Арт - терапевтические техники для детей дошкольного возраста
картотека по психологии
Техника «Я больше тебя не боюсь, а лучше с тобой подружусь»
Представленная техника совмещает в себе сразу несколько арт-терапевтических направлений: изотерапия, песочная терапия и сказкотерапия.
Цель: работа с детскими страхами, повышение самооценки, уверенности в себе.
Задачи:
- Расслабление;
- Снятие напряжения;
- Избавление от страха;
- Снижение степени стрессогенного фактора, проработка негативных переживаний.
Материалы: разноцветная пористая резина или фетр, набор «глаза», клей, ножницы, песок или манка, фигурки для песочницы.
Возрастные рамки применения: с 4 лет.
Алгоритм работы:
Вступление.
Беседа с ребенком по поводу беспокоящего страха.
Основная часть.
1.Ребенок рассказывает, как выглядит его страх, какого он цвета. Выбирает из предложенных ему вариантов материала то, что больше подходит.
2. Рисует на нем свой страх. Затем вырезает и дополняет любыми мелкими деталями (руки, ноги, глаза, рот, волосы, зубы…), наклеивая их.
3. Затем мы предлагаем ребенку трансформировать свой страх, что бы он стал не таким страшным (сделать его или смешным или веселым). Дети чаще всего убирают зубы и приклеивают улыбку.
4. После того, как была проведена трансформация, предлагаем придумать ему имя.
5. Готовую фигурку героя предлагаем перенести в песочницу и построить на песке «место, где она будет жить». Создать ландшафт, строения…..
6. Придумать и проиграть сказку с участием этого персонажа. Впроцессе сост авления сказки, направлять ребёнка на создание позитивной истории.
7. После окончания занятия ребёнку предлагаются разные варианты " как поступить со своим страхом". В случае, если есть желание забрать его домой, предлагаем приклеить с оборотной стороны магнит и найти этому персонажу место на холодильнике или любой другой поверхности.
Выводы. В процессе проведения техники, ребенок понимает,что страх " совсем не страшен" и именно он сам управляет страхом, а не страх управляет им.
Арт-терапевтическая техника
«Образ и пластика настроения»
Лепка из пластилина, теста, глины содержит ресурс созидательных изменений формы и символическою смысла художественных образов, поэтому она является эффективным арт-терапевтическим средством моделирования в системе координат нового образа Я, продуктивных взаимоотношений, конструктивных способов поведения, ценностей личности.
Цель: коррекция агрессивных эмоций, деструктивного поведения, страхов и тревожности.
Возрастная категория: с 3 лет и старше.
Материалы: достаточное количество пластилина, глины илицветного теста, (тесто более подходящий и безопасный пластический материал для маленьких детей, которые все проверяют «на вкус», а также детей с особенностями развития).
Алгоритм работы: вначале ребенку предлагается выбрать кусок пластилина (теста) определенной окраски и придать ему подходящую форму, соответствующую теме (примеры тем: «Мое настроение», «Я боюсь… (мой страх; меня пугает…)», «Мой мир», «Мир моей души», «Пластилиновый рай». Лучше, если тему, сюжет и название скульптуры ребенок придумает самостоятельно, исходя из его потребности. Затем ребенку необходимо придумать название своей скульптуре и рассказать историю о ней, психолог по ходу задает уточняющие вопросы.
В другом варианте упражнения инструкция может быть более конкретной:
- изобразите какое-либо настроение (или свои фантазии: представления о счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве и т.п.);
- создайте образы своего Я (субличности);
- с помощью метафоры отобразите в пластилине одобряемые и неодобряемые составляющие своей персоны;
- используя любые формы презентации, опишите свои переживания, воплощенные в пластическом образе.
Пример работы со страхом, с использованием данной техники.
Инструкция:
- Выбери себе кусочек теста, который тебе не нравится.
- Слепи из этого кусочка свой страх.
- Придумай ему название - имя
- Расскажи историю про свою скульптуру (уточняющие вопросы: где живет, с кем, нравится ли ему там жить, что бы ему хотелось изменить, есть ли у него мечта и какая, а если он осуществит сою мечту как он изменится)
- А что можешь сделать ты со своим страхом, чтоб перестать его бояться? (можно с ним подружиться и т.п.)
- Давай мы с тобой сейчас как-то изменим твой страх, чтоб он стал менее страшным.
Пластичность материалов позволяет вносить многочисленныеизменения в рабо ту и, соответственно, как бы подправлять эмоциональное самочувствие. Негативные эмоции, образно говоря, могут затеряться, раствориться в общей доброжелательной и безопасной атмосфере взаимодействия со «страхом».
Арт-терапевтическая техника
рисования на клеёнке «Ахи-страхи»
Цель: коррекция страхов, тревожности.
Возрастная категория: с 5 лет и старше.
Материалы: плотная силиконовая прозрачная клеёнка формата А4 или А5 (под прозрачную клеенку ребенок может подложить бумагу любого оттенка по желанию), гуашь, кисти, стаканчик с водой, губка, вода (раковина, либо тазик с водой), салфетки, жидкое мыло или клей ПВА (для того чтобы краски хорошо наносились на клеенку, необходимо гуашь смешать с жидким мылом, либо с клеем ПВА).
Алгоритм работы: Педагог предлагает ребенку изобразить свои страхи на клеенке, объясняя тем, что если вдруг захочется что – то исправить, то это можно сделать легким касанием губки.
Ребенок рассказывает о своем страхе, а затем страх необходимо трансформировать, так, чтоб он перестал быть пугающим.
Пример работы со страхом, с использованием данной техники.
Инструкция:
- Перед тобой на столе клеенка и краски. Нарисуй на клеенке свой самый большой страх, если тебе захочется что-то исправить, ты можешь сделать это при помощи губки.
- Придумай ему название своему рисунку.
- Расскажи про свой страх историю (уточняющие вопросы: какой он, где живет, что он любит делать, специально ли он пугает тебя, а можешь ли ты сделать что-то, чтоб твой страх был не таким пугающим и т.п.)
- Изменим свой страх так, чтоб он стал нестрашным.
Если ребенок затрудняется, можно предложить ему варианты изменения страха:
- подрисовать что-нибудь, чтобы образ стал смешным;
- угостить вкусным, нарисовав конфеты, печенье, и т. д.;
- заштриховать его: спрятать в коробку;
- избавиться от страха, смыв водой (клеенка останется чистой);
- приручить его: дорисовать поводок, клетку.
Арт-терапевтическая техника рисование на
воздушном шаре «Трансформация страха»
Цель: коррекция страхов, тревожности, развитие воображения.
Возрастная категория: с 5 лет и старше.
Материал: воздушный шар, гуашь, жидкое мыло, кисточки 10 мм и 5 мм, скотч, ленточка, цветная бумага, клей ПВА, разноцветный скотч или самоклеющаяся бумага.
Алгоритм работы: надутый однотонный шарик прикрепляется скотчем к столу. Кисточки для работы надо выбирать максимально мягкие, чтобы ребенок неосторожным движением не лопнул шарик, ширина кистей должна быть от 10 мм – для крупных деталей, 5 мм – для прорисовки контуров и мелочей. Для тогочтобы крас ки хорошо наносились необходимо гуашь смешать с жидким мылом.
Вариант 1: педагог рассказывает ребенку, что свой страх можно изобразить на воздушном шаре. Ребенок выбирает воздушный шар любого оттенка. Надувая его, психолог спрашивает у ребенка, какого размера его страх. Если ребенок говорит, что страх его большой, то желательно надуть его максимально. Ребёнок может надуть шар сам или с помощью насоса, мысленно представляя, что страх останется внутри шара. Нарисовав страх и взяв его в руки, ребенок выходя на улицу, выпускает его со словами: «Шар воздушный, улетай, страх с собою забирай».
Вариант 2: ребёнок надувает шар сам или с помощью насоса, мысленно представляя, что страх останется внутри шара. Ребенок изображает страх на надутом воздушном шаре. Психолог предлагает сделать его веселым, подрисовав или приклеив ему детали.
Пример работы со страхом, с использованием данной техники .
Инструкция:
- А ты знаешь, что твой страх можно нарисовать на воздушном шаре? Давай мы с тобой попробуем это сделать.
- Перед тобой лежат разноцветные воздушные шары, выбери любой из них.
- Теперь мы его надуем. А ты представь, что весь твой страх собирается внутри этого шара. Твой страх большой или маленький (ребенок или психолог надувает шар такого размера, какого страх у ребенка и прикрепляют скотчем к столу)?
- Теперь нарисуй красками на этом воздушном шаре свой страх.
- Посмотри на это шар, твой страх все еще кажется тебе таким же большим и страшным?
- А ты можешь сделать его смешным и совсем нестрашным, дорисовав или доклеив ему разные веселые детали (ребенок доклеивает).
- Сейчас мы с тобой можем распрощаться с ним раз и навсегда: нам нужно взять этот страх и отпустить в небо со словами: «Шар воздушный, улетай, страх с собою забирай».
Также ребенку можно предложить трансформировать свой страх другим способом:
- выпустить воздух из шара: он становится маленьким, рыхлым и забавным;
- привязать к шару ленточку и зацепить за предмет в кабинете у психолога, наблюдая за ним в течение недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehniki_po_skazkoterapii.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Техника «Я больше тебя не боюсь, а лучше с тобой подружусь»
Представленная техника совмещает в себе сразу несколько арт-терапевтических направлений: изотерапия, песочная терапия и сказкотерапия.
Цель: работа с детскими страхами, повышение самооценки, уверенности в себе.
Задачи:
- Расслабление;
- Снятие напряжения;
- Избавление от страха;
- Снижение степени стрессогенного фактора, проработка негативных переживаний.
Материалы: разноцветная пористая резина или фетр, набор «глаза», клей, ножницы, песок или манка, фигурки для песочницы.
Возрастные рамки применения: с 4 лет.
Алгоритм работы:
Вступление.
Беседа с ребенком по поводу беспокоящего страха.
Основная часть.
1.Ребенок рассказывает, как выглядит его страх, какого он цвета. Выбирает из предложенных ему вариантов материала то, что больше подходит.
2. Рисует на нем свой страх. Затем вырезает и дополняет любыми мелкими деталями (руки, ноги, глаза, рот, волосы, зубы…), наклеивая их.
3. Затем мы предлагаем ребенку трансформировать свой страх, что бы он стал не таким страшным (сделать его или смешным или веселым). Дети чаще всего убирают зубы и приклеивают улыбку.
4. После того, как была проведена трансформация, предлагаем придумать ему имя.
5. Готовую фигурку героя предлагаем перенести в песочницу и построить на песке «место, где она будет жить». Создать ландшафт, строения…..
6. Придумать и проиграть сказку с участием этого персонажа. Впроцессе сост авления сказки, направлять ребёнка на создание позитивной истории.
7. После окончания занятия ребёнку предлагаются разные варианты " как поступить со своим страхом". В случае, если есть желание забрать его домой, предлагаем приклеить с оборотной стороны магнит и найти этому персонажу место на холодильнике или любой другой поверхности.
Выводы. В процессе проведения техники, ребенок понимает,что страх " совсем не страшен" и именно он сам управляет страхом, а не страх управляет им.
Арт-терапевтическая техника
«Образ и пластика настроения»
Лепка из пластилина, теста, глины содержит ресурс созидательных изменений формы и символическою смысла художественных образов, поэтому она является эффективным арт-терапевтическим средством моделирования в системе координат нового образа Я, продуктивных взаимоотношений, конструктивных способов поведения, ценностей личности.
Цель: коррекция агрессивных эмоций, деструктивного поведения, страхов и тревожности.
Возрастная категория: с 3 лет и старше.
Материалы: достаточное количество пластилина, глины илицветного теста, (тесто более подходящий и безопасный пластический материал для маленьких детей, которые все проверяют «на вкус», а также детей с особенностями развития).
Алгоритм работы: вначале ребенку предлагается выбрать кусок пластилина (теста) определенной окраски и придать ему подходящую форму, соответствующую теме (примеры тем: «Мое настроение», «Я боюсь… (мой страх; меня пугает…)», «Мой мир», «Мир моей души», «Пластилиновый рай». Лучше, если тему, сюжет и название скульптуры ребенок придумает самостоятельно, исходя из его потребности. Затем ребенку необходимо придумать название своей скульптуре и рассказать историю о ней, психолог по ходу задает уточняющие вопросы.
В другом варианте упражнения инструкция может быть более конкретной:
- изобразите какое-либо настроение (или свои фантазии: представления о счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве и т.п.);
- создайте образы своего Я (субличности);
- с помощью метафоры отобразите в пластилине одобряемые и неодобряемые составляющие своей персоны;
- используя любые формы презентации, опишите свои переживания, воплощенные в пластическом образе.
Пример работы со страхом, с использованием данной техники.
Инструкция:
- Выбери себе кусочек теста, который тебе не нравится.
- Слепи из этого кусочка свой страх.
- Придумай ему название - имя
- Расскажи историю про свою скульптуру (уточняющие вопросы: где живет, с кем, нравится ли ему там жить, что бы ему хотелось изменить, есть ли у него мечта и какая, а если он осуществит сою мечту как он изменится)
- А что можешь сделать ты со своим страхом, чтоб перестать его бояться? (можно с ним подружиться и т.п.)
- Давай мы с тобой сейчас как-то изменим твой страх, чтоб он стал менее страшным.
Пластичность материалов позволяет вносить многочисленныеизменения в рабо ту и, соответственно, как бы подправлять эмоциональное самочувствие. Негативные эмоции, образно говоря, могут затеряться, раствориться в общей доброжелательной и безопасной атмосфере взаимодействия со «страхом».
Арт-терапевтическая техника
рисования на клеёнке «Ахи-страхи»
Цель: коррекция страхов, тревожности.
Возрастная категория: с 5 лет и старше.
Материалы: плотная силиконовая прозрачная клеёнка формата А4 или А5 (под прозрачную клеенку ребенок может подложить бумагу любого оттенка по желанию), гуашь, кисти, стаканчик с водой, губка, вода (раковина, либо тазик с водой), салфетки, жидкое мыло или клей ПВА (для того чтобы краски хорошо наносились на клеенку, необходимо гуашь смешать с жидким мылом, либо с клеем ПВА).
Алгоритм работы: Педагог предлагает ребенку изобразить свои страхи на клеенке, объясняя тем, что если вдруг захочется что – то исправить, то это можно сделать легким касанием губки.
Ребенок рассказывает о своем страхе, а затем страх необходимо трансформировать, так, чтоб он перестал быть пугающим.
Пример работы со страхом, с использованием данной техники.
Инструкция:
- Перед тобой на столе клеенка и краски. Нарисуй на клеенке свой самый большой страх, если тебе захочется что-то исправить, ты можешь сделать это при помощи губки.
- Придумай ему название своему рисунку.
- Расскажи про свой страх историю (уточняющие вопросы: какой он, где живет, что он любит делать, специально ли он пугает тебя, а можешь ли ты сделать что-то, чтоб твой страх был не таким пугающим и т.п.)
- Изменим свой страх так, чтоб он стал нестрашным.
Если ребенок затрудняется, можно предложить ему варианты изменения страха:
- подрисовать что-нибудь, чтобы образ стал смешным;
- угостить вкусным, нарисовав конфеты, печенье, и т. д.;
- заштриховать его: спрятать в коробку;
- избавиться от страха, смыв водой (клеенка останется чистой);
- приручить его: дорисовать поводок, клетку.
Арт-терапевтическая техника рисование на
воздушном шаре «Трансформация страха»
Цель: коррекция страхов, тревожности, развитие воображения.
Возрастная категория: с 5 лет и старше.
Материал: воздушный шар, гуашь, жидкое мыло, кисточки 10 мм и 5 мм, скотч, ленточка, цветная бумага, клей ПВА, разноцветный скотч или самоклеющаяся бумага.
Алгоритм работы: надутый однотонный шарик прикрепляется скотчем к столу. Кисточки для работы надо выбирать максимально мягкие, чтобы ребенок неосторожным движением не лопнул шарик, ширина кистей должна быть от 10 мм – для крупных деталей, 5 мм – для прорисовки контуров и мелочей. Для тогочтобы крас ки хорошо наносились необходимо гуашь смешать с жидким мылом.
Вариант 1: педагог рассказывает ребенку, что свой страх можно изобразить на воздушном шаре. Ребенок выбирает воздушный шар любого оттенка. Надувая его, психолог спрашивает у ребенка, какого размера его страх. Если ребенок говорит, что страх его большой, то желательно надуть его максимально. Ребёнок может надуть шар сам или с помощью насоса, мысленно представляя, что страх останется внутри шара. Нарисовав страх и взяв его в руки, ребенок выходя на улицу, выпускает его со словами: «Шар воздушный, улетай, страх с собою забирай».
Вариант 2: ребёнок надувает шар сам или с помощью насоса, мысленно представляя, что страх останется внутри шара. Ребенок изображает страх на надутом воздушном шаре. Психолог предлагает сделать его веселым, подрисовав или приклеив ему детали.
Пример работы со страхом, с использованием данной техники .
Инструкция:
- А ты знаешь, что твой страх можно нарисовать на воздушном шаре? Давай мы с тобой попробуем это сделать.
- Перед тобой лежат разноцветные воздушные шары, выбери любой из них.
- Теперь мы его надуем. А ты представь, что весь твой страх собирается внутри этого шара. Твой страх большой или маленький (ребенок или психолог надувает шар такого размера, какого страх у ребенка и прикрепляют скотчем к столу)?
- Теперь нарисуй красками на этом воздушном шаре свой страх.
- Посмотри на это шар, твой страх все еще кажется тебе таким же большим и страшным?
- А ты можешь сделать его смешным и совсем нестрашным, дорисовав или доклеив ему разные веселые детали (ребенок доклеивает).
- Сейчас мы с тобой можем распрощаться с ним раз и навсегда: нам нужно взять этот страх и отпустить в небо со словами: «Шар воздушный, улетай, страх с собою забирай».
Также ребенку можно предложить трансформировать свой страх другим способом:
- выпустить воздух из шара: он становится маленьким, рыхлым и забавным;
- привязать к шару ленточку и зацепить за предмет в кабинете у психолога, наблюдая за ним в течение недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Терапевтическая сказка для детей дошкольного возраста
Детский страх: темнота....
Статья "Нетрадиционные графические техники для детей дошкольного возраста".
Для развития творчества детей необходимо определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут, речь идет о целенаправленном обучении бо...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ рисования нетрадиционными техниками у детей дошкольного возраста
Технология направлена на развитие умений владения нетрадиционными техниками рисования воспитанниками 5 - 6 лет. В качестве основных субъектов процесса развития умений владения нетрадиционными техникам...
Нетрадиционная техника рисования детей дошкольного возраста
Рисование нетрадиционными способами,увлекательная деятельность,которая удивляет и восхищает детей любого возраста....
Статья "Терапевтические сказки для детей дошкольного возраста"
Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров взрослых. Хорошая сказка на самом деле творит настоящее ч...
Терапевтические сказки для детей дошкольного возраста
Терапевтические сказки творят настоящие чудеса. Они способны решать детские проблемы и справляться с возникающими жизненными трудностями. Читая сказки детям, вы сможете стать ближе и будете лучше пони...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Терапевтические сказки для детей дошкольного возраста»
Сказки всегда были эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В них поднимают...