Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду
консультация по психологии (младшая группа)
Материал раскрывает понятие "адаптация", описывает степени данного периода, дает характеристику каждому из них, а также возможные последствия, если период адаптации проходит тяжело. Даны советы психолога для успешного прохождения адаптации ребенком и семьей в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_k_d.s.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка к детскому саду в возрасте 2-3 лет
У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации. И его нужно обязательно пройти, чтобы приучить малыша к жизни в социуме. Адаптация в детском саду в возрасте 2-3 года происходит особенно остро, поскольку маленькие дети за пределами родных стен все воспринимают со страхом. Задача родителей и воспитателей – помочь им в этом.
Существует несколько причин тяжелой адаптации детей в младшей группе детского сада:
- у ребенка не выработаны навыки культуры и гигиены, он не может играть самостоятельно;
- детсадовский режим кардинально отличается от привычного домашнего;
- ребенок много болеет, зачастую пропускает детский сад, что только усложняет адаптацию;
- ребенку не уделяют столько внимания, сколько дома, ведь там он не единственный, а один из многих;
- сильная привязанность к матери или другому члену семьи;
- до 2 или 3 лет малыш не общался со сверстниками.
Известны также индивидуальные причины тяжелой адаптации детей к детскому саду. Иногда в 1 день ребенок спокойно заходит в группу и расставание с родителями проходит без истерик, а потом начинает плакать. Но чаще малыш постепенно привыкает к незнакомой обстановке и его поведение нормализуется уже через 2−4 недели.
Что представляет собой период адаптации?
Адаптационный период – это время, за которое организм привыкает к новым условиям. Детский сад для детей является как раз таким местом. И первое его посещение запланировано в возрасте 2−3 лет.
Пока один из родителей держит малыша за руку, он чувствует себя в безопасности и уверенно идет в незнакомое место. Но стоит взрослому уйти, у ребенка начинается паника. Чтоб привыкнуть к незнакомой обстановке, требуется время. У детей длительность адаптационного периода может различаться, что зависит от многих факторов.
На заметку! Адаптационный процесс кардинально меняет жизнь ребенка, поэтому часто он сопровождается нарушениями в поведении, капризностью, раздражительностью.
Если взрослому период адаптации может показаться обычным делом, для ребенка – это настоящий стресс. В результате него может развиться следующее:
- нарушение сна – малыш засыпает и просыпается со слезами посреди ночи;
- снижение аппетита – ребенок начинает меньше есть, а иногда и вовсе отказывается от пищи;
- уменьшение интереса к окружающему миру – дети в период адаптации не интересуются новыми игрушками и прочим;
- регрессия психологических способностей – если раньше малыш умел самостоятельно кушать и одеваться, то в адаптационный период может временно утратить данные навыки;
- апатия или, наоборот, агрессия – спокойные дети становятся агрессивными, а активные успокаиваются;
- снижение иммунитета – замечено, что в период адаптации малыши часто болеют.
Адаптация к детскому саду – сложный процесс для ребенка, и то, насколько быстро он привыкнет к новым условиям, зависит не только от воспитателей, но и от самих родителей.
Адаптационный процесс неизбежен при зачислении ребенка в детский сад. В зависимости от склада характера, малыш приспосабливается к новой обстановке одним из доступных способов. Адаптация бывает трех видов:
- творческий стиль – детсадовец меняет среду под себя, предпринимая для этого активнее действия;
- конформный стиль – приспосабливается к новой среде, меняя свои привычки;
- стиль избегания – пытается уйти от проблемы, не желая меняться и менять окружение под себя.
Последний вид адаптации является самым сложным. Наиболее эффективный – творческий стиль адаптации.
Длительность и выраженность признаков, характерных для периода адаптации в ДОУ, указывает на успешность процесса привыкания крохи. С точки зрения психологии, различают несколько степеней адаптации:
- легкая – детсадовец быстро вливается в коллектив и уже спустя 2 недели спокойно посещает дошкольное учреждение, не устраивая истерики при расставании с родителями;
- средняя – первое время по утрам ребенок плачет, отказывается идти в сад, часто болеет, но через 1,5 месяца подобные признаки бесследно исчезают;
- тяжелая – встречается редко, малыш становится агрессивным, не идет на контакт с воспитателями и другими воспитанниками детского сада, период адаптации продолжается более 2 месяцев.
Определить легкую степень адаптации к детскому саду можно по следующим признакам:
- ребенок остается в группе без истерик и относится к уходу родителей спокойно;
- свободно общается с педагогами, глядя им в глаза;
- способен попросить о помощи, когда она ему понадобится;
- без проблем играет с ровесниками;
- легко меняет свой привычный распорядок дня на детсадовский;
- не расстраивается, если воспитатель делает замечания;
- активно рассказывает родителям о своем дне, прошедшем в детском саду.
При средней степени адаптации наблюдаются следующие признаки:
- трудно расстается с родителями перед заходом в группу и немного плачет после их ухода, а потом отвлекается на игру;
- нормально общается с детьми и воспитателями;
- соблюдает распорядок дня, установленный в детском саду;
- не агрессивен, не провоцирует сверстников на конфликты.
По мнению психологов, трехлетке проще привыкнуть к детскому саду, чем ребенку 2 лет, поскольку по достижении этого возраста возникает потребность в общении сверстниками.
При тяжелой степени адаптации у ребенка наблюдаются выраженные симптомы агрессии, раздражительности. Он ежедневно устраивает истерики, которые усиливаются у входа в детский сад. В редких случаях малышу так и не удается привыкнуть к новой обстановке.
Как облегчить адаптационный период?
Оставляя двухлетнего или трехлетнего кроху первый раз в детском саду, родители беспокоятся не меньше своего чада. И это нормальная реакция, поскольку он остается с чужими людьми, хотя совсем недавно был под присмотром родных. Ухудшает ситуацию бурная истерика самого воспитанника, которая доставляет еще больше переживаний.
Что родителям делать с «трудными» детьми, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду? Помогут следующие рекомендации:
- сохранять спокойствие – известно, что спокойствие матери передается ребенку, поэтому не стоит показывать беспокойство, даже если оно присутствует;
- не оттягивать момент расставания – как бы ни было страшно впервые отдавать своего кроху в чужие руки, этот момент все равно настанет;
- увеличивать время пребывания малыша в детском саду постепенно − сначала оставить его на пару часов, потом – до обеда, а через пару недель – на целый день;
- посещение детского сада при условии хорошего самочувствия должно быть регулярным;
- облегчить расставание поможет «ритуал прощания», который легко придумать самостоятельно – например, поцелуй в щеку и махание рукой;
- перед уходом всегда нужно говорить малышу, когда за ним придут – для понимания точного времени на часах кроха еще не дорос, поэтому уточняющими данными служат «после обеда», «после сна», «во время прогулки» и прочее;
- справиться с грустью ребенку поможет «оберег», в роли которого может выступать любимая игрушка или другая дорогая сердцу вещь, ее нужно дать с собой в детский сад;
- придумать мотивацию для посещения ДОУ – посмотреть, как кормят рыбок, или любимая игрушка заскучала;
- не обсуждать воспитателей в присутствии ребенка, а также любые негативные моменты, связанные с детским садом;
- если кроха слишком привязан к матери, в садик его лучше отводить отцу, бабушке или другим родственникам, с которыми расставаться легче.
Руководствуясь этими нехитрыми правилами, можно существенно облегчить крохе привыкание к новой обстановке.
Советы психолога
Психология, как наука, дает свои рекомендации относительно адаптации детей 2-3 лет в детском саду. Специалисты, прежде всего, отталкиваются от особенностей развития малышей. Во многом советы психологов перекликаются с рекомендациями педагогов.
Подготавливая детей к посещению ДОУ, родителям необходимо придерживаться определенных рекомендаций:
- придумать сказку, в которой главный герой пошел в детский сад и нашел там много друзей;
- не показывать беспокойства, поскольку оно передастся крохе;
- расставаться легко и с улыбкой;
- обозначить время возвращения, не обманывая;
- дома создать благоприятную обстановку, с пониманием относиться к раздражительности и нервозности детсадовца в период адаптации;
- научить дома пользоваться столовыми приборами, самостоятельно одеваться и выполнять личные потребности, поскольку данные навыки пригодятся в садике;
- рассказывать правду про детский сад, не перехваливать, но и не описывать сплошные негативные моменты;
- первый день пребывания в саду – самый важный, поэтому ребенок должен быть здоров и в хорошем настроении, так у него не останется после учреждения неприятных ассоциаций.
Занятия на период адаптации при наборе первой младшей группы лучше не организовывать. Важно, чтобы дети привыкли к незнакомой обстановке, подружились между собой.
Частые ошибки
Родителям нужно прислушиваться к рекомендациям профессионалов, которые помогут быстрее и менее болезненно адаптироваться малышам в детском саду. Но никто не застрахован от ошибок. Самыми распространенными являются следующие:
- сравнение с другими ребятами – каждый воспитанник ДОУ индивидуален, и даже при одинаковых условиях, адаптируется по-разному;
- обман – не стоит обманывать кроху, обещая забрать в одно время, а вместо этого, прийти позже;
- наказание садом – категорически не рекомендуется использовать наказание в виде долгого пребывания в ДОУ, что только усложнит адаптацию и сформирует нелюбовь к данному учреждению;
- подкуп игрушками, конфетами, пирожными и другими лакомствами – такие ребята будут ходить в детсад только ради получения презента, а также начнут добиваться их путем шантажа;
- отправление больного крохи в садик – в период адаптации детсадовец и так имеет нестабильное физическое и психологическое состояние, поэтому не нужно усугублять его.
Одной наиболее распространенной ошибкой родителей является внезапное исчезновение в тот момент, когда дитя ненадолго отвлечется на игрушки или сверстников. Когда он опомнится и увидит, что мама пропала, у него возникнет тревога, беспокойство, страх и чувство незащищенности. Все это оставит неприятные ассоциации, связанные с детсадом, а также увеличит вероятность истерик.
Что делать, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду?
По утверждениям психологов, период адаптации в детском саду может длиться несколько месяцев, поэтому не стоит опускать руки, если сын или дочь по истечении 4-6 недель так и не привыкли в новой обстановке. Однако стоит проявить бдительность и выяснить причину подобной ситуации. Возможно, у малыша не складываются отношения с воспитателем, и стоит задуматься о переводе в другую группу или учреждение, если не удается решить проблему другими методами.
Главное, терпеливо и с пониманием относиться к любым изменениям в поведении малыша в адаптационный период.
Если же привыкнуть к детсаду у него так и не получится, то по возможности стоит отказаться от посещения дошкольного учреждения на какой-то период времени, пока малыш не подрастет и не станет более психологически готов к посещению детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация ребенка трех-четырех лет к детскому саду
В статье даны рекомендации родителям и воспитателям по вопросу адаптации ребенка к детскому саду....
Адаптация ребенка 2-3 лет в детском саду
Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад - одна из ступенек детства, по которым поднимаются в срок, да и возраст малыша, на взгляд родителей, подходящий. К тому же сам ребенок уже хочет играт...
Консультация для педагогов «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»
Консультация для педагогов«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»...
Адаптация ребенка к условиям пребывания в детском саду
Еще вчера Ваш малыш был совсем крохой, а сегодня он впервые идет в детский сад. Часто родители испытывают серьезную тревогу, как будет проходить адаптация к новым условиям.Что хорошего малыш найдет в ...
«Адаптация ребенка 2-3 лет в детском саду».
Консультация для родителей...
Адаптация ребенка 3-4 лет к детскому саду
Ребенок впервые приходит в детский сад. Его привычный мир изменился,все теперь иначе....
Консультация для родителей по теме: «Адаптация ребенка 3-4 лет к детскому саду»
Ребенок впервые приходит в детский сад. Его привычный мир изменился, все теперь иначе. Одному ребенку требуется два дня, что бы разобраться в новой обстановке, другому – несколько месяцев. Как помочь ...