Значение ритуалов в жизни группы
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Описаны ритуалы, связанные с  началом и завершения действия, помогающие сделать детей более уверенными, осознать себя, привыкнуть к режимным моментам, создать комфортную и доверительную обстановку, настроить детей на совместную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_ritualov_v_zhizni_gruppy.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «ритуал» часто подменяют понятием «традиция». Традиции – это празднование 9 мая, встреча Нового года, т.е. это связь поколений. Ритуалы не остались в прошлом – вся наша жизнь полна ими: утром мы встаем, чистим зубы, принимаем душ, выпиваем чашечку кофе или чая, прихорашиваемся, идем на работу; мужчины при встрече пожимают друг другу руки, женщины обнимаются. Если давно не виделись, спрашивают: «Как дела?». Соблюдение ритуалов может быть не очень строгим, но все же, у него есть важные детали, которых придерживаются почти все. У любого ритуала есть внутренний психологический смысл. Ритуалы выражают наше внутреннее состояние, структурируют действия, помогают общению и разрядить негативные эмоции, снимают напряжение, помогают  получить поддержку. Ритуалы могут быть разными, но их объединяет одно - они помогают сделать наш день полезным, действенным и приятным. Они тесно связаны с понятием ритма и режима дня. Давайте посмотрим, чем помогает соблюдение ритуалов в нашей работе.

Мир         малышей огромен и во многом непредсказуем. Ритуалы помогают упорядочить действительность и справиться с тревогой.  Формирование совместно с детьми общих привычек и традиций – хороший фундамент для внутреннего сплочения группы. С помощью упорядоченного поведения ребенок понимает устройство мира, так устанавливаются границы поведения, и приходит осознание себя. Детские ритуалы делают ребенка увереннее.  Ритуалы помогают детям привыкнуть к режимным моментам. Выполняя ритуал, ребенок не просто совершает некое действие, но и понимает для чего это необходимо, в результате чего формируются осознанные правильные привычки (мыть руки перед едой). Ритуалы перед началом занятия необходимы, чтобы настроить ребенка на совместную деятельность. Ритуал можно менять, но не слишком часто.

Различают ритуалы, связанные с началом действия и завершения действия. На этапе начала действия нам важно настроить ребенка на совместную деятельность, увеличить его способность к произвольному контролю, заинтересовать, создать доверительную, комфортную обстановку. Здесь используются «Приветствия», «Комплименты», «Игры с именами», «Солнечный лучик», нейропсихологические игры и упражнения, такие как «Ухо-нос», «Рисование двумя руками», «Рисунки на спине», стимулирующие упражнения – повышающие энергетический потенциал (упражнение «Идем в гости»: самомассаж ушных раковин: «идем в гости к слону» - ушки тянем вниз, «к зайке» - ушки тянем вверх, «к чебурашке» - в стороны.) «Хлопни-топни» (на звук А – хлопни, на звук У - топни. АУА (хлоп, топ, хлоп), УАА (топ, хлоп, хлоп), подкрепляем все визуально,  и другие. В ритуалах, связанных с началом действия логично использовать нейроупражнения для повышения многофункциональности головного мозга. Нейрогимнастика – это комплекс упражнений, направленный на активизацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений.

Ритуалы завершения действия. На этом этапе наша цель закрепить положительные эмоции у детей от работы на занятии, почувствовать еще раз принадлежность к группе, мышечное расслабление. Окончание занятия должно стать также, как и начало занятия, своеобразным ритуалом. Его можно также варьировать. В этой части занятия могут быть использованы упражнения «Мы вместе», «Круг друзей», «Эстафета дружбы», «Подарок», а также психогимнастические и релаксационные упражнения, такие как: «Смена ритмов» (Педагог хлопает в ладоши вместе с детьми и хором считают: раз, два, три, четыре… постепенно педагог, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.) Упражнение «Штанга» (расслабить мышцы спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным). Представьте, что на полу лежит штанга. Сделайте вдох взяли и подняли штангу над головой, зафиксировали это положение, чтобы судьи  признали нам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Ритуалы в жизни и на занятиях"

Ритуалы в жизни и на занятиях —Введение режимных ритуалов сплачивает  детей, способ­ствует формированию внимательного отношения детей друг к другу. Самомассаж и массаж парами помогает не тол...

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Картотека "Традиции и ритуалы в жизни группы"

Создание благоприятного климата в группе.  Удовлетворение потребности  детей в эмоциональном насыщении. Переключение видов деятельности....

Ритуалы в жизни дошкольника.

Повседненвные ритуалы в жизни дошкольника....

Конспект занятия в подготовительной группе «Вода в жизни человека»«Вода в жизни человека» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. Задачи: • дать знания детям о воде, как об источнике жиз

laquo;Вода в жизни человека»Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.Задачи:• дать знания детям о воде, как об источ...