Ребенок чего-то боится
консультация по психологии (старшая группа)
Знакомая всем ситуация, когда взрослые злятся и не понимают, почему ребенок чего-то боится. Детские страхи очень разнообразны: кто-то боится темноты, кто-то никак не может шагнуть на эскалатор, кто-то опасается одежды из «странной» на ощупь велюровой ткани, кто-то в ужасе от грозы, кто-то пугается собак…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_chegoto_boitsya.docx | 15.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок чего-то боится
Знакомая всем ситуация, когда взрослые злятся и не понимают, почему ребенок чего-то боится. Детские страхи очень разнообразны: кто-то боится темноты, кто-то никак не может шагнуть на эскалатор, кто-то опасается одежды из «странной» на ощупь велюровой ткани, кто-то в ужасе от грозы, кто-то пугается собак…
Страхи у детей возникают потому, что по мере того, как они растут, у них начинает развиваться воображение, и в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно – то не видно, если не видно – то там может кто-то быть, если этот кто-то опасен – то я его боюсь» и т. д.
Некоторые одаренные дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них больше развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые невероятные взаимосвязи, в то же время правильно относиться к ним ребенок еще не умеет.
У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них все еще остается далеко не во всем понятным.
Переживать страхи – это нормально, но ребенку необходима помощь в их преодолении.
Что делать?
Многие родители не хотят признавать детские страхи, полагая, что тем самым они закрепят их и будут способствовать появлению новых. Напротив, самый лучший способ помочь страху исчезнуть – это признать его реальность и проявить настоящее понимание и сочувствие к ребенку, который боится.
• Говорить ребенку, что бояться – это глупо, не значит избавить его от страха. Если вы будете говорить что-то вроде «тебе должно быть стыдно» или «хорошие дети себя так не ведут», то малыш начнет думать, что он – плохой, и у него может возникнуть ощущение, что с ним не все в порядке и он не заслуживает любви. А маленьким детям очень важно знать, что они нормальны и достойны любви. Ужасно испытывать чувства, которых другие люди не понимают. Плохо само по себе бояться моря или темноты, а еще страшнее, когда люди, которых ты любишь, теряют терпение и сердятся на тебя за это.
Кстати, у многих взрослых большое количество комплексов связано с непреодоленными детскими страхами.
Обычно родители, когда их ребенок чего-то боится, только и делают, что твердят «ничего страшного». Ведь страхи маленьких детей часто имеют так мало общего с настоящей реальностью. Но чего бы ни боялся ребенок – его страх для него весьма реален.
• Постарайтесь не поддаться соблазну сказать: «нечего тут бояться».
• Никогда насильно не заставляйте ребенка сделать то, чего он боится. Обязательно поддержите ребенка. Например, если ребенок боится темноты, скажите ему: «Если тебя пугает темнота, то мы можем оставить дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате и, если ты захочешь, то в любой момент позовешь меня». Или, когда ребенок боится собаки: «Я вижу, ты сильно испугался. Думаю, я тоже испугался бы такого большого и лохматого зверя».
• Когда вы говорите ребенку, что понимаете его страх и что многие дети испытывают такие же ощущения, вы помогаете ему преодолеть боязнь. Наделяя ребенка уверенностью в том, что он и в такой ситуации «хороший и нормальный», вы пробуждаете в нем энергию, необходимую для того, чтобы справиться с любыми страхами.
Что учесть на будущее
Когда маленький ребенок чего-то боится, надо проанализировать, откуда берутся его страхи и что они означают.
Природа возникновения страхов может быть самой различной.
Иногда дети, еще не понимая смысла некоторых слов, представляют себе совершенно не то, о чем говорилось. Тогда их воображение рисует ужасающие картины. Например, шестилетняя Маша боялась идти на хореографию, потому что слышала, как родители говорили о каком-то «станке» и о «выворотности ног».
Учтите, что маленькие дети видят мир совсем иным. Порой в голове ребенка происходят самые невероятные умозаключения. Так, один мальчик не хотел переходить улицу по «зебре» – такое название пешеходного перехода его пугало.
Нужно понимать, какие богатые и сильные впечатления может дать ребенку его фантазия. Ребенок считает их существенными и реальными, подчас испытывая самые глубокие переживания. Иногда эти ощущения захлестывают его целиком.
Относитесь с пониманием и участием ко всем чувствам ребенка, даже если вам не нравится, как он себя ведет.
Для того, чтобы разобраться с тем, что тревожит вашего ребенка, разными методами помогайте ему выразить свои страхи и опасения: поговорите о них, предложите ему нарисовать их, вместе сочините истории о них.
Постарайтесь создать у ребенка ощущение безопасности. Постоянно находите время для общения с ним. Почитайте с ребенком книжки (лучше всего традиционные сказки), в которых рассказывается о том, как героям удалось преодолеть различные трудности и опасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Скажи мне, сколько тебе лет, и я скажу, чего ты боишься
Представьте, чтобы было, если бы мы ничего не боялись? Наверно, никто бы из нас не доживал до глубокой старости, да и жизнь на земле прекратилась бы. Всё потому, что инстинкты самосохранения и страхи ...
«Скажи мне, сколько тебе лет, и я скажу, чего ты боишься»
Представьте, что было бы, если бы мы ничего не боялись? Наверно, никто не смог бы дожить до глубокой старости, да и вся жизнь на Земле прекратилась бы. Всё потому, что инстинкт самосохранения и страхи...
" Ребенок холода не боится"
Консультация для родителей...
Если ребенок чего-то боится…Как установить границы воспитания…
Как установить границы воспитания&helli...
НОД по отработке практических навыков по ОБЖ «Знаю, умею, делаю» Д/и «Чего нужно бояться» В старшей группе № 9
quot;Знаю, умею, делаю"...
Дидактическая игра "Чего надо боятся"
Во время игры дети закрепляют знания о том, как себя вести с незнакомыми людьми....
Конспект занятия по отработке практических навыков по ОБЖ "Знаю!.Умею! Делаю!" Д/игра "Чего нужно боятся"
Создание условий для детей для взаимосвязи общения со взрослыми....