развитие произвольности собственных действий и внимания
план-конспект занятия по психологии

Подгузова Ирина

Занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_proizvolnosti_sobstvennyh_deystviy_i_vnimaniya.docx43.36 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по развитию произвольности собственных действий и внимания

Цель: развитие навыков самоконтроля, устойчивости и переключаемости внимания.

Задачи:

#1054;тработка умения действовать по инструкции;

#1060;ормирование отношения ребенка к правилу, как единого для всех участников;

#1056;аспределение и выполнение различных функций и ролей в совместной игре;

#1050;онтроль действий других детей;

#1055;овышение устойчивости внимания;

6. Повышение целенаправленности деятельности.

Занятие № 1 «Умение управлять собой»

Ритуал приветствия.

Психолог: здравствуйте, ребята! Сегодня вам предстоит выполнить задания, чтобы проверить свою память, внимание, ловкость, усидчивость и сообразительность. При выполнении заданий нужно быть внимательными и не допускать при этом ошибок. Все готовы? Тогда начинаем с задания «Прогулка по парку».

Упражнение «Прогулка по парку»

Цель: регуляция сенсомоторной (двигательной) активности.

Необходимые материалы: интерактивная доска, музыкальное сопровождение.

Процедура выполнения: На экране появляется картинка с изображением парка (в соответствии с сезоном, например, весеннего), детям предлагается «погулять по нему», в это время включается природная музыка. В ходе прогулки нужно свободно двигаться, не касаясь друг друга, по воображаемому парку (комнате), с разной скоростью (медленно, быстро, максимально быстро, чуть медленнее и максимально медленно).

Психолог: а сейчас вдруг подул холодный ветер, набежали тучи, и нам вдруг стало очень холодно, ветер все сильнее и холоднее (показ реакции тела на холод).

Психолог: тем временем потихоньку начало показываться солнце, и мы начинаем согреваться, и вот постепенно нам становится жарко. (Проигрывание).

Обсуждение: как менялась наша поза, что мы чувствовали, в каком состоянии нам комфортнее.

Упражнение «Ледяная скульптура»

Цель: Повышение сосредоточенности детей на изменениях мышечного тонуса своего тела.

Психолог: А давайте попробуем почувствовать свое тело, представьте, что вы ненадолго превратились в ледяную скульптуру, и все тело стало неподвижным, я буду считать от 1 до 5, и все это время вы стоите недвижимо, а, начиная с цифры 6 и до 10, мы начинаем потихоньку «таять». (Проигрывание). Наши скульптуры растаяли, словно от теплого пламени свечи.

Упражнение «Свеча»

Цель: релаксация с сосредоточением на дыхание.

Психолог: представьте, что перед вами большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть ее. Но только вдох и выдох надо делать правильно, знаете как? Вдох мы делаем через нос, так чтобы в нашем животе надулся шарик, положите на живот руку и почувствуйте, как он изменился, выдох же мы делаем через рот, вытянув губы трубочкой, и воображаемый шарик должен сдуться. Попробуем! А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечки маленькими порциями воздуха.

Упражнение «Переправа»

Цель: развитие умения действовать по сигналу и сохранять заданную позу, не изменяя ее.

Необходимые материалы: интерактивная доска, музыкальное сопровождение, тактильные дорожки, модули.

Психолог: итак, пламя свечки, как маленькое солнце, согрело нас. Посмотрите, вдалеке что-то засветилось (картинка «волшебное свечение»). Вы хотите узнать, что же это? Тогда давайте подойдем поближе, но дойти туда мы можем только по одной тропинке, она обрывистая (лужи, сугробы), и вам надо быть внимательными и неторопливыми. По моей команде «Начали» вы передвигаетесь по очереди по «камешкам» (модули). Как только услышите сигнал (хлопок в ладоши) «замираете» на том «камешке», на котором стоите, услышав второй сигнал (хлопок), продолжаете движение. (Проигрывание).

Психолог: мы все добрались до конца, и пред нами необычный дом (картинка сказочного дома), это дом - знаний, хороших, умных, и старательных детей. Вы хотите в него попасть? Тогда я открою вам секрет, вы уже находитесь в «доме знаний», и после всех наших занятий, если будете стараться, вы научитесь играть в разные игры, расслаблять и напрягать свое тело, тренировать пальчики, быть внимательными и соблюдать правила поведения. Вы согласны? Тогда для начала я предлагаю вам выполнить задания, которые необходимо запомнить, ведь мы их будем выполнять на всех следующих занятиях:

Цель: развитие тонкой моторики и самоконтроля.

Упражнение «Колечко»

Процедура выполнения: поочередно перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Процедура выполнения: три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз.

Подведение итогов, рефлексия:

Психолог: ребята, что понравилось вам на сегодняшнем занятии больше всего? Вы все хорошо потрудились, давайте подумаем все ли у нас получилось или еще есть над чем поработать?

Ритуал прощания.

Занятие № 2 «Ловкость рук и тела»

Ритуал приветствия.

Разминка:

Психолог: ребята, давайте вспомним, какие упражнения для рук мы делали с вами на прошлом занятии? давайте их повторим!

Цель: развитие тонкой моторики и самоконтроля.

Упражнение «Умелые руки»

(Упражнения «Колечко»; «Кулак-ребро-ладонь», введение нового упражнения «Игра на рояле»).

Процедура выполнения упражнения: задание выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Рука лежит на столе ладонью вниз, затем по очереди поднимаем пальцы, начиная с большого, и в обратном порядке опускаем, начиная с мизинца. Поэтому же принципу далее.

Основная часть:

Упражнение «Повтори движения моих рук»

Цель: развитие способности удержания простой двигательной программы. Взаимный контроль действий в игре.

Психолог: ребята, а какой формы солнце? Давайте и мы сядем в круг, и у нас получится одно дружное солнышко. Помашите друг другу руками, словно лучиками.

Процедура упражнения: («Посмотрите, как делаю я, и сделайте также».)

Дети садятся на ковер, образуя круг, психолог садится первым. Каждый ребенок по очереди повторяет за психологом варианты удержания двигательной программы: хлопки разными руками в случайном порядке; сжать ладонь в кулак - разогнуть указательный палец - согнуть его - разогнуть мизинец; одна рука «делает» круговые вращательные движения на макушке головы, а другая - «поглаживающие» движения из стороны в сторону поперек живота. Остальные дети контролируют правильность выполнения.

Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям»

Цель: расширение поля зрения, улучшение восприятия.

Процедура упражнения: действия выполняются в медленном темпе только глазами, не поворачивая головы, вправо-влево, вверх-вниз, по диагоналям. Каждое движение от 4 до 7 секунд с фиксацией в крайних положениях.

Упражнение «Солнце в глаза»

Цель: отработка возможности регуляции мимических мышц.

Психолог: Посмотрите в окно, как ярко и приветливо светит солнце (или как хотелось бы яркого солнышка). А что делают наши глазки, если мы резко посмотрим на свет? А давайте покажем? Зажмурьте (прищурьте, прикройте) поочередно глаза. Хорошо, а теперь нахмурьтесь, поднимите брови, попробуйте поднять только одну бровь; улыбнитесь и вытяните губы трубочкой, улыбнитесь и зажмурьте глаза.

Упражнение «Движение мимических мышц»

Цель: отработка умения действовать по сигналу и удерживать правила игры.

Психолог: на этих картинках спрятались времена года, помогите мне отгадать, на какой картинке изображено первое время года? (дети по порядку находят картинки соответствующие сезону). «А теперь, давайте с вами договоримся: если я скажу «Зима», то Вы – улыбнетесь; если я скажу «Весна» - Вы вытянете губы трубочкой; если я скажу «Лето» - Вы нахмуритесь; если я скажу «Осень» - Вы поднимите брови. Давайте попробуем…» (сначала дети выполняют простую 2-х элементную двигательную программу, по мере усвоения количество элементов усложняется до 4-х).

Психолог: а сейчас я хочу вам рассказать одну историю: теплым (весенним, осенним, зимним) вечерком я нашла картинки, на которых изображены разные куклы. Они все такие разные. Я захотела вам их показать. (Показ картинок различных кукол, с рассмотрением особенностей материалов, из которых они сделаны).

Упражнение «Страна кукол»

Цель: отработка напряжения и расслабления тела на уровне ощущений в групповом и парном взаимодействии, развитие двигательного контроля.

Необходимые материалы: картинки с изображение кукол, релаксационное музыкальное сопровождение.

«Гуттаперчевая кукла». Движения мягкие, плавные; полностью расслабленное тело (тело без костей). Дети осознают напряженные места в теле, учатся чувствовать, понимать ограничения и возможности своего тела, управлять им.

«Пластмассовая кукла». Напряженное тело. Законченные движения (с точками). Дети развивают способность сохранять равновесие, запоминать и удерживать позу.

«Марионетка» (кукла, которую кукловод приводит в движение с помощью нитей, привязанных к различным частям ее тела). Упражнение направлено на осознание центров движения.

«Свободная кукла». Индивидуальный танец в том образе, который выберет ребенок.

«Насос и надувная кукла». Дети разбиваются на пары. Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Другой — «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец, кукла надута. Дальнейшее накачивание воздухом опасно — кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Закачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания ребенок с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает».

После выполнения каждого упражнения проводится обсуждение в кругу детей с получением обратной связи от каждого ребенка по принципу «мое тело может быть».

Подведение итогов, рефлексия:

Психолог: ребята, что понравилось вам на сегодняшнем занятии больше всего? Вы все хорошо потрудились.

Ритуал прощания.

Занятие № 3 «Проверка памяти и находчивости»

Ритуал приветствия

Разминка:

Цель: развитие тонкой моторики, координации и самоконтроля.

Психолог: ребята, мы с вами на прошлых занятиях узнали много разных заданий. Они нам сегодня пригодятся, ведь нас ждут испытания на проверку вашей памяти и находчивости.

Упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Игра на рояле», «Насос и надувная кукла».

Психолог: ребята, вы заметили какой сегодня теплый/прохладный ветер на улице? Мы проветривали нашу комнату, и он попал к нам, стал (еще) теплее и ласковее, и решил поиграть с нами.

Упражнение «Ветер дует на…»

Цель: развитие произвольности внимания, мышления.

Процедура игры: психолог произносит слова «Ветер дует на того, кто … любит лепить из пластилина, хорошо рисует и т. д.». Если ребенок узнал себя, то он должен встать.

Психолог: ребята, вспомните, кто у нас любит лепить из пластилина, рисовать, петь, помогать маме и т.д. Многие из нас любят рисовать и рассматривать яркие картинки. А вот кто из нас самый точный художник, сейчас проверим.

Упражнение «Кто точнее»

Цель: развитие произвольности движений.

Процедура упражнения: с завязанными глазами ребенок встает со своего места, подходит к доске, берет мел, рисует картинку/символ (например, солнце) кладет мел, садится на свое место, опять подходит к доске, берет тряпку и стирает нарисованную картинку, затем снова возвращается на свое место. Действия ребенка «оценивают» другие дети, в случае моторной расторможенности действия координируются взрослым или другим ребенком. Затем задание выполняет другой ребенок и т.д.

Психолог: а теперь закройте глаза и по хлопку откройте, тогда вы увидите мой рисунок.

Упражнение «Зашиваем платок»

Цель: развитие целостного зрительного восприятия.

Психолог: на красивом платке оказались дырки. Возле платка расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки. Дети при помощи стрелок подбирают заплатки.

Упражнение «Исключение лишнего»

Цель: развитие способности к обобщению, сравнению, выделению существенных признаков.

Психолог: а теперь найдите, что-то лишнее среди этих картинок, объясните свое решение.

Упражнение «Стирка»

Цель: развитие уверенности в своих телодвижениях.

Психолог: чтобы одежда была аккуратной, ее нужно стирать. Давайте этим займемся, но делать это мы будем необычным способом:

Процедура (под ритмичную музыку):

1. Стираем бельё (исходное положение – ноги вместе, руки внизу, перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх – вниз, ноги выполняют пружинку.

2. Отжимаем бельё (исходное положение – ноги слегка расставлены, руки сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела на правую ногу, круговые движения руками – отжим; поворот корпуса влево, вес тела на левую ногу, круговые движения руками – отжим. Повторить движения ещё раз.

3. Вешаем бельё (исходное положение – полуприсест, руки вдоль корпуса): движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх - вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх влево.

4. Прикрепляем бельё (исходное положение ноги в 6-й позиции, руки на поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую руку вверх накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх накрест.

5. Обмахиваемся (жарко): движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом влево.

6. Вытираем пот со лба (исходное положение ноги по 6-й позиции, руки произвольные): по очереди левой и правой руками проводим по лбу.

7. Вытираем ноги и заходим в дом (исходное положение – ноги по 6-й позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто их вытирают об пол; два шага вперед.

Психолог: стирку закончили, а мыльный пузырь остался:

Игра «Пузырь»

Цель: отработка умения действовать по заданию взрослого в процессе выполнения совместных действий со сверстниками.

Ход игры: Дети встают в круг, психолог произносит слова «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», а дети повторяют слова и имитируют «раздувание пузыря», по сигналу взрослого (хлопок, стук ногой) «пузырь сдувается» со звуком ш-ш-ш-ш.

Подведение итогов, рефлексия.

Ритуал прощания.

Занятие № 4 «Испытания на самостоятельность»

Ритуал приветствия.

Разминка:

Цель: развитие тонкой моторики, координации и самоконтроля.

Упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Игра на рояле», «Насос и надувная кукла».

Психолог: ребята, а кто помнит, в какие игры, мы с вами играли на прошлом занятии? (стиральная машина, пузырь и т.д.). Мы все перестирали, вот только не повесили сушить, давайте займемся этим сегодня. Но для начала скажите, как вы думаете, ребята, почему в теплую погоду одежда быстро высыхает? А что с мокрой одеждой будет на морозе?

Упражнение «Солнышко, мороз, ветер»

Цель: развитие произвольного внимания.

Процедура игры: Психолог произносит: «Солнышко! Мороз! Ветер! Мороз!» и так далее. На команду «Солнышко!» дети поднимают руки вверх и расслаблено, весело улыбаясь, ходят по комнате. По команде «Мороз!» руки скрещены, пальцы сжаты в кулаки, тело чуть наклонено, напряжены все мышцы и медленно передвигаются. Руки изображают разносторонние (правая рука вперед, левая назад и наоборот) движения, как ветряная мельница – это «Ветер!» Темп команд постепенно увеличивается.

Психолог: а сейчас мы узнаем насколько вы внимательны.

Упражнение «Акустики»

Цель: развитие концентрации внимания.

Процедура упражнения: закрыв глаза, все участники прислушиваются ко всем звучащим звукам (природные звуки и голоса животных, звуки на улицы и т.д.), а потом по очереди говорят, что слышали.

Психолог: существует много разных звуков (тихих и громких, выразительных и невнятных, спокойных и активных). Давайте поучимся их различать.

Упражнение «Тихо - громко»

Цель: повышение сосредоточенности на изменениях силы звучания и удержание правил игры.

Психолог: послушайте, как звучит бубен. Сейчас он будет звучать по-разному, начиная с еле слышного до громкого звучания. Когда бубен зазвучит громко - вы бегаете по комнате, а когда тихо - неторопливо ходите.

Психолог: как и звуки, так и голоса у каждого животного разные. А еще у каждого животного есть свои особенные движения (быстрые и медленные, простые и сложные), которые мы сейчас попробуем выполнить. (Дети изображают движения, например, обезьяны, кошки, змеи, медведя и т.д.)

Психолог: молодцы! Ребята, вы научились внимательно слушать и теперь с легкостью справитесь со следующим заданием.

Упражнение «Противоположности»

Цель: развитие умения сравнивать, сопоставлять, замечать алгоритм, делать умозаключения.

Процедура упражнения: психолог говорит слово, дети называют слово наоборот, например: большой – маленький.

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

белый - черный

твердый - мягкий

шершавый - гладкий

Психолог: а сейчас каждый из нас, подобно дождику (шелесту листьев, деревьев, хрусту снега), прозвучит по-разному.

Игра «Повтори за мной»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Процедура игры: психолог предлагает одному ребенку прохлопать все, что он ему простучит карандашом. Один из детей по желанию повторяет ритм. Затем психолог спрашивает детей: «Правильный или нет, был повтор ритма?» Остальные дети, внимательно прослушав и оценив исполнение движениями, поднимают вверх большой палец - если хлопки правильные, и опускают его вниз - если неправильные. Если кто-то из детей считает, что неправильно, он предлагает свою версию (простукивает ритм). Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

Подведение итогов, рефлексия

Ритуал прощания.

Занятие № 5 «Испытания на воображение и сообразительность»

Ритуал приветствия.

Разминка:

Цель: Развитие тонкой моторики, координации и самоконтроля.

Упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Игра на рояле», «Насос и надувная кукла».

Психолог: ребята, сегодня мы с вами на некоторое время превратимся в волшебников, приготовьтесь к испытаниям на воображение и сообразительность. Вы знаете, что в природе до 7 млн. различный цветов и оттенков? Природа словно с помощью волшебного карандаша раскрасила всё на свете: и людей, и животных, и растения, и даже времена года. Послушайте небольшое стихотворение:

ЗИМА рисует дерево

Простым карандашом.

И выглядит растерянной

Берёза нагишом.

ВЕСНА рисует листья,

Раз на дворе апрель.

Тонюсенькие кисти,

Макая в акварель.

А ЛЕТО ярко, сочно

Кладёт на холст гуашь.

И точит ОСЕНЬ срочно

свой рыжий карандаш.

Психолог: о чем это стихотворение? (времена года) У меня есть четыре карточки с их схематичным изображением, угадайте, что за время года изображено на каждой из них?

Психолог: Если вы заметили, каждое время года имеет свои цвета. Сейчас я раздам вам разноцветные фигуры, собрав которые у вас должно получиться животное. Ребята, что это за животное? (медведь) А какое оно? (дикое) Из каких фигур мы его сделали?

Психолог: а вы знаете, что медведь делает зимой? (спит в берлоге). Он ложится спать осенью и просыпается только весной. Говорят: впадает в зимнюю спячку. Его нельзя будить, иначе он будет злиться, ведь зимой в лесу нечего есть, все покрыто снегом. Сейчас, чтобы наши «медведи» не остались голодными, мы поиграем в необычных поваров, а любому повару не обойтись без посуды. Но только вся «посуда» (картинка), «разбилась» (разрезана). Давайте попробуем ее склеить (собрать).

Упражнение «Разрезные картинки»

Цель: развитие пространственных представлений, пространственного мышления, навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.

Процедура упражнения: каждому ребенку дается разрезная картинка (посуда).

Психолог: (после того как дети собрали свои картинки). А сейчас каждый по очереди назовите, что за предмет вы собирали, а остальные внимательно слушают друг друга. Хорошо, теперь убираем «посуду». Ф.И. ребенка, напомни мне, что за предмет собрал (а) Маша, Миша и т.д.

Психолог: всю посуду вы «склеили», и вот мы приготовили обед для «мишки».

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: развитие наблюдательности, тренировка внимания.

Психолог: внимательно посмотрите на картинку, запомните ее и ответьте на вопросы: Что стоит в середине? Где стоит кружка? Что стоит в левом верхнем углу? Какого цвета чайник? Сколько кусочков сахара выпало из сахарницы? С какой стороны от торта лежит нож? Нашему сластене очень понравился обед, и он попросил добавки. Сравните вторую картинку с первой, и ответьте на вопрос «Что изменилось?»

Психолог: ребята, а где люди берут продукты, чтобы приготовить еду? (магазин) А давайте решим задачку:

Цель: Развитие распределения внимания.

Психолог: мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить? Все ли верно? (если возникают затруднения, используются картинки на доске с изображением тех товаров, которые мальчик должен был купить).

Психолог: много чего мальчик перепутал и купил лишнего. Сейчас предлагаю поиграть в игру.

Игра «Будь внимателен»

Цель: стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Процедура игры. Дети стоят группой свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см один от другого. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается. В ходе марширования психолог игры произвольно, с разными интервалами и в вперемежку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Команда Движения

«Зайчики!» – Дети прыгают, имитируя движение зайца

«Лошадки!» – Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом

«Раки!» – Дети пятятся, как раки (спиной)

«Птицы!» – Дети бегают, раскинув руки (имитация полёта птицы)

«Аист!» – Стоять на одной ноге

«Лягушка!» – Присесть и скакать вприсядку

«Собачки!» – Дети сгибают руки (имитация движения, когда собака «служит») и лают

«Курочки!» – Дети ходят, «ищут зёрна» на полу и произносят «ко-ко-ко!»

Подведение итогов, рефлексия

Ритуал прощания.

Занятие № 6 «Испытания на смекалку»

Ритуал приветствия.

Разминка:

Цель: Развитие тонкой моторики, координации и самоконтроля.

Упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Игра на рояле», «Насос и надувная кукла».

Психолог: рада приветствовать вас на новом испытании на смекалку. Сегодня мы отправимся в воображаемую поездку на наземном транспорте, на каком вы сейчас отгадаете:

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины,

И питается бензином. (Автобус)

Психолог: перед отправкой надо проверить свой путь, а для этого мы побудем разведчиками.

Игра «Разведчики»

Цель: развитие произвольности.

Процедура игры: в комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.

Упражнение «Однажды в автобусе»

Цель: развитие умения распределять и выполнять разные функции, взаимно контролировать действия в игре, развитие двигательного контроля.

Психолог: а чтобы оправиться в поездку – нужны билеты. Сейчас мы их приобретем, но только самым необычным способом. (Психолог делит участников на две группы и просит стать в два круга, лицом друг к другу, образуя внешний и наружный круги.) «Внутренний круг - это «билетики», а наружный «пассажиры». Каждый пассажир имеет только «свой» билетик, стоящий напротив него. В центре стоит «заяц»-безбилетник». Если число участников четное, тренер может сам исполнять роль «зайца». «По команде «Поехали» круги начинают вращаться в противоположные стороны. По команде «Контролер» пассажиры начинают искать свои билетики, а «заяц» имеет право поймать любой «билетик». Пассажир, оставшийся без билета, становится «зайцем».

Упражнение можно усложнить, задав условие: участники упражнения должны играть молча.

Психолог: вот мы и отправились в нашу веселую поездку. И чтобы в пути вы не заскучали, я предлагаю вам следующие задания:

Упражнение «Слушай команду»

Цель: развитие навыков подчинения определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих.

Процедура упражнения: Дети идут под музыку в колонне друг за другом; когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают произнесенную шепотом команду психолога и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.

Психолог: вот мы и приехали на конечную станцию «Небывалка». Здесь постоянно все путается и происходит то, чего не может быть. Давайте посмотрим несколько фотографий из жизни местных жителей? Чего не должно быть и как правильно?

Упражнение «Нелепицы»

Цель: развитие целостности зрительного восприятия, навыков установления логических взаимосвязей, умения выражать свои мысли.

Психолог: молодцы. Теперь следующее задание!

Игра «Зеваки»

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучить умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Процедура игры: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу психолога (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку. Игра может закончится, когда 2-3 ребенка остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.

Игра «Запретное движение»

Цель: развитие произвольности.

Процедура игры: играет веселая подвижная музыка, дети стоят полукругом в центре, психолог – показывает действия, одно из которых запретное, например, приседание. Дети должны повторить все действия психолога, кроме запретного. Тот, кто ошибётся, становится ведущим.

Подведение итогов, рефлексия

Ритуал прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия дидактических игр направленых на развитие произвольного внимания

1 этап - игры направленные на развитие умения  произвольно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой в результате сознательных усилий воли.2 этап - игры направленные на...

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений ...

Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»

Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...

Индивидуальное занятие с воспитанником с задержкой психического развития в старшей группе Тема занятия: «Внимание». Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.

Индивидуальное занятие с воспитанником с задержкой психического развития в старшей группе Тема занятия: «Внимание».Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания....

Дополнительная программа "Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" 5-7 лет

Целью моей программы является создание оптимальных возможностей и условия для развития внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Создание условий для развития у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»

Данный семинар-практикум проводился в рамках работы Муниципального методического профессионального объединения для воспитателей ДОО по направлению "Социально-коммуникативное развитие воспитаннико...