развитие самоконтроля и самопроверки
план-конспект занятия по психологии
Предварительный просмотр:
Занятия по развитию самоконтроля и самопроверки
Цель: закрепление умения, в определенных пределах, управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение.
Задачи:
#1060;ормирование целенаправленности деятельности;
#1047;акрепление стремления успешного выполнения задания;
#1056;аспределение внимания по ряду признаков одновременно;
#1055;овышение сдержанности, целеустремленности, усидчивости, сосредоточенности, выдержки и самоконтроля.
Занятие № 1 «Испытания на внимательность»
Ритуал приветствия.
Разминка:
Цель: Развитие тонкой моторики, координации и самоконтроля.
Упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Игра нарояле», «Насос и надувная кукла».
Психолог:ребята, сегодня на ждут испытания навнимательность. К нам в гости пришел сказочный персонаж.(показ картинки). Ребята вы узнаете кто это? (Любопытная Варвара). Онахочет научить нас играть в одну игру.
Упражнение «Любопытная Варвара»
Цель: развитие двигательного контроля, слухового внимания.
Процедура выполнения: психолог: «Поверните голову влево,постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше.Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцыстали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение.Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох—пауза.Любопытная Варвара, Смотрит влево... Смотрит вправо... А потомопять вперед — Тут немного отдохнет. Шея не напряжена, арасслаблена».
Психолог: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите напотолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея!Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободнодышится. Вдох — пауза, выдох — пауза. А Варвара смотрит вверх!Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно — Расслаблениеприятно! Шея не напряжена и расслаблена».
Психолог: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаютсямышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Онарасслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох —пауза. А теперь посмотрим вниз. Мышцы шеи напряглись!Возвращаемся обратно — Расслабление приятно! Шея не напряженаи расслаблена.
Психолог: давайте научим Варвару новым играм.
Упражнение «Наперсток»
Цель: развитие наблюдательности, выдержки, сдержанности,сосредоточенности.
Психолог: вот картинка, что на ней изображено? (мячики) Такойже мячик желтого цвета я спрятала в комнате, вам необходимо егонайти. Вы можете повсюду ходить и заглядывать во все углы. Нетнеобходимости искать его на ощупь, открывать шкафы и парты, таккак он лежит на видном месте. Тот, кто найдет мяч, должен сохранитьсвою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намеками. Онпросто должен сесть на свое место и молча наблюдать, как остальныепродолжают поиск. Тот, кто первым найдет предмет, в следующий разпрячет его.
Психолог: хорошо, с этим заданием вы справились. В природе тоже очень много правил, и самое главное этото, что все времена года сменяют друг друга по очереди, и нарушитьсяэтот порядок никто не может. Назовите этот порядок (зима,весна, лето, осень). У каждого из них свои цвета, природныеявления.
Упражнение «Признаки времен года»
Цель: активизация знаний по данной теме, расширение кругозора.
Стимульный материал: картинки с изображением времен года.
Обсуждение.
Психолог:природные явления привлекают нас своей красотой,насыщенными красками. Все это мы увидели на картинках и видимкаждый день, гуляя по улице. Наряду с красками, природа дарит наммножество звуков: журчание ручья, пение птиц, шелест травы. Все этонас окружает, надо лишь только прислушаться. А вот умеете ли вывнимательно слушать, мы сейчас проверим.
Упражнение «Послушай и ответь»
Психолог: сейчас я прочитаю вам предложения, вы послушайтеего внимательно и постарайтесь запомнить. Затем вам нужно будетответить на вопросы к этому предложению. Будьте внимательны,читаю только один раз.(предложение читать только если все готовы слушать, темп чтения— невысокий).На улице играли пятеро детей: Петя, Ира, Олег, Миша, Оля.Сколько было девочек? Вскоре пришли Дима и Вера. Сколько детейстало? Сколько среди них было мальчиков?
Упражнение «Послушай, поверь и себя проверь»
Цель: развитие навыков самоконтроля.
Процедура выполнения: психолог предлагает игрокам сделатьследующее упражнение: положить руки на колени, по командехлопнуть в ладоши, потом правой рукой взять себя за нос, а левой заправое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки.
Упражнение «Солнце-дождь»
Цель: повышение устойчивости внимания.
Процедура выполнения: один водящий. Руки складываются в форметюльпана. На слово «солнце» руки пальцами вверх, на «дождь» вниз.Сам водящий показывает вразнобой, чтобы спутать. Побеждаетпоследний игрок.
Психолог: Молодцы, а сейчас давайте поиграем.
Игра «Картинка двух художников»
Цель: умение работать в парах, развитие навыка совместнойдеятельности, развитие эмпатии.
Процедура игры: парами, не договариваясь, держась вдвоем заодин карандаш нарисовать любую картину: кошку, домик, елку и т.д.
Подведение итогов, рефлексия
Ритуал прощания.
Занятие № 2 «Испытания на готовность к школе».
Ритуал приветствия.
Разминка:
Цель: развитие тонкой моторики, координации и самоконтроля.Упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Игра нарояле», «Насос и надувная кукла».
Психолог: ребята, сегодня вас ждут испытания на готовность кшколе. Сегодня нас ожидает поездка на воображаемом поезде. На каждой станции будем выполнятьзадания, и получать за это карточки. В конце нашего путешествия мысоберем все карточки и узнаем секретные приемы хороших учеников.
Психолог: вот и первая станция «Музыкальная». Ребята, а что мы делаем с музыкой? А через что мы можем услышать все звуки? А как нам расслышать самые тихие звуки? А вы умеете слушать? Тогда постарайтесь выполнить следующее задание и получите первую карточку.
Упражнение «Летает - не летает»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и умения выделять главные признаки предметов.
Процедура выполнения: все встают в круг. Педагог называет разные слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети поднимают руки вверх, если не летает, то не совершают никаких движений. Список: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стул, собака, вертолет, ковер, поросенок, стрекоза.
Психолог может провоцировать детей, поднимая руки вверх при произнесении каждого слова.
Карточка №1
Психолог: продолжаем путешествие. Станция «аэродром».
Упражнение «Самолеты»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания
Процедура выполнения: дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолеты на аэродроме».
Психолог: самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели. (Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны).
Психолог: полетели, полетели и сели. (Дети садятся на корточки, ждут команды взрослого. Так делается несколько раз)
Психолог: следующая станция «Юных художников», местные жители очень любят рисовать, а чтобы рисунки получались аккуратными и красивыми они тренируют свои пальчики и глазки. Давайте тоже попробуем.
Упражнение «Соберите детали»
Цель: развитие концентрации внимания.
Процедура упражнения: детям совместно, не перебивая друг друга, нужно соединить каждый предмет с соответствующим ему контуром.
Карточка №2
Психолог: а сейчас давайте потренируем наши пальчики, чтобы они были такими же ловкими, как у наших художников.
Упражнение «Лезгинка»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Удержание двигательной программы.
Процедура упражнения: левая рука - сложение ладони в кулак и развернуть пальцами к себе, большой палец отставить в сторону. Правая рука - прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой руки. По команде одновременно сменить положение рук.
Карточка № 3.
Психолог: вот мы и добрались до последней станции «Аккуратности». Так давайте проверим, насколько вы старательны.
Упражнение «Сделай так»
Цель: развитие умения работать по зрительно воспринимаемому образцу, тренировка произвольного запоминания.
Процедура упражнения: детям демонстрируются картинки. После демонстрации и времени для запоминания картинки убираются. Когда все дети выполнили задание, показывается картинка, и дети сами проверяют правильность работы.
Психолог: вы справились со всеми заданиями, и получаете последние карточки.
Психолог: давайте их обсудим (во время уроков (домашнее задание) на столе не должно быть ничего лишнего, правильная и неправильная поза).
Психолог: давайте еще раз вспомним, какие секретные приемы хороших учеников мы нашли? Будем ими пользоваться?
Подведение итогов, рефлексия.
Ритуал прощания.
Занятие № 3 «Испытания на старательность и умение работать вместе»
Ритуал приветствия.
Разминка:
Цель: развитие тонкой моторики, координации и самоконтроля.
Упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Игра на рояле», «Насос и надувная кукла».
Психолог: ребята, выполняя все сегодняшние задания, я попрошу вас быть внимательными и проверять себя.
Игра «Жребий»
Цель: деление участников по парам, повышение мотивации, обеспечение включенности всех детей в процесс занятия.
Процедура игры: В красивую «волшебную» коробочку складываются полоски разных размеров или цветов, по 2 одинаковых (схожих). Каждый участник, не глядя, берет по одной полоске, таким образом, образуются пары.
Упражнение «Палочки» (в парах)
Цель: отработка навыков самоконтроля.
Процедура выполнения: Для этого упражнения понадобится 30-40 палочек (можно спичек). Играть лучше вдвоём. Участники по очереди показывают фигурку, сложенную из палочек, и через 1-2 сек. накроют её листом бумаги. За это короткое время ребенок (который в паре) должен запомнить эту короткую фигурку и затем выложить её в соответствии с образцом. Затем, сверяют свою фигурку с образцом.
Психолог: хорошо, в парах вы работать умеете, а вот сможете ли выполнить правильно следующее задание всей группой, сейчас посмотрим.
Упражнение «Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, связного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Процедура выполнения: дети сидят на стульях по кругу. По команде психолога дети выполняют определенное движение руками. Психолог путает детей, а они стараются не ошибаться.
Команда Движение рук
«Земля» - дети опускают руки вниз
«Вода» - дети вытягивают руки вперед
«Воздух» - дети поднимают руки вверх
«Огонь» - дети вращают руки в локтевых и лучезапястных суставах.
Психолог: а сейчас я выйду из комнаты, а вы спрячете вот этот конверт. После того, как вы меня позовете, вам нужно будет мне объяснить, где его искать, но, только говоря, сколько шагов и в какую сторону мне делать. Причем я могу ошибиться, как только вы заметили, что я ошиблась - хлопок в ладоши.
Психолог: а теперь откроем конверт. (В нем задания каждому ребенку). Разойдитесь по комнате, и, не подглядывая друг у друга, выполните задание, помогите девочке добраться до замка.
Упражнение «Лабиринт»
Цель: развитие пространственной ориентировки, самоконтроля и внимания.
Психолог: много извилистых тропинок пришлось преодолеть, чтобы добраться до замка. А все ли добрались, мы проверим сейчас. Все справились? Тогда узнаем, что же за замок, к которому ведут такие «сложные дорожки». (Изображение замка с табличкой (загадка))
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
(Если дети затрудняются, то показ книги и повторение загадки).
Психолог: ребята, это не просто замок - это сказочная библиотека. Что хранится в библиотеке? А что же нам может рассказать книга? А вам читали книги? Какие? Много разных сказок для самых маленьких и больших детей есть в библиотеке. Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете.
Упражнение «Кто есть кто?»
Цель: Развитие познавательной активности, внимания, быстроты мышления.
Процедура упражнения: вспомните, ребята, кто есть кто
1. Мойдодыр. (Умывальник.)
2. Дядя Федор. (Мальчик.)
3. Белоснежка (Девочка);
4. Ряба (Курица);
4. Леопольд (Кот);
5. Тортила (Черепаха);
6. Матроскин. (Кот.);
7. Гена. (Крокодил.);
8. Винни-Пух (Медведь);
9. Хоттаб (Джин);
10. Багира (Пантера);
11. Сивка-бурка (конь)
Психолог: молодцы. А теперь давайте поиграем.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: развитие сообразительности и мышления.
Слова: холодный, чистый, мокрый, враг, день, зима, темно, легкий, редко, сел, уронил, высокий, твердый, старший, верх, утро, рано, больной, толстый, тонкий, нашел, близко.
Упражнение «Нарисуй по описанию»
Цель: развитие произвольности
Психолог: на листках нужно нарисовать все, что будет сказано в задании.
Стоял зеленый дом. Крыша у него треугольная, красная. Большое окно коричневое, а маленькое желтое. Дверь синяя. (Инструкция повторяется)
Подведение итогов, рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Дидактические игры для развития самоконтроля у детей младшего возраста"
Данная программа ориентирована на младший дошкольный возраст. В ее реализацию могут включаться различные категории взрослых - педагоги дополнительного образования, родители и др. Программа состоит из ...
Коррекционно-развивающие занятия со старшим дошкольником по развитию самоконтроля и внимания.
В направлении занятии использованы игры и упражнения, действующее на нейро-психологическую коррекцию и развитие внимания и формирование собственной регуляции поведения и деятельности....
Игры для развития самоконтроля у детей
Развитии такого важного качества, как произвольность поведения (то есть умение контролировать себя), задумываются единицы. А жаль, потому что самоконтроль – важнейшее условие успешного обучения в школ...
Игры для развития самоконтроля у детей 5-7 лет
Игры для развития самоконтроля у детей 5-7 лет...
Домашняя игротека: игры на развитие самоконтроля у детей
Домашняя игротека: игры на развитие самоконтроля у детей...
Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития самоконтроля для детей дошкольного возраста»
В статье представлены подходы к организации дидактических игр в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны структурные составляющие дидактической игры как средства развития самоконтроля...
Игры с правилами для развития самоконтроля и внимательности, для коррекции проявлений гиперактивности и саморегуляции
Картотека "Игры с правилами для развития самоконтроля и внимательности, для коррекции проявлений гиперактивности и саморегуляции"...