Сказкотерапия - это лечение сказкой
консультация по психологии
Сказкотерапия – это «лечение сказкой», здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
«Сказкотерапия» – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Суть такой терапии заключается в преодолении имеющихся страхов и тревожности, а также исправление негативных черт характера ребенка. Психологи давно заметили, что сказки в детском возрасте позволяют решить проблему, а также уменьшить внутреннюю боль. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия – это «лечение сказкой»
Сказкотерапия – это «лечение сказкой», здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
«Сказкотерапия» – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Суть такой терапии заключается в преодолении имеющихся страхов и тревожности, а также исправление негативных черт характера ребенка. Психологи давно заметили, что сказки в детском возрасте позволяют решить проблему, а также уменьшить внутреннюю боль. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.
Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки, конечно, как позволяет возраст. Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии —необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия.
Таким образом, сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще лечит и развивает. Плюс сказок в том, что они понятны детям любого возраста, поэтому такой метод психологической коррекции (а именно, сказкотерапия) оказывается крайне эффективным уже в раннем возрасте: где бессильны убеждения и уговоры, приходит на помощь сказка и справляется с этим! Поэтому в моей практике сказкотерапия –это современное и просто необходимое чудо-средство, мы используем его для решения различных задач в качестве терапевтического результата, особенно актуальна она в период адаптации. Младший детский возраст – это наиболее подходящий период для применения сказкотерапии.
Данный метод может работать с двух лет, когда уже можно использовать простые сказки, которые позволяют успокоить ребенка, устранить истерику и т.д. В возрасте 2 - 3 лет дети, как правило, очень привязаны к родителям. Поэтому у них может появиться чувство страха от присутствия посторонних людей дома или на улице. Некоторые дети опасаются животных или какого-либо вида транспорта. Также посещение детского сада или дополнительных занятий часто сопровождается стрессом и эмоциональным напряжением.
С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной. Метод сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, рассказывать, рисовать, драматизировать.
Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причем интегрированно в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Сказки позволяют бороться с различными фобиями, воспитывать в ребенке необходимые для нормальной жизни навыки. Он учится преодолевать жизненные трудности, при этом в нем развивается индивидуальность. Все эти аргументы говорят в пользу метода сказкотерапии.
Чтение детям сказок – это одна из составляющих полноценного воспитания, чем активно пользуется большинство взрослых, находящихся с ребенком. Ценность сказок для психологической коррекции и комплексного развития личности трудно переоценить.
В детских сказках всегда культивируется победа добра над злом, что способствует правильной расстановке приоритетов ребенка. Используя эти особенности данного фольклорного жанра, можно с успехом применять его в устранении многих детских проблем. Так возникла здоровьесберегающая технология - сказкотерапия. Сказкотерапия для детей крайне популярна и востребована, при этом она позволяет в легкой ненавязчивой форме решить достаточно серьезные психологические проблемы ребенка.
Психолог Татьяна Дмитриевна Зинкевич - Евстигнеева разработала курс сказкотерапии, который включает множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Именно ее книги натолкнули меня на такое профессиональное использование сказок, среди которых и народные, и авторские, а я еще открыла для себя терапевтические и создала «песочные».
Можно выделить несколько основных направлений сказкотерапии:
• Передача опыта. Через сказку можно делиться с ребенком своими знаниями и жизненным опытом, не поучая его.
• Помощь в различных ситуациях. Через сюжет и главных действующих лиц сказки можно проанализировать их поступки, рассмотреть разные варианты поведения, а также подумать о том, к чему приведет тот или иной поступок.
• Развитие памяти, воображения и мышления. Родитель или воспитатель не только читает сказку ребенку, но и предлагает ему ответить на определенные вопросы, объяснить поступки героев (Правильно ли они поступили или нет? Как бы ты поступил в этой ситуации?).
• Коррекция поведения. Ребенок анализирует поведение героев сказки, оценивает себе через призму сказочного сюжета, свои положительные и отрицательные стороны, а также пытается понять, как исправить имеющиеся у себя негативные качества.
• Профилактика. Всегда лучше предотвратить психологическую проблему, чем заниматься ее коррекцией, поэтому сказки подходят для этого как нельзя лучше.
Основные методы сказкотерапии. Выделяется несколько основных способов сказкотерапии, которые мы используем в работе с малышами:
1. Составление сказки Существует большое количество терапевтических сказок, которые помогают в решении разных детских проблем. Можно воспользоваться ими, либо сочинить сказку самостоятельно – это очень хороший вариант, потому что, познакомившись с ребенком и присмотревшись к нему, мы уже видим его проблемные стороны, а также - это возможность просто смягчить и сгладить период адаптации. В сказку можно привнести больше элементов из жизни самого малыша, поэтому ребенку будет проще соотнести себя с главным героем сказки. Дети часто ставят себя на место персонажей сказки, этим и надо воспользоваться. Можно включить ребенка в этот процесс – так вы сможете выслушать его и понять то, что именно его волнует. Это позволяет понять, какая сфера внутреннего мира ребенка нуждается в коррекции и развитии. Ребенок, который сам участвует в сочинении сказки, использует свое воображение по полной программе, что способствует развитию его творческого мышления. Наши малыши еще испытывают проблемы с речью, но действовать с персонажами и слушать более менее они умеют.
2. Рисование сказки При помощи красок, карандашей, пластилина или глины можно выразить собственные эмоции по поводу услышанной сказки. Другой вариант – ребенок сам рисует любой сказочный сюжет, либо рисует иллюстрации к какой-нибудь сказке или определенному моменту. Оригинальный вариант - песочные сказки, когда на песке или с помощью песочных шариков малыши «рисуют» сказку. Песок - вообще уникальное средство терапии в любом возрасте!
3. Обыгрывание сказки Ребенок совместно со взрослым проводит инсценировку сказки, используя различные игрушки и куклы. Это помогает глубоко вжиться в определенный образ, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт.
Другой вариант – это кукольный спектакль. Такие постановки развивают речь, мелкую моторику и коммуникативные навыки. В ходе кукольного спектакля, ребенок может испытывать те эмоции и чувства, которые оказываются подавлены в реальной жизни, либо недоступны ему по каким-либо причинам. Дети вообще сразу успокаиваются, видя кукольный персонаж в руках воспитателя, который еще и голосом показывает, кто встречает сегодня малыша.
Сказкотерапия активно используется в ДОУ в работе с детьми, потому что это достаточно мягкий метод психотерапии. Один из плюсов заключается в том, что занятия можно проводить и дома по рекомендациям воспитателей. Сказкотерапия направлена на увеличение словарного запаса ребенка, развитие творческого мышления, воображения, а также повышение детской самооценки. Важная задача в раннем возрасте – еще и заинтересовать ребёнка слушанием сказок (других произведений детской литературы) и сформировать любовь к книгам. Начало этому закладывается именно с изучения и чтения сказок. К восприятию сказки ребёнка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная с колыбельных и ритмичных стишков-прибауток. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста и особенностей характера ребенка.
Первые сказки для ребёнка раннего возраста должны быть несложными и короткими, смысл сказки должен быть легко уловим, а слова – понятными: хорошо подойдут народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений, например: «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. В этом возрасте ребенку часто бывают более доступны и понятны сказки о животных.
Подытоживая сказанное, сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста помогает:
• легче преодолеть адаптацию к детскому саду;
• обогатить словарный запас, развить речевую активность;
• развить воображение;
• расширить представления об окружающем мире;
• развить умение различать и переживать эмоции;
• сформировать ощущение психологической защищенности;
• развить навыки социального взаимодействия, различать добро и зло, ценить любовь и дружбу;
• сформировать положительные черты характера, наладить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, избежать конфликтных ситуаций;
• специальные терапевтические сказки позволяют скорректировать поведение на бессознательном уровне, снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить импульсивность и тревожность
Литература:
1) Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М.:ТЦ Сфера, 2008.;
2) Микляева Н.В.,Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;
3) Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок», практическое пособие М., 2005. - С. 14-115.
4)Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М.: 2005. - 80 с.
5) Громова О. «Зайка идёт в садик. Проблемы адаптации»,- «Карапуз», 2016 6) Интернет – источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Сказкотерапия или лечение сказкой"
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывал...
Сказкотерапия или лечение сказками
Что такое сказкотерапия?...
Консультация для родителей "Сказкотерапия или лечение сказкой ".
Сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми через сказку....
КОНСУЛЬТАЦИЯ: СКАЗКОТЕРАПИЯ ИЛИ "ЛЕЧЕНИЕ" СКАЗКОЙ
Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического сред...
Сказкотерапия – лечение сказкой.
Еще с давних времен любовь к сказке прививалась малышу с колыбели. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл, да ко всему этому она е...
«Сказкотерапия или лечение сказкой»
Консультация для родителей«Сказкотерапия или лечение сказкой»...
Сказкотерапия или "лечение сказкой" у детей РАС.
Методы и применения "сказкотерапии". Значение, польза этой методики для детей. Рекомендации для родителей....