Психологическая техника "Яма"
методическая разработка по психологии
Цели, задачи, планируемый результат и для чего проводится данная техника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_yama.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Техника «Психологическая Яма»
Цель: вызвать эмоциональную реакцию участников, чтобы изучить его отношение, черты характера и поведение, выявить бессознательные желания и опасения человека.
Задачи:
-понять проблемы более личного или деликатного характера;
-оценить психологическое состояние;
-создать благоприятный психологический климат;
Аудитория: взрослые (родители обучающихся ДОУ, педагоги, младшие воспитатели и др.)
Ожидаемые результаты: сохранение и укрепление психического здоровья участников образовательного процесса.
Данная техника проводится с целью выяснения проблемной ситуации и поиска необходимых средств, методов для решения конкретных проблем.
Описание техники:
- Закройте, пожалуйста, глаза, и представьте, что вы попали в лес, лес густой, дремучий. В этом лесу тихо, рядом никого нет, вы идете по тропинке, но тут, неожиданно, вы упали в яму. Представили?
- Откройте глаза, попробуйте сейчас на листе бумаги изобразить себя в этой глубокой яме в глухом лесу. (Рисуют)
- Теперь нарисуйте свои переживания, мысли в этот момент. (Если тяжело это выразить в рисунке, можно цветом или написать словами).
- А сейчас изобразите свои дальнейшие действия (что вы будете делать в этой яме).
- Давайте вместе с вами проанализируем, какие чувства, мысли вы изобразили в этот момент? (Ответы)
- Если страх, тревогу перед будущим – это в полнее нормальные чувства в данной ситуации, ну а если - самообвинение, непонимание, гнев или усталость, то это характеризует наиболее тяжелые переживания.
- Обратите внимание, на то, какой путь вы использовали для того, чтобы выбраться из этой неприятности? Или может быть кто- то и не собирался искать пути выхода из ямы, были ли те, кого это положение устраивало и не напрягало? (Ответы)
- Кто – то полагается только на себя, например, лезет вверх, делает ступеньки, цепляется за корни деревьев или зовет на помощь, обращается за поддержкой, сообщает о своих трудностях.
- Кто – то ожидает помощь извне: от друзей и родных или случайных людей. Последний вариант указывает на то, что в реальности человек не готов обратиться за помощью к близким ему людям.
- Помощь в рисунке от мужчины, например лесника, грибника, охотника или рыцаря, говорит о том, что в жизни человек также ожидает деятельное участие мужчины.
- Если помощь приходит от чуда – значит, участник надеется на изменение ситуации без собственных усилий.
Подводя итог, можно сказать о том, что пути для выхода из ямы используются разные: некоторые полагается только на себя, другие зовут на помощь, обращаются за поддержкой, сообщают о своих трудностях, третьи же предпочитают все оставить как есть, не прилагают никаких усилий.
А еще это наглядно показывает такое выражение, как «Психологическая яма», попасть в «психологическую яму», которая может быть причиной профессионального выгорания педагогов, плохого самочувствия наших родителей, которые могли попасть в сложную жизненную ситуацию, а соответственно это в дальнейшем влияет и на психологический климат в семье и на эмоциональное состояние ребенка.
Можно провести аналогию данной техники с жизненными ситуациями, в которых мы оказываемся изо дня в день в течение всей нашей жизни, и на рисунках видно наше поведение в сложных жизненных ситуациях.
Итак, что же такое яма? Яма — это особое психоэмоциональное состояние, которое возникает во время серьезных трудностей. Каждый из нас хоть раз чувствовал, что находится в огромной яме проблем, как будто бы жизнь проверяет тебя на прочность. Как будто что- то тянет тебя вниз, ко дну.
Как понять, что находишься на краю психологической ямы?
Понять, что вы уже стоите на краю такой ямы, довольно просто. В какой-то момент вы осознаете, что, что бы вы ни делали, ситуация не меняется (отношения в семье не налаживаются, на работе не клеится, дети тебя не понимают, вес стоит на месте и так далее).
Что делать, если вы свалились в яму?
В эти моменты все, что хочется, это закрыться от всех, уйти туда, где тебя никто не найдет, не выходить из дома, ни с кем не разговаривать и жалеть себя, как будто это что то исправит.
Первое, что нужно сделать, чтобы выйти из ямы, это признаться себе, что вы в яме и перестать эту самую яму копать.
Второе — резко сменить обстановку. Уехать туда, где вы ни разу не были, в другую страну, в другой город, на дачу, отдохнуть, познакомиться с новыми людьми и отвлечься.
Третье, что нужно сделать — пообщаться с теми, кто уже был в подобной ситуации. Нет, не для того чтобы те пожалели и сказали “Как же я тебя понимаю”. Нужно перенять опыт и продумать шаги, которые помогут в дальнейшем изменить ситуацию.
Четвертый шаг — провести анализ, что именно тянет вас на дно и, возможно, придется от чего- то отказаться:
- Вредные привычки;
- Общение с людьми “вампирами”, “нытиками”;
- Бессмысленное времяпровождение в соцсетях, просмотр роликов, клипов, новостей и так далее.
Пятый этап — отряхнувшись от того, что вас тяготило, и, набравшись сил, работать над исправлением ситуации. Ну а для этого можно заручиться поддержкой близких людей и обратиться к психологу.
После проведения данной техники с педагогическим коллективом ДОУ либо с родителями обучающихся, проводится анализ рисунков педагогом – психологом, индивидуальные беседы со взрослыми по данным рисункам. Заостряется внимание на тех рисунках, которые вызывают вопросы и опасения. После выявления проблемы в ходе личной беседы выстраивается дальнейшая работа с конкретными участниками образовательного процесса.
Намечается план действий по решению данной конкретной ситуации. Педагог или родитель получает от психолога индивидуальную консультацию. В некоторых случаях может потребоваться иная работа по коррекции психологического состояния и повторное посещение у педагога – психолога до устранения тревожного состояния и получения положительного настроя человека.
Только спокойный, уравновешенный и положительно настроенный взрослый, будь то педагог или родитель, может правильно воспитывать и обучать детей.
В последствие педагогом – психологом проводится профилактическая работа, способствующая улучшению психического и эмоционального состояния, повышению профессиональной компетенции педагогов, снижению уровня тревожности у родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения
Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...
Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»
Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»
Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...