Кризис 7 лет.
консультация (подготовительная группа)

Мичурина Ирина Петровна

Консультация для родителей (+ анкета).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_7_let.docx542.74 КБ

Предварительный просмотр:

                      

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ.

Подготовила: педагог-психолог Мичурина И.П.

Старший дошкольный возраст

– это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник.

При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. В этот период появляются специфические для данного возраста особенности:

  • нарочитость,
  • нелепость,
  • искусственность поведения,
  • паясничанье,
  • вертлявость,
  • клоунада.

Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста свойственно шутить, передразнивать, подражать животным, говорить глупости и это даже кажется смешным. И напротив, данное поведение ребенка в кризис 7 лет, вызывает не улыбку, а осуждение.

Такие особенности поведения свидетельствуют об «утрате детской непосредственности».

Поведение ребенка до 7 лет можно условно описать схемой:

«захотел – сделал»

Его поведение понятно и легко «читается» окружающими.

Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента. Его поведение становится осознанным:

«захотел – осознал – сделал».

                      

Это        только        начало        формирования        способности        к        анализу        своих переживаний и отношений.

Одним        из        важнейших        достижений        старшего        дошкольного        возраста является:

  • осознание своего социального «Я»,
  • формирование внутренней социальной позиции.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.

Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности, которое и находит свое выражение в негативной симптоматике кризиса семи лет:

  • негативизм,
  • упрямство,
  • строптивость и др.

Психологи выявили связь кризиса 7 лет и успешности адаптации детей к школе.

Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис 7 лет до школы никак не проявлялся.

На основании опроса родителей и воспитателей в оподготовительных группах детского сада было установлено, что большинство детей проявляют негативную симптоматику кризиса 7 лет.

Родители этих детей отметили, что «ребенок вдруг испортился», «всегда был послушный, а сейчас словно подменили», «капризничает, голос повышает, дерзит», «кривляется», «все требования надо повторять по двадцать раз» и т.п.

                      

Наблюдения за этими детьми показали, что они очень подвижны, легко начинают и бросают начатое дело или игру, постоянно пытаются себя занять чем-то полезным, требуют к себе внимания взрослых. Они часто спрашивают о школе, предпочитают учебные занятия игре.

Воспитатель характеризовал их как «очень активных, нуждающихся в контроле, неусидчивых, непослушных, почемучек».

Другие дети, по мнению родителей, послушны, бесконфликтны, в их поведении нет заметных изменений.

Они практически не выражают недовольства, не возражают взрослым, много играют, предпочитая игру чтению, занятиям, помощи родителям и воспитателям. Это типичные дошкольники, тихие, послушные, проявляющие инициативу только в игре.

Повторное обследование детей после поступления в школу показало, что у дошкольников, демонстрировавших признаки кризиса в подготовительной группе детского сада, с началом обучения в школе негативная симптоматика, как правило, исчезает.

Родители этих детей отмечают, что трудности в воспитании для них

«пройденный этап» и с поступлением в школу ребенок изменился к лучшему,

«все стало на свои места».

Напротив, многие дети, внешне благополучные в дошкольный период, с приходом в первый класс переживали кризисный период.

Их родители отмечали, что с поступлением в школу у ребенка появилось негативное поведение: «все время передразнивает, кривляется, огрызается»,

«дерзит», «грубит» и т.п. Учителя отмечают, что эти дети малоактивны на уроке,

«не интересуются учебой», «играют под партой, носят в школу игрушки».

Какие выводы можно сделать, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный или переходный период развития?

Первое. Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, а у других бурно и очень болезненно.

                      

Второе. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.

Третье. Главное в кризисе развития не его негативный характер (как уже говорилось, трудности в воспитании могут быть почти незаметны), а изменения в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции.

Четвертое. Проявление кризиса в 6-7 летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.

Давно замечено, что кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит потому, что образовательные учреждения работают по определенным программам, в которых учитываются возрастные изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители склонны опекать своих «малышей», невзирая на их возраст. Нередки расхождения мнений воспитателей и родителей в оценке поведения детей 6 – 7- летнего возраста: мамы жалуются на упрямство и своеволие ребенка, а воспитатель характеризует его как самостоятельного и ответственного, которому можно поручить серьезное дело.

При выявлении симптомов кризиса прежде всего важно мнение родителей. Для выявления данных  симптомов родителям предлагается  заполнить анкету

«Оценка особенностей поведения ребенка 6 – 7-летнего возраста» (приложение 1).

                      

  1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  3. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  4. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Напомним, симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции.

Главное при этом – не негативная симптоматика, а стремление ребенка к новой социальной роли и социально значимой деятельности.

Если закономерных изменений в развитии самосознания не происходит, это может свидетельствовать об отставании в социальном (личностном) развитии.

Разумеется, не всегда послушание и покладистость 6 – 7-летнего ребенка являются показателями задержки в развитии, это может быть проявлением флегматического типа темперамента либо результатом продуманного мудрого

                      

воспитания. Дети 6 – 7-летнего возраста с отставанием в личностном развитии характеризуются не критичностью в оценке себя и своих действий. Они считают себя самыми хорошими (красивыми, умными), в своих неудачах склонны обвинять окружающих или внешние обстоятельства и не осознают свои переживания и побуждения.

                      

Приложение 1.

Анкета для родителей

Оцените особенности поведения своего ребенка за последние полгода – год. Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности появляются время от времени независимо от возраста – 1 балл; при их отсутствии ставится 0.

  1. В последнее время (полгода – год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.         
  2. Часто грубит, старается « переговорить» взрослого.         
  3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.         
  4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.                 
  5. Много                спрашивает        о        школе,        просит        поиграть        с        ним        в школу.                 
  6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.         
  7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.         
  8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.         
  9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.
  10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

Сложите баллы         

                      

Анализ результатов

20 – 11 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера;

10 – 6 баллов – негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса;

5 – 0 баллов – для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему по внимательней, может быть он отстает от сверстников в своем развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....