Презентация для родительского собрания "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"
презентация к уроку по психологии (подготовительная группа)
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.
Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaia_gotovnost_k_shkole.pptx | 995.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Мотивационная готовность Под мотивационной готовностью понимают наличие у детей желания учиться, отношение к школе и учебе как к серьезной деятельности. Внутренняя мотивация Ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно (он хочет много узнать) Внешняя мотивация У ребенка появится ранец, тетрадь, учебники и т.д. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА
Рекомендации родителям по формированию мотивационной готовности : 1. Беседуйте с ребенком о школе, рассказывайте о своих школьных годах, любимых учителях, рассматривайте свои школьные фотографии 2. Играйте с ребенком в школу 3. Читайте стихи, рассказы о школе. 4. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. 5. Расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе. 6. Воспитывайте произвольность, управляемость поведения. 7. Никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Интеллектуальная готовность Интеллектуальная готовность определяется наличием знаний об окружающем мире, определенным уровнем развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия), а также формированием учебно-важных качеств (умение слушать, выполнять действия под диктовку, самостоятельность при выполнении задания, произвольность). К 6 - 7 годам ребенок должен знать: свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, их профессии; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов; домашних и диких животных. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Рекомендации родителям по формированию интеллектуальной готовности: 1.развивайте речь ребенка: читайте книги, обсуждайте прочитанное, учите ребенка задавать вопросы и отвечать на них 2. постоянно разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы, следите, чтобы ваша речь была грамотная и выразительная 3. развивайте память и внимание, учите ребенка приемам запоминания (запоминаемый материал разделить на части, проговаривать вслух, повторять на следующий день) 4. учите ребенка наблюдать за окружающим миром, выделять свойства и признаки предметов 5. учите сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия, узнавать предметы по заданным признакам, классифицировать предметы по группам, анализировать. 6. развивайте мелкую моторику рук
Эмоционально-волевая готовность Эмоционально- волевая готовность – уровень развития произвольно – управляемого поведения. Ребенок должен уметь длительное время сосредотачивать свое внимание на не всегда интересном материале, стремится к достижению цели, получению определенного результата, стремится преодолевать трудности, должен уметь контролировать свое поведение и эмоции во время урока (в этом возрасте развиваются дисциплинированность, организованность и самоконтроль) - принцип «Не хочу, но надо»
Рекомендации родителям по формированию волевой готовности: 1.Следите, чтобы ребенок выполнял начатое дело до конца 2.Учите ребенка хранить личные вещи в порядке, в определенном месте (организованность) 3.Учите ребенка самостоятельно принимать решения (планируйте проведение выходных дней, дайте самостоятельность при выборе одежд) 4.Играйте с ребенком в игры по правилам, сюжетно-ролевые игры, в которой есть правила и ребенок должен подчинить им свое поведение. Это может быть игра в школу, магазин, больницу, а также - подвижные игры с определенными правилами. 5.Также развитию произвольности способствуют любые действия по заданному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, складывание из бумаги. 6.Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 7.Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
Личностная готовность Личностная готовность к школьному обучению предполагает принятие ребенком нового социального положения – положения школьника. То есть, с поступлением ребенка в школу у него появляются новые права и обязанности, больше требований со стороны взрослых, проявление самостоятельности и ответственности. Личностная готовность предполагает наличие и ребенка «внутренней позиции школьника», которая проявляется в отношении ребенка к школе в целом, к сверстникам, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Чтобы успешно учиться в 1 классе, ребёнок должен уметь понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность. Помимо этого ребёнок должен уметь различать цвет и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что..., если...», «Если..., то...», то есть уметь решать простые логические задачи. Должны быть сформированы элементарные математические представления. Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координации, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать).
Очень важный элемент готовности к школе - умение ребёнка работать по инструкции. Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, ребенок привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителей. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют свои силы. Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.
Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. У детей надо сформировать следующие навыки общения: умение слушать собеседника, не перебивая его; говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль; пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.
Качества, которыми должен обладать ребёнок, чтобы успешно учиться в 1 классе: внимание, способность к длительному сосредоточению; хорошая память; сообразительность; любознательность; развитое воображение; начальные навыки чтения, счёта, письма; физическая ловкость; волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу); организованность, аккуратность; дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО ПЕРВОКЛАССНИКА 1. Педагогическая готовность: навыки чтения; навыки письма; навыки рисования; звуковая культура речи (чистая речь); умеет развернуто ответить на вопрос; хороший словарный запас; хорошая общая осведомленность. 2. Интеллектуальная готовность: дифференцированность восприятия как основа мышления; развито воображение; хорошая ориентировка в пространстве и времени; развито наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное); развита тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования); хорошая память; развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции); интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности); предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).
3. Мотивационная готовность: выраженность познавательных интересов; стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.); принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем. 4. Эмоционально-волевая готовность: умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены); сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня; эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций); произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания); умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре); умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие. 5. Коммуникативная готовность: желание общаться со взрослыми и детьми; умение установить контакт с учителем; сохранение чувства дистанции; способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному); умение устанавливать контакт со сверстниками; умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем; умение выполнять совместную работу; умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.
МАДОУ «Детский сад №2» Психологическая готовность ребенка к обучению в школе Материал подготовила: Еремина А.А. педагог-психолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."
«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А Тест для родителей....
Родительское собрание в детском саду "Готовность ребенка к обучению в школе"
Вашему вниманию предоставляю текст и слайдовую презентацию на тему родительского собрания в детском саду "Готовность ребенка к обучению в школе". В данной методической разработке достаточно полно...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Родительское собрание: "Готовность ребенка к обучению в школе"
Цель родительского собрания: обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе....
Презентация для родителей "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"
Презентация поможет вам обратить внимание на основные аспекты подготовки ребенку к обучению в школе....
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...
Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе"
Материал содержит в себе краткую характеристику умений и навыков, которыми должен обладать ребенок подготовительной к школе группе, для успешного обучения в школе. Раскрывается понятие психологической...