Тренинг для родителей "В царстве капризов и упрямства"
материал по психологии
Задачи:
1. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания.
2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.
3. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_tsarstve_kaprizov_i_upryamstva.pptx | 498.08 КБ |
trening_dlya_roditeley_v_tsarstve_kaprizov_i_upryamstva.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В царстве капризов и упрямства
Каприз - стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент.
«Я – высказывания» Я чувствую… Я переживаю… Я расстроен… Я очень огорчен… Мне приятно… Мне нравится… Мне обидно… Мне хотелось бы… «Ты – высказывания» Ты меня расстроил. Ты меня обижаешь. Ты меня разозлил. Ты неправильно себя ведешь. Ты меня совсем не слушаешь.
1 ситуация Вы с ребенком в магазине, ему очень понравилась игрушка, но вы не можете ему ее купить, ребенок начинает капризничать. 2 ситуация Вы собираете ребенка в садик, но он упрямится и отказывается одеваться. 3 ситуация Вы укладываете ребенка спать, но он отказывается прерывать просмотр интересного мультфильма.
Ситуация №1 Мама пришла домой с 4-летней Наташей. Девочка громко требует: “Хочу на улицу! Хочу еще погулять!! Хочу кататься на качелях!” Мама уговаривает, объясняет ей, что пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Мама кидается к ней, старается поднять Наташу, у нее не получается. Мама сама чуть не плача, продолжает уговаривать свою дочь… Ситуация №2 Миша бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Миша кричит громче, ногами стучит сильнее, слезы катятся быстрее. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает не надолго, и она говорит папе: ”Ну, ладно, давай уступим”. А Мише только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее.
Счастливых моментов!!!
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей "В царстве капризов и упрямства"
Задачи:
1. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания.
2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.
3. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.
Форма проведения: тренинг
Ход проведения:
1.Приветствие.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время, чтобы осудить такую важную тему, как "В царстве упрямства и капризов».
Предлагаю всем встать в круг и поздороваться.
Все участники встают в круг, чтобы поздороваться и поприветствовать друг друга. Каждый участник здоровается, называет своё имя и на первую букву своего имени называет какое-либо качество, присуще ему. Например: Наталья – надежная, Светлана – смешливая и т.д.
Упражнение: «Назови ласково»
Цель: Улучшение эмоционального состояния родителей, снятие напряжения.
- Следующее упражнение «Назови ласково». Каждый родитель называет имя ребенка+ характеристика на первую букву имени+ ласковое обращение
- Присаживайтесь
Послушайте притчу.
Притча «Всё в твоих руках»
«Жил Мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что Мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, Мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках».
Как замечательно слова этой притчи подходят к нашей теме встречи. Именно в наших руках, в руках взрослых: мам, пап и педагогов какое поведение есть и будет у нашего ребенка, и какими вырастут наши дети.
Итак, тема нашей встречи «В царстве капризов и упрямства».
2. Основная часть.
«Все родители хотят вырастить здоровых, счастливых детей. Но иногда случаются ситуации, что опускаются руки даже у самых опытных и терпеливых родителей. Все рано или поздно сталкиваются с такими негативными особенностями детского поведения, как капризы, упрямство, истерики. Все у кого есть дети, знают, что это непросто. Ваш прекрасный малыш из-за сущего пустяка превращается в один миг в кричащего тирана. Родители не могут поверить, что такое может произойти, начинают разочаровываться в своей воспитательной позиции, появляется неуверенность в своей педагогической компетентности, а уж сколько сил уходит на борьбу! Кажется, что такое поведение теперь навсегда станет спутником вашей семьи, что теперь вы стали заложниками царства капризов и упрямства. Но на самом деле родители должны помнить, что капризы случаются со всеми детьми и для того, что бы получше разобраться в причинах и способах преодоления давайте обратимся к следующему материалу.
В настоящий момент, в среде родителей, наиболее распространенной является точка зрения, что капризы и истерики - это закономерный этап в развитии детей младшего дошкольного возраста, что таким образом они познают мир человеческих взаимоотношений, определяют границы дозволенного и недозволенного, и, в конце концов, "само пройдет".
На самом деле происходит смешение различных понятий: с одной стороны, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, являющиеся выражением закономерностей детского развития, а с другой - капризы и истерики, являющиеся отражением неправильной стратегии поведения родителей. Каприз, истерика - это следствие родительского нежелания "идти на поводу у баловника". Это также сигнал родителям о том, что они ведут себя с ребенком неправильно, не адекватно его возрастным возможностям, предъявляя "неразумные" требования к "маленькому тирану".
На третьем-четвертом году жизни мир ребенка, характеризующийся его неотделимой от взрослого позицией, превращается в мир "Я", для построения которого необходима выработка собственной внутренней позиции ребенка. Для того чтобы впоследствии установить новые, более высокие взаимоотношения с окружающим взрослым миром, ребенку необходимо пройти этап отделения себя от предметов и живых существ, с которыми первоначально он ощущал неделимую связь.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Проявления капризов: в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.в недовольстве, раздражительности, плаче. в двигательном перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
- Давайте с вами разберемся понятиях «ребенок» и «родитель». И выделим качества личности этих понятий.
(Упражнение
Цель: определение особенностей детей раннего возраста; выделение качеств личности, необходимых взрослому для успешного воспитания ребенка раннего возраста.)
- Участникам предлагается лист бумаги, на котором написаны слова-понятия «родитель», «ребенок», напротив каждой буквы необходимо написать качество, характеристику, особенность присущую им. (Например: Р — решительный, О — ответственный и т. д.)
- Давайте обсудим ваши ответы.
- Мы с вами определили качества, присущие родителю и ребенку, каждому из нас необходимо задуматься, чего из названных качеств не хватает вам и вашим детям, ведь всем нам есть к чему стремиться. А какие качества нужно менять на позитивные. Давайте еще раз вспомним, что же такое «капризы».
Каприз - стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент. Капризы обычно бывают беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием первых подвернувшихся под руку предметов. Подчас капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы. Например, вдруг хочется молока, которого в доме нет, или идти в детский сад с мамой, а его ведет бабушка. Зачастую дети сами не могут понять, чего хотят.
- Предлагаю вам выполнить задание. На листочке, честно запишите перечень запретов своему ребенку. (нельзя…, не …) (упражнение «Недетские запреты»)
Написали запреты. Родители становятся вкруг, один родитель в центр – это ребенок. И родители по очереди зачитывают свои «запреты».
- Как вам было на месте ребенка, когда на него сыпалось такое количество запретов?
- Ребенку не комфортно слышать такие слова.
- Давайте разделимся на пары. (Делятся на пары, встают друг напротив друга, вытягивают руки на уровне груди и соприкасаются ладонями. Задача каждого — слегка надавить на ладони партнера, меняясь ролями.)
Вопросы к участникам:
1) Что вы чувствовали, когда испытывали давление другого человека?
2) Что вы чувствовали, когда побеждали?
3) В какой ситуации вы чувствовали себя более комфортно: когда Вы давили или когда на вас давил партнер?
- Когда мы заставляем ребенка делать то, что ему не нравится, ставим запреты мы давим на него, пытаясь доказать, что ваша позиция и ваши слова являются правильными в данной ситуации, поэтому детский каприз выступает тут в качестве защиты — обратного давления на родителя. Если обе стороны так и продолжают давить друг на друга, то появляется огромное недопонимание друг к другу со стороны ребенка и родителя, ребенок будет отказываться выполнять практически все просьбы родителя, что перерастет в истерики и всплески агрессии и неврозы у родителей.
- В общении с детьми, особенно с теми, у кого как раз начался кризисный период, необходимо правильно строить свое предложение в разговоре. И мы с вами научимся строить правильные высказывания. Есть два вида высказываний: «Ты-высказывание» и «Я-высказывание».
«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку ребенка, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест. Высказывания такого рода отрицательно влияют на ребенка и он начинает капризничать и отказываться что-либо делать. («Ты никогда меня не слушаешь», «Ты ужасно себя ведешь»)
«Я-высказывание» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. «Я-высказывание» предполагает в общении с другим человеком позицию «на равных», вместо позиции сверху. В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на ребенка. (Я огорчена тем, что ты разбросал игрушки.).
- Давайте попробуем научиться выстраивать «Я-высказывания».
- Давайте разделимся на две команды. Я предлагаю вам несколько проблем для обсуждения. Первый стол выстраивает предложения «Ты-высказывание», «Я-высказывание» для первых двух ситуаций, второй стол – для третьей и четвертой ситуации.
1 ситуация: Вы с ребенком в магазине, ему очень понравилась игрушка, но вы не можете ему ее купить, ребенок начинает капризничать.
2 ситуация: Вы собираете ребенка в садик, но он упрямится и отказывается одеваться.
3 ситуация: Вы укладываете ребенка спать, но он отказывается прерывать просмотр интересного мультфильма.
4 ситуация: Ребенок пообещал убрать игрушки, но, когда вы зашли в комнату, все осталось также.
(ответы родителей)
(анализ – Какие легче суждения строить?)
- Итак, мы с вами научились правильно строить предложения для общения с ребенком.
Упражнение «Есть мнение» (решение наиболее распространенных педагогических ситуаций).
- Давайте теперь, с учетом полученных нами знаний, разберем на конкретных примерах некоторые ситуации и подумаем, как взрослые могли бы в них поступать.
( на экране)
Ситуация №1
Мама пришла домой с 4-летней Наташей. Девочка громко требует: “Хочу на улицу! Хочу еще погулять!! Хочу кататься на качелях!”
Мама уговаривает, объясняет ей, что пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Мама кидается к ней, старается поднять Наташу, у нее не получается. Мама сама чуть не плача, продолжает уговаривать свою дочь…
Вопросы для обсуждения:
- Каково ваше мнение, правильно ли поступила мама?
- Что на ваш взгляд могло стать причиной такого поведения девочки?
- Как в такой ситуации поступили бы вы?
- Какие ошибки были допущены взрослым?
(Вывод: В такого рода ситуациях бесполезно что-то объяснять ребенку - он все равно сейчас не слышит никого, кроме себя.
Правильным было бы уйти в другую комнату, оставив ребенка одного до тех пор, пока не пройдет это состояние!
Надо иметь ввиду, что такие бурные сцены рассчитаны ребенком на зрителей и сочувствующих, поэтому важно увести ребенка «со сцены» домой или в спокойное место, где нет посторонних.
Если малыш постоянно будет так себя вести, а вы не поддадитесь, то вскоре он убедится, что его вопли не волнуют окружающих, и аудитории у него нет, то привычка устраивать истерики постепенно исчезнет.
Если вы видите, что причиной стало переутомление ребенка и обычным такое поведение не является, то лучше перейти к телесному контакту (поглаживая ребенка, спокойным тоном, тихо, попробовать «отзеркалить» чувства ребенка «Наташа плачет, устала, ничего, бывает…», монотонные движения и звуки успокоят вас и ребенка и позволят разобраться в ситуации).
Ситуация 2
Миша бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Миша кричит громче, ногами стучит сильнее, слезы катятся быстрее. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает не надолго, и она говорит папе: ”Ну, ладно, давай уступим”. А Мише только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее.
Вопросы для обсуждения:
-Что можно сказать про эту ситуацию?
- Что стало причиной такого поведения?
- Как стоит поступать родителям?
(Вывод: Прежде всего, родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета, выступая единым «фронтом» мама+папа.
Очевидно, что демонстративное поведение Миши было рассчитано именно на маму. Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем и умеют прекрасно извлекать выгоду из личных особенностей взрослых, то, что нельзя получить от папы, можно попросить у мамы и т.д..
Необходимо выработать единые требования к ребенку у всех членов семьи! Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого и тем более противоречить и спорить на глазах у ребенка.
Необходимо сформировать у ребенка понятие “нельзя”. И это не жадность или жестокость, забота о здоровье и безопасности вашего малыша.)
- Завершить наш мини-тренинг предлагаю созданием коллажа «Счастливый ребенок»
(Родители рисуют и представляют свои работы.)
Подведение итогов.
- Что вам понравилось или не понравилось на нашем сегодняшнем тренинге?
- Что для вас было новым? Пригодится данная информация в воспитании?
Р- О- Д- И- Т- Е- Л- Ь | Р- Е- Б- Е- Н- О- К- |
Р- О- Д- И- Т- Е- Л- Ь | Р- Е- Б- Е- Н- О- К- |
Р- О- Д- И- Т- Е- Л- Ь | Р- Е- Б- Е- Н- О- К- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "В царстве капризов и упрямства"
конспект родительского собрания...
Родительское собрание "В царстве капризов и упрямства"
Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их....
Презентация: «В царстве капризов и упрямства».
Презентация на тему: "Вцарстве капризов и упрямства"Наши дети рождены для счастливой жизни, и в основном зависит от взрослых, будет ли она омрачаться упрямством и излишними капризами....
Родительское собрание в младшей группе "В царстве капризов и упрямства"
Родительское собрание в младшей группе "В царстве капризов и упрямства"...
Родительское собрание на тему: «В царстве капризов и упрямства».
Все родители хотят вырастить здоровых, счастливых детей. Но иногда случаются ситуации, что опускаются руки даже у самых опытных и терпеливых родителей. Все рано или поздно сталкиваются с такими негати...
Круглый стол с родителями: " В царстве капризов и упрямства".
Обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства....
родительское собрание тренинг "В царств каприз и упрямства"
Упрямство не порок ,а капризы это зов о помощи...