Консультация для педагогов. «Развитие произвольности у детей подготовительного возраста»
консультация по психологии (подготовительная группа)
Под произвольностью в психологии понимают сознательную саморегуляцию поведения, иными словами – умение подчинить себя правилу. Она является одним из ключевых компонентов психологической готовности к обучению в школе. Возраст 6-7 лет является критическим в том плане, что у дошкольников должно развиваться произвольное поведение, необходимое для обучения в дальнейшем, однако, детям еще трудно регулировать свои мотивы и побуждения.
Готовность к школе требует от дошкольников беспрекословного подчинения требованиям учителя, выполнения правил поведения в школе, умений организации самостоятельной деятельности. Именно поэтому следует обратить особое внимание на эту сторону психического развития, если ребенок отличается повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, если он импульсивен и рассеян.
Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_proizvolnosti_u_detey_podgotovitelnogo_vozrasta.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Сортавальского МР РК ДС№23 «Ладушки» корпус №1
Консультация для педагогов
Тема: «Развитие произвольности у детей подготовительного возраста»
Подготовительная группа
Подготовила:
Педагог – психолог Кузнецова Н.Ю.
Родители часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится — вертится на занятиях, не дослушивает задание? Это поведение говорит о нарушении в произвольной сфере, а также о нарушении внимания.
Произвольность включает следующие умения:
- Четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу.
- Ориентация на выполнение заданных требований.
- Быть внимательным к говорящему, готовность выполнять задания говорящего.
- Если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности.
Произвольность также определяют как предпосылку к учебной деятельности у дошкольников. Конец дошкольного детства — это период сильных изменений в психике детей. У них начинается переход всех непосредственных процессов, включая поведение, к произвольности. Дети проявляют социальные нормы, к которым уже относятся достаточно положительно.
Дети способны сознательно и произвольно регулировать свою деятельность. Если произвольность не сформирована, то у дошкольников не возникнет желания дальнейшего школьного обучения, дети не смогут соблюдать школьные правила. У них возникнут в процессе обучения серьезные трудности.
Возраст 6–7 лет является критическим в том плане, что у дошкольников должно развиваться произвольное поведение, необходимое для обучения в дальнейшем, однако, детям еще трудно регулировать свои мотивы и побуждения. Готовность к школе требует от дошкольников беспрекословного подчинения требованиям учителя, выполнения правил поведения в школе, умений организации самостоятельной деятельности.
Произвольность поддается тренировке, обучению, которое заключается в усвоении средств овладения своим поведением. Важнейшим условием развития произвольности в дошкольном возрасте является организация самостоятельной осмысленной деятельности ребёнка.
Развитию произвольного поведения также способствуют подвижные и дидактические игры, чтение детской и художественной литературы, физическая активность, труд, а также общение со сверстниками и взрослыми, особенно родителями. Одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими.
Игры, направленные на развитие произвольности дошкольников.
«Графический диктант»
Цель: вырабатывать у детей умение внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Учить работать под диктовку и самостоятельно по образцу.
Подготовьте тетрадные листы в клеточку. На них поставьте точки в начале строки. Дайте детям карандаши и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги»
Пример: «Поставь карандаш на точку. Рисуй! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай самостоятельно рисовать этот узор до конца строки».
«Лабиринт»
Предложите ребенку нарисованные на листе бумаги лабиринты. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.
Правила игры.
1. В начале работы поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги.
2. Сразу начинай движение карандашом, на пытаясь предварительно просматривать путь следования.
3. Не задевай линии лабиринта, не пересекай их.
4. Нельзя поворачивать назад.
«Палочки и крестики»
Цель: Развитие уровня саморегуляции и самоконтроля.
Приготовьте для ребенка (или группы детей) тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение
3- 5 минут
I + I + I – I + I + I – I
Правила игры.
1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце.
2. Переходить на другую строчку только после знака “–“.
3. Нельзя писать на полях.
4. Каждый знак следует писать в одной клеточке.
5. Соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.
«Да и нет»
Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.
Взрослый задает ребенку вопросы. Отвечая на вопросы, ребенку нельзя говорить слова «да» и «нет».
Пример вопросов:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь смотреть мультфильмы?
3. Тебе нравится играть?
4. Ты любишь мороженное?
5. Тебя зовут Света? И т. п.
«Копирование образца»
Цель: развивать произвольную сферу, учить работать самостоятельно по образцу.
Ребенка просят скопировать нарисованный взрослым на листе бумаги графический образец.
«Тропинка»
Цель: развивать произвольное поведение, дисциплинированность, организованность, сплоченность.
Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются.
«Расставить посты»
Цель: способствует развитию произвольного поведения, организации и успокоению.
Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши и т. п., идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет все детей в задуманном им порядке) линейка, круг, по углам). Затем назначается новый командир.
«Четыре стихии»
Цель: способствует развитию произвольного поведения, организации.
Играющие встают в круг. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах.
«Раскрась фигуры»
Цель: развивать произвольную регуляцию деятельности, терпеливость при выполнении малоинтересной и монотонной работы.
Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветными карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
Ребенок 6–7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности.
"Раскрась"
Цель: Развитие произвольной сферы, произвольного внимания.
Ребенку (детям) дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Можно придумывать и усложнять задания для детей, вводя несколько правил "поскакать на одной ножке" и т. п.
"Замри! "
Цель: развитие произвольного внимания и произвольных движений.
Играет веселая музыка. Дети подпрыгивают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, и дети замирают в тех позах, в которых застал из музыкальный перерыв. Затем через минуту снова включается музыка и игра продолжается. В конце выбирается самый внимательный - победитель.
"Слушай хлопки"
Цель: развитие произвольного внимания и поведения.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз – они приседают, два раза – вытягивают руки вверх, три раза – замирают. После выполнения команды движение "поскакать на одной ножке" и т. п.
«Волшебное слово».
Цель: Развитие произвольности, самоконтроля и внимания.
Процедура игры.
Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста"
Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведени...
Консультация для педагогов «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста»
«Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольноговозраста»Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей очень велико. Изобраз...
консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку вы...
Консультация для педагогов «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста»
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей очень велико. Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трёх...
Консультация для педагогов "Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста"
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного воспри...
Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспита...