Проект "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста"
проект по психологии (старшая группа)
Актуальность проекта:
В жизни каждого человека существует множество различных эмоций, которые он испытывает и переживает. Доказано, что эмоции играют большую роль в становлении личности.
Проблема исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимой, поскольку дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме.
Эмоциональное-волевое развитие заслуживает особого внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми. Решая вопрос эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, следует понимать, что коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна проводиться постепенно, терпеливо и систематически.
Основным направлением работы является снижение эмоционального дискомфорта у детей, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция самооценки; устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, например, таких как повышенная возбудимость, агрессивность, тревожная мнительность, а основным методом в системе методов коррекции эмоционально-волевой сферы детей следует считать игру, являющуюся ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Изучением проблем эмоционального развития дошкольников занимались такие ученные как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, А.А. Смирнова, Л.Ф. Обухова, А.В. Запорожец, C.JL Рубинштейн, М.Ю. Лебединский, Р.Б., С.А. Козлова, В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Е.С. Евдокимова, С.В. Кульневич, А.С. Белкина, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Т.А. Репина, Г. Степанова, М.И. Лисина, К.Д. Ушинский и др., которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для познания мира.
Цель проекта: развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- формировать представления о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
- научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
- формировать умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
- формировать осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть, доверять себе и другим людям;
- развивать навыки совместной деятельности, общения.
- вовлечь родителей в процесс совместной работы над развитием эмоционального интеллекта дошкольников
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: Игровой, ролево-игровой проект
Вид проекта: долгосрочный
Предполагаемые результаты проекта: - ребенок идентифицирует свои эмоции и эмоции другого по мимике, вербальным и паравербальным признакам; - ребенок понимает и использует эмоциональный и ментальный словари; - ребенок выражает эмоции посредством речи, мимики, жестов; ребенок распознает ситуации, когда человеку нужна помощь, сам способен обратиться за помощью; простыми - ребенок владеет навыками саморегуляции; - ребенок знает формальные правила поведения в обществе и следует им |
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
- подбор и анализ методической литературы;
- подготовка дидактического и наглядного материала;
- разработка плана занятий с детьми;
- подбор и разработка для педагогов и родителей консультаций, памяток и буклетов по эмоциональному воспитанию дошкольников;
- подбор художественной литературы.
Основной этап:
Проведение цикла занятий, упражнений и игр с детьми.
Проведение консультаций с родителями.
Семинары-практикумы с педагогами.
Итоговый этап:
Проведение развлечения для детей совместно с родителями.
1 этап реализации проекта: подготовительный (декабрь, 2021г.)
Информационно–аналитический:
- Изучение научно-методической литературы по проблеме, анализ интернет-ресурсов по выбранной теме, обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете педагога-психолога:
Дидактические игры «лица эмоций», «Конструктор эмоций», «Угадай эмоцию». Создан «Уголок эмоций», «Термометр настроений», «Альбом эмоций».
- этап реализации проекта – практический (январь-февраль, 2021г.).
Работа с детьми:
- Беседы с детьми: «Что такое эмоции», «Какие бывают эмоции», «Как можно узнать настроение человека», «Когда мне грустно. Когда мне радостно», «Нужно ли ссориться».
- этические беседы на тему дружбы и доброго отношения к окружающим.
- конспекты занятий «Мое настроение»
- психогимнастика.
Работа с родителями.
- Консультации «Влияние отношения взрослого на эмоциональное развитие ребенка-дошкольника», «В мире детских эмоций», «Как научить вежливости», «Правила поведения в процессе общения с детьми».
Тренинг «Управление эмоциональным состоянием».
Памятки для родителей по развитию эмоциональной отзывчивости ребенка.
Работа с педагогами:
Консультации «Возрастные особенности развития эмоций и чувств», «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста», «Влияние эмоций на здоровье дошкольника».
Семинар- практикум «Как формировать у ребенка эмоциональный интелект».
Итоговый этап: (март, 2021г)
Игровой тренинг для детей и родителей «Управление эмоциональным состоянием».
Результаты проектной деятельности:
Дошкольники научились выражать свои чувства, эмоции и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; усовершенствовались навыки взаимопомощи, дети способны к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний. Повысился уровень эмоционального развития и отзывчивости детей, умение откликаться на события, явления окружающей жизни. Повышена компетентность педагогов и родителей в области развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_emotsiyam.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта | «Развитие эмоционального интеллекта воспитанников старшего дошкольного возраста» |
Вид проекта | Игровой, ролево-игровой проект |
По количеству участников | фронтальный |
По продолжительности | долгосрочный |
Автор проекта | Педагог-психолог Кожина И.П. |
Участники проекта | Воспитанники старших групп №10 и №12 |
Цель проекта | Развитие эмоционального интеллекта воспитанников старшего дошкольного возраста |
Задачи проекта |
|
Сроки реализации | 2021г. |
Планируемые результаты пректа | - ребенок идентифицирует свои эмоции и эмоции другого по мимике, вербальным и паравербальным признакам; - ребенок понимает и использует эмоциональный и ментальный словари; - ребенок выражает эмоции посредством речи, мимики, жестов; - ребенок владеет простыми навыками саморегуляции; - ребенок распознает ситуации, когда человеку нужна помощь, сам способен обратиться за помощью; - ребенок знает формальные правила поведения в обществе и следует им |
Итоги проекта | Игровой тренинг для детей и родителей «Управление эмоциональным состоянием». |
Актуальность проекта:
В жизни каждого человека существует множество различных эмоций, которые он испытывает и переживает. Доказано, что эмоции играют большую роль в становлении личности.
Проблема исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимой, поскольку дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме.
Эмоциональное-волевое развитие заслуживает особого внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми. Решая вопрос эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, следует понимать, что коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна проводиться постепенно, терпеливо и систематически.
Основным направлением работы является снижение эмоционального дискомфорта у детей, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция самооценки; устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, например, таких как повышенная возбудимость, агрессивность, тревожная мнительность, а основным методом в системе методов коррекции эмоционально-волевой сферы детей следует считать игру, являющуюся ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Изучением проблем эмоционального развития дошкольников занимались такие ученные как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, А.А. Смирнова, Л.Ф. Обухова, А.В. Запорожец, C.JL Рубинштейн, М.Ю. Лебединский, Р.Б., С.А. Козлова, В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Е.С. Евдокимова, С.В. Кульневич, А.С. Белкина, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Т.А. Репина, Г. Степанова, М.И. Лисина, К.Д. Ушинский и др., которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для познания мира.
Цель проекта: развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- формировать представления о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
- научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
- формировать умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
- формировать осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть, доверять себе и другим людям;
- развивать навыки совместной деятельности, общения.
- вовлечь родителей в процесс совместной работы над развитием эмоционального интеллекта дошкольников
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: Игровой, ролево-игровой проект
Вид проекта: долгосрочный
Предполагаемые результаты проекта: - ребенок идентифицирует свои эмоции и эмоции другого по мимике, вербальным и паравербальным признакам;
- ребенок понимает и использует эмоциональный и ментальный словари;
- ребенок выражает эмоции посредством речи, мимики, жестов; ребенок распознает ситуации, когда человеку нужна помощь, сам способен обратиться за помощью; простыми - ребенок владеет навыками саморегуляции;
- ребенок знает формальные правила поведения в обществе и следует им
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
- подбор и анализ методической литературы;
- подготовка дидактического и наглядного материала;
- разработка плана занятий с детьми;
- подбор и разработка для педагогов и родителей консультаций, памяток и буклетов по эмоциональному воспитанию дошкольников;
- подбор художественной литературы.
Основной этап:
Проведение цикла занятий, упражнений и игр с детьми.
Проведение консультаций с родителями.
Семинары-практикумы с педагогами.
Итоговый этап:
Проведение развлечения для детей совместно с родителями.
1 этап реализации проекта: подготовительный (декабрь, 2021г.)
Информационно–аналитический:
- Изучение научно-методической литературы по проблеме, анализ интернет-ресурсов по выбранной теме, обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете педагога-психолога:
Дидактические игры «лица эмоций», «Конструктор эмоций», «Угадай эмоцию». Создан «Уголок эмоций», «Термометр настроений», «Альбом эмоций».
- этап реализации проекта – практический (январь-февраль, 2021г.).
Работа с детьми:
- Беседы с детьми: «Что такое эмоции», «Какие бывают эмоции», «Как можно узнать настроение человека», «Когда мне грустно. Когда мне радостно», «Нужно ли ссориться».
- этические беседы на тему дружбы и доброго отношения к окружающим.
- конспекты занятий «Мое настроение»
- психогимнастика.
Работа с родителями.
- Консультации «Влияние отношения взрослого на эмоциональное развитие ребенка-дошкольника», «В мире детских эмоций», «Как научить вежливости», «Правила поведения в процессе общения с детьми».
Тренинг «Управление эмоциональным состоянием».
Памятки для родителей по развитию эмоциональной отзывчивости ребенка.
Работа с педагогами:
Консультации «Возрастные особенности развития эмоций и чувств», «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста», «Влияние эмоций на здоровье дошкольника».
Семинар- практикум «Как формировать у ребенка эмоциональный интелект».
Итоговый этап: (март, 2021г)
Игровой тренинг для детей и родителей «Управление эмоциональным состоянием».
Результаты проектной деятельности:
Дошкольники научились выражать свои чувства, эмоции и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; усовершенствовались навыки взаимопомощи, дети способны к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний. Повысился уровень эмоционального развития и отзывчивости детей, умение откликаться на события, явления окружающей жизни. Повышена компетентность педагогов и родителей в области развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...
Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Материал будет интересен для музыкальных руководителей. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, ...
Диагностика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступивших в силу ФГОС является развитие эмоционального интеллекта.Представленная диагности...
Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...
План инновационной деятельности "Театрализованная деятельность как средство формироания эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14815805","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 500px; height: 688px;","width":"349"}}]][[{"type":"media","view...
Социально-адаптирующая технология формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Технология, перспективное планирование, диагностика, конспекты....