Мастер-класс для педагогов на тему: «Арт-терапия в работе с дошкольниками»
план-конспект занятия по психологии

Алёна Владимировна Авдеева

Мастер класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка»

Мастер-класс для педагогов на тему: «Арт-терапия в работе с дошкольниками»

Составила: педагог – психолог

 Авдеева А.В.

п.Сатинка

2024г.

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов с помощью арт-терапевтических технологий, сформировать эмоциональную стабильность у участников образовательных отношений.

Задачи:

  • познакомить с опытом использования арт-терапевтичсеких технологий на практике;
  • создать положительный эмоциональный климат в коллективе при помощи методов арт-терапии;
  • развивать профессионльно-творческую активность

                          Ход мастер-класса 

 Арт-терапия - это метод оказания психологической поддержки посредством художественного творчества: лепки, танцев, сказок. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.

Я хочу познакомить вас с арт-терапевтическими технологиями, которые широко используются в работе с дошкольниками:

Изотерапия – для самовыражения, проявления чувств. Благодаря рисованию ребенок, ребенок легче воспринимает болезненные для него события.

Цветотерапия- это использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка, как «спасательный круг» в любых критических ситуациях.

   Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.  

     2.Основной этап        

 Упражнение «Рисунок на спине»

Инструкция. Поприветствуйте участников мастер-класса, предложите встать в круг друг за другом, на расстояние чуть меньше вытянутой руки.

Педагог-психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жила-была девочка (рисуют пальцем человечка). Она очень любила гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды она пошла на прогулку (пальцами изображают идущие ноги, везде были большие сугробы, ноги проваливались в снег (поднимают высоко пальцы-ноги). Выглянуло яркое солнце (рисуют солнце на спине партнера). Солнечные лучи начали пригревать ее спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный снегопад и град (показывают, как падает снег). Подул ветер (волнообразные движения руками по спине). Снег и ветер стихли. Сугробы стали еще выше, а на деревьях появились «ледяные зеркала» (рисуются сосульки).Любимым занятием девочки было смотреть на свое отражение в сосульку и улыбаться ему (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Вопросы для обсуждения:

• Что вы испытывали, когда рисовали у вас на спине, и когда рисовали сами?

УПРАЖЕНИЕ «История из жизни цветов»

«Жили-были два цвета: Жёлтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом! Но как-то они случайно встретились…Ой, что тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший!

Жёлтый говорил:

- Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, лучистый! Я цвет солнца! Я цвет песка в летний день! Я цвет, который приносит радость и тепло!

Синий же отвечал:

- Ну и что! А я цвет неба! Я цвет морей и океанов! Я цвет, который дарит покой!

- Нет! Всё равно я самый лучший! – спорил Жёлтый.

- Нет, лучший - это я! – не сдавался Синий.

И так они спорили и спорили…Спорили и спорили…

Пока не услышал их пролетавший мимо ветер! Тогда он ка-а-ак дунул! Всё кругом закружилось, перемешалось! Перемешались и эти два спорщика…Жёлтый цвет и Синий…. А когда ветер стих, то Жёлтый и Синий увидели рядом с собой ещё один цвет – Зелёный! А тот смотрел на них и улыбался. - Друзья! – обратился он к ним. - Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов! Цвет деревьев! Это настоящее чудо!

Жёлтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ.

- Да, ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссориться! Ведь каждый действительно красив и необходим по-своему! И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение! Благодаря нам всем мир становится ярким, интересным и разноцветным!

И, взявшись втроём за руки, они весело рассмеялись! Так им стало хорошо!»

Педагог – психолог: предлагаю вместе сотворить чудо. Для этого возьмите альбомный лист, краски и две кисточки. Спросите своего партнера: каким цветом он хотел бы сейчас рисовать - жёлтым или синим? После того, как он выберет цвет, скажите ему о своем выборе.

Вы  помните, как получилось чудо в истории, которую я вам рассказала? Да, правильно, там перемешались друг с другом два цвета: жёлтый и синий. И получился зелёный! Так и вы сейчас  попробуем это сделать со своими цветами!

Для этого один из вас начинает рисовать своим цветом с одного края листа и тихонько продвигаться к середине. Второй  рисует с другого края. А когда вы встретитесь – то и получится чудо!. Посмотрите какой цвет у вас получился!

Вопросы для обсуждения:

- сколько теперь всего цветов на листке бумаги?

- из-за чего спорили жёлтый и синий цвет?

- почему потом Желтый и Синий  решили больше не ссориться?

Примечание:

 Сопроводите рассказ фотографии или картинки соответствующей тематики. Например, когда идёт спор между жёлтым и синим, покажите фотографии неба, солнца, песка, моря и т.д. А когда появится зелёный, то покажите луга, различные растения. А в конце повествования покажите фотографию, на которой бы ребёнок смог увидеть, как все эти цвета сочетаются друг с другом.

Нарисуйте общую картину со всеми цветами, которые смешали в парах. Придумайте ей название. Отметьте, как здорово, что наш мир такой разноцветный и все в нем хорошо по – своему. Как важно жить дружно.

Танцевальная терапия Упражнение «Танцы для пальцев»

Инструкция. Предложите участникам представить, что их пальцы пришли на праздник. На столе под музыкальное сопровождение они танцуют пальцами вприсядку, по парам.

Вышли пальцы танцевать

Раз, два, три, четыре, пять (свободно выбрасывают пальчики из кулачка), Вышли пальцы танцевать (хлопают в ладоши: то правая, то левая рука сверху).

Большой пустился в пляс (крутят большие пальцы вокруг друг друга),

Указательный — в припляс (касаются подушечками указательных пальцев в ритме текста),

Средний пальчик — поклонился (сгибают и разгибают средние пальцы),

Безымянный — притаился (прячут безымянный палец одной руки в ладонь другой руки).

А мизинец — молодец! Цепь сомкнул, удалец (скрепляют обе руки в замок)! Как же дальше танцевать?

Надо цепь нам разорвать (тянут сцепленные пальцы и разрывают цепь в конце фразы).

3.Заключительный этап

Рефлексия

  • Что вы почувствовали, когда выполняли упражнения?
  • Какие техники арт-терапии будете использовать в своей работе?
  • Что не понравилось?
  • Ваши пожелания организаторам.

Вывод: Когда вы сочетаете в своей работе техники арт-терапии, вы можете быстро добиться положительных результатов. Такая деятельность необычна, интересна и увлекательна, что помогает участникам наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы – Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффект...

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы – Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффект...

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...