Культурна-практика "Нейрозарядка"
учебно-методический материал по психологии (старшая группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД № 43 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»
Программа культурной практики
по развитию межполушарного взаимодействия
и логического мышления
«Нейро – зарядка»
Возраст воспитанников: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: педагог – психолог Шеховцова Е.В.
г. Полевской, 2023г.
Пояснительная записка
Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень
организации функций, и распределения их
между полушариями мозга левым и правым.
И.П. Павлов
Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а следовательно, межполушарных связей и психических процессов. Используя в работе с детьми специально подобранные занятия, выполняя задания которых, ребенок задействует правую руку и левую руку или выполняет задания одновременно двумя руками, мы создаем условия для улучшения взаимодействия в работе правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Направленность культурной практики:
Культурная практика «Нейро – зарядка» разработана в соответствии с запросом родителей воспитанников МБДОУ ПГО «Детского сада № 43 общеразвивающего вида», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Основанием для проектирования и реализации данной культурной практики служит перечень следующих нормативных правовых актов и государственных программных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании», с изменениями.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования";
- Устав МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида»
- Другие локальные акты МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида» и другие документы.
Актуальность культурной практики заключается в том, что правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.
Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в обучении. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.
Культурная практика разработана на основе авторской методики Татьяны Петровны Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей». Отличительные особенности данной программы в том, что применяются современные образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника).
- Современные кинезиологические методики.
- Проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения).
- Технологии личностно-ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).
Возрастные особенности группы.
Содержание культурной практики учитывает возрастные и психологические особенности детей в возрасте 5 - 6 лет, указанные в ДООП и определяющие выбор форм проведения занятий с воспитанниками.
Форма обучения: очная, групповая.
Вид культурной практики.
В программе широко представлены математические развлечения: головоломки; словесные игры; кинезиологические упражнения; лабиринты; игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Количество занятий: в старшей группе 1 раз в неделю по 25 минут.
Цель и задачи культурной практики.
Цель: Определение эффективности применения нейрогимнастики с детьми дошкольного возраста для улучшения межполушарного взаимодействия в развитии познавательных процессов.
Образовательные задачи:
- активизировать познавательный интерес;
- формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- формировать умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
Развивающие задачи:
- развитие логического мышления ребёнка;
- развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений.
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации.
- формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать волю ребенка;
- формировать умение работы в коллективе;
- воспитывать волю ребенка;
- воспитывать волю ребенка;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyro_zaryadka_kp_shehovtsova.docx | 41.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД № 43 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»
Программа культурной практики
по развитию межполушарного взаимодействия
и логического мышления
«Нейро – зарядка»
Возраст воспитанников: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: педагог – психолог Шеховцова Е.В.
г. Полевской, 2023г.
Пояснительная записка
Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень
организации функций, и распределения их
между полушариями мозга левым и правым.
И.П. Павлов
Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а следовательно, межполушарных связей и психических процессов. Используя в работе с детьми специально подобранные занятия, выполняя задания которых, ребенок задействует правую руку и левую руку или выполняет задания одновременно двумя руками, мы создаем условия для улучшения взаимодействия в работе правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Направленность культурной практики:
Культурная практика «Нейро – зарядка» разработана в соответствии с запросом родителей воспитанников МБДОУ ПГО «Детского сада № 43 общеразвивающего вида», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Основанием для проектирования и реализации данной культурной практики служит перечень следующих нормативных правовых актов и государственных программных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании», с изменениями.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования";
- Устав МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида»
- Другие локальные акты МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида» и другие документы.
Актуальность культурной практики заключается в том, что правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.
Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в обучении. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.
Культурная практика разработана на основе авторской методики Татьяны Петровны Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей». Отличительные особенности данной программы в том, что применяются современные образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника).
- Современные кинезиологические методики.
- Проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения).
- Технологии личностно-ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).
Возрастные особенности группы.
Содержание культурной практики учитывает возрастные и психологические особенности детей в возрасте 5 - 6 лет, указанные в ДООП и определяющие выбор форм проведения занятий с воспитанниками.
Форма обучения: очная, групповая.
Вид культурной практики.
В программе широко представлены математические развлечения: головоломки; словесные игры; кинезиологические упражнения; лабиринты; игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Количество занятий: в старшей группе 1 раз в неделю по 25 минут.
Цель и задачи культурной практики.
Цель: Определение эффективности применения нейрогимнастики с детьми дошкольного возраста для улучшения межполушарного взаимодействия в развитии познавательных процессов.
Образовательные задачи:
- активизировать познавательный интерес;
- формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- формировать умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
Развивающие задачи:
- развитие логического мышления ребёнка;
- развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений.
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации.
- формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать волю ребенка;
- формировать умение работы в коллективе;
- воспитывать волю ребенка;
- воспитывать волю ребенка;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.
Тематическое планирование культурной практики
Срок | Тема | Краткое описание занятия. | Литература, оборудование | Дата проведения |
Октябрь | «Ориентируемся в пространстве» | 1.Приветствие «Ты мой друг» 2.Упражнение на дыхание «Насосик» 3.Кинезиологическое упражнение «Лягушка хочет в пруд» (одна рука сгибание, другая разгибание. Проделывать одновременно) 4. Штриховка «Грибок» 5. «Растяжки по «осям» (верх-низ) 6.Закрашивание обеими руками «Грибок» 7.Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы» | О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры» Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей Н.Е.Невзорова «Запоминайка» Листы с заданиями Цветные карандаши | |
«Ориентируемся в пространстве» | 1. Приветствие «Ты мой друг» 2. Упражнение на дыхание «Насосик» 3. Игра на память и внимание «Рассмотри картинки. Найди между ними 10 отличий». 4.Логическое упражнение «Чего не стало?» 5. Кинезиологическое упражнение «Лягушка хочет в пруд» 6.Работа в тетради «Яблоко» (рисование одновременно двумя руками)» 7. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы» | О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры» Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей Н.Е.Невзорова «Запоминайка» Листы с заданиями Цветные карандаши | ||
«Ориентируемся в пространстве» | 1. Приветствие «Ты мой друг» 2. Упражнение на дыхание «Насосик» 3. Самомассаж «Мячиками – Ежиками» 4. Обвести левую ладошку, а затем правую. 5.Работа в тетради «Лягушонок» 6. Кинезиологическое упражнение «Лягушка хочет в пруд» 7. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы» | О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры» Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей Н.Е.Невзорова «Запоминайка» Листы с заданиями Цветные карандаши | ||
«Ориентируемся в пространстве» | 1. Приветствие «Ты мой друг» 2. Упражнение на дыхание «Насосик» 3.Кинезиологическое упражнение «Лягушка хочет в пруд» 4. Игра «Чудесный мешочек» 5. Самомассаж «Мячиками – Ежиками». 6. «Яблоко» – рисование в воздухе двумя руками, на листочке – левой рукой, штриховка – правой рукой. 7. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы» | О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры» Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей Н.Е.Невзорова «Запоминайка» Листы с заданиями Цветные карандаши | ||
Ноябрь | «Думаем и анализируем» | 1.Приветствие «Все мы дружные ребята» 2. Упражнение на дыхание «Самолет» 3.Кинезиологическая гимнастика «Мальчик- пальчик» 4.Рисуем на влажном песке. 5.Массаж пальчиков и ладоней «Полянка» 6.Упражнение «Перекрестные движения» – выполнять перекрестные скоординированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад) 7. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы» | Н.Е.Невзорова «Запоминайка»
Тарелочки с влажным песком | |
«Думаем и анализируем» | 1.Приветствие «Все мы дружные ребята» 2.Упражнение на дыхание «Самолёт» 3. Кинезиологическая гимнастика «По ягоды». 4.Работа блоками Дьенеша «Выбери фигуры похожие по форме на ягоды» 5. Упражнение «Разложи по мисочкам» (мягкий и твердый) 6. Упражнение «Дорисуй картинку-половинку» 7. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы» | Н.Е.Невзорова «Запоминайка»
Блоки Дьенеша Мягкие твердые предметы Простые карандаши, листы с заданиями | ||
«Думаем и анализируем» | 1.Приветствие «Все мы дружные ребята» 2.Упражнение на дыхание «Самолёт» 3. Кинезиологическое упражнение «Колечки» 4. Игра «Сделаем заготовки» (раскладывание изображений в контурные банки одновременно двумя руками) 5. «Покатай, покатай» (катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками) 6. Графический диктант (работа по клеточкам) 7. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы» | Н.Е.Невзорова «Запоминайка»
Простые карандаши, листы с заданиями | ||
«Думаем и анализируем» | 1.Приветствие «Все мы дружные ребята» 2.Упражнение на дыхание «Самолёт» 3. Кинезиологическая гимнастика «Фигуры играют» 4.Превращение квадрата – разрезаем квадрат, получаем треугольник, прямоугольник (работа с ножницами) 5. Самомассаж «Глазки отдыхают» 6.Работа в тетради «Кто живет в домике?» – рисование геометрических фигур 7. Игра (ритуал прощания) «Прощание» | Н.Е.Невзорова «Запоминайка»
Ножницы, заготовка квадрата | ||
Декабрь | «Тренируем память» | 1.Приветствие «Доброе утро» 2. Упражнение на дыхание «Трубач» 3. Кинезиологическая гимнастика «Кулак – ладонь – ребро» 4. Упражнение «Угадай чего не стало» 5. Самомассаж «Ежиками» 6. Игра «Мама купила в магазине» 7. Игра (ритуал прощания) «Прощание» | Н.Е.Невзорова «Ежики» | |
«Тренируем память» | 1.Приветствие «Доброе утро» 2. Упражнение на дыхание «Трубач» 3. Кинезиологическая гимнастика «Кулак – ладонь – ребро» 4. Упражнение «Угадай чего не стало» 5.Телесное упражнение «Паровозик» 6. Упражнение «Симметричное рисование» 7. Игра (ритуал прощания) «Прощание» | Н.Е.Невзорова Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей Простые карандаши | ||
«Тренируем память» | 1.Приветствие «Доброе утро» 2. Упражнение на дыхание «Трубач» 3. Кинезиологическая гимнастика «Кулак – ладонь – ребро» 4. Игра «Мама купила в магазине» 5. Коммуникативное упражнение «Путаница». 6. Упражнение «Намотаем нитки на катушки» 7. Игра (ритуал прощания) «Прощание» | Н.Е.Невзорова | ||
«Тренируем память» | 1.Приветствие «Доброе утро» 2. Упражнение на дыхание «Трубач» 3. Кинезиологическая гимнастика «Кулак – ладонь – ребро» 4.Упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Колечки» 5. Мышечное упражнение «Лепим снежки большие и маленькие» (сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями) 6. Работа с рисом (выложить снеговика) 7. Игра (ритуал прощания) «Прощание» | Н.Е.Невзорова Рис Листы бумаги | ||
Январь | «Развиваем воображение» | 1.Приветствие «Здравствуй, Небо!» 2. Упражнение на дыхание «Мельница» 3. Кинезиологическое упражнение «Снегири» 4. Игры с блоками Дьенеша «Ёлочка» по схеме 5. Тактильный гнозис «Волшебный мешочек» 6. Работа в тетради – рисование по точкам «Ёлочка» 7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики» | Н.Е.Невзорова Блоки Дьенеша «Волшебный мешочек» Листы с заданиями Цветные карандаши | |
«Развиваем воображение» | 1.Приветствие «Здравствуй, Небо!»» 2. Упражнение на дыхание «Мельница» 3. Кинезиологическое упражнение «Снегири» 4. Тактильный гнозис – сортировка семян: фасоль, горох. 5. «Птички гуляют» – двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро. Усложнение – двумя руками одновременно. 6. «Птица» – обводка трафарета, закрашивание сухой кистью. 7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики» | Н.Е.Невзорова Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей Простые карандаши | ||
«Развиваем воображение» | 1.Приветствие «Здравствуй, Небо!»» 2. Упражнение на дыхание «Мельница» 3. Пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа и кинезиологии «Зима» 4. «Горизонтальная восьмерка» – нарисовать в горизонтальной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе 5. Работа в тетради «Нарисуй снежинку двумя руками одновременно» 6. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики». | Н.Е.Невзорова Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей Простые карандаши | ||
«Развиваем воображение» | 1.Приветствие «Здравствуй, Небо!» 2. Упражнение на дыхание «Мельница» 3. Кинезиологическое упражнение «Снегири» 4. Игры с блоками Дьенеша «Ёлочка» по схеме 5. Тактильный гнозис «Волшебный мешочек» 6. Работа в тетради – рисование по точкам «Ёлочка» 7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики» | Н.Е.Невзорова Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей Простые карандаши | ||
Февраль | «Развиваем внимание» | 1.Приветствие «Здравствуйте». 2. Дыхательное упражнение «Сердитый ежик» 3. Тактильный гнезис «Что это?» 4. Кинезиологическое упражнение «Назови сказку правильно» 5. Телесное упражнение «Матрешки». 6. Работа в тетради – обведи по контуру и угадай сказочного героя. 7. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы». | Н.Е.Невзорова Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей Простые карандаши | |
«Развиваем внимание» | 1.Приветствие «Здравствуйте». 2. Дыхательное упражнение «Сердитый ежик» 3.Кинезиологическое упражнение «Погладь-похлопай». 4. Игры с блоками «Собери зверей из фигур» (по типу «Лепим нелепицы»). 5. Графомоторика «Помоги машине доехать до гаража» – проведи линию не касаясь краев дорожки и не отрывая карандаш от бумаги. 6. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы». | Н.Е.Невзорова Графомоторные дорожки Блоки Дьенеша Простые карандаши | ||
«Развиваем внимание» | 1.Приветствие «Здравствуйте». 2. Дыхательное упражнение «Сердитый ежик» 3. Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – вилка» 4. «Выложи медведя из геометрических фигур по образцу» (блоки Дьеныша) 6.Тактильный гнезис «Подарок для белочки» (собрать в мешочки орехи, муляжи фруктов, овощи), затем определить на ощупь 7. Телесное упражнение «Пылесос» 8. Рисование по клеточкам (графомоторика) 9. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы» | Н.Е.Невзорова Графомоторные дорожки Простые карандаши | ||
«Развиваем внимание» | 1.Приветствие «Здравствуйте». 2. Дыхательное упражнение «Сердитый ежик» 3. Кинезиологическое упражнение «Кулак, ребро, ладонь» 4. Сложи танк из счетных палочек 5. Игра на внимание «Стройся!» 6. Работа в тетради «Найди точно такой же мячик и раскрась его» (левой рукой) 7. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы» | Н.Е.Невзорова Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей | ||
Март | «Развиваем восприятие» | 1.Приветствие «Здороваемся как лоси» 2. Дыхательное упражнение «Утка» 3. Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» 4. Телесное упражнение «Кто кем будет?» 5. Самомассаж рук «Ежиками» 6. Работа в тетради «Раскрась фигурки в соответствии с цифрой» 7. Игра (ритуал прощания) «Выполни задание» | Н.Е.Невзорова
«Ежики» | |
«Развиваем восприятие» | 1.Приветствие «Здороваемся как лоси» 2. Дыхательное упражнение «Утка» 3. Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь» 4. Телесное упражнение «Мама готовит обед» (имитация движений по словесной инструкции) 5. Самомассаж «Ежиками» 6. Работа в тетради «Нарисуем прическу» (рисование штрихами волос на контурном изображении) 7. Игра (ритуал прощания) «Выполни задание» | Н.Е.Невзорова
«Ежики» | ||
«Развиваем восприятие» | 1.Приветствие «Здороваемся как лоси» 2. Дыхательное упражнение «Утка» 3. Кинезиологическое упражнение «Солнышко». 6. Упражнение «Погуляем» – двумя пальцами ходить по столу в разном темпе одновременно двумя руками. 7. Упражнение «Завязываем бантик на подарке». (в парах, одной рукой) 8. «Платочек для мамы» – украшаем платочек кружочками – симметричное рисование. 7. Игра (ритуал прощания) «Выполни задание» | Н.Е.Невзорова
Краски, листы бумаги | ||
«Развиваем восприятие» | 1.Приветствие «Здороваемся как лоси» 2. Дыхательное упражнение «Утка» 3.Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Весна» 4. Самомассаж ушных раковин 5. Игры с палочками Кюизенера «Цветочки» 6. Работа в тетради «Дорисуй картинку, соединяя точки. 7. Игра (ритуал прощания) «Выполни задание» | Н.Е.Невзорова Палочки Кюизенера
| ||
Апрель | «Развиваем мышление» | 1.Приветствие «Волшебный клубок». 2. Упражнение на дыхание «Бабочка» 3.Упражнение по кинезиологии «Букет цветов» 4. Сложи узор «Цветок» (по образцу) – тактильный гнезис 5. Цветок из бумаги – работа с ножницами 6. Задание в тетради «Раскрась цветочки одинаково» 7. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие» | Н.Е.Невзорова Ножницы, бумага Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей | |
«Развиваем мышление» | 1.Приветствие «Волшебный клубок». 2. Упражнение на дыхание «Бабочка» 3. Кинезиологическая сказка «Две обезьянки» 4. Игра с кубиками Никитина «Сложи узор» (бабочка) 5. Самомассаж рук шишками 6. Работа в тетради «Кто что везет» 7. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие» | Н.Е.Невзорова Кубики Никитина Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей | ||
«Развиваем мышление» | 1.Приветствие «Волшебный клубок». 2. Упражнение на дыхание «Бабочка» 3. Кинезиологическая сказка «Две обезьянки» 4. «Возьми предмет» (сначала левой, а затем правой рукой, далее двумя руками). 5. Самомассаж карандашом. 6. Работа в тетради «Раскрась в соответствии со значками». 7. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие». | Н.Е.Невзорова Карандаши
| ||
«Развиваем мышление» | 1.Приветствие «Волшебный клубок». 2. Упражнение на дыхание «Бабочка» 3. Кинезиологическая сказка «Две обезьянки» 4. Упражнение «Ракета» (рисование на пшене). 5.Упражнение «Что у кого?» (разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями ракеты, лунохода, самолета). 6. Соберём ракету (липучки). 7. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие». | Н.Е.Невзорова Пшено, тарелочки Листы бумаги с изображением космических кораблей | ||
Май | 1.Приветствие «Поздороваться с соседом слева» 2. Дыхательное упражнение «Хорошая погода» 3. Кинезиологическое упражнение «Замок» 4. Палочки Кюизинера, блоки Дьенеша «Строим дом» 5. Самомассаж «На полянке стоит дом» 6. Работа в тетради «Кто что любит» 7. Игра (ритуал прощания) «Дружные ребята» | Н.Е.Невзорова Палочки Кюизинера, блоки Дьенеша О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры» | ||
1. Приветствие «Поздороваться с соседом слева». 2. Дыхательное упражнение «Хорошая погода» 3.Кинезиологическое упражнение «Думающая шляпа». 4. Упражнение «Построим мост» (по схеме). 5. Глазная гимнастика «Часы». 6. Игра «Кодовый замок». 7. Игра (ритуал прощания) «Дружные ребята» | Н.Е.Невзорова
| |||
1.Приветствие «Поздороваться с соседом слева» 2. Дыхательное упражнение «Хорошая погода» 3. Кинезиологическое упражнение «Пчёлки» 4.Глазодвигательная гимнастика «Глаз – путешественник». 5. Работа в тетради «На какой цветок прилетит пчела?» 6. Игра (ритуал прощания) «Дружные ребята» | Н.Е.Невзорова З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» | |||
1.Приветствие «Поздороваться с соседом слева» 2. Дыхательное упражнение «Хорошая погода» 3.Кинезиологическое упражнение «Веселые пальчики». 4. «Подбери и разложи фигуры по цвету в коробочки». 5. «Прокати шишку». 6. Работа в тетради «Кораблик» 7. Игра (ритуал прощания) «Дружные ребята» | Н.Е.Невзорова Геометрические фигуры, Шишки, Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей |
Планируемые результаты
- К концу обучения основными результатами у детей должны стать:
- Развитие памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;
- Развитие межполушарного взаимодействия;
- Повышение умственной работоспособности;
- Оптимизация интеллектуальных процессов;
- Коррекция проблем поведения, развитие саморегуляции;
- Развитие способностей к межличностному взаимодействию;
- Способность к концентрации внимания;
- Стабилизация эмоционального фона;
- Развитие плавности, ритмичности, точности движений;
- Оптимизация мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
- Преодолению стеснительности, робости;
- Оздоровлению организма;
- Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;
- Лучше ориентируется в окружающем мире;
- Легче налаживает отношения со сверстниками;
- Повышается работоспособность;
- Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;
- Повышается самооценка ребенка;
- Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.
Педагогический мониторинг реализации культурной практики
Диагностика усвоения дополнительной программы «Нейро – зарядка» проводится два раза в год. Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
ФИ ребенка | Показатели | |||||||||||||||||||
владеет основными логическими операциями | умеет мысленно устанавливать сходства и различия | способен объединять и распределять предметы по группам | свободно оперирует обобщающими понятиями | умеет мысленно делить целое на части | находит закономерности в явлениях, умеет их описывать | может при помощи суждений делать умозаключения | способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги | достаточно большой словарный запас | владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и подгруппе | |||||||||||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | |
2 балла – справляется
1 балл – частично справляется
0 баллов – не справляется
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в форме итоговых игровых занятий конец года).
Формы подведения итогов
В конце учебного года подготовить аналитический отчёт на основании диагностики по итогам реализации Программы; В рамках взаимодействия с семьями воспитанников провести открытое занятие для родителей. Создать папку передвижку + буклет с рекомендациями по применению кинезиологических упражнений с целью повышения уровня заинтересованности родителей в применении игровых технологий в семье.
Список использованной литературы
- О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры»
- З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
- Ткачева, М.В. Рисуем обеими руками. От линии к линии: рабочая тетрадь/ М.В.Ткачева. – М.: Бином, 2018
- Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи/ Т.П.Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
- Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь/ Т.П.Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.
- Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: раскраска с заданиями/ Т.П.Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2019
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! – СПб., 2009г.
- Н.И. Невзорова «Запоминай – ка» Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 7 лет/Н.И. Невзорова – М.: НКЦ, 2015