Работа с потерей у ребенка
статья по психологии

Палей Олеся Яковлевна

Помощь психолога в критической ситуациии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_poterey.docx70.57 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ ГОРЕ

Методические рекомендации по работе с детьми, пережившими горе

     Горе – это эмоция, вызванная трагическими, драматическими событиями жизни.

     Психологи определяют горе как реакцию на утрату значимого объекта, утрату части собственной идентичности или ожидаемого будущего. Термины «горе» и «утрата» используют обычно как синонимы. В узком смысле утрата — это человеческий опыт, связанный со смертью близкого, а горе — это чувства (страдание) и их проявления (например, плач).

     Субъективные переживания утраты индивидуально различны для каждого (ребенка), в связи, с чем клинические проявления могут быть крайне вариабельны. Знание специалиста о границах неосложненного, адаптивного горя может помочь ему распознать осложненное горе и/или депрессию.

     Неосложненное горе, хотя и определяется в какой-то степени временными критериями и глубиной переживаний, но не они являются определяющими. Критериями диагностики неосложненного горя являются:

1. Наличие динамики состояния. Горе — это не состояние, а процесс. «Застывшее», не меняющееся состояние должно внушать опасения.

2. Периодическое отвлечение внимания от болезненной реальности смерти.

3. Появление позитивных чувств в течение первых 6 месяцев после смерти близкого человека.

4. Переход от острого горя к интегрированному.

     Специалисты выделяют две формы горя. Первая — это острое горе,  которое  возникает  сразу после смерти. Оно проявляется выраженной печалью, плачем, непривычными дисфорическими эмоциями, озабоченностью мыслями и  воспоминаниями об ушедшем человеке, нарушенными нейровегетативными функциями, сложностью концентрации внимания и относительное отсутствие интереса к другим людям и активности в повседневной жизни.

     Во время перехода от острого горя к интегрированному, интенсивность психопатологических расстройств снижается и ребенок, переживший утрату, находит путь возврата к полноценной жизни.

     В отличие от острого горя  интегрированное горе не занимает постоянно мысли и не нарушает другие виды деятельности. Однако,  могут быть периоды, когда острое горе снова актуализируется.

5. Способность субъекта, пережившего утрату, не только признать смерть близкого человека и расстаться с ним, но и поиск новых и конструктивных способов продолжать отношения с умершим.

Осложненное горе, иногда упоминаемое по отношению к неразрешимому или травмирующему горю, является употребительным обозначением для синдрома пролонгированного (протяженного) и интенсивного горя, который связан со значительным ухудшением в работе, здоровье, социальном функционировании.

     Осложненное горе — синдром, который возникает примерно у 40% людей, понесших утрату, что связано с неспособностью перейти от острого горя к интегрированному.

     При осложненном горе симптомы частично совпадают с симптомами обычного, неосложненного горя, и часто не принимаются во внимание. Они воспринимаются как  «нормальные» с ошибочным предположением, что время, сильный характер и естественная поддерживающая система исправят ситуацию и освободят горюющего от душевного страдания. Несмотря на то, что неосложненное горе может быть крайне болезненным и разрушительным, оно обычно бывает переносимым и не требует специфического лечения. В то же время осложненное горе, и связанные с ним различные психические нарушения могут быть дезадаптирующими и тяжело инвалидизирующими, влияя на функционирование и качество жизни пациента, приводя к тяжелым соматическим заболеваниям или суициду. Такие состояния требуют специфического психотерапевтического и психиатрического вмешательства.

     Критерием «нормального» горя является реакция, которая «соответствует общепринятым в данной культурной среде нормам и продолжается, как правило, не более шести месяцев». Если такая реакция при относительно нормальном содержании и форме продолжается более шести месяцев, то к данному расстройству применяется термин «Пролонгированная депрессивная реакция».

     Одним из серьезнейших психических расстройств, возникающих после смерти близкого человека, является депрессия. Клинически выраженная депрессия сохраняется в течение года у 15–20% людей, переживающих утрату.

     Депрессия бывает легкой, умеренной и тяжелой степени. Тяжелый депрессивный эпизод может протекать без психотических симптомов или с психотическими симптомами.

     Наиболее важными диагностическими признаками депрессии являются: снижение способности к сосредоточению и вниманию; снижение самооценки и уверенности в себе; идеи виновности и самоуничижения; мрачное и пессимистическое видение будущего; идеи или действия, приводящие к самоповреждению или суициду; нарушенный сон; сниженный аппетит.

     Если депрессия протекает с психотическими симптомами, то на высоте эпизода могут возникать бредовые идеи самообвинения в смерти близкого человека. Из-за смерти близкого человека, субъект, перенесший утрату, возлагает на себя грехи всего человечества и считает, что он их должен искупить их или своей смертью или, иногда ценой вечной жизни (синдром Агасфера). Его мысли могут подтверждать слуховые или обонятельные галлюцинации. В результате подобного рода переживаний возникают заторможенность и депрессивный ступор.

Депрессивная симптоматика в динамике имеет тенденцию к изменению, что требует переоценки психического состояния пациента.

Для детей, переживающих горе, можно выделить несколько аспектов помощи:

1. Сопровождение и психологическая поддержка (оказывается близкими людьми)

2. Психологическое консультирование (проводится квалифицированным психологом).

3. Психотерапия и медикаментозное лечение. Проводится детскими психиатрами, психотерапевтами.

Сопровождение и психологическая поддержка.

     Ребенок, переживающий реакцию горя, нуждается в психологической поддержке друзей и родственников. Люди, оказывающие сопровождение и психологическую поддержку должны учитывать религиозные, этнические и культуральные представления ребенка, переживающего горе.

     Если ребенок, переживающий горе много говорит, надо слушать, не мешая словоизлиянию. Уже сам факт того, что ребенка внимательно слушают, не перебивают и сочувствуют, может принести облегчение.

Психологическое консультирование (проводится квалифицированным психологом).

     Психологическое консультирование — это вид профессиональных услуг, предоставляемых специалистом-психологом клиентам, заинтересованым в решении своих психологических проблем. Оказание такого рода консультативной помощи всегда сопровождается эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержкой.

     Целью консультирования является помощь клиентам в понимании происходящего в их жизненном пространстве и осмысленное достижение поставленных целей на основе осознанного выбора при разрешении проблем.

     При этом следует помнить, что в случае, если задача не решается, горе не стихает и не завершается период траура, что может сопровождаться низкой  активностью, снижением настроения, появившимся чувством вины и высказываниями типа, что «не вижу смысла жизни» и т.п. Все это указывает на проявления клинически значимых психических расстройств. Появление суицидальных мыслей является поводом для незамедлительного направления ребенка, переживающего утрату, к детскому психиатру.

Медикаментозное лечение и психотерапия.

     При неосложнённом горе возможно кратковременное и осмотрительное назначение лекарственных препаратов.

     Антидепрессанты в острой стадии реакции утраты, как правило, не эффективны. Раннее их назначение показано в случаях перенесенного депрессивного эпизода в анамнезе.

     Горе — это острый стресс. Мощный стресс, связанный со смертью близкого человека, вместе со своими последствиями (бессонницей, дневной утомляемостью, раздражительностью) не проходит бесследно. В зависимости от психопатологической симптоматики, при ситуациях, угрожающих психическому здоровью, необходима соответствующая квалифицированная  психофармакологическая коррекция.

     При осложненном горе детский психиатр (психотерапевт) должен оценить психический статус пациента, поставить диагноз и в соответствии с ним назначить лечение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Доклад «Комплекс мероприятий с ребенком, имеющим трудности общения и работу с семьей данного ребенка»

Дети в раннем возрасте  наиболее нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов и родителей в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку – это главное усло...

Работа в составе творческой группы по работе стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья"

Представляю некоторые материалы о работе стажировочной площадки, участником которой я являлась с 2012 по 2014 г.Учительская газета №39, от 24 сентября 2013 г."Столичное ноу-хау - стажировочные пл...

Работа инструктора ФК с ребенком с ОВЗ/ребенком – инвалидом через реализацию индивидуальной адаптированной образовательной программы в условиях реализации ФГОС ДО

В презентации отражены основные аспекты работы в ДОУ с особенными воспитанниками через реализацию индивидуальной адаптированной образовательной программы в условиях реализации ФГОС ДО:- ребенок с ОВЗ ...

Как не потерять у ребенка интерес к обучению летом?

Скоро Лето, а это значит, что наступает веселое, безграничное времяпровождение с друзьями на прогулках в ДОУ! Но как ребенку не забыть все те навыки, которые он наробтоал в течение года? Программ...