Картотека психологических этюдов
картотека по психологии

Наталья Викторовна Юрьева

Картотека психологических этюдов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога

Нужен ли ребёнку детский сад? Стоит ли переводить в другой садик своё чадо в тяжёлых случаях? Как помочь ребёнку адаптироваться? Об этом и не только мы и поговорим.

Проблема адаптации

Детский садик – это новая жизненная ситуация, в которую попадают дети. Для детишек на первый план здесь выходит общение в группе. Новая обстановка, незнакомые люди - многие малыши проблемно воспринимают это.

Большая часть детей ревёт перед детским садом. Некоторым легко втянуться, но вечером дома бывают слёзы, других приходится уговаривать пойти, они перед входом в садик капризничают и плачут. Более старшие ребятишки легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Причиной детских слёз могут явиться следующие факторы:

  • Страх, связанный с новой обстановкой (дети до 3 лет нуждаются в удвоенной заботе). Ребёнок привык к дому, спокойной атмосфере, рядышком с мамой. А попадая в неизвестное место, с определёнными правилами поведения и режимом дня, ему приходится тяжело, он испытывает стресс. Детский сад прививает дисциплину, которой дома до этого ребёнок не придерживался.
  • Переизбыток эмоций. В детсаду дети получают множество новых положительных и отрицательных впечатлений, они могут утомиться и из-за этого стать нервными, плаксивыми и капризными.
  • Неспособность себя обслужить.
  • Ребёнок психологически не готов. Причины могут быть в индивидуальных особенностях развития. Часто такое бывает от недостатка близости с матерью.
  • Эффект негативного первого впечатления. Оно оказывает влияние на нахождение ребёнка в этом заведении.
  • Отторжение вашего малыша персоналом детского сада. К сожалению, и такое возможно.

https://o-krohe.ru/images/article/cropped/315-236/2017/02/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu-sovety-psihologa-3.jpg

https://o-krohe.ru/images/article/cropped/315-236/2017/02/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu-sovety-psihologa-2.jpg

Виды адаптации

https://o-krohe.ru/images/article/thumb/660-0/2017/02/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu-sovety-psihologa-5.jpg

https://o-krohe.ru/images/article/thumb/660-0/2017/02/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu-sovety-psihologa-10.jpghttps://o-krohe.ru/images/article/thumb/660-0/2017/02/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu-sovety-psihologa-11.jpg



Предварительный просмотр:

Картотека психологических этюдов для детей младшего дошкольного возраста

«Страшны сон»

Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг … в темном углу появляется что-то страшное (привидение, волк, ведьма, робот: желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище-это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне…

Этюд «Утешение».

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).

"Баба Яга"

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Этюд "Лисичка подслушивает"

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

Этюд "В лесу"

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ)

Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток - а вдруг это медведь? (СТРАХ) Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ)

В процессе обсуждения этюдов с дошкольниками важно (от лица игрового персонажа) обратить внимание на правильные, точные выражения эмоций детьми.

«Вкусные конфеты»

Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.    

 «Старичок»

Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной). Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Жил на свете старичок маленького роста,

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх!

Раз, увидев паучка,

Страшно испугался

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

 Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

Ги-ги-ги, да га-га-га,

Го-го-го, да буль-буль!

 А увидев стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

 Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,

Го-го-го, да бах-бах,

Ой, ребята! Не могу!

Ой, ребята! Ах, ах!»

Этюд «Один дома»

Мама – медведица ушла добывать еду, а медвежонок

остался один берлоге. Вокруг темно, слышны разные

шорохи. Медвежонку стало страшно –  вдруг на него кто-нибудь нападёт, а мама не успеет прийти на помощь? (на лице изобразить страх, сжаться в комочек, прижаться к стенке, голова наклонена вперёд и втянута в плечи, плечи приподняты).

Этюд «Остров плакс»

Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, плаксы отталкивают его и продолжают плакать (брови приподняты, сдвинуты, рот приоткрыт). Долго думал путешественник, как успокоить плакс, и

придумал: надо их пощекотать, тогда им

станет весело и они перестанут плакать.

Этюд «Гроза»

Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложиться спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию не обязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. (Кстати, проговаривание, а не только демонстрирование на ширме событий и действий чрезвычайно важно в терапевтических этюдах). Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший, испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» и жаль щенка, и, с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет его с собой в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка. Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых парах отказывается, сделайте их зрителями. Самое, лучшее-когда зрителями становятся взрослые, а ребенок единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли.

Этюд «Медведок, который не хотел ходить в садик»

Жил-был медвежонок по имени Миша. Были у него папа-медведь и мама-медведица. Жили они дружно и весело. Мама-медведица много играла с Мишей, кормила его, гуляла с ним. Папа-медведь строил с ним дома из кубиков и рассказывал разные интересные истории. Медвежонок Миша всегда был с родителями, а они были с ним. Они чувствовали себя единым целым, как цветочек с его лепестками, стебельком и листиком. Миша вырос, становился больше. Теперь он многое умел делать сам: кушать, возит машинку, одевать обувь. Тогда родители приняли решение, что Миша уже достаточно взрослый, чтобы пойти на занятие к мудрой воспитательнице Сове. И вот, в один прекрасный день, мама-медведица повела Мишу к Сове на занятия. Идти туда было не долго, но весело, потому что мама рассказывала много интересного по дороге: где птички вьют гнезда, почему трава растет вверх, куда бегут муравьи. Когда они пришли к Сове, Миша понял, что теперь нужно будет расстаться с мамой. Пусть и ненадолго, но ее не будет рядом. Мише стало очень грустно, но в это время он услышал смех в группе. Ему стало интересно: кто и почему так смеется? Смело Миша взял за крыло воспитательницу Сову и пошел к другим ребятам. Вечером мама-медведица вернулась, чтобы забрать Мишу из сада, он с радостью подбежал к маме и обнял её. Ему так много хотелось рассказать ей: и как они играли, и как пели песни, и как Сова рассказывала про лесных жителей, и еще много чего интересного. Теперь Мише было весело расставаться с мамой и папой, он знал, что они всегда вернуться и можно будет им рассказать о новых впечатлениях.

Этюд «Маленький Гном по имени Пиппи, который боялся темноты»

Пиппи жил в дружной семье, где его очень любили. Мама стряпала Пиппи вкусные блинчики и читала на ночь сказки, но когда мамочка выключала свет Пиппи начинал громко плакать!

-Я боюсь темноты –кричал он. Включи мне свет!! Мама очень расстраивалась ведь ей тоже хотелось спать, а утром надо было идти на работу. Пиппи никак не мог остановиться и всхлипывая держал мамину руку. – Кого ты боишься, мой милый сынок? Расскажи. – А вдруг из темноты выбежит монстр или крокодил? Я очень боюсь! Ууууууууу!  - Ах, Пиппи, я знаю одного волшебного светлячка! Скорее вставай! –Какого ещё светлячка… удивился гном. Мама достала со шкафа лист белой бумаги, клей, ножницы и уселась за стол. Она быстро нарисовала глазки, добрую улыбку, а Пиппи приклеил светлячку крылышки. Мама достала со шкафа старенький светильник. Светлячок                                                                                                                                          был такой хорошенький! Но Пиппи ещё не знал, что он волшебный! Пиппи держал его в руках… И мама начала свой рассказ «Это волшебный светлячок!» Он прилетел помочь тебе не бояться темноты! Ему нужен свет, поэтому на столе будет гореть светильник, светлячку нельзя без света, ему будет страшно. А если светильник будет светить возле твоей кроватки, Пиппи, то добрый светлячок будет сидеть под ним, тогда в награду он подарит тебе волшебные сны! – Правда, мама? Я согласен, пусть светлячок поживет у меня в комнате! –Ах, Пиппи! Если тебе станет страшно, ты можешь поговорить со своим другом, и вы вместе посмотрите на свет… Пиппи улыбался и усаживал маленького друга возле светильника. – Мамочка, я не хочу, чтобы ему было страшно. – Мы не будем ему выключать свет! Мама вышла из комнаты… А Пиппи тихо засыпал.  Ночью Пиппи проснулся и хотел заплакать, но увидел улыбающегося светлячка и снова закрыл глазки….

Список литературы:

  1. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/,,.-4-е изд.-М. Айрис-пресс, 2008.
  2. Детская психология: Логические схемы.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
  3. Психология детства.-Екатеренбург: Деловая книга, 1995
  4. Удивлюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.:Генезис.2002

«Академия», 2003.

  1. Эмоциональное развитие дошкольников:

Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологические этюды - первый шаг к театрализации"

Материал составлен по "Психогимнастике" М.И.Чистяковой...

Картотека театрализованных этюдов с воспитанниками детского сада

Подборка театрализоанных этюдов с дошкольниками....

Картотека театрализованных этюдов

Картотека театрализованных этюдов для театрализаци в старшей группе детского сада...

Картотека игр, этюдов, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится ...

Консультация для родителей. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ (Психологические этюды)

Упражнения и занятия на развитие эмоциональной сферы....

Цикл психологических этюдов для воспитанников ранней группы

Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети пережива...

Картотека психологических этюдов

ЭТЮДЫ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЖЕСТА «Это я! Это моё!» (для детей 4—5 лет) Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо...