетрадях, прописях. Чтение слогов с гласными «А, О, У, И, Я, Ю». Определение позиции звука «Я» в словах (начало, середина, конец). Упражнять в расстановке ударений в словах.

8

Гласные звуки и буквы «Е, Ё». Звуки природы и звуки речи. Выделение гласных звуков в словах

Знакомство со звуком и буквой «Е». Работа в тетрадях, прописях. Чтение слогов с гласными «А, О, У, И, Я, Ю, Е». Определение позиции звука «Е» в словах (начало, середина, конец).        Упражнять        в        умении        определять        речевые        и неречевые звуки (Мерсибо «Бедный дракончик») Знакомство со звуком и буквой «Ё». Работа в тетрадях, прописях. Чтение слогов с гласными «А, О, У, И, Я, Ю, Е, Ё».        Определение позиции звука «Ё» в словах (начало, середина). Упражнять в умении выделять заданный гласный

в словах

9

Звуки «М, Мь», буква «М»

Знакомство со звуками «М, Мь» и буквой «М». Работа в тетрадях, прописях. Чтение слогов «МА, АМ, ЭМ, МИ, ОМ» и др., коротких слов  «УМ, ЯМА» Определение

позиции звука «М» в словах (начало, середина, конец). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «М»

10

Звуки «К, Кь», буква «К»

Знакомство со звуками «К, Кь» и буквой «К». Работа в тетрадях, прописях. Чтение слогов «КА, КУ, ЭК, КИ, ИК» и др., коротких слов «КАК, ЯК, КУМ». Определение позиции

звука «К» в словах (начало, середина, конец). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «К»

11

Звуки «Н, Нь», буква «Н»

Знакомство со звуками «Н, Нь» и буквой «Н». Работа в

тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов,

коротких слов «НЯНЯ, НИНА» и др. Определение позиции звука «Н» в словах (начало, середина, конец). Упражнять в

умении подбирать слова на заданный звук «Н». Упражнять в звуко-слоговом анализе.

12

Звуки «П, Пь», буква «П». Составление слов из букв.

Знакомство со звуками «П, Пь» и буквой «П». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, коротких слов «ПАПА, ПОП, ПУМА» и др. Определение позиции звука «П» в словах (начало, середина, конец). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «П».

Упражнять в составлении слов из рассыпанных букв.

13

Звуки «Т, Ть», буква «Т»

Знакомство со звуками «Т, Ть» и буквой «Т». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, коротких слов «ТАК, ТИК, ТОК, КОТ, КИТ» и др. Определение позиции звука «Т» в словах (начало, середина, конец). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «Т». Упражнять в составлении слов из рассыпанных

букв.

14

Звуки «Х, Хь», буква «Х»

Знакомство со звуками «Х, Хь» и буквой «Х». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, коротких слов «ХАТА, ХАТКА, МОХ» и др. Определение позиции звука «Х» в словах (начало, середина, конец). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «Х».

Упражнять в составлении слов из рассыпанных букв.

15

Звуки «С, Сь», буква «С»

Знакомство со звуками «С, Сь» и буквой «С». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, коротких слов со звуком «С».  Определение позиции звука

«С» в словах (начало, середина, конец). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «С». Работа с зашумленной буквой

16

Звуки «Д, Дь», буква «Д». Составление слов из слогов.

Знакомство со звуками «Д, Дь» и буквой «Д». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, коротких слов «ДЕД, ДОМ, ДОСКА» и др. Определение позиции звука «Д» в словах (начало, середина, конец). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «Д».

Упражнять в составлении слов из рассыпанных букв.

17

Звуки «Б, Бь», буква «Б»

Знакомство со звуками «Б, Бь» и буквой «Б». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, слов. Определение позиции звука «Б» в словах (начало, середина, конец). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «Б». Упражнять в расстановке ударений в

ловах со звуком «Б»

18

Звуки «З, Зь», буква «З»

Знакомство со звуками «З, Зь» и буквой «З». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, коротких слов со звуком «З».  Определение позиции звука

«З» в словах (начало, середина, конец). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «З». Работа с зашумленной буквой

19

Звуки «В, Вь», буква «В»

Знакомство со звуками «В, Вь» и буквой «В». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, слов.  Определение позиции звука «В» в словах (начало,

середина, конец). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «В». Упражнять в умении делить слова на

слоги

20

Звуки «Ф, Фь», буква «Ф». Дифференциация                парных звуков        по

звонкости-глухости.

Знакомство со звуками «Ф, Фь» и буквой «Ф». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, слов.  Упражнять в умении подбирать слова на заданный

звук «Ф». Упражнять в умении дифференцировать парные звонкие и глухие звуки на слух («В-Ф», «С-З») и др.

21

Звуки «Г, Гь», буква «Г»

Знакомство со звуками «Г, Гь» и буквой «Г». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, слов. Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «Г». Упражнять в умении составлять предложения из

рассыпанных слов.

22

Звуки «Л, Ль», буква «Л»

Знакомство со звуками «Л, Ль» и буквой «Л». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, слов со звуком «Л». Определение позиции звука «Л» в словах (начало, середина, конец). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «Л». Упражнять в умении

делить слова на слоги, выполнять звуко-слоговой анализ

23

Звук и буква «Ш». Твердые согласные

Знакомство со звуком «Ш» и буквой «Ш». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, слов со звуком «Ш». Определение позиции звука «Ш» в словах (начало, середина, конец). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «Ш». Упражнять в умении делить слова на слоги, выполнять звуко-слоговой

анализ со звуком «Ш». Потение «твердые согласные»

24

Звук и буква «Ж». Твердые согласные

Знакомство со звуком «Ж» и буквой «Ж». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, слов со звуком «Ж». Определение позиции звука «Ж» в словах (начало, середина). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «Ж». Упражнять в умении делить слова на слоги, выполнять звуко-слоговой анализ со звуком «Ж».

Потение «твердые согласные»

25

Звуки «Р, Рь», буква «Р»

Знакомство со звуками «Р, Рь» и буквой «Р». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, слов, фраз, коротких предложений со звуком «Р». Определение позиции звука «Р» в словах (начало, середина, конец). Упражнять в умении подбирать слова на заданный

звук «Р». Упражнять в умении делить слова на слоги, выполнять звуко-слоговой анализ со звуком «Р»

26

Звук и буква «Ч». Мягкие согласные

Знакомство со звуком «Ч» и буквой «Ч». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, слов, фраз со звуком «Ч». Определение позиции звука «Ч» в словах (начало, середина). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «Ч». Упражнять в умении делить слова на слоги, выполнять звуко-слоговой анализ со звуком «Ч».

Потение «мягкие согласные»

27

Звук и буква «Щ». Мягкие согласные

Знакомство со звуком «Щ» и буквой «Щ». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, слов, фраз со звуком «Щ». Определение позиции звука «Щ» в словах (начало, середина). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «Щ». Упражнять в умении делить слова на слоги, выполнять звуко-слоговой анализ со звуком

«Щ». Понятие «мягкие согласные»

28

Звук и буква «Ц». Реконструкция букв

Знакомство со звуком «Ц» и буквой «Ц». Работа в тетрадях, прописях. Чтение открытых и закрытых слогов, слов, коротких предложений со звуком «Ц». Определение позиции звука «Ц» в словах (начало, середина). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «Ц». Упражнять в умении делить слова на слоги, выполнять звуко-слоговой

анализ со звуком «Ц». Реконструкция букв

29

Буква «Й». Звуковой анализ слов

Знакомство со звуком «Й» и буквой «Й». Работа в тетрадях, прописях. Чтение коротких предложений со звуком «Й». Определение позиции звука «Й» в словах (начало, середина,

конец). Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук «Й». Упражнять в звуко-слоговом анализе слов.

30

«Ь,Ъ» знаки. Звуковой анализ слов

Понятие «Ь», «Ъ» знак. Работа в тетрадях, прописях. Чтение коротких текстов с «Ь», «Ъ» знаками. Упражнять в умении подбирать слова с «Ь», «Ъ» знаками. Упражнять в составлении   схем  предложений.  Упражнять  в  звуко-

слоговом анализе слов.

МОДУЛЬ: «Математические ступеньки»

Тема занятия

Содержание занятия

1

Вводное        занятие. Знакомство с детьми, инструктаж.

Ознакомление детей с пособиями, особенностями работы в них. Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, справа, слева и т.д.). Ориентировка на листе

бумаги

2

Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше –

меньше.

Сравнение двух-трех групп предметов по размеру, выставление по размеру в линейный ряд. Работа в тетрадях – определение признаков предметов. Группировка фигур по цвету, форме, величине, толщине. Занимательные вопросы,

загадки – шутки.

3

Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже.

Ориентация на плоскости: слева, справа.

Сравнение        двух-трех                групп                предметов        по                размеру, выставление по размеру в линейный ряд. Работа в тетрадях. Упражнять в умении определять предметы по размеры высокий-низкий, большой-маленький, широкий-узкий и др. Ориентация в пространстве (кабинете): налево, направо, слева,        справа,                верх,         низ.        Ориентировка                в        пределах собственного        тела        (динамические        и                        статические

упражнения).        Ориентация        на        листе        бумаги,        написание графического диктанта по клеточкам

4

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. Длина. Длиннее – короче.

Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные  признаки  объекта.  Развитие  внимания,

восприятия, мышления. Понятие «Длина». Знакомство с линейкой, отрезком, работа в тетради.

5

Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник.

Прямоугольник. Квадрат.

Знакомство с фигурами «Круг, многоугольник, треугольник, четырехугольник». Знакомство с фигурами «Прямоугольник, квадрат». Нахождение и определение заданной фигуры их группы предметов. Работа с фигурами в тетради, выполнение геометрических рисунков.

Нахождение и определение заданной фигуры их группы предметов. Работа с фигурами в тетради, выполнение геометрических рисунков.

6

Число и цифра 1. Понятия

«один-много».

Знакомство с цифрой 1, символом цифры 1. Работа в тетради – графические задания с цифрой 1, печатание «1». Понятия

«один-много».

7

Число и цифра 2. Понятие

«пара».

Знакомство с цифрой 2, символом цифры 2. Работа в тетради – графические задания с цифрой 2, печатание «2». Понятие

«пара».

8

Число и цифра 3. Состав числа 3.

Знакомство с цифрой 3, символом цифры 3. Работа в тетради – графические задания с цифрой 2, печатание «3». Состав

числа 3.

9

Повторение        пройденного материала.

Закрепление пройденного материала: числа 1-3, порядковый

счет, определение количества предметов в заданной группы в пределах числа «3».

10

Число и цифра 4. Состав числа 4.

Знакомство с цифрой 4, символом цифры 4. Работа в тетради

– графические задания с цифрой 4, печатание «4». Состав числа 4.

11

Число и цифра 0.

Знакомство с цифрой 0, символом цифры 0. Работа в тетради – графические задания с цифрой 0, печатание «0». Понятие

«0».

12

Число и цифра 5. Состав числа 5.

Знакомство с цифрой 5, символом цифры 5. Работа в тетради – графические задания с цифрой 5, печатание «5». Состав

числа 5.

13

Понятие «равенство». Знак

«=».

Знакомство        понятие        «равенство».        Сравнение        групп

предметов. Работа в тетради со знак «=».

14

Действие        «сложение». Конкретный смысл действия

«сложение». Знак действия

«сложение» «+».

Знакомство понятие «сложение». Работа в тетради  со знак

«+».        Решение практических примеров на сложение в пределах числа 5.

15

Действие        «вычитание». Конкретный смысл действия

«вычитание». Знак действия

«вычитание» «-».

Знакомство понятие «вычитание». Работа в тетради со знак

«-».        Решение практических примеров на сложение в пределах числа 5.

16

Повторение и закрепление пройденного материала.

Закрепление пройденного материала: числа 1-5, порядковый и обратный        счет, определение количества предметов в

заданной группы в пределах числа «5». Работа в тетради, решение примеров и задач на сложение и вычитание.

17

Число и цифра 6.

Знакомство с цифрой 6, символом цифры 6. Графические

задания с цифрой 6, печатание «6».

18

Число и цифра 6. Состав числа 6.

Знакомство с цифрой 6, символом цифры 6. Графические задания с цифрой 6, печатание «6». Состав числа 6. Работа в тетради,  решение  примеров  и  задач  на  сложение  и

вычитание.

19

Число и цифра 7.

Знакомство с цифрой 7, символом цифры 7. Графические

задания с цифрой 7, печатание «7».

20

Число и цифра 7. Состав числа 7.

Знакомство с цифрой 7, символом цифры 7. Графические задания с цифрой 7, печатание «7». Состав числа 7. Работа в

тетради,        решение        примеров        и        задач        на        сложение        и вычитание.

21

Число и цифра 8.

Знакомство с цифрой 8, символом цифры 8. Графические

задания с цифрой 8, печатание «8».

22

Число и цифра 8. Состав числа 8.

Знакомство с цифрой 8, символом цифры 8. Графические задания с цифрой 8, печатание «8». Состав числа 8. Работа в тетради,  решение  примеров  и  задач  на  сложение  и

вычитание.

23

Число и цифра 9.

Знакомство с цифрой 9, символом цифры 9. Графические

задания с цифрой 9, печатание «9».

24

Число и цифра 9. Состав числа 9.

Знакомство с цифрой 9, символом цифры 9. Графические задания с цифрой 9, печатание «9». Состав числа 9. Работа в

тетради,        решение        примеров        и        задач        на        сложение        и вычитание.

25

Число и цифра 10.

Знакомство с цифрой 10, символом цифры 10. Графические

задания с цифрой 10, печатание «10».

26

Число и цифра 10. Состав числа 10.

Знакомство с цифрой 10, символом цифры 10. Графические задания с цифрой        10, печатание «10». Состав числа 10.

Работа в тетради, решение примеров и задач на сложение и вычитание.

27

Сравнение        чисел,        знак больше (>)

Знакомство со знаком (>). Работа в тетради (>). Решение математических        равенств        (чисел,        групп        предметов)        со

знаком (>).

28

Сравнение        чисел,        знак меньше (<)

Знакомство со знаком (<). Работа в тетради (<) Решение

математических        равенств        (чисел,        групп        предметов)        со знаками (>),(<) .

29

Математические        равенства (=) (>) (<)

Решение математических равенств 1-10 (=) (>) (<). Работа в тетради. Самостоятельное нахождение способа действий в

представленных равенствах.

30

Итоговое        занятие.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Повторение        пройденного        материла. Решение        примеров, чтение и решение задач в рабочих тетрадях.

  1. Организационно-педагогические условия

  1. Кадровое условия

Педагогическая деятельность по реализации дополнительной общеобразовательной программы осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

ФИО педагога

Бунина Ольга Владимировна

Образование

Уровень образования

Высшее образование

Место обучения

УрГПУ        «Логопедия»;        АНО        ДПО        «Институт дистанционного обучения».

Квалификация: Учитель-дефектолог

Стаж работы и квалификационная категория

Педагогический

15 лет

Квалификационная категория

Высшая квалификационная категория,

Приказ ДО и МП ХМАО – Югра от 05.04.2021

№ 10-П-458

Курсы повышения квалификации

Организация        предшкольной        подготовки        в        системе        дошкольного

образования», 2021 г., 72 часа. АНО ДПО «Новые перспективы»

  1. Материально-техническое обеспечение Помещение

Логопедический кабинет расположен на 3-м этаже в здании дошкольного образовательного учреждения.

Площадь кабинета 25,9 кв.м.

Помещение предназначено для организации и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Учебное оборудование

Логопедический кабинет полностью соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям, предъявляемым к предметно-развивающей пространственной среде дошкольного образовательного учреждения.

На базе логопедического кабинета создан компьютерно-игровой комплекс (КИК), представляющий собой многофункциональный набор компонентов, образующих «компьютерную предметно-развивающую среду».

Для максимально эффективного решения задач ФГОС есть необходимость пополнить и разнообразить предметную среду логопедического кабинета:

  • индивидуальные слоговые таблицы для чтения;
  • наглядно-иллюстративный материал по развитию связной речи, систематизированный по лексическим темам;
  • индивидуальные        альбомы        по работе над коррекцией звукопроизношения, лексико-грамматического оформления речи;
  • наглядный        и демонстрационный материал для формирования и развития элементарных математических представлений;
  • речевые игры, лото, кубики, мозаика, массажеры «Ёжики» и др.

На базе логопедического кабинета имеется комплекс «Logo PRO» представляющий собой многофункциональный набор компонентов, образующих «компьютерную предметно-развивающую среду». В состав «Logo PRO» входят: сенсорный экран специальные программы и игры для логопедической коррекции (компьютер, ноутбук, цветной принтер, медийные средства обучения:

стационарный мультимедийный проектор, сенсорно-маркерная доска, документ- камера), позволяющие использовать компьютерный игровой комплекс (КИК) для индивидуальной, подгрупповой, фронтальной формы работы и др.; комплект дидактических материалов по всем линиям образовательной работы с детьми.

Всѐ оборудование КИК соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям; он органически вписывается в общую систему коррекционной работы, направленной на всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка.

Учебно-методическое обеспечение

Парциальная        программа        с указанием выходных данных

  • Программа по «Обучению грамоте детей дошкольного возраста» Н.В. Нищевой. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020;
  • Программа математического развития дошкольников «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: «БИНОМ. Лаболатория знаний», 2019;
  • Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А.

Федосова. – М.: Просвещение, 2012.

Методическое        обеспечение (учебно-методические пособия, практические пособия и т.д.)

с указанием выходных данных

  1. Нищева        Н.        В.        Мой        букварь.        —        СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  2. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015.
  3. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте №
  1. — СПб.: ДЕТСТВО◻ПРЕСС, 2014.

4. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте №

2. — СПб.: ДЕТСТВО◻ПРЕСС, 2014.

5. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте №

3. — СПб.: ДЕТСТВО◻ПРЕСС, 2014.

  1. Нищева Н. В. Прописи для дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе: рабочая тетрадь. Математика для детей 5–6/ 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный  /  раздаточный  материал.

Игралочка — ступенька к школе. Математика для

детей 5–6/ 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018

  1. Оценка качества освоения программы

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности. Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на изучение: - знаний воспитанников в названии игр и сказочных персонажей, умение придумывать и сочинять сказку с игровыми персонажами; - умений воспитанников анализировать фигуры по форме и цвету, размеру и форме и выбирать необходимые, дальнейшее постижение пространственных отношений (ориентировка на плоскости, понимание положения предметов относительно друг друга), конструирование по образцу и замыслу.

Принципы педагогической диагностики

Программа опирается на основные принципы проведения педагогической диагностики:

  • Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
  • Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает (для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга).
  • Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.
  • Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать, как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Методы проведения педагогической диагностики Формализованные методы: диагностическое задание, диагностическая ситуация. Малоформализованные методы: наблюдение

Педагогическая диагностика проводится и заполняется два раза в год (в сентябре и мае).

Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности

Критерии

Методик а

исследо вания

Описание

Различает цвета, называет их

Диагнос тическое задание

Задание №1

«Закрой окошко».

Цель: выявить способность различать основные оттенки цветов и называть их.

Инструкция к проведению.

  • Посмотри, перед тобой находятся разноцветные домики, в которых вырезаны окошки и разноцветные квадратики - окошки для домика такого же цвета, как и домики. Необходимо подобрать для каждого домика окошко и назвать цвет.

Задание №2

«Подбери пару».

Цель: выявить способность различать основные оттенки и умение группировать предметы в паре с одинаковыми оттенками Инструкция к проведению.

  • Наша кукла Маша потеряла свои варежки, носочки и ленточки.
  • Давай поможем найти Маше – растеряше ее вещи.
  • Подбери пары к вещам и назови цвет.

Понимает        и использует числа как показатель количества, итога счета.

Считает и называет числа.

Диагнос тическое задание

Задание №1

«Сосчитай кубики»

Цель:        выявить        умение        использовать        числа        как        показатель количества, считать и называть числа.

Инструкция к проведению.

Перед        ребенком        6        кубиков (по        2 кубика:        красные,        синие, зеленые)

-Сколько всего кубиков здесь лежит?

  • Сосчитай их.
  • Сколько красных, синих, зеленых?
  • Сравни их.
  • Покажи нужную цифру. Задание №2

«Лифт»

Цель:        выявить        умение        использовать        числа        как        показатель количества, считать и называть числа по порядку.

Инструкция к проведению.

Ребенку предлагается помочь жителям поднять или опустить их на лифте, на нужный этаж, считать этажи, узнать, сколько живет жильцов на этаже.

Различает геометрические формы        их        цвет,

форму, расположение        в

Диагнос тическое задание

Задание №1

«Выложи дорожку»

Цель: выявить способность различать геометрические фигуры их цвет, форму.

Инструкция к проведению.

пространстве

Ребенку предлагается выложить дорожку из чередующихся геометрических фигур для какого-нибудь сказочного персонажа по образцу, предложенному воспитателем. По окончании выполнения задания необходимо, чтобы ребенок рассказал, из каких фигур выложена его дорожка, н-р, «Мой колобок покатится по дорожке, которая состоит из белого круга, красного квадрата, синего овала, желтого прямоугольника, зеленого треугольника». Можно предложить выполнять задание не по образцу, а придумать свой вариант дорожки. В конце можно сочинить небольшой рассказ.

Задание №2

«Сложи узор»

Цель: выявить умения различать геометрические фигуры, определять их цвет, умения анализировать положение предметов в пространстве.

Инструкция к проведению Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос:

-Из каких геометрических фигур составлен узор?

Затем ребенок определяет, какого цвета фигуры и где они расположены.

После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

  1. Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.
  2. Можно предложить ребенку составить свой узор.

Умеет        видеть                и распознавать целое и его части, определяет различные                цвета предметов        и        их форму

Диагнос тическое задание

Задание №1

«Собери картинку»

Цель: выявить умение правильно собирать целое изображение из отдельных кусочков, определять различные цвета предметов и их форму.

Инструкция к проведению

Перед ребенком раскладываются разрезанные изображения (пазлы) некоторых животных, картинки «Времена года» в перемешенном виде. Ребенок собирает картинку, называет изображение.

Умеет        зрительно распознавать буквы

Диагнос тическое задание

Задание №1

«Найди букву»

Цель: выявить умение находить букву, с которой начинается слово.

Инструкция к проведению

Ребенок соединяет линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.

Задание №2

«Буква сломалась»

Цель: выявить умение проводить анализ знакомых букв. Инструкция к проведению

Ребенок из различных элементов (овал, полуовал, длинная, короткая палочка) складывает буквы.

Ребенку предлагается сложить 2 -3 буквы.

Если ребенок хорошо справляется, токоличество букв постепенно увеличивается.

Умеет работать в паре

Наблюд ения        в организо ванной деятельн ости

Оценка уровня:

Высокий – согласует свой способ действия с другими; сравнивает способы действия и координируют их, строя совместное действие; следит за реализацией принятого

замысла.

Средний – приходит к согласию при участии педагога; испытывает затруднения в координации совместного действия, допускает ошибки при оценивании деятельности других.

Низкий – не пытается договориться или не может прийти к согласию, настаивая на своем; не умеет оценивать результаты деятельности других детей.

Протокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Ф.И. ребенка                     Группа, возраст                   Дата заполнения          

Владение основными логическими операциями (умение сравнивать объекты, делать умозаключени

я)

Умение подбирать обобщающее понятие для каждой группы слов

Умение составлять описательны й рассказ

Умение ориентироват ься в пространстве и

рабочей тетради

Умение работать в паре и микрогруппе

Ито го

Урове нь

Начал

Коне

Начало

Коне

Нач

Коне

Начало

Коне

Начал

Конец

«+»

о года

ц

года

ц

ало

ц

года

ц

о года

года

  ;

года

года

года

года

года

«-

»  .

Отметка о познавательном развитии («+» / «-»)

Оценка уровня:

«высокий» уровень – все компоненты познавательного развития отмечены знаком

«+»;

«средний» уровень – большинство компонентов отмечены знаком «+»;

«низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «-».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования кружка "Школа мяча"

Программа  дополнительного образования создана с целью гармоничного развития личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом. Программа состоит из тематического...

Программа дополнительной образовательной деятельности "Школа мяча" для детей среднего дошкольного возраста

Программа представляет собой гибкую систему, позволяющую развивать у детей потребность к занятиям физической культурой, спортом, здоровому образу жизни. Ребенок учится контролировать свои движения и у...

Дополнительное образование. Программа "Школа мяча"

Программа составлена на основе Л.В. Яковлевой и Р.А. Юдиной «Физическое развитие и здоровье детей» и программы «Детство» РГПУ им. А.И. Герцена, а так же на основе программы «Школа мяча» Н.И. Николаево...

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа_Школа дорожных наук

ДополниДополнительная общеразвивающая программа "Школа дорожных наук "изучение правил дорожного движения с использованием электромобилей и велосипедов....

Результат деятельности дополнительной образовательной услуги "Школа пешеходных наук"

Результат деятельности дополнительной образовательной услуги "Школа пешеходных наук", это призовые места воспитанников в конкурсах различного уровня, участие в акциях, смотрах-конкурсах на у...

Дополнительная общеобразовательная программа - Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника».

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплекс основных характеристик дополнитель...