Консультация для родителей и педагогов "О гиперактивности и гиперопеке детей"
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация для родителей содержит информацию о том, что такое гиперактивность, гиперопека и какую линию воспитания выбрать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«О гиперактивности и гиперопеке детей».

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=68eca92eabfb948333f8cac8d6b18ef6509885a0-8218461-images-thumbs&n=13

Гиперактивность у детей - это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Четкие границы этого синдрома трудно провести, но, как правило, он диагностируется у детей, которые отличаются импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются. Их легко обрадовать или огорчить. Часто для них характерна агрессивность. Вследствие этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на конкретных задачах.

Причиной гиперактивности может быть и патология беременности мамы, сложные роды и тому подобное. Это состояние отмечается, когда родители и педагоги жалуются, что ребенок чрезмерно подвижный, непоседливый и плохо себя ведет, ни на минуту не может концентрировать свое внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы одновременно подтверждал диагноз гиперактивности. Подавляющее число родителей отмечают, что начало такого поведения закладывается еще в раннем возрасте. Подобное состояние сопровождается нарушением сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность углубляется.

Гиперактивность

  1. Трудности в концентрации внимания
  2. Непоседливость
  3. Во время занятия ребенок может покидать своё место, нарушать дисциплину
  4. Сложность в восприятии речи преподавателя
  5. Вспыльчивость, агрессивность
  6. Нервные тики
  7. Несамостоятельность
  8. Частые головные боли
  9. Неуравновешенное поведение

Психологи советуют как можно больше нагружать ребенка утром. Стоит составить распорядок и в соответствии с ним давать ребенку четкие и конкретные задачи. Лучшим выходом лишней энергии для такого ребенка может быть физическая нагрузка, в частности, плавание и бег.

Гиперопека родителей приводит к беспомощности детей. Желание родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии реальной угрозы, удерживать его при себе зачастую приводит к лишению ребенка возможности самостоятельно преодолевать трудности.

В результате гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии, а в тяжелых ситуациях ждет помощи взрослых, прежде всего родителей. Явление гиперопеки чаще всего встречается в семьях, где растет один ребенок. Повышенная опека домашних, особенно старшего поколения, порождает детские страхи. Наиболее ярко они проявляются в первом классе, особенно, если ребенок не посещал детский сад, а воспитывался дома, в отличие от детей, посещавших детский сад. Дети, которые воспитывались в детском саду, лучше адаптируются к школьной жизни и самостоятельной жизни в целом.

Гиперопека

  1. Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых
  2. Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем.
  3. Возносят ребенка до небес, готовят «вундеркинда».
  4. Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей.
  5. Растет безвольным, с трудностями в общении.

Проблема гиперопеки приобретает все большую актуальность в настоящем, так как большинство молодых семей в силу тяжелого финансового положения могут позволить себе только одного ребенка. При этом родители, как правило, заняты зарабатыванием денег и не могут уделять ребенку достаточно внимания. А вот бабушки с дедушками в это время пытаются наверстать упущенное со своими детьми. С появлением второго ребенка в семье внимание взрослых равномерно распределяется на обоих детей, поэтому проявления гиперопеки менее вероятны.

Психологи считают, что бороться с последствиями гиперопеки можно, постепенно приучая ребенка к самостоятельности. Если же у ребенка есть трудности в общении, дома можно устраивать ролевые игры с его участием, а также моделировать и обыгрывать с ней различные жизненные ситуации.

Какую линию воспитания выбрать?

Принято выделять четыре типа воспитания детей: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество.

Диктат - это систематическое подавление взрослыми инициативы, чувства собственного достоинства у детей. Результатом приверженности родителей подобной педагогической тактике является развитие у ребенка сильной реакции сопротивления, если по характеру он склонен к лидерству. Или повышенная тревожность, мнительность, склонность к страхам и неуверенность в себе, если зерна диктата легли на грунт ранимой, неустойчивой личности ребенка.

Гиперопека - это система отношений в семье, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результат в этом случае легко предсказуем - формируется эмоционально незрелая, капризная, эгоцентрическая, требовательная личность, не приспособленная к жизни. Дерганый с детства чрезмерной заботой, ребенок сам начинает чувствовать себя бессильным в любой ситуации, требующей от него действия или принятия решения. Бывает и наоборот, что при переходе к подростковому возрасту, ребенок испытывает потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту, ярких проявлений эмансипации, и протестного поведения.

Невмешательство - это система взаимоотношений в семье, строящаяся на признании целесообразности независимого существования взрослых и детей. Ребенок предоставлен сам себе. Родители, которые опираются на этот стиль воспитания, считают, что он способствует развитию самостоятельности, ответственности, способствует накоплению опыта. Делая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять. Но этот метод развивает в ребенке эмоциональную отчужденность, в том числе и от родителей. Недоласканный в детстве, не получивший нужной доли родительской заботы, ребенок чувствует себя одиноким, недоверчивым, излишне подозрительным.

Сотрудничество - это способ построения отношений в семье, основным принципом которого становится объединение семьи общими целями и задачами, общей деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе и в эмоциональной. Отправная точка в воспитании в данном случае - слово «мы». Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Членов таких семей объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.

Четвертый тип воспитания - «сотрудничество» - признается как наиболее эффективный все большим количеством психологов и педагогов.

Педагог-психолог Максоцкая А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "О гиперактивности и гиперопеке детей"

Гиперопека (или гиперпротекция)-это стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают  и контролируют. Не так-то просто объяснить людям, что гиперопека может оберн...

Консультация для родителей." Гиперактивность и гиперопека детей"

Консультация для родителей. " Гиперактивность и гиперопека детей"...

Консультация для родителей "О гиперактивности и гиперопеке детей"

Гиперактивность у детей – это сочетание симптомов, связанных счрезмерной психической и моторной активностью. Четкие границы этогосиндрома трудно провести, но, как правило, он диагностируется у д...

Консультация для родителей: «О гиперактивности и гиперопеке детей»

Гиперактивность у детей - это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Четкие границы этого синдрома трудно провести, но, как правило, он диагностируется у...