Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями
методическая разработка по психологии

Воропаева Наталья Степановна

Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

Задачи:

  1. Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;
  2. Сформировать у педагогов умения моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
  3. Показать, как доказывать свою точку зрения и учитывать мнение собеседника;
  4. Учить видеть ситуацию с разных точек зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_postroenie_effek._obshcheniya_s_rodit.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями

Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

Задачи:

  1. Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;
  2. Сформировать у педагогов умения моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
  3. Показать, как доказывать свою точку зрения и учитывать мнение собеседника;
  4. Учить видеть ситуацию с разных точек зрения.

Упражнение «Шушаника Минична»

Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество.

Ведущий начинает: «Меня зовут Шушаника Минична». Затем он спрашивает участника тренинга, находящегося рядом: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Глориоза Провна». В ответ на это ведущий должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например: «Очень приятно Глориоза  Провна, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое имя, Глориоза Провна». После ответа уже «Глориоза Провна» задает вопрос своему следующему соседу: «Представьтесь, пожалуйста, меня зовут Глориоза Провна», тот называет свое имя, Глориоза Провна – ему комплимент, повторяя его имя и уже третий участник, представляется, обращаясь к четвертому и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника (т.е. каждый участник должен сам представится – прочитать свое имя и повторить имя собеседника).

Образцы карточек с именами даны в приложении №1.

Обсуждение: участники обсуждают, легко ли далось им это упражнение.

Ведущий: Представьте себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.

   Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно.

Одной из причин, по нашему мнению, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю оценить ваш уровень коммуникабельности с родителями.

Диагностика, оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

Инструкция.

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда». 16 вопросов.

1.        Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2.        Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3.        Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4.        Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5.        Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для • родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6.        Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7.        Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8.        Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9.        Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

10.        Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11.        Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12.        Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13.        Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14.        У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15.        Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16.        Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.

Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь статъ общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты,  фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами.

Психотехническое упражнение: «Давление»

Цель: осознание разных моделей в общений и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение. (10мин)

Инструкция:

Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего- слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. Оцените свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили, или когда ваш партнер давил на ваши ладони? –возможно вы не испытывали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (вам было неприятно давить на партнера и очень неприятно, когда давили на вас).

Тогда попробуйте не давить друг на друга, выполняйе совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт). Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будь то родитель, коллега или ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с вами.

«Правила построения эффективного общения»

Сейчас я предлагаю вам познакомится с правилами эффективного общения.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

•        Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

•        Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

•        Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

•        Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

•        Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

•        Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Упражнение  «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.(5 мин) (4 человека)

Произнести фразы:

•        Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

•        Я благодарна Вам за оказанную помощь.

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).

- А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией Вы произнесли фразу.

- Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

Ведущий:

Наверное, у каждого из нас в группе есть родители, встреча и общение с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Я предлагаю Вам в группах создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас  отрицательные чувства.

Упражнение  «Самый трудный родитель»

Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Процедура выполнения

Воспитателям предлагается в группах человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас  отрицательные чувства.

Анализ упражнения

 Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

«Трудные» родители:

•        Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

•        Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Часто бывает, что педагогу трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

После выполнения упражнения в группах ведущий выписывает качества «трудного родителя»

1.        Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

2.        Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

3.        Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

«Основы построения беседы с «трудным» родителем».

- Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

- Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. С целью приобретения навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации, мы с Вами проделаем упражнение «Резервуар», которое  помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Упражнение  «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)

Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

На первой фазе общения с «трудными» родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность.

В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать, молча оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы  вместе против проблемы, а не против друг друга».

Упражнение «Решение проблемных ситуации»

Ситуация 1. «Мама забирает ребенка из детского сада. У него грязные брюки. Она предъявляет претензию воспитателю».

Ситуация 2. «Перед новогодним утренником Маше досталась роль Снежинки, а не Снегурочки. Мама очень возмущена по этому поводу.

Релаксационная пятиминутка «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Участники встают в круг.

Ведущий: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнять это упражнение? Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий? Ваши впечатления по проведенному упражнению?

Такое упражнение можно проводить с родителями, начиная родительское собрание.

Упражнение «Объявление»

Цель: составление неординарного объявления для родителей.

Инструкция: составьте приглашение для родителей с просьбой помочь заклеить в группе окна.

Составьте приглашение для родителей на акцию «Мой цветущий детский сад»

Рефлексия «Здесь и теперь» (обратная связь)

Участникам предлагается проанализировать тренинг на уровне чувств, понимания, чем он стал для них. После участники оценивают своё состояние по шкалам усталости, активности, интереса.

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Листочки сдаются тренеру. Группа прощается, стоя в кругу.

Карточки к упражнению «Шушаника Минична».

Глориоза Провна

Препедигна Аристидовна

Вильгельмина Авелевна

Вестита Евменьевна

Вивиана Ионична

Ермиония Питиримовна

Геновефа Иринеевна

Апфия Мартирьевна

Феосения Патрикиевна

Вевея Вуколовна

Савватия Стратониковна

Нунехия Амфилохьевна

Беата Нифонтовна

Голиндуха Хрисанфовна

Антигона Маевна

Геласия Доримедонтовна

Домитилла Ювенальевна

Аста Радиевна

Синклитикия Рубеновна

Агафоклия Наркисовна

Иовилла Иеронимовна

 Каллисфения Горациевна

Рипсимия Флегонтовна

Велимира Афинодоровна

ДА

НЕТ

ИНОГДА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ДА

НЕТ

ИНОГДА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ДА

НЕТ

ИНОГДА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ДА

НЕТ

ИНОГДА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

                

        

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        Улыбка.

        Имя собеседника.

        Комплимент.

        

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.        

Я благодарна Вам за оказанную помощь.

Иронии

Упрёка

Требовательности

Доброжелательности

 Составьте приглашение для родителей с просьбой помочь заклеить в группе окна.

Составьте приглашение для родителей на акцию «Мой цветущий детский сад»

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567

Усталость 1234567

Активность 1234567

Интерес 1234567


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для молодых специалистов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Интерактивные мероприятия с категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению у...

Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями

Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в от...

Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями

Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагоговв общениии взаимодействии с родителями....

Занятие - тренинг для педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.Задачи: 1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействиис родителями;2.Содействовать повышению ув...

Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями

В системе детский сад-семья используются трдиционные и не традиционные формы работы...

Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОО «Построению эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей в общении с родителями.Задачи:1) развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;2) обучение практическим прие...

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

В системе детский сад- семья  используются традиционные и нетрадиционные методы работы...