Профилактика буллинга в детском саду
план-конспект занятия по психологии
Мастер-класс для педагогов на тему: "Дети непохожие на рстальных", профилактика буллинга в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_bullinga_v_dou.pptx | 97.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: создание благоприятных условий для успешного развития каждого ребенка, сохранения физического и психического здоровья. Задачи: - развитие компетентности педагогов по вопросу профилактики буллинга ; - предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения у обучающихся; - развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного отношения у подростков к своим поступкам; - обучение навыкам мирного разрешения конфликтов.
В соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в РФ» именно на образовательные организации возлагается обязанность по созданию безопасных условий для несовершеннолетних в коллективах. «травля — это нормально, ведь именно так формируется характер». В дошкольном детстве закладывается фундамент формирования основ культуры личности и развития физических и психологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Буллинг - повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии. В переводе на русский язык буллинг – это травля, оскорбление, унижение. Проблему дошкольного буллинга редко когда рассматривают, относя этот термин всё – таки больше к среднему старшему школьному возрасту. К сожалению, в настоящее время буллинг не имеет возрастных ограничений. И нередко агрессивное поведение можно встретить уже в раннем возрасте дошкольного периода. Буллинг всегда будет в том детском саду или школе, где нет целенаправленной воспитательной программы.
Две основные формы буллинга : 1 . Физический буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др. 2. Психологический буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. К нему можно отнести: - вербальный буллинг ; - обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении); - запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо); - изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью или всем детским коллективом); - повреждение и иные действия с имуществом (воровство, прятанье личных вещей жертвы).
Принципы работы с проблемой буллинга . 1. Конфиденциальность. 2. Этапность (изучение ситуации, подготовительные работы внутри коллектива, выработка программы помощи, её реализация и оценка). 3. Отказ от обвинений кого-либо из взрослых в допущении случаев буллинга . 4. Категорический запрет на любое насилие в учреждении («Скажи насилию нет!»). 5. Комплексность (учет всех аспектов и участие разных сотрудников в работе). 6. Индивидуальный подход в каждом случае буллинга . 7. Смещение акцента с наказания обидчиков на их реабилитацию. Особое внимание следует обращать на случаи, когда действия обидчика представляют опасность для жизни и здоровья других.
Почему же дети становятся жестокими и проявляют агрессию? Причин буллинга в детском возрасте очень много: домашняя обстановка и мпульсивность; р аздражительность; н еуравновешенность; з авышенная самооценка; п овышенная агрессия; о тсутствие коммуникативных навыков при соблюдении общепринятых норм и правил; с клонность ко лжи или жульничеству.
П ричины возникновения буллинга в дошкольном учреждении : Предшествующие обстоятельства. Например, появление в группе ребенка агрессора или проблемного. Запускающие моменты. Например, конфликтные ситуации между двумя детьми. По внешним признакам. По манере речи и поведению. По имиджу. По наличию функциональных недостатков. По этнокультурным особенностям.
Поведение ребенка, совершающего буллинг : наказать; отомстить; удивить; поразить; разрядиться, «приколоться»; показать преимущество; специально унизить; запугать. Основные черты ребёнка, которого легко подавлять: низкая самооценка, застенчивость, пугливость, мрачность, апатичность, незаинтересованность в том, что происходит вокруг, отсутствие хотя бы одного близкого друга среди сверстников, смиренное принятие всего происходящего.
Методы профилактики буллинга : Игротерапия . Цель: формирование эмоциональной культуры, канализация негативной энергии, сброс агрессии в игровом пространстве. 2. Тематические беседы по методу «Неоконченных предложений» . Цель: выработка умений связывать поведение и его последствия, выражение чувств, отреагирование эмоций. 3. Проигрывание ситуаций и их последующим анализом. Цель: улучшение навыков коммуникации, отреагирование негативных эмоций. 4. Сказкотерапия. Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта, формирование навыков решения конфликтных ситуаций. 5. Упражнения.
Сдруживание детей, сплочение детского коллектива, помощь в самопрезентации каждого ребенка своей группе, ( чего можно добиться при помощи: постановки спектаклей, сочинении сказок, изготовления коллажей), все это является лучшей профилактикой буллинга . Для специалистов в детских садах и школах необходимы углубленные знания по возрастной психологии. Это упростит работу в том числе и в части профилактики буллинга в детских садах и начальной школе. Педагоги и воспитатели должны придерживаться дружелюбно-уважительной, но нейтральной позиции в общении с детьми, ни в коем случае не выделять «любимчиков» и «изгоев». Хочу порекомендовать педагогам проверять любую информацию о проявлении насилия и принимать ее к вниманию самым срочным образом. Кроме того, необходимо обращать внимание на формирование группировок в группах и выделение «изгоев» и «белых ворон». Взрослые люди просто обязаны предупредить, предотвратить насилие и агрессию, чтобы защитить слабых. Вывод
Упражнение «Мотивация» Напишите список того, что вы приобретете, если перестанете беспокоиться по пустякам. Например, я смогу спокойно спать. У меня останется энергия для активного отдыха и хобби. Моя работа начнет приносить мне больше удовольствия. Я перестану срываться на близких… Подумайте хорошенько. Тревога связывает вас по рукам и ногам. И именно вы покорно стоите и ждете, пока она сдавит посильнее. Какие замечательные перспективы открываются, если перестать повиноваться ей! «Неоконченные предложения» . «Я терпеть не могу, когда…» . «Когда я злюсь…» . «Успокоиться мне помогает…» . «Я рад…» . «Я горжусь тем, что ты…» . «Я восхищена…» , «Мне очень нравится…» , «Я испытываю удовольствие, когда ты…» Упражнение «Поддержка» . Н адо сказать сидящему с вами рядом коллеге несколько поощряющих слов, похвалить за что-то или пожелать ему что-то хорошее на выходные. Упражнения с педагогами:
Умная мысль приходит, когда в голове тихо и на душе спокойно!!!
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буллинг в детском саду
Проблема жестого обращения в детской среде...
Развивающее занятие по профилактике буллинга в детском коллективе
Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях воспитанников....
Буллинг в детском саду.
Буллинг в детском саду. Как распознать и пути выхода...
Буллинг в детском саду: причины и профилактика.
Что же такое буллинг?...
Буллинг в детском саду: причины и профилактика
В дошкольном детстве закладывается фундамент формирования основ культуры личности и развития физических и психологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Но не вс...
БУЛЛИНГ в детском саду: причины и профилактика
В дошкольном детстве закладывается фундамент формирования основ культуры личности и развития физических и психологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Но не вс...
«Буллинг в детском саду: причина и профилактика»
Как вы думаете коллеги, актуально ли проблема буллинга в дошкольном возрасте?...