Дидактическое пособие "Волшебные перчатки"
методическая разработка по психологии (младшая, средняя группа)
Предварительный просмотр:
НРМДОБУ«Д/С«БУРАТИНО»
Автор: Мялицина Татьяна Сергеевна, педагог – психолог
Название образовательного учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Буратино»»
Название дидактического пособия: «Волшебные перчатки»
Возраст, на который рассчитана игра: дошкольный (дети 3-5 лет)
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, а задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. При практическом взаимодействии, идёт общение между взрослым и ребёнком, развивается диалогическая речь, познавательные способности, таким образом происходит значительное увеличение запаса слов, формируются элементарные математические представления. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.
Важно разбудить восприятие ребёнка, научить его смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и удивлять, размышлять, творчески мыслить. Для этого необходимо постоянно насыщать жизнь детей проблемными, практическими и познавательными ситуациями. В этом мне помогает игровое пособие «Волшебные перчатки».
Дидактическое пособие «Волшебные перчатки», просто в изготовлении. Оно представляет собой перчатку без пальчиков, на верхней стороне которой пришита липкая лента. Ребенок просовывает пальцы руки в перчатку, а на нее с помощью липучки прикрепляется любой обыгрываемый «герой» или геометрическая фигура.
Дидактическое пособие создано для детей младшего и среднего дошкольного возраста. При взаимодействии с дидактическим пособием создаются условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Образовательная деятельность в процессе работы с пособием построена на общении со сказочным персонажем - клоуном Васей.
Цель пособия: Развитие познавательно – речевой активности дошкольников.
Задачи:
- образовательные
Учить сочетать речь и движения, используя художественные произведения, подражать взрослому, понимать смысл речи, пробуждать интерес к театрализованной игре.
Учить подбирать пары и группы предметов на основе сходного признака.
Учить сравнивать предметы по основным признакам (цвету, форме, величине), устанавливая тождество и различие.
- развивающие
Развивать разные виды детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.
Стимулировать речевую активность детей. Развивать навыки диалогической речи, тактильно – кинетическую чувствительность.
- воспитательные
Воспитывать готовность к общению с окружающими.
Воспитывать желание выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Дидактическое пособие – «Волшебные перчатки», используется в индивидуальной и совместной деятельности с детьми. Методика работы заключается в том, что пособие может использоваться в разных игровых ситуациях. В процессе игровой деятельности с животными расширяются и обогащаются представления ребенка об окружающем мире, развиваются коммуникативно – речевые способности. Используя геометрические фигуры, ребёнок закрепляет название формы, цвета, величины; учится анализировать и сравнивать.
Игровая деятельность с пособием может осуществляться в различных формах:
- Ребёнок и педагог
- Ребёнок и родитель
- Группа детей и педагог
В процессе общения со взрослыми ребёнок развивается, в основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребёнка.
Примеры игр, игровых ситуаций.
При знакомстве с дидактическим пособием «Волшебные перчатки», и обыгрываемыми персонажами, дети выполняют простые действия с ними: зайка прыгает, мишка топает и т. д. Все эти упражнения малыши проделывают сами пальчиками на столе.
- Упражнение на сжатие – расслабление пальцев рук.
- Нарядили ребятки
Свои пальчики в перчатки (растопыривают пальцы обеих рук ладонями наружу)
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимают – разжимают пальцы рук)
Надо всех пересчитать.
Воспитатель: посмотрите, мои пальчики могут прыгать и топать! (показывает). Покажите, как ваши пальчики умеют прыгать.
Ребенок начинает играть, повторяя действия и поведение животного, образ которого у него на руке. За счет активности работы пальцев «животное» двигается вперед, назад, вправо, влево, соединяет «лапки», и т. д.
- Упражнение «Ёжик»
Цель: Учить выполнять игровые задания, формировать правильное звукопроизношение, активизировать словарь (топ – топ, ф-ф-ф)
Описание: Педагог: послушайте, что это за звуки доносятся из корзинки: ф-ф-ф! кто это фыркает?
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте кто же это? (ежик)
Предлагает посмотреть! Достает из корзинки… Прикрепляет ежика на перчатку, обыгрывание стихотворения «Ежик» с выполнением игрового задания.
- Обыгрывание
Пособие «Волшебные перчатки», применяется для обыгрывания потешек, песенок, стихов, содержание которых позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательными действиями. Дети проговаривают слова и сопровождают их движениями рук. Использование этого метода стимулирует мотивацию и способствует лучшему усвоению материала благодаря непроизвольному запоминанию. Эти произведения можно легко инсценировать даже тогда, когда дети ещё не владеют активной речью: под рассказ педагога изображают действия обыгрываемых персонажей.
- «Зоопарк»
Цель: Учить составлять группы отдельных предметов.
Описание: Педагог с ребятами выбирает себе по желанию на перчатку животного. Ребятам предлагается разделиться на группы в соответствии с выбранным животным (зайки к зайкам, мишки к мишкам и т.д.). Затем детям предлагается определить, сколько животных находится в разных группах и расселить их по домикам.
- Игры - драматизации
Произведения для драматизации подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Колобок», «Теремок» и т.д.). Проведению игр-драматизаций предшествует серия подготовительных игр.
- «Найди пару»
Цель: Учить соотносить предметы по цвету, форме и величине.
Описание: Педагог предлагает детям надеть перчатки на обе руки, выбрать любую геометрическую фигуру и прицепить ее на одну руку, а на вторую руку найти пару из предложенных ему фигур разного цвета, формы и величины. Для усложнения задания и развития навыка ориентировки в пространстве закрепить понятия правая и левая рука.
- «Любимое лакомство»
Цель: Развивать умение последовательно выполнять действия, придерживаясь условных знаков (цвет, форма); сортировать предметы в условном порядке; ориентироваться в количестве предметов.
Описание: Игра с одним ребенком. Клоун Вася (педагог) предлагает надеть перчатку с «зайкой», выкладывает перед ребенком геометрические фигуры (круги и треугольники) разного цвета и спрашивает, что любит зайка? (морковку), а на что, она похожа? (треугольник). На треугольник какого цвета похожа морковь? (желтого). Предлагает выбрать нужные фигуры. После чего фигуры можно пересчитать.
Аналогично проводиться игра с «Ёжиком». А что любит ежик? (яблоки). Какую фигуру напоминают яблоки? (круг). Какого цвета бывают яблоки? (зеленого, красного, желтого). Предлагает выбрать нужные предметы для ёжика. Вопрос: Яблок какого цвета больше у ёжика? (счет и сравнение)
- Театр геометрических фигур»
Цель: Развивать творческие способности, внимание, память, мышление, обогащать сенсорный опыт.
Описание: Ребята на примере уже знакомых им русских народных сказок придумывают свои оригинальные истории про геометрические фигуры.
Новизна и оригинальность пособия состоит в его многофункциональности. Это уникальный материал для совместной деятельности ребенка и взрослого. Удовлетворяет потребность в эмоционально насыщенных переживаниях, поддерживает самостоятельность, вовлекает детей в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками.
Помимо вышеизложенных игр дидактическое пособие помогает нам при организации сюжетно-ролевых игр, как предметы заместители. Все педагоги встречались с проблемой, когда дети используют мозаику, пазлы и другие мелкие предметы в сюжетно-ролевой игре, которые не безопасны?! Вот здесь незаменимы геометрические фигуры! Ребята с удовольствием готовят угощение (блины, пирожки, фрукты, овощи и другие продукты питания), украшают торт, друг для друга и игровых персонажей.
А большую мозаику на ковре…? Как забавно придумывать разнообразные узоры всем вместе…
Незаменимо пособие особенно в адаптационный период, для формирования эмоционального контакта.
- Игры забавы: «В гости к клоуну».
Ха-ха-ха! А вот и я! | Клоун приветственно поднимает руки вверх. |
Хлопайте в ладоши! | Клоун хлопает в ладоши и дети. |
Вы теперь мои друзья, Я же друг хороший! | Клоун раздает ребятам персонажей пособия или фигуры - конфетки. |
Я забавный и смешной, | Клоун должен продемонстрировать свои способности – жонглировать, прыгать, танцевать… |
Улыбайтесь все со мной! | Улыбаются. |
Будет каждый очарован, Я веселый клоун. | Перед словом «клоун» можно сделать паузу, давая детям возможность самим назвать персонажа. |
Применение данного пособия нашла и в игровых ситуациях со старшими дошкольниками: «Выложи цифру, букву», «Сосчитай фигуры», «Построй домик», «Какая фигура по счету», «Определи место», «Кто больше сосчитает» и многое другое.
Максим Горький сказал: «В каждом человеке есть бубенчик, и если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нем есть»! Так и с моим пособием. Главное иметь желание, фантазию, творчество и «волшебные перчатки» не только заиграют разноцветными красками, но и помогут решить многие задачи в развитии малыша.
Таким образом, дидактическое пособие «Волшебные перчатки» может быть полезно педагогам в организации игровой деятельности с детьми: в утренние и вечерние часы, в индивидуальной и подгрупповой формах, совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Можно рекомендовать родителям для совместного времяпровождения и общения, повышения эмоционального контакта с ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие «Волшебные перчатки» для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Дидактическое пособие создано для детей младшего и среднего дошкольного возраста. При взаимодействии с дидактическим пособием создаются условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоят...
Музыкально - дидактическая игра: "Веселые перчатки"
Задачи: Развитие слухового восприятия, чувства ритма, мелкой моторики, коммуникативных навыков, сенсорного восприятия; закрепление знаний о названии пальцев....
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные перчатки»
laquo;Музыкальные перчатки» предназначены для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.Цель игры: доставить детям радость и привлечь их в игру оркестра шумовых инструментов, изготовленных своим...
Дидактическое пособие Пальчиковый театр «Забавные перчатки»
Дидактическое пособиеПальчиковый театр«Забавные перчатки»...
Дидактическая игра "Волшебная перчатка"
Дидактическая игра "Волшебная перчатка"...
Дидактическое пособие по музыкальному занятию «Перчатки - кастаньетки».
Цель: Развивать чувство ритма, развивать мелкую моторику рук, доставить детям радость и привлечь их в игру....
Дидактическое пособие "Наш огород" (на перчатках)
Дидактическое пособие "Наш огород" (на перчатках)...