Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
консультация по психологии
Появляясь на свет, ребенок овладевает не только речью, знаниями, приобретает определенные навыки, он учится эмоциям. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные состояния: радость, злость, сочувствие, зависть, удивление. Понимают ли родители эмоциональные состояния своего малыша, умеют ли объяснить их, помочь пережить, справиться? Или же они оберегают его от любых печалей. Родители, не способные вынести малейшего страдания ребёнка, каждый раз заслоняющие его от неприятностей, лишают своего малыша возможности научиться погоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evs.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭВС
Выполнение за ребенка таких простейших дел, как одевание и уборка приводят к развитию инфантильности, неуверенности в себе и нежелании что-то делать самому.
Как же поступать в таких ситуациях? По сути, все обозначенные проблемы – это проявление одной единственной проблемы – неразвитости эмоционально-волевой сферы (ЭВС).
Что такое ЭВС? Проще говоря, это то, что дает нам возможность сосредоточиться на важном деле, когда есть масса отвлекающих факторов и вообще не хочется ничего не делать.
Какие ошибки в воспитании не дают развиваться эмоционально-волевой сфере?
Прежде всего, это желание сделать все лучше и быстрее за ребенка, отсутствие доверия к маленькому человеку или, напротив, завышенные требования и ожидания, отсутствие правил и границ дома, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или с папой можно, а с мамой нельзя, сильная нагрузка у ребенка (постоянные, сменяющие друг друга впечатления-развлечения, много времени с гаджетами или за просмотром мультфильмов большое количество занятий, когда день расписан буквально по минутам).
Какие условия нужно создавать для развития эмоционально-волевой сферы?
Это, обязательный, понятный ребенку и подходящий по возрастным нормам, режим дня и сна, регулярное предоставление ребенку возможности проявить самостоятельность. Нужно показывать пример, побуждать ребенка завершать начатое, заниматься закаливанием, уделять внимание физическому развитию, создавать для ребенка его зону ответственности в домашних делах и конечно играть в различные игры на развитие волевой сферы и эмоционального интеллекта.
Игры на развитие волевой сферы, произвольного внимания и усидчивости:
1. Различные настольные или подвижные игры требующие соблюдения правил. Важно, чтобы от выдержки и самоконтроля ребенка зависел исход такой игры, или чтобы малыш видел, как ведут себя остальные, как они соблюдают последовательность ходов, как поступают в невыгодных для себя условиях. Особое внимание тут следует уделить играм типа «Падающая башня» или «Стулья», различным играм на баланс.
2. Хорошие игры на развитие внимания и самоконтроля – это различные игры с запрещенными словами или движениями. Например, нужно повторять за ведущим все слова кроме названий предметов мебели или все движения, кроме поднятия рук вверх.
3. Рассказ любой известной сказки с заменой одного из персонажей на какие-то движения. Например, рассказать сказку про Машу и трех медведей, заменяя слово «медведь» каждый раз на топанье или рычание. Так же можно считать по порядку, заменяя все числа, в которых встречается 2, на хлопок.
4. Отличная игра для компании детей «Улитки» или «Черепашки». Задача добежать до финиша, как можно медленнее, последним.
5. Игра в спящего дракона. Пока уставший после работы, дракон-папа спит, дети должны выкрасть драгоценность, лежащую около него, но так тихо, чтобы он не заметил. Если дракон открывает глаза – надо замереть, а потом тихонько вернуться на два шага назад.
По такой схеме можно придумать массу различных игр. Главное, чтобы они требовали от ребенка проявление терпения и сосредоточенности на достижении цели. Хороши в плане развития волевой сферы игры в шахматы, шашки, головоломки, спортивные соревнования, занятия на балансире, чтение книжек, где герои выдерживают все тяготы и испытания на пути к своей цели.
Выбирайте занятия по возрасту и отмечайте малейшие успехи!
Что касается эмоциональной сферы, то в этой области сейчас масса различных игр и пособий. Это и магнитные лица, и разнообразные карточки с эмоциями, книги на любой вкус. Старайтесь больше обсуждать с ребенком его и свои чувства, угадывать какие эмоции обычно испытывают люди в различных ситуациях (разбил чашку, упал в лужу, забыл сделать домашнее задание, поругался с другом и т.п.), читайте книги и отмечайте мотивы поступков разных героев. Можно поиграть в такие игры, как изображение эмоций, нарисованных на карточках, попросить ребенка попрыгать, как радостный мячик, потопать, как рассерженный медведь, изобразить грустную тучку. Хорошей тренировкой эмоциональной сферы является изображение настроения музыки в танце или настроения стихотворения.
Развивая эмоционально-волевую сферу ребенка, особенно в дошкольном возрасте, вы закладываете прочную основу его успешности и самоценности в будущем!
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей. Также есть еще несколько техник и большое количество упражнений, которые позволят развить волевые качества малыша, их можно и нужно применять.
Родителям очень важно учить малыша контролировать свои эмоции, иначе в недалеком будущем он может столкнуться с проблемами неврозов, весьма актуальными для современной действительности.
Отсутствие самоконтроля способно вылиться в трудности в учебной и трудовой деятельности, в построении межличностных отношений, создании семьи. Необходимо дать ребенку возможность чувствовать себя защищенным, уделять общению с ним должное внимание, в противном случае у дошкольника сформируется неуверенность в себе, недоверие, даже чувство страха, которое, в свою очередь, вызовет такие проблемы, как заикание, энурез, тики, скажется на социализации личности.
Специфика развития Эмоционально-волевое развитие малышей проходит под влиянием двух групп факторов:
- внутренних (индивидуальные, врожденные способности малыша);
- внешних (обстановка в семье, общение с родителями, окружение).
И если на первые факторы повлиять родители не могут, то в их силах создать для ребенка дома такие условия, которые будут развивать в нем и волю, и положительные эмоции.
Можно выделить несколько ключевых этапов развития этой важнейшей сферы.
- Понимание, осознание и закрепление эмоциональных реакций – как положительных, так и отрицательных. Малыш уясняет, какие события и явления вызывают у него положительные эмоции, какие – отрицательные, и старается делать что-либо так, чтобы получать первые и избегать вторых.
- Формирование мотивов, сильнейшим из которых является похвала.
- Возникновение иерархии потребностей, которая имеет индивидуальный характер. 4.Развитие самопознания и способности понимать собственное эмоциональное состояние, выражать его вербально.
5 Появление новых чувств, способности к самооценке. Малыш словно смотрит на себя глазами взрослых, прежде всего – родителей, пытается разобраться, как тот или иной его поступок будет ими оценен.
Также с возрастом происходит и обогащение словарного запаса, ребенок становится в состоянии детально описать свои эмоции и настроение.
Развитие эмоционально-волевой сферы, таким образом, представляет собой сложный процесс.
Исследователями выделяется несколько ключевых особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольного периода:
- Эмоции управляют всеми поступками ребенка. Они непроизвольные и яркие, быстро вспыхивают и способны моментально угасать.
- Ребенок расстраивается из-за того, что что-то у него не получилось, обижается, не получив желаемого, однако столь же легко и забывает об этом.
- Чаще всего не способен скрывать или подавлять собственные чувства и эмоции. Хотя некоторым детям удается это сделать.
Уже к старшему дошкольному периоду у крохи появляются мотивы, потребности и интересы, которые будут обусловливать его поступки и деятельность. Также малыши понимают ритм и гармонию, у них складывается понятие о прекрасном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
для оформления стендов для родителей, советы психологов...
"Развитие эмоционально - волевой сферы ребенка дошкольного возраста"
Консультация для родителей содержит материал по развитию эмоционально - волевой сферы детей дошкольного возраста. Рассматриваются задачи и пути воспитательного воздействия....
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
Развитие эмоционально-волевой сферы — процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное ...
Игры для родителей и педагогов детского сада на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста
Развивающие игры для родителей и педагогов детского сада для регулирования эмойиональной сферы дошкольников...
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
консультация для родителей...
Коррекционные игры на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАТРУДНЕНИЯМИ В ОБЩЕНИИ...
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...