Психологический тренинг «Маска мифов и метафор»
материал по психологии
Цель: Формирование осознанного отношения к процессу самопознания собственного «Я» через маски, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими и самим собой, принятие различных сторон своего «Я».
Задачи:
- повышение психологической культуры участников;
- развитие бережного, ответственного и компетентного отношения к психологическому здоровью своему и окружающих;
- создание мотивации к самопознанию, саморазвитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_maska_mifov_i_metafor.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг «Маска мифов и метафор»
Подготовила: педагог – психолог Т.А. Ермолаева
Цель: Формирование осознанного отношения к процессу самопознания собственного «Я» через маски, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими и самим собой, принятие различных сторон своего «Я».
Задачи:
- повышение психологической культуры участников;
- развитие бережного, ответственного и компетентного отношения к психологическому здоровью своему и окружающих;
- создание мотивации к самопознанию, саморазвитию.
Материалы: бумага А4, карандаши, заготовки для рисования.
Ход тренинга:
Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас сегодня на нашем тренинге. Каждый из нас ежедневно выполняет различные социальные роли, которые помогают нам контактировать с обществом. Играя определенную социальную роль, мы выбираем соответствующую маску, ведь надетая на лицо маска, дает нам чувство защищенности, уверенности в себе. Каждая маска, позволяет человеку оказаться в другой роли, найти внутренние ресурсы, научиться действовать в каких – то ситуациях по – новому.
Первым упражнением мы отобразим свое состояние.
1.Упражнение «Здравствуй, это Я».
(Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я».)
Материалы: бумага, карандаши.
Прошу вас нарисовать себя в виде растения или животного, схематично. Друг у друга не подсматриваем, рисуем первое, что пришло в голову. Время работы - 3 минуты. Работы не подписываем, сдаем мне.
По окончании выполнения задания, все работы показываю по одному, и участники пытаются угадать, какая работа кому принадлежит и почему. Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах.
Хорошо, а сейчас давайте расслабимся. У каждого из нас, кроме масок на лице, еще есть «маска тела» или «телесный панцирь». Сейчас попробуем расслабить и его. Для этого необходимо встать в круг.
2. Упражнение «Телесный панцирь»
(Цель: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности.)
Становимся в круг. Кругу необходимо танцевать согласно заданий. Каждый педагог по очереди выходит в центр круга и дает задание (всего 6 заданий: танцевать только 1- головой или лицом, 2- плечами, 3- руками, 4- бедрами, 5- ногами, 6- всем телом). Звучит ритмичная музыка. Танцуем по 10-15 сек, следующий педагог меняет задание, необходимо, чтобы все задания использовались. Участники тренинга выполняют танцевальные движения. Вопросы для обсуждения: Поделитесь вашими ощущениями.
3. Упражнение «Маска»
(Цель: развитие самораскрытия, умение анализировать и определять психологические характеристики свои и окружающих людей.)
Материалы: заготовки для рисования, карандаши
Педагог-психолог: Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Каждое Я – это своеобразная маска, которую вы надеваете и меняете в течении дня. Для общения с каждым человеком – своя маска.
Сейчас я приглашаю 5 педагогов для создания маски:
- маску, в которой Вы предстаете перед коллегами;
- маску, в которой Вы предстаете перед родными;
- маску, в которой Вы предстаете перед друзьями;
- маску, в которой Вы предстаете перед незнакомыми людьми;
- маску, в которой Вы наедине с собой.
А пока наши участники рисуют, мы проведем небольшое упражнение «Без маски» с остальными педагогами.
4.Упражнение «Без маски или «Откровенно говоря»»
(Цель: снятие эмоциональной закрепощенности; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я».)
Материалы: карточка с написанной фразой, не имеющей окончания.
Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Итог все участники снимают маски.
Содержание карточек:
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, моя работа…
Откровенно говоря, мои родные говорят о моей работе…
Откровенно говоря, мое здоровье…
Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
Откровенно говоря, успехи на работе…
Ну здорово, думаю сегодня мы узнали что-то новое о своих коллегах.
Каждый из нас — яркая и неповторимая личность. Все мы индивидуальны и уникальны со всеми своими умениями и душевными качествами, сильными и слабыми сторонами, увлечениями и заботами. Никто другой не сможет заполнить то место в жизни, которое отведено именно вам и в этом наша ценность.
А сейчас давайте вернемся к упражнению «Маска», и попробуем угадать по очертаниям, кто какую маску отобразил.
Вопрос для всех участников: Какая маска изображена, для кого она? Помогают или мешают маски в вашей жизни?
Вопрос для педагога, который нарисовал маску: Почему вы считаете, что эта маска оптимальна для данной ситуации?
Вопрос для всех: В какой маске вам комфортнее больше всего?
Вывод: Каждая маска по - своему хороша, в ней есть слабые и сильные стороны, и важно, чтобы вы комфортно себя ощущали в ней. Главное, за чередой сменяющихся масок, не потерять свое настоящее лицо, помнить и ценить свою индивидуальность и неповторимость.
5. Упражнение «Метафора»
(Цель: умение анализировать и определять психологические характеристики, моделировать решение задач).
Я думаю все знают, что такое метафора (Метафора - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака). Соответственно Метаморфоза – это превращение, преобразование чего-либо (например, гусеница в бабочку).
Сейчас в упражнении «Метафора», попробуем подобрать метафоры и метаморфозы. Давайте сейчас на местах разобьемся на мини-команды. Я буду говорить Вам слово, необходимо придумать к нему метафору, а потом метаморфозу (1 слово (психологическое понятие) – 2 метафора (аналогии, ассоциации) – 3 метаморфоза (преобразование, действие)). Например: обида - кусок льда – растопить. Итак, начнем по очереди.
Кризис – непроходимый лес – найти другую тропинку
Вдохновение – легкое перо – поймать в руки
Жадность – сундук с деньгами – тратить и дарить
Высокомерность – павлин – собрать хвост
Любовь – очаг в огне – заготовить дров
Спасибо за ответы. Кстати, Психологи очень часто применяют в своей практике метафорические карты. Они могут напоминать гадальные, однако важное отличие состоит в том, что изображения на МАК не предполагают однозначных интерпретаций и смыслов. Такие карты содержат сложные метафоры и вызывают личные ассоциации, поэтому разные люди толкуют их по разному (например карта Буря – один увидит, буря миновала, другой – буря приближается, а правильным ответом будет первая мысль человека).
6. Рефлексия.
Педагог-психолог: Ну вот наша встреча подошла к завершению. Поделитесь впечатлениями о том, какие чувства вы испытали в процессе тренинга? Что было интересным для вас?»
Высказывания педагогов.
7. Подведение итогов.
Педагог-психолог: Возможность надеть ту или иную маску помогает нам в повседневной жизни. Сегодня мы примерим одну, а завтра нам понадобится другая. Но важно помнить о своем, истинном лице и уметь вовремя снять с себя маску. Желаю всегда понимать себя и других. Спасибо за внимание!
Материалы к заданию:
- маску, в которой Вы предстаете перед коллегами; |
- маску, в которой Вы предстаете перед родными; |
- маску, в которой Вы предстаете перед друзьями; |
- маску, в которой Вы предстаете перед незнакомыми людьми; |
- маску, в которой Вы наедине с собой. |
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне… |
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям… |
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы… |
Откровенно говоря, успехи на работе… |
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю… |
Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска… |
Откровенно говоря, когда я вижу ребенка… |
Откровенно говоря, мое здоровье… |
Откровенно говоря, мои родные говорят о моей работе… |
Откровенно говоря, моя работа… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»
Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»
Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...
Сказкотерапия «Снимаем маски» (психологический тренинг для педагогов)
Цель: Обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию.Задачи:1.Организовать знакомство участников мероприятия с методом сказкотерапи...
Тренинг "Маска мифов и метафор"
Тренинг для педагогов, психологов по формированию осознанного отношения к процессу самопознания собственного "Я"...
Авторская программа тренинга общения для дошкольников с использованием методов психологического тренинга «Общение»
Произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень л...
Психологический тренинг с элементами сказкотерапии «Снимаем маски»
Обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию....
Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...