Картотека психологических этюдов
картотека по психологии
Картотека психологических этюдов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_adaptatsii_detey_ot_2_do_3_let_v_detskom_sadu.doc | 101.5 КБ |
pssihologicheskie_etyudy.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога
Нужен ли ребёнку детский сад? Стоит ли переводить в другой садик своё чадо в тяжёлых случаях? Как помочь ребёнку адаптироваться? Об этом и не только мы и поговорим.
Проблема адаптации
Детский садик – это новая жизненная ситуация, в которую попадают дети. Для детишек на первый план здесь выходит общение в группе. Новая обстановка, незнакомые люди - многие малыши проблемно воспринимают это.
Большая часть детей ревёт перед детским садом. Некоторым легко втянуться, но вечером дома бывают слёзы, других приходится уговаривать пойти, они перед входом в садик капризничают и плачут. Более старшие ребятишки легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям.
Причиной детских слёз могут явиться следующие факторы:
- Страх, связанный с новой обстановкой (дети до 3 лет нуждаются в удвоенной заботе). Ребёнок привык к дому, спокойной атмосфере, рядышком с мамой. А попадая в неизвестное место, с определёнными правилами поведения и режимом дня, ему приходится тяжело, он испытывает стресс. Детский сад прививает дисциплину, которой дома до этого ребёнок не придерживался.
- Переизбыток эмоций. В детсаду дети получают множество новых положительных и отрицательных впечатлений, они могут утомиться и из-за этого стать нервными, плаксивыми и капризными.
- Неспособность себя обслужить.
- Ребёнок психологически не готов. Причины могут быть в индивидуальных особенностях развития. Часто такое бывает от недостатка близости с матерью.
- Эффект негативного первого впечатления. Оно оказывает влияние на нахождение ребёнка в этом заведении.
- Отторжение вашего малыша персоналом детского сада. К сожалению, и такое возможно.
Виды адаптации
Предварительный просмотр:
Картотека психологических этюдов для детей младшего дошкольного возраста
«Страшны сон»
Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг … в темном углу появляется что-то страшное (привидение, волк, ведьма, робот: желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище-это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне…
Этюд «Утешение».
Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).
"Баба Яга"
Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Этюд "Лисичка подслушивает"
Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
Этюд "В лесу"
Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ)
Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток - а вдруг это медведь? (СТРАХ) Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ)
В процессе обсуждения этюдов с дошкольниками важно (от лица игрового персонажа) обратить внимание на правильные, точные выражения эмоций детьми.
«Вкусные конфеты»
Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.
«Старичок»
Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной). Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.
«Жил на свете старичок маленького роста,
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи, да бух-бух!
Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь,
Да трюх-трюх!
Раз, увидев паучка,
Страшно испугался
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо, да гуль-гуль!
Ги-ги-ги, да га-га-га,
Го-го-го, да буль-буль!
А увидев стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:
Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,
Го-го-го, да бах-бах,
Ой, ребята! Не могу!
Ой, ребята! Ах, ах!»
Этюд «Один дома»
Мама – медведица ушла добывать еду, а медвежонок
остался один берлоге. Вокруг темно, слышны разные
шорохи. Медвежонку стало страшно – вдруг на него кто-нибудь нападёт, а мама не успеет прийти на помощь? (на лице изобразить страх, сжаться в комочек, прижаться к стенке, голова наклонена вперёд и втянута в плечи, плечи приподняты).
Этюд «Остров плакс»
Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, плаксы отталкивают его и продолжают плакать (брови приподняты, сдвинуты, рот приоткрыт). Долго думал путешественник, как успокоить плакс, и
придумал: надо их пощекотать, тогда им
станет весело и они перестанут плакать.
Этюд «Гроза»
Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложиться спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию не обязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. (Кстати, проговаривание, а не только демонстрирование на ширме событий и действий чрезвычайно важно в терапевтических этюдах). Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший, испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» и жаль щенка, и, с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет его с собой в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка. Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых парах отказывается, сделайте их зрителями. Самое, лучшее-когда зрителями становятся взрослые, а ребенок единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли.
Этюд «Медведок, который не хотел ходить в садик»
Жил-был медвежонок по имени Миша. Были у него папа-медведь и мама-медведица. Жили они дружно и весело. Мама-медведица много играла с Мишей, кормила его, гуляла с ним. Папа-медведь строил с ним дома из кубиков и рассказывал разные интересные истории. Медвежонок Миша всегда был с родителями, а они были с ним. Они чувствовали себя единым целым, как цветочек с его лепестками, стебельком и листиком. Миша вырос, становился больше. Теперь он многое умел делать сам: кушать, возит машинку, одевать обувь. Тогда родители приняли решение, что Миша уже достаточно взрослый, чтобы пойти на занятие к мудрой воспитательнице Сове. И вот, в один прекрасный день, мама-медведица повела Мишу к Сове на занятия. Идти туда было не долго, но весело, потому что мама рассказывала много интересного по дороге: где птички вьют гнезда, почему трава растет вверх, куда бегут муравьи. Когда они пришли к Сове, Миша понял, что теперь нужно будет расстаться с мамой. Пусть и ненадолго, но ее не будет рядом. Мише стало очень грустно, но в это время он услышал смех в группе. Ему стало интересно: кто и почему так смеется? Смело Миша взял за крыло воспитательницу Сову и пошел к другим ребятам. Вечером мама-медведица вернулась, чтобы забрать Мишу из сада, он с радостью подбежал к маме и обнял её. Ему так много хотелось рассказать ей: и как они играли, и как пели песни, и как Сова рассказывала про лесных жителей, и еще много чего интересного. Теперь Мише было весело расставаться с мамой и папой, он знал, что они всегда вернуться и можно будет им рассказать о новых впечатлениях.
Этюд «Маленький Гном по имени Пиппи, который боялся темноты»
Пиппи жил в дружной семье, где его очень любили. Мама стряпала Пиппи вкусные блинчики и читала на ночь сказки, но когда мамочка выключала свет Пиппи начинал громко плакать!
-Я боюсь темноты –кричал он. Включи мне свет!! Мама очень расстраивалась ведь ей тоже хотелось спать, а утром надо было идти на работу. Пиппи никак не мог остановиться и всхлипывая держал мамину руку. – Кого ты боишься, мой милый сынок? Расскажи. – А вдруг из темноты выбежит монстр или крокодил? Я очень боюсь! Ууууууууу! - Ах, Пиппи, я знаю одного волшебного светлячка! Скорее вставай! –Какого ещё светлячка… удивился гном. Мама достала со шкафа лист белой бумаги, клей, ножницы и уселась за стол. Она быстро нарисовала глазки, добрую улыбку, а Пиппи приклеил светлячку крылышки. Мама достала со шкафа старенький светильник. Светлячок был такой хорошенький! Но Пиппи ещё не знал, что он волшебный! Пиппи держал его в руках… И мама начала свой рассказ «Это волшебный светлячок!» Он прилетел помочь тебе не бояться темноты! Ему нужен свет, поэтому на столе будет гореть светильник, светлячку нельзя без света, ему будет страшно. А если светильник будет светить возле твоей кроватки, Пиппи, то добрый светлячок будет сидеть под ним, тогда в награду он подарит тебе волшебные сны! – Правда, мама? Я согласен, пусть светлячок поживет у меня в комнате! –Ах, Пиппи! Если тебе станет страшно, ты можешь поговорить со своим другом, и вы вместе посмотрите на свет… Пиппи улыбался и усаживал маленького друга возле светильника. – Мамочка, я не хочу, чтобы ему было страшно. – Мы не будем ему выключать свет! Мама вышла из комнаты… А Пиппи тихо засыпал. Ночью Пиппи проснулся и хотел заплакать, но увидел улыбающегося светлячка и снова закрыл глазки….
Список литературы:
- В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/,,.-4-е изд.-М. Айрис-пресс, 2008.
- Детская психология: Логические схемы.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
- Психология детства.-Екатеренбург: Деловая книга, 1995
- Удивлюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.:Генезис.2002
«Академия», 2003.
- Эмоциональное развитие дошкольников:
Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психологические этюды - первый шаг к театрализации"
Материал составлен по "Психогимнастике" М.И.Чистяковой...
Картотека театрализованных этюдов с воспитанниками детского сада
Подборка театрализоанных этюдов с дошкольниками....
Картотека театрализованных этюдов
Картотека театрализованных этюдов для театрализаци в старшей группе детского сада...
Картотека игр, этюдов, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится ...
Консультация для родителей. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ (Психологические этюды)
Упражнения и занятия на развитие эмоциональной сферы....
Цикл психологических этюдов для воспитанников ранней группы
Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети пережива...
Картотека психологических этюдов
ЭТЮДЫ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЖЕСТА «Это я! Это моё!» (для детей 4—5 лет) Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо...