Психологический тренинг «Маска мифов и метафор»
материал по психологии

Ермолаева Татьяна Анатольевна

Цель: Формирование осознанного отношения к процессу самопознания собственного «Я» через маски, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими и самим собой, принятие различных сторон своего «Я».

Задачи:

- повышение психологической культуры участников;

- развитие бережного, ответственного и компетентного отношения к психологическому здоровью своему и окружающих;

- создание мотивации к самопознанию, саморазвитию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov_maska_mifov_i_metafor.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг «Маска мифов и метафор»

Подготовила: педагог – психолог Т.А. Ермолаева

Цель: Формирование осознанного отношения к процессу самопознания собственного «Я» через маски, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими и самим собой, принятие различных сторон своего «Я».

Задачи:

- повышение психологической культуры участников;

- развитие бережного, ответственного и компетентного отношения к психологическому здоровью своему и окружающих;

- создание мотивации к самопознанию, саморазвитию.

Материалы: бумага А4, карандаши, заготовки для рисования.

Ход тренинга:

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас сегодня на нашем тренинге. Каждый из нас ежедневно выполняет различные социальные роли, которые помогают нам контактировать с обществом. Играя определенную социальную роль, мы выбираем соответствующую маску, ведь надетая на лицо маска, дает нам чувство защищенности, уверенности в себе. Каждая маска, позволяет человеку оказаться в другой роли, найти внутренние ресурсы, научиться действовать в каких – то ситуациях по – новому.

Первым упражнением мы отобразим свое состояние.

1.Упражнение «Здравствуй, это Я».

(Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я».)

Материалы: бумага, карандаши.

Прошу вас нарисовать себя в виде растения или животного, схематично. Друг у друга не подсматриваем, рисуем первое, что пришло в голову. Время работы - 3 минуты. Работы не подписываем, сдаем мне.

По окончании выполнения задания, все работы показываю по одному, и участники пытаются угадать, какая работа кому принадлежит и почему. Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах.

Хорошо, а сейчас давайте расслабимся. У каждого из нас, кроме масок на лице, еще есть «маска тела» или «телесный панцирь». Сейчас попробуем расслабить и его. Для этого необходимо  встать в круг.

2. Упражнение «Телесный панцирь»

(Цель: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности.)

Становимся в круг. Кругу необходимо танцевать согласно заданий. Каждый педагог по очереди выходит в центр круга и дает задание (всего 6 заданий: танцевать  только 1- головой или лицом, 2- плечами, 3- руками, 4- бедрами, 5- ногами, 6- всем телом). Звучит ритмичная музыка. Танцуем по 10-15 сек, следующий педагог меняет задание, необходимо, чтобы все задания использовались.  Участники тренинга выполняют танцевальные движения. Вопросы для обсуждения: Поделитесь вашими ощущениями.

3. Упражнение «Маска»

(Цель: развитие самораскрытия, умение анализировать и определять психологические характеристики свои и окружающих людей.)

Материалы: заготовки для рисования, карандаши

Педагог-психолог: Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Каждое Я – это своеобразная маска, которую вы надеваете и меняете в течении дня. Для общения с каждым человеком – своя маска.

Сейчас я приглашаю 5 педагогов для создания маски:

- маску, в которой Вы предстаете перед коллегами;

- маску, в которой Вы предстаете перед родными;

- маску, в которой Вы предстаете перед друзьями;

- маску, в которой Вы предстаете перед незнакомыми людьми;

- маску, в которой Вы наедине с собой.

А пока наши участники рисуют, мы проведем небольшое упражнение «Без маски» с остальными педагогами.

4.Упражнение «Без маски или «Откровенно говоря»»

(Цель: снятие эмоциональной закрепощенности; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я».)

Материалы: карточка с написанной фразой, не имеющей окончания.

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Итог все участники снимают маски.

Содержание карточек:

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, моя работа…

Откровенно говоря, мои родные говорят о моей работе…

Откровенно говоря, мое здоровье…

Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…

Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

Откровенно говоря, успехи на работе…

Ну здорово, думаю сегодня мы узнали что-то новое о своих коллегах.

Каждый из нас — яркая и неповторимая личность. Все мы индивидуальны и уникальны со всеми своими умениями и душевными качествами, сильными и слабыми сторонами, увлечениями и заботами. Никто другой не сможет заполнить то место в жизни, которое отведено именно вам и в этом наша ценность.

А сейчас давайте вернемся к упражнению «Маска», и попробуем угадать по очертаниям, кто какую маску отобразил.

Вопрос для всех участников: Какая маска изображена, для кого она? Помогают или мешают маски в вашей жизни?

Вопрос для педагога, который нарисовал маску: Почему вы считаете, что эта маска оптимальна для данной ситуации?

Вопрос для всех: В какой маске вам комфортнее больше всего?

Вывод: Каждая маска по - своему хороша, в ней есть слабые и сильные стороны, и важно, чтобы вы комфортно себя ощущали в ней. Главное, за чередой сменяющихся масок, не потерять свое настоящее лицо, помнить и ценить свою индивидуальность и неповторимость.

5. Упражнение «Метафора»

(Цель: умение анализировать и определять психологические характеристики, моделировать решение задач).

Я думаю все знают, что такое метафора (Метафора - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака). Соответственно Метаморфоза – это превращение, преобразование чего-либо (например, гусеница в бабочку).

Сейчас в упражнении «Метафора», попробуем подобрать метафоры и метаморфозы. Давайте сейчас на местах разобьемся на мини-команды. Я буду говорить Вам слово, необходимо придумать к нему метафору, а потом метаморфозу (1 слово (психологическое понятие) – 2 метафора (аналогии, ассоциации) – 3 метаморфоза (преобразование, действие)). Например: обида - кусок льда – растопить. Итак, начнем по очереди.

Кризис – непроходимый лес – найти другую тропинку

Вдохновение – легкое перо – поймать в руки

Жадность – сундук с деньгами – тратить и дарить

Высокомерность – павлин – собрать хвост

Любовь – очаг в огне – заготовить дров

Спасибо за ответы. Кстати, Психологи очень часто применяют в своей практике метафорические карты. Они могут напоминать гадальные, однако важное отличие состоит в том, что изображения на МАК не предполагают однозначных интерпретаций и смыслов. Такие карты содержат сложные метафоры и вызывают личные ассоциации, поэтому разные люди толкуют их по разному (например карта Буря – один увидит, буря миновала, другой – буря приближается, а правильным ответом будет  первая мысль человека).

6. Рефлексия.

Педагог-психолог: Ну вот наша встреча подошла к завершению. Поделитесь впечатлениями о том, какие чувства вы испытали в процессе тренинга? Что было интересным для вас?»

Высказывания педагогов.

7. Подведение итогов.

Педагог-психолог: Возможность надеть ту или иную маску помогает нам в повседневной жизни. Сегодня мы примерим одну, а завтра нам понадобится другая. Но важно помнить о своем, истинном лице и уметь вовремя снять с себя маску. Желаю всегда понимать себя и других. Спасибо за внимание!

Материалы к заданию:

- маску, в которой Вы предстаете перед коллегами;

- маску, в которой Вы предстаете перед родными;

- маску, в которой Вы предстаете перед друзьями;

- маску, в которой Вы предстаете перед незнакомыми людьми;

- маску, в которой Вы наедине с собой.

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, успехи на работе…

Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…

Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

Откровенно говоря, мое здоровье…

Откровенно говоря, мои родные говорят о моей работе…

Откровенно говоря, моя работа…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...

Сказкотерапия «Снимаем маски» (психологический тренинг для педагогов)

Цель:  Обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию.Задачи:1.Организовать знакомство участников мероприятия с методом сказкотерапи...

Тренинг "Маска мифов и метафор"

Тренинг для педагогов, психологов по формированию осознанного отношения к процессу самопознания собственного "Я"...

Авторская программа тренинга общения для дошкольников с использованием методов психологического тренинга «Общение»

Произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень л...

Психологический тренинг с элементами сказкотерапии «Снимаем маски»

Обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию....

Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе  В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...