"Как скорректировать слабость регуляторных функций у ребенка"
консультация по психологии

Сулейманова Любовь Викторовна

Не все родители знают, что такое регуляторные (или управляющие) функции. Однако состояние регуляторных функций ребенка – это однозначно то, на что стоит обратить свое внимание.

Слабость регуляторных функций является одной из наиболее часто встречающихся проблем у современных детей как с нормотипичным развитием, так и с различными нарушениями. 

Она может лежать в основе некорректного поведения и затруднять усвоение новых учебных навыков и знаний в детском саду, а затем низкой школьной успеваемости. 

Что же такое регуляторные функции?

По-другому их называют функциями программирования, регуляции и контроля. Они связаны с произвольным управлением своим поведением и психической деятельностью, включают планирование или усвоение любой программы, следование программе, контроль за ее выполнением и окончательным результатом, коррекцию ошибок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как скорректировать слабость регуляторных функций у ребенка

Подготовила:

педагог-психолог Л.В. Сулейманова

Не все родители знают, что такое регуляторные (или управляющие) функции. Однако состояние регуляторных функций вашего ребенка – это однозначно то, на что стоит обратить свое внимание.

Слабость регуляторных функций является одной из наиболее часто встречающихся проблем у современных детей как с нормотипичным развитием, так и с различными нарушениями.

Она может лежать в основе некорректного поведения и затруднять усвоение новых учебных навыков и знаний в детском саду, а затем низкой школьной успеваемости.

Что же такое регуляторные функции?

По-другому их называют функциями программирования, регуляции и контроля. Они связаны с произвольным управлением своим поведением и психической деятельностью, включают планирование или усвоение любой программы, следование программе, контроль за ее выполнением и окончательным результатом, коррекцию ошибок.

Зарубежные авторы выделяют такие три основных компонента регуляторных функций, как:

  • Оттормаживание действия, не соответствующего текущей задаче;
  • Гибкое и своевременное переключение между задачами или их компонентами;
  • Рабочая память (удержание в уме необходимой для решения текущей задачи информации и мысленное манипулирование ей).
    По каким внешним проявлениям родитель может понять, что у его ребенка регуляторные функции сформированы недостаточно?
  • Это неусидчивость, отвлекаемость, «глупые» ошибки по невнимательности, нарушение дисциплины в группе детском сада, а затем в школе, недоведение выполнения задания до конца, невозможность выполнить задание без помощи взрослого.

С одной стороны, у детей регуляторные функции еще только формируются (их «созревание» заканчивается лишь во взрослом возрасте). С другой стороны, их состояние может значительно различаться у детей одного и того же возраста и многие дети сталкиваются с трудностями обучения вследствие регуляторного дефицита.

Ниже приведены простые и достаточно общие рекомендации для родителей, которые наблюдают у своего ребенка трудности, перечисленные выше. Следование этим рекомендациям будет полезно и в отношении детей без явной несформированности регуляторных функций, в развивающих целях.

Рекомендации для детей со слабостью регуляторных функций

1. Поддерживайте здоровый образ жизни

Эта наиболее общая рекомендация звучит банально, но выполнять ее важно. Выделяйте необходимое количество часов на сон, устраивайте прогулки на свежем воздухе, играйте в подвижные игры. Для развития планирования и контроля будут полезны систематические занятия спортом (можно выбрать вид спорта, который нравится ребенку).

2. Соблюдайте режим дня и недели

Установите расписание, в соответствии с которым ребенок встает и ложится, принимает пищу (завтракает/обедает/ужинает), гуляет, посещает занятия в фиксированное время. Режим сна и бодрствования не стоит нарушать в выходные и каникулы. Обязательно ежедневно отводите достаточное время на отдых, в которое ребенку разрешается заниматься тем, чем он хочет.

3. Научите ребенка пользоваться часами и сопоставлять текущее время с расписанием

Обращайте его внимание на то, сколько сейчас времени, сколько отводится на определенное дело, сколько было потрачено и сколько осталось.

4. Включайте ребенка в семейную и бытовую жизнь

Позвольте ребенку вникать в семейные и бытовые дела и участвовать в них, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей (например, помыть посуду, выкинуть мусор, сходить в магазин, помочь с готовкой).

5. Следите за организацией рабочего пространства
Разграничьте квартиру на разные функциональные зоны: например, занятия – только за письменный столом; прием пищи – за столом в кухне; игры – на диване; сон – в кровати (в кровати только сон).

Насколько возможно, во время занятий уменьшите количество отвлекающих факторов (игрушек, технических устройств, посторонних звуков и пр.).

Перед тем, как начать заниматься, проверьте вместе с ребенком готовность рабочего места: его опрятность, наличие всех необходимых предметов, структурированность/аккуратность их расположения на столе.

6. Взрослые должны постараться соблюдать единый, последовательный и коррекционно-направленный стиль поведения с ребенком

Ребенок должен быть уверен, что требования к нему от мамы, папы, других членов семьи и от специалистов детского сада совпадают. Обещания, которые были даны ребенку, обязательно должны быть выполнены.

7. Совместно составляйте планы, проверяйте их выполнение и корректируйте ошибки

Перед тем, как приступить к выполнению любой задачи, состоящей из множества шагов, помогите ребенку составить план действий, подробно проговорите его, выпишите на бумагу. Следите за выполнением плана, проговаривайте и проверяйте каждый шаг и поощряйте ребенка это делать. Деликатно обращайте внимание на ошибки, спрашивайте об их причине и объясняйте, как их исправить. Постепенно степень помощи, участия взрослого в этих задачах должна уменьшаться. Конечным результатом должно стать то, что ребенок делает это сам.

8. Совместно создавайте и используйте «внешние опоры» Это могут быть таблицы, схемы, иллюстрации правил, наглядные расписания и так далее. Постепенно передавайте ребенку инициативу в создании таких схем.

9. Давайте ребенку обратную связь, соблюдая разумный баланс между похвалой и критикой

Сначала обязательно хвалите за успехи, в том числе за старание или отсутствие ошибок там, где они наблюдались раньше. Неудачи отмечайте без лишних эмоций: не ругайте, а спокойно объясняйте, в чем ошибка, и как можно было бы в дальнейшем избежать подобных ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей в виде презентации "Как скорректировать поведение ребенка. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников"

Сегодняшние воспитанники детского сада заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Многие из них уже серьезно занимаются музыкой, танцами, я...

Методическая разработка "Развитие компенсаторных функций слепого ребенка"

Развитие компенсаторных функций слепого ребенка...

Консультация для педагогов "Функции речи ребенка"

Консультация для педагогов "Функции речи ребенка"...

Как скорректировать поведение ребенка

Как скорректировать поведение ребенка-поможет книга М.Э.Вайнер и советы психолога из информационно-делового оснащения ДОУ Колесниковой О.Н....

Как скорректировать осанку у своего ребёнка?

Правильная осанка – это залог здоровья. При правильной осанке, внутренние органы располагаются правильным образом, происходит их ущемление или сдавливание. Что не нарушает их функциональность. И...

Эмоции как центральная функция сознания ребенка дошкольного возраста

Общая характеристика эмоциональной сферы человека. Проблема центральной функции  сознания ребенка дошкольного возраста. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста....

Влияние конструктивно-модельной деятельности (КМД) на развитие высших психических функций (ВПФ) ребенка-дошкольника.

конструктивно-модельная деятельность  во всем своем многообразии  содержания в образовательном процессе в ДОУ эффективно и положительно влияет на развитие ВПФ ребенка-дошкольника....