«Развитие воли и произвольности у дошкольников»
статья по психологии
На сегодняшний день современное общество постоянно развивается и усложняется. Важную роль в этом играет разные качества личности, среди которых особое место отводиться качествам воли – настойчивости, уверенности в себе, терпению, выдержки и т.п. Так, любая жизненная проблема человека решает при участии воли. Поэтому становится очень важно формировать задатки активных волевых качеств у детей с раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya1.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие воли и произвольности у дошкольников»
На сегодняшний день современное общество постоянно развивается и усложняется. Важную роль в этом играет разные качества личности, среди которых особое место отводиться качествам воли – настойчивости, уверенности в себе, терпению, выдержки и т.п. Так, любая жизненная проблема человека решает при участии воли. Поэтому становится очень важно формировать задатки активных волевых качеств у детей с раннего возраста.
Появление определенной волевой направленности, выдвижения на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь своим поведением этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию окружающей среды. Он постепенно овладевал умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия. В частности, мотивам общественного характера у него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.
Вместе с тем, не смотря на то, что в дошкольном возрасте появляются волевые действия, сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.
Существенный вклад в изучение формирования и развития волевых качеств внесли такие исследователи как С.Л. Рубинштейн, Е.П. Ильина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.
Так же проблемами воли, ее развитием и исследованием волевых качеств личности занимались такие ученые как Н.Ф. Добрынин, В.К. Калинин, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик и др.
Процесс становления волевого и произвольного поведения имеет единую направленность, которая заключается в преодолении побудительнойсилы ситуативных воздействий и стереотипных реакций и в становлении способности самостоятельно определять свои действия и управлять ими. Формирование и волевого, и произвольного действия идет по пути преодоления импульсивных реакций и становления собственного, свободного и осознанного поведения.
Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Именно поэтому как педагоги, так и родители должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.
Начиная с дошкольного возраста, ребенок сталкивается с необходимостью преодоления различных трудностей, требующих подчинения своих действий поставленной перед ним цели .Такое положение приводит к тому, что ребенок постепенно начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом. Все это говорит о том, что в дошкольном возрасте начинает формироваться воля. Однако следует понимать, что волевые действия дошкольников весьма специфичны, так как они сосуществуют с непреднамеренными действиями, которые возникают под влиянием ситуативных чувств и желаний ребенка .
Один из исследователей этой проблемы, Л.С. Выготский, указывал, что волевое поведение имеет социальный аспект, а источником развития детской воли являются взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Автор так же отмечал, что ведущая роль в социально обусловленности воли отводится речевому общению ребенка со взрослыми.
Что касается генетического плана, то исследователь предлагает рассматривать волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Так, изначально взрослые посредством слова регулируют поведение ребенка, с течением времени, в процессе усвоения практического содержания требований взрослых, ребенок начинает самостоятельно регулировать свое поведения, что говорит о пути волевого развития. Следует отметить, что после овладения речью, именно слово становится для ребенка не только средством общения, но и выступает как средство организации поведения
Важно понимать, что воля является обобщенным понятием, содержащим в себе множество разных психологических элементов. В первую очередь исследователи отмечают такие качества личности как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, самообладание и т.п. При этом элементами воли считаются так же критичность, исполнительность и уверенность.
Следует отметить, что сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, которое направляется на преодоление возникающих трудностей. Что касается главного признака устойчивости волевых качеств, то им является степень постоянства проявления волевого усилия в похожих ситуациях .
Современные научные исследования трактуют понятие волевого действия в разных аспектах. Так, некоторые психологи предполагают, что первоначальным звеном выбора того или иного решения является постановка цели, другие указывают, что волевое действие ограничивается его исполнительной частью. А.В. Запорожец отмечает, что для психологии воли важным является превращение социальных и моральных требований в определенное моральные мотивы и качества личности, которые определяют ее поступки .Важным вопросом воли является вопрос о мотивационной обусловленности определенных волевых действий и поступков, на которые человек способен в различных периоды своей жизни. Что касается дошкольного возраста, то мы можем наблюдать постепенное усложнение характера волевой сферы личности ребенка, изменение ее удельного веса в общей структуре поведения, проявляющееся в возрастающем стремлении к преодолению возникающих трудностей. Развитие воли в период дошкольного детства полностью взаимосвязано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.Появление определенной волевой направленности, выдвижения на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь своим поведением этими
мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию окружающей среды. Он постепенно овладевал умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия. В частности, мотивам общественного характера у него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.
Вместе с тем, не смотря на то, что в дошкольном возрасте появляются волевые действия, сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными.
Из этого следует, что развитие произвольности к целенаправленной деятельности, работе по образцу, определяет во многом школьную готовность ребенка .
Говоря о понятии произвольности, необходимо отметить, что исследователи предлагают понимать под ней конкретную мотивационную функцию. Относительно детей дошкольного возраста такая функция направлена на формирование психологической готовности к обучению в школе.Вместе с этим произвольность представляет собой предпосылку учебной деятельности у дошкольников к старшему возрасту. Заметим, что конец дошкольного возраста считается временем значительных психических изменений ребенка. Так, у детей протекает переход всех непосредственных процессов, в том числе и поведения, к произвольности. Дети начинают проявлять социальные нормы, к которым к старшему дошкольному возрасту начинают положительно относиться. Так же дети проявляют способность сознательно и произвольно регулировать свою деятельность .
В случае несформированной произвольности у ребенка не возникает желания обучаться в школе, и дальше он не будет соблюдать школьные правила. Этот приводит к возникновению в процессе обучения серьезных трудностей.
Таким образом, можно сказать, что в старший дошкольный возраст считается критическим в том отношении, что у ребенка должно быть развито произвольное поведение, которое необходимо для дальнейшего обучения, однако наряду с этим, ребенку в этот возрастной период трудно регулировать свои мотивы и побуждения.
Произвольность состоит из разных сторон личности ребенка. Сюда входит произвольность поведения, саморегуляция, психические процессы, среди которых внимание, память, мышление и т.п. .
Рассмотрим каждый аспект произвольности в дошкольном возрасте. Так, произвольность должна включать в себя такие умения:
1. Ребенок должен четко понимать необходимость подчинения конкретному выдвигаемому ему правилу.
2. Важно, чтобы ребенок был ориентировать на выполнение заданного требования.
3. Необходимо проявлять внимательность к говорящему и быть готовым выполнять его задания.
4. При наличии наглядного образца, у ребенка должно быть сформировано умение выполнять задание самостоятельно .
Таким образом, можно сказать, что при развитой произвольности поведения, дети способны управлять своими поступками и контролировать свое настроение.
Следует заметить, что регулирование собственным поведением взаимосвязано с процессом созревания лобных отделов коры головного мозга. При этом в возрасте 7 лет они не являются сформированными, что говорит о возникновении сложностей в управлении своим поведением. Поэтому для ускорения процесса развития нужных структур головного
мозга, важно работать над физическими способностями детей дошкольного возраста. Такой процесс и будет способствовать развитию воли и произвольности на физиологическом уровне.
Произвольность поведения представляет собой осознанное действие, поэтому она вполне поддается формированию. Каждый ребенок может воспринимать информацию, которая обращена к нему, и понимать, что он него требует. Поэтому детям дошкольного возраста выдвигают требования осознания собственных действий и поступков. Дети вполне могут преодолевать непосредственное поведение по ситуации. Поэтому следует отметить, что ребенку в период дошкольного детства, может быть сложно научиться воспринимать и выполнять инструкции, которые идут со стороны взрослого. Однако именно это начальный путь к формированию практических навыков детей владеть собой и своими поступками и поведением .
В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. При этом следует заметить, что наиболее эффективными являются игры с правилами, так как посредством выполнения конкретных правил ребенок обучается контролировать свои желания и тем самым регулировать поведение. Сознательное действие по правилам способствует обучению ребенка ограничивать себя в излишней активности, протекает развитие осознанности ситуативности поведения.
Такое положение говорит о том, что формирование произвольности поведения наиболее эффективно будет протекать в процессе игры по правилам. Даже самая простая игра, имеющая определенные правила, дает возможность управлять и регулировать детей. В процессе игры ребенок находится в интересной совместной деятельности и поэтому ему естественно
подчиняться игровым правилам. Все это представляет собой своеобразный регулятор действий ребенка . Данный процесс протекает в свободной форме. Изначально дети следят друг за другом и контролируют, как другие участники соблюдают правила игры, после начинают следить уже за своим поведением. Изначальное регулирование своего поведения в процессе игры постепенно переходит нп жизненные поступки.
Следует заметить, что существует несколько этапов формирования произвольного поведения детей дошкольного возраста. Рассмотрим их подробнее.
Первый этап относится к первым месяцам жизни ребенка. В этот возрастной период дети произвольно направляют свои движения к предметам. Следующим этапом, при развитии речи, ребенок начинает проявлять уже речевое регулирование. А после учится выделять и осознавать правила. Такие правила и становятся регулятором для детского поведения. С течением времени поведение ребенка регулируется им осознанно [8].
Однако, мы можем сказать, что произвольное поведение заключается не только в следовании заданным правилам, но так же содержит в себе отказ выполнять что-то запрещенное и нежелательное. Другими словами произвольность поведения здесь заключается в волевом действии, имеющем развитие с раннего возраста, которое продолжается развиваться на протяжении всей жизни.
Важным моментом является то, что ранняя сформированность произвольности дает более эффективную адаптацию ребенка в социуме. Факт, что в обществе не принимают того, кто поступает вопреки принятым социальным правилам. Поэтому ребенку, начиная с дошкольного учреждения, необходимо обучаться контролировать и направлять свои поступки согласно нормам морали конкретного общества .
Заметим, что первыми произвольными действиями ребенка считаются умения правильно сидеть или держать ложку, т.е. выполнять определенные правила. Вместе с этим, к старшему дошкольному возрасту, воспитатели детского сада требует от ребенка проявлять спокойствие, не бегать по группе, сидеть и внимательно слушать. Так происходит формирование произвольности будущих младших школьников. Изначально детям трудно выполнять предъявленные к ним инструкции, однако с течением времени они привыкают следить за собой и контролировать не только физические, но и психические процессы.
Психические процессы являются группой психических явлений, составных элементов психики. Произвольность таких психических процессов считается одним из основных условий успешного обучения в начальной школе. Особенно важными здесь является развитие произвольного внимания, которое выступает частью целенаправленного формирования произвольности у дошкольников .
Формирование произвольности у детей в группе детского сада осуществляют через индивидуальные и коллективные формы разных видов деятельности. При этом воспитатель учитывает возрастные особенности дошкольников.
Для эффективного развития произвольности важна развитая речь ребенка, ведь именно речь способствует саморегуляции действий ребенка. Для развития речи с целью формирования произвольности воспитатели проводят беседы. В беседах воспитатель объясняет, как нужно относиться к другим детям, как поступать в разных ситуациях. Беседы проводятся на разные темы. У дошкольников спрашивают, чем они занимались на выходных. И такие беседы способствуют развитию произвольности памяти. Дети припоминают события прошлого. В беседах о будущем начинается
формирование произвольности у детей, в том числе развитие произвольных мыслительных процессов. Дети размышляют, что их ждет в будущем .
Во время выполнения разного вида заданий дети проявляют произвольность внимания. Особенно этому способствуют занятия продуктивными видами деятельности. В них дети учатся работать по образцу. Так или иначе, но детям приходится внимательно смотреть на образец, а затем выполнять задание, т.е. произвольно направлять свои действия на выполнение задания.
Таким образом, проблема воли и произвольности считается одной из центральных в психологии личности и ее формировании. Понятие воли и произвольности опираются на значительный круг различных феноменов, среди которых действие по инструкции, настойчивость и самостоятельности при достижении поставленных целей, соподчинение мотивов и соблюдение правил, волевые усилия и моральный выбор и т.п.
Научная литература выделяет два подхода, определяющих сущность данных понятий, в котором одни связан с овладением своим поведением и саморегуляцией, а другой относится к формированию мотивационной сферы ребенка.
Первый из них рассматривает произвольность и волю в контексте проблемы сознания. Главными характеристиками волевого и произвольного поведения полагаются осознанность или сознательность. Волевое и произвольное поведение противостоит неосознанному, или импульсивному. Осознанность собственных действий предполагает их опосредствованность, то есть наличие некоторого средства, с помощью которого субъект может выйти за пределы непосредственной ситуации и встать в отношение к самому себе. Большой вклад в разработку такого подхода внес Л. С. Выготский, который определял произвольные процессы как опосредствованные.
Второй подход является достаточно распространенным и связывает понятия воли и произвольности смотивационной сферой человека. Определение воли как причины активности человека можно найти как в зарубежной (К. Левин, Ж. Пиаже, В. Вундт и др.), так и в отечественной психологии (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др.). Волевые качества личности (целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность и др.) предполагают наличие сильных, устойчивых мотивов, подчиняющих себе другие, то есть развитую иерархию мотивов
И так,мы имеем два различных подхода к определению данных понятий и два термина. В этой связи целесообразно различать содержание двух употребляемых в психологи и терминов – воля и произвольность.
Вместе с тем процесс становления волевого и произвольного поведения имеет единую направленность, которая заключается в преодолении побудительной силы ситуативных воздействий и стереотипных реакций и в становлении способности самостоятельно определять свои действия и управлять ими. Формирование и волевого, и произвольного действия идет по пути преодоления импульсивных реакций и становления собственного, свободного и осознанного поведения.
Список литературы
Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука, 2018. – 183с.
Ахмерова, Д.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко, Т.М. Чурекова. – Омск: Изд-во «СТИВЭС», 2011. – 99 с.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2019. – 464 с.
Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2018. – 624 c.
Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции. Психол. журнал. – 2018. – Т19. – №4.
Васильев И.А., Магомед-Эшенов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: Изд-во МГУ, 2021. – 144 с.
Волков Б.С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. Учебное пособие для вузов, по педагогической специальности. – М., 2020. – 368 с.
Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в дошкольном возрасте / Под ред. О.А. Карабановой, А.И. Подольского. – М.: Владос, 2019. – 342 с.
Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2017. – 479 c.
Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев: Издательство: "Киев", 2019. - 279 с.
Лукьянова М. Ориентир самостоятельной деятельности // Учитель. - № 2. - 2018 март - апрель. - С.12-14
Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка: Избранные педагогические труды. – М.: Издательство московского психолого-социального института, 2018. – 512 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2019.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2021. – 712 с
Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – М.: Юрайт, 2020. – 671 c.
Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Академия (Academia), 2017. – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности
Статья раскрывает важность развития произвольного внимания у дошкольников. Показано как в игровой деятельности детей можно развивать непроизвольное внимание, применяя при этом и дидактические иг...
Картотека игр и упражнении на развитие произвольного внимания дошкольников
Перед родителями и педагогами стоит очень важная задача: с помощью игровых упражнении помочь дошкольнику стать внимательным, т.к.именно в старшем дошкольном возрасте формируется произвольное внимание,...
Консультации для родителей об особенностях детей с ЗПР, о математическом развитии детей 4 лет, о формировании произвольности у дошкольников с ЗПР
Предлагаемые материалы помогут родителям детей с ЗПР лучше узнать своих детей и организовать успешное взаимодействие с ними....
Игры на развитие произвольной сферы дошкольников
Подборка игр для занятий с детьми старшего дошкольного возраста...
Буклет для родителей. Развитие произвольного поведения дошкольников.
Буклет для родителей. Развитие произвольного поведения дошкольников....
"Формирование воли и произвольности у детей дошкольного возраста"
Почему маленькие дети бывают такими непослушными? Почему их так трудно приучить к порядку, дисциплине, организованности?...
Статья на тему: «Развитие воли у дошкольников». Опубликовала воспитатель МБДОУ детского сада №42 Смирнова Любовь Владимировна.
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.Воля это сознательное регулирование че...