Мастер-класс для педагогов на тему: «Сотвори сказку своими руками»
методическая разработка по психологии
Мастер - класс для педагогов на тему: "Сотвори сказку соими руками"
Подготовил: педагог - психолог А.Б. Бачарова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_skazkoterapii.docx | 411.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по сказкотерапии на тему:
«Сотвори сказку своими руками».
Цель: Знакомство с приёмами сказкотерапии.
Задачи:
1. Формировать опыт путем последовательности действий, методов, приемов и форм использования сказок в познавательно - речевом развитии дошкольников;
2. Обработать методические подходы и приемы использования сказок в развитии в деятельности с детьми;
3. Научить педагогов создавать персонажей сказок своими руками.
Материал: цветные картинки с изображением сказочных персонажей, пенокартон, плотный фетр, клей, фломастеры, липучки, ножницы, канцелярский нож, ватман.
Вступительное слово:
Сказкотерапия – это один из видов арт – терапии, используемый в работе с детьми испытывающими эмоциональные и психологические затруднения. Сказкотерапия способствует развитию самосознания ребёнка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, содействует построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций. Поэтому сказкотерапия в работе с детьми, испытывающими психологические затруднения особенно актуальна.
Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии.
Ее польза состоит в следующем:
- помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
- расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
- обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
- корректирует поведение и развитие речи;
- стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии:
- народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д.;
- обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;
3) диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;
4) психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.
Схема терапевтической сказки
1) подбор героя (похожего на ребенка);
2)описание жизни героя;
3)помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
4) герой ищет и находит выход.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Варианты работы со сказкой
- нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
- изготовить своими руками персонажей по мотивам сказки;
- сделать постановку сказки в виде настольного театра или на фланелеграфе.
Советы по организации детской сказкотерапии
Простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д.;
Так, если малыш много капризничает, чтобы добиться своего, следует рассказать ему сказку, где действует герой, который не плачет, не кричит, а добивается своей цели положительными способами, с помощью просьб, вежливых слов и т. д.
Нужно обязательно обсудить ее с ребенком, обыграть, проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать выводы. Малыш должен сам на некоторое время стать героем сказки, перевоплотиться в него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения будет усвоен. Сказкотерапия ненавязчиво, щадящим способом воздействует на психику детей, воспитывая в них черты характера со знаком плюс: волю, оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.
Основная практическая часть.
Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.
А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой. Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказку, которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди представить свою сказку. Почему вы ее полюбили, или за что вы ее полюбили, что вам в ней запомнилось больше всего?
Задание № 1
Я предлагаю выйти 3 участникам.
Условия:
- Первый сказочник (педагог) начинает сказку одной фразой;
- Следующие участники группы по очереди добавляют к сказанной фразе свою фразу, по смыслу подходящую к предыдущим и так далее;
- Сказка должна иметь логический конец;
- Сказку можно рисовать на ватмане (составить коллаж и т.д.)
Направленность:
- развитие произвольной памяти и внимания
- развитие фантазии и воображения
- развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального языка)
- развитие умения слушать
- совершенствование навыков изобразительного творчества
Задание №2
Предлагаю изготовить сказочных персонажей своими руками из подготовленного материала двух видов. (Цветные изображения приклеиваются на вырезанный по форме пенокартон с помощью клея, а из плотного фетра вырезается фигурка (колобок) фломастером можно дорисовать глаза, нос и т.д.. Для крепления на фланелеграф используются липучки.
(Работают за столом 3-5 педагогов).
Пока участники выполняют задание, я Вам предлагаю поиграть в игру «Наоборот» по сказке (развивает мышление, творческое воображение, детскую фантазию)
Нам нужно выбрать одну простую известную сказку, например, «Колобок», у которой есть четкий сюжет. В итоге нужно придумать сказку наоборот.
Рефлексия (ответьте для себя на следующие вопросы):
- Понравилось ли Вам участвовать в составлении сказок?
- Сложно ли изготовить персонажей сказок своими руками?
- Появилось ли у Вас желание использовать приёмы сказкотерапии в своей педагогической практике?
Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: " Чему учат сказки?" и мастер- класс " Сотвори сказку своими руками"
Родители вместе с детьми создают куклу - сказку и начинают её оживлять....
Конспект проведения мастер-класса для родителей по теме: «Игра «Бильбоке» своими руками».
Цель: продемонстрировать родителям изготовление нестандартного физкультурного оборудования для детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Показать родителям, как изготовить из подсобного материала нестандар...
Мастер-класс для родителей: «Новогодняя игрушка из лампочек своими руками».
Мастер-класс для родителей: «Новогодняя игрушка из лампочек своими руками». Актуальность:Новый год – самый любимый, чудесный, семейный праздник. Праздник с чудесными превращениями и подарками Дед...
мастер -класс для родителей "изготовление домиков из коробок" своими руками
Назначение: самодельные домики из картонных коробок и подручного материала можно использовать для украшения интерьера группы, а также возможно их применение в различных сюжетно – ролевых играх, ...
Мастер-класс « Изготовление кукол и атрибутов для театра своими руками из бросового материала»
Мастер-класс для родителей детей средней группы....
Мастер-класс для родителей по теме: «Игра «Бильбоке» своими руками».
Мастер-класс для родителей по теме:«Игра «Бильбоке» своими руками».Цель: продемонстрировать родителям изготовление забавной игрушки для детей дошкольного возраста.Задача: Показ...
Мастер-класс для педагогов на тему: "Кукольный театр своими руками"
изготовление театральных кукол для последующего применения в театрализованной деятельности...