Семинары-практикумы, деловая игра для педагогов
методическая разработка по психологии

Кравченко Лилия Николаевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

ДЕЛОВАЯ ИГРА

(выступление на педсовете)

«Повышение качества образования в дошкольной организации через эффективное взаимодействие с семьями воспитанниками»

Подготовил

педагог-психолог:

Кравченко Л.Н.

Ноябрь, 2023год

Деловая игра «Эффективное взаимодействие с родителями»

Самое начало Настрой на педсовет

Упражнение «Ваши ожидания от педсовета…»

Педагог-психолог передает по кругу коробочку с звёздочками разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). После того, как все участники взяли звездочки, просит обратить внимание на цвет, каждая из звездочек имеет определенное значение:

 Зеленый - ожидаю успех на сегодняшнем семинаре.

 Красный – желаю общаться

 Желтый – буду проявлять активность.

  Синий – буду внимательна к окружающим

Теперь мы можем понимать с какой мотивацией вы сегодня пришли на наш педсовет и как готовы на нём работать.

  1. Моё вступление

Добрый день, уважаемые коллеги! Продолжая говорить об очень важной и в тоже время необходимой теме: Эффективное взаимодействие с родителями, я предлагаю, немного отвлечься и выполнить со мной одно очень простое  упражнение. Оно называется «Кто быстрее?»

  1. Упр «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива

Педагоги должны быстро, без слов, построиться, используя следующие команды:

  • Квадрат;
  • Буква «П»;
  • Треугольник;
  • Птичий косяк;
  • Буква «К»;
  • Ромб;
  • Трапеция.
  1. Притча «Страшный сон»

Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хорошем воспитателе   множество причин порождают сложные отношения. В общении всегда кто-то является инициатором. Как это эффективнее сделать? В этом нам поможет притча «Страшный сон».

«Страшный сон»

Инструкция: прослушайте эту притчу и ответьте на вопрос:

  • В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Комментарии педагогов

  • Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка - как первый или как второй толкователь? (ответы педагогов)

Психолог: 

- Есть такое понятие Психологический бутерброд, когда мы подаем информацию слоями:

 1 – какие-то успехи ребенка;

 2 – проблема, какого опыта не хватает ребенку;

 3 – что-то положительное, например, прогноз.

4. Игра «Подбери словечко» (работа в группах)-распределение по цветным кружочкам (зелёный -жёлтый)

Говоря об эффективной работе с семьями наших воспитанников, можно отнести два очень важных термина-слова без которых не получится слаженной работы с родителями: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» и «СОТРУДНИЧЕСТВО».

Итак, давайте распределимся на две группы по цветам. Обратите внимание какой цветной кружок на вашем стуле.

Зелёные – 1 группа (у вас слово «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»), жёлтые -2 группа (у вас слово «СОТРУДНИЧЕСТВО»).

 Инструкция: вы должны на каждую букву слова подобрать слово, подходящее по смыслу по данной теме. Слова могут быть любые существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Например, В - воспитатель, З – знакомство, А – анкетирование, И – игра, М – мероприятие, О – открытое занятие, Д – досуг, Е – естественность, Й – интерес, С – семинар, Т – тематические, В – викторина, И – интеллигентный, Е – ежедневный.

СОТРУДНИЧЕСТВО- С-сложный, О-ответственный, Т- талантливый, Р-ребёнок, У- увлекательный, Д-друзья, Н-не решительный, И- инфантильный, Ч-часто болеющий, Е-единство, С-сплочение, Т-творчество, В-вежливый, О-одарённый.

  1. Упражнение «Формы работы с родителями».

(мольберты-2 шт, заготовка ромашек на 2 группы, скотч)

Психолог: все вы знаете разные формы работы с родителями, поэтому сейчас я предлагаю с помощью   лепестков ромашки собрать все эти формы : и традиционные и не традиционные.

1 группа (зелёные)– традиционные формы;

2 команде - нетрадиционные формы.

Итог: не важно, какие формы сотрудничества вы применяете, главное установить партнёрские доверительные отношения с родителями, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов

  1. Рефлексия.

Упражнение «Откровенно говоря…»

По желанию педагоги берут незаконченное предложение и заканчивают его так как они хотят.

Приложение 1

Формы с родителями:

1.ТРАДИЦИОННЫЕ:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные консультации;
  • посещения на дому;
  • беседы (индивидуальные, групповые);
  • день открытых дверей;
  • анкетирование, утренники;
  • развлечения совместно с родителями;
  • участие родителей в творческих выставках, конкурсах

          2. НЕ ТРАДИЦИОННЫЕ:

  • дискуссии;
  • круглые столы;
  • родительские чтения;
  • родительская почта;
  • родительские ринги;
  •  игровые тренинги;
  • семейные клубы;
  • творческие вечера;
  • практикумы;
  • соревнования, КВН, викторины
  • деловая игра, игротека.

Приложение 2

  1.  Откровенно говоря, когда, я разговариваю с родителями…
  2. Откровенно говоря, когда моя работа с детьми…
  3. Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
  4. Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
  5. Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…
  6. Откровенно говоря, после рабочего времени…
  7. Откровенно говоря, неприятности на работе…
  8. Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…
  9. Откровенно говоря, люди с которыми я работаю…
  10. Откровенно говоря, моё здоровье…
  11. Откровенно говоря, мои успехи на работе…
  12. Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
  13. Откровенно говоря, когда я вижу ребёнка…
  14. Откровенно говоря, моя работа…
  15. Откровенно говоря, когда не могу справиться с дисциплиной на занятии…
  16. Откровенно говоря, когда родитель меня не понимает…

Откровенно говоря, когда, я разговариваю с родителями…

Откровенно говоря, когда моя работа с детьми…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…

Откровенно говоря, после рабочего времени…

Откровенно говоря, неприятности на работе…

Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…

Откровенно говоря, люди с которыми я работаю…

Откровенно говоря, моё здоровье…

Откровенно говоря, мои успехи на работе…

Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

Откровенно говоря, когда я вижу ребёнка…

Откровенно говоря, моя работа…

Откровенно говоря, когда не могу справиться с дисциплиной на занятии…

Откровенно говоря, когда родитель меня не понимает…



Предварительный просмотр:

Семинар- практикум  для воспитателей

Особенности работы с гиперактивными детьми

Помните, что «…

норовистые дети похожи на розы - им нужен особый уход.                                                                                                         И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту».                                                                                                      
              (Мэри Ш. Курчинка).

Цель семинара:

повышение психологической компетентности воспитателей при работе с гиперактивными детьми.

Задачи:  

  • раскрыть особенности гиперактивного ребёнка;
  •  выработать эффективные приёмы взаимодействия с гиперактивными детьми

Материалы и оборудование:   листы бумаги А4, вырезанные из бумаги силуэты мальчика и девочки формата А3; скотч; карандаши; ручки; цветные ленточки разного цвета шириной 1,5см; мультимедийная доска для показа слайдов, коробка- а в ней: колючий  и обычный шарик, кубик, звёздочка.  Рефлексивный кубик.

План проведения семинара:

  1. Введение в  тему семинара
  2. Просмотр отрывка из мультфильма « Как Петя Пяточкин слоников считал» (реж. А. Викен, СССР, 1984г, продолжительность – 6 минут)
  3. Сообщение темы семинара (продолжительность,  озвучить цели)
  4.  Упражнение «Ассоциация»

Гиперактивный ребёнок – это…

  1. Работа в малых группах

 Портрет гиперактивного ребёнка

  1. Мини-лекция

«Что такое гиперактивность?»

  1. Упражнение «Инструкция»
  2.  Коррекция гиперактивности (практикум):
  • Как выявить гиперактивного ребёнка?
  • Психотерапевтическая помощь в работе с гиперактивными детьми;
  • Как работать с родителями гиперактивного ребёнка?
  1. Упражнение «Колпак мой треугольный…»
  2. Рефлексия
  • Полезна ли для Вас была эта встреча?
  • Какие конкретные приёмы вы будете использовать в своей работе?
  • Сегодня меня удивило…
  • Что было интересного?
  • Что не понравилось?
  • Было ли для Вас что-то новое?

Ход семинара:

Перед началом семинара каждый участник выбирает себе ленточку любого цвета, который прикрепляет к одежде. Это позволит распределить участников по группам.

Слайд 2.1. Вступительное слово.

Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки звездочку). 

А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик). 

Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить со взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий шарик). 

А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать шарик).

Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ».

Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я смогу сделать, чтобы он был счастлив? ».

Слайд 3.2. Просмотр отрывка из мультфильма.

Предлагаю вам сейчас посмотреть отрывок из мультфильма « Как Петя Пяточкин слоников считал», который поможет нам настроиться на тему нашего семинара.

Слайд 4. Вопросы для обсуждения:

  1. Кто главный герой мультфильма?
  2. Какие симптомы гиперактивности можно увидеть в поведении Пети?
  3. Какие трудности возникают у воспитательницы в работе с детьми?
  4. Какой нетрадиционный способ воздействия на поведение ребёнка использовала воспитательница?

3. Сообщение темы семинара.

Тема нашего семинара «Особенности работы с гиперактивными детьми».

На нашей встрече мы попробуем  познакомиться с особенностями проявления гиперактивности у детей дошкольного возраста. А также   выработать эффективные приёмы взаимодействия с гиперактивными детьми. Приблизительно семинар будет длиться от 1 до 1,5 часов.

4.Упражнение  «Ассоциация»

Инструкция: каждому педагогу предлагается назвать первые ассоциации, которые приходят сразу в  голову, когда речь идет о гиперактивном ребенке.  

Например, начнём с меня: гиперактивный ребёнок – это мотор и т.д.

Психолог резюмирует высказывания педагогов.  

  1. Работа в малых группах

Гиперактивные дети есть в каждом детском саду, практически в каждой группе. Вспомните, какие они, как ведут себя, чем выделяются на фоне других детей, из каких они семей…

Инструкция: Сейчас каждая группа педагогов получит  силуэты детей (условно им 4-6 лет) и карточки “Портрет “особого” ребенка”, на которых перечислены индивидуальные особенности   детей, имеющие нарушения в эмоциональной сфере. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны гиперактивному ребенку. Ваша задача составить портрет гиперактивного ребенка дошкольного возраста. Затем каждая подгруппа зачитывает свою характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

Психолог подводит итог работы в группах.

Слайд 5. 6. Мини-лекция « Что такое гиперактивность?»

Слово «Гипер…» - от греческого Hyper–над, сверху. Слово «Активный» - пришло в русский язык из латинского «actives» и означает – деятельный, действенный. Гиперактивность- это  беспокойная физическая и умственная активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением.  Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность.

Первые проявления синдрома гиперактивности наблюдаются в  

повышении мышечного тонуса, чрезмерной чувствительности ко всему, раздражительности (к свету, к шуму), нарушении сна, подвижности и возбуждённости во время бодрствования. 

В 3-4 года заметной становится неспособность ребёнка сосредоточенно заниматься чем-либо (спокойно слушать сказку, играть в игры, требующие концентрации внимания), деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Слайд 6. Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является патология беременности, родов, инфекций и интоксикаций первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.

Многие дети с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи, трудности в формировании навыков чтения, письма и счета. У 66%  детей с диагнозом СДВГ – обнаруживают признаки дислексии и дисграфии. У 61% с тем же диагнозом – признаки дискалькулии (нарушение формирования навыков счета, определения «право», «лево», формы предметов, арифметические действия с переходом через десяток).

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач – невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Однако подход к лечению гиперактивного ребёнка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным при участии многих специалистов: невролога, педагога, психолога…

Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей. Родители, как правило, более склонны доверять врачу, нежели педагогам и психологам. Поэтому желательно, чтобы именно медицинский специалист объяснил им, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решать волевыми усилиями. Ребенок ведет себя именно таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии. Факторы, считающиеся основными причинами возникновения ММД:

  • асфиксия при родах;
  • внутриутробная гипоксия;
  • нейроиммунный конфликт между матерью и плодом и т.д.
  1. Упражнение «Инструкция»

Цель: формировать умение слушать друг друга

 Инструкция: возьмите лист бумаги в руки и закройте глаза. Сейчас вы будете выполнять определенные действия с данным листом бумаги. Вы должны точно следовать инструкции, так чтобы результату всех был одинаковый.

  • Согните лист пополам
  • Еще раз пополам
  • Оторвите верхний правый угол
  • Оторвите нижний правый угол
  • Что у вас получилось? (участники разворачивают свои листы)

Вывод: в процессе общения одинаковая информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим некого напряжения, а значит возникает опасность конфликта

  1. Коррекция гиперактивности:
  • Слайд 7-9.   Как выявить гиперактивного ребёнка?

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребёнка:

Критерии выявления гиперактивности у ребёнка:

Дефицит активного внимания

Двигательная расторможенность

Импульсивность

1

Непоследователен, с трудом  удерживает внимание в течение длительного времени

Постоянно ёрзает; проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, на стуле, бегает, забирается куда-либо)

Начинает отвечать, не дослушав вопроса

2

Не слушает, когда к нему обращаются; приступает к выполнению задания с энтузиазмом, но не заканчивает его.

Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве

Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговор других.  

3

 Испытывает трудности в организации режимных моментов.

Очень говорлив

Плохо сосредотачивает внимание

4

 Рассеянный, часто теряет вещи

Не может дожидаться вознаграждения

5

Избегает выполнения  скучных заданий и тех, которые требуют умственных усилий.

Не может контролировать и регулировать свои действия.  

6

Забывчив

 

Если у ребёнка возрасте до 7 лет проявляются  6 из перечисленных признаков и более,  можно предположить (но не поставить диагноз!), что он – гиперактивен. Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребёнка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом всё пройдёт». В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или неврологу. Важно убедить родителей, что ребёнку необходима помощь специалиста.

  • Слайд 10-12. Психотерапевтическая помощь в работе с гиперактивными детьми.

Психолог: Работая с гиперактивными детьми, можно выделить следующие коррекционные методы, которые очень хорошо работают и приносят не плохие результаты:

  • Мульттерапия;
  • Игротерапия;
  • Сказкотерапия (танцевально-двигательная сказкотерапия, фитбол-сказки, сочинение сказки, работа со сказкой).

Психолог знакомит педагогов  и раздаёт одновременно с разработанной памяткой и идёт  в процессе обсуждение.

  1. Упражнение «Колпак мой треугольный…»

Цель: развитие концентрации внимания, осознание своего тела, умение управлять движениями и контролировать своё поведение.

Играющие, сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но педагоги, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, её можно сократить.

  • Слайд 13-14. Как работать с родителями гиперактивного ребёнка?

Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при воспитании своих детей. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов.  Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой,  стараются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая его необходимой для него поддержки взрослых.

Некоторые родители начинают винить себя в том, то он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которые в свою очередь негативно влияют на чувствительного ребенка).

    Многие из проблем гиперактивного ребенка происходят из-за неосведомленности родителей.

        Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если родители сами очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздывают, торопятся, то пора начинать работать с самих родителей. Необходимо объяснять им, что «мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и по реже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.

  1. Рефлексия (рефлексивный кубик)

С помощью кубика, педагоги отвечают на вопрос, который ему выпадает:

  • Полезна ли для Вас была эта встреча?
  • Какие конкретные приёмы вы будете использовать в своей работе?
  • Сегодня меня удивило…
  • Что было интересного?
  • Что не понравилось?
  • Было ли для Вас что-то новое?

Психотерапевтическая помощь в работе с гиперактивными детьми

Игротерапия

Кино- и мульттерапия

Сказкотерапия

1.«Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимания на деталях.

2.«Ласковые лапки» (Шевцова И.В. )

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

3.«Кричалки-шепталки-молчалки» (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу волевой регуляции

4. «Гвалт» (Коротаева Е.В.)

Цель: развитие концентрации внимания.

5. «Передай мяч» (Кряжева Н.Л.)

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

6. «Слушай  хлопки» (Чистякова М. И.)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

7. «Замри» (Чистякова М. И.)

Цель: развитие внимания и памяти.

8.«Говори» (Лютова Е. К., Монина Г. В.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

9.«Час тишины и час «можно»» (Кряжева Н. Л., 1997)

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением.

10.«Колпак мой треугольный» (Старинная игра)

Цель: научить концентрировать внимание способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.

11.«Слушай команду» (Чистякова М. И.) 

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

12.«Расставь посты» (Чистякова М. И.)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

13.«Запрещенное движение» (Кряжева Н. Л., 1997)

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

14. «Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

15.«Веселая игра с колокольчиком» (Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999)

Цель: развитие слухового восприятия

16. «Что слышно?» (Чистякова М. И.)

Цель: развивать умения быстро сосредоточиться.

Мультфильмы:

1.«Непослушный котёнок» («Союзмультфильм», 1953г);

2. «Маша больше не лентяйка» («Союзмультфильм», 1978г);

3. Серия мультфильмов про обезьянок («Союзмультфильм» 1983-1997гг);

4. «Непослушный медвежонок» («Пилот», 2006г);

5. «Нехочуха» («Экран», 1986г);

6. «Осьминожки» («Экран», 1976г);

7. «Крылья, ноги и хвосты»(«Экран», 1986г);

8. «Непоседа» («Беларусьфильм», 1983г);

9. «Вот какой рассеянный» («Экран», 1975г).

Кинофильмы:

1.«Магия чёрная и белая» («Ленфильм», 1983г);

2. «Деловые люди»/ «Вождь краснокожих» («Мосфильм», 1962г);

3. Алёша Птицын вырабатывает характер» («Ленфильм», 1953г);

4. «Трудный ребёнок» (США, 1990г);

5. «Трудный ребёнок 2» (США, 1991г);

6. «Ужасный Генри» (Великобритания, 2011г).

1.Танцевально-двигательная сказкотерапия: физкультминутки, психогимнастика, двигательные рассказы, психодинамическая гимнастика;

2. Фитбол-сказки (авторы методики А.А. Потапчук и Т.С. Овчинникова). Это новое направление двигательной сказкотерапии. Они представляют собой танцевальные игры, которые проводятся с использованием коррекционных мячей (фитболов), и общеразвивающих движений, разученных с детьми заранее. Во время занятий с мячами происходит совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного аппарата, что необходимо для коррекции детей с СДВГ. Вибрация вместе с движениями усиливает импульсацию рецепторов, возбуждая двигательную зону коры головного мозга. Фитбол-сказки способствуют развитию у детей чувства ритма, координации, равновесия, речи. Лучше всего их проводить в физкультурном зале совместно с инструктором по физической культуре.

Виды работы с фитбол-сказкой:

  • Разучивание упражнений на фитболах с использованием стихов;
  •  Совместное придумывание упражнений, имитирующих животных или знакомые предметы;
  •  Самостоятельное придумывание сказки детьми с использованием ранее разученных упражнений.

3.Сочинение сказки.

Цели:

  • Эмоционально поддержать малыша, успокоить его;
  • Помочь ему овладеть способами преодоления текущей проблемной ситуации.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определённой последовательности:

  • «Жили-были…» (начало сказки, встреча с её героями, узнаваемыми и понятными ребёнку героями);
  • «И вдруг однажды…» (герой сталкивается с какой-то проблемой/конфликтом/страхом);
  • «Из-за этого…» (сказка меняет направление, чтобы показать, в чём состоит решение проблемы и как это делают её герои);
  • Кульминация (герои сказки справляются с трудностями);
  • Развязка, результат действий героев сказки (проходя через все испытания, герой сказки проявляет свои лучшие качества и в итоге оказывается вознаграждён).

 

 

 



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства»

Цель:

Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса

Задачи:

  • настроить педагогов на работу, помочь раскрыть свои личностные качества, создать условия для эффективного сотрудничества;
  • определить критерии, характеризующие педагогическую культуру воспитателя современного дошкольного учреждения;
  • формировать у педагогов навыки группового взаимодействия, чёткое осознание себя как педагога-профессионала;
  • способствовать повышению грамотности речи и формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Материалы к семинару: фломастеры, притчи «Учитель и ребёнок», притча «Маленький кактус», цветные цветочки (на деление по группам), стакан воды, соль, перец, горсть земли, пустая бутылка с крышкой, рубашка, открытки подарочные, подарочная коробка, листы А4.

  1. Слайд 1 Введение в тему.

«Здравствуйте, уважаемые коллеги. Пожалуй, начнем нашу встречу с цитаты: «Педагог соединяет в себе интеллект учёного, талант актёра, убеждённость политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера и гибкость дипломата».

- Согласны ли вы с ней? (ответы педагогов)

        В современном стремительно развивающемся обществе всё больше возрастает потребность в профессионально компетентных педагогах.Одна из первостепенных задач в работе современного педагога это формирование собственной психолого-педагогической культуры.

        И сегодня тема нашего семинара: «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства».                

        Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте узнаем, что такое вообще понятие  «культура».

        Слайд 2.Впервые этот термин встречается в одном из произведений известного оратора Цицерона (45 г. до н. э.).

        В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение, как совокупность созданных человечеством традиций благ и ценностей. В современной литературе существует более 500 определений культуры.

        Но сегодня мы остановимся и разберём подробно   понятие -  «психолого-педагогическая культура».

        «Понятие «психологическая культура» является сравнительно новым. Оно образовалось на пересечении разных наук: философии, социологии, этики и психологии.

        В.А. Сухомлинский называл знание психологической культуры "азбукой самопознания и самоутверждения, культурной духовной жизни личности".

        Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан.         Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой  культуры, уметь использовать ее в профессиональной  деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, педагог должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества. 

Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания.

Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

  1. Упражнение «Крылатые ассоциации»

        Чтобы понять слова Вольтера:«Только тот, кто владеет собой, может повелевать миром», я предлагаю послушать одну притчу:

        Сидит мудрец у обочины и смотрит на дорогу. Видит, идет учитель и ведет за собой ребенка. Учитель и ребенок подошли к мудрецу поздоровались. Учитель спросил у мудреца:

-Что ты здесь делаешь, старик?

- Жду тебя. – ответил старик. – Тебе ведь дали этого ребенка на воспитание?

- Да! – ответил учитель.

- Так бери с собой мудрость. Если ты хочешь посадить для человека дерево, посади плодовое дерево. Если захочешь подарить человеку лошадь, подари самого лучшего скакуна. А если отважишься воспитать человеку ребенка, верни его «крылатым».

- Как я это сделаю, если сам не умею летать?

- А ты попробуй! – сказал мудрец и закрыл глаза.

        Прошли годы, мудрец всё так же сидел у обочины дороги и смотрел в небо. Вдруг видит, по небу летит ребёнок, а за ним его учитель. Они приземлились, подошли к мудрецу, и поклонились.

- Я возвращаю «крылатым» ребёнка! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего воспитанника.

        А мудрец посмотрел на крылья учителя и произнёс: «А меня больше радуют твои крылья. Что бы воспитать крылатого ребенка, нужно самому научиться летать!»

        Из этой притчи можно сделать вывод, что, если педагог хочет воспитать в ребенке самые лучшие качества, он должен сам обладать ими. В этом и заключается профессионализм педагога.

  1. Упражнение «Портрет идеального воспитателя».

- А сейчас, давайте с вами подумаем и назовем качества идеального педагога с помощью упражнения «Портрет идеального воспитателя».

Психолог:один участник называет какое-то одно прилагательное, затем передает мяч следующему человеку, который называет уже сказанное и добавляет к нему своё, далее мяч передается следующему и т. д. Если человек забывает последовательность, группа ему помогает.

Психолог: на самом деле мы знаем, что идеальных людей не бывает, как не бывает и идеальных педагогов,  но  стремиться,  ими быть, необходимо для всех нас. Все  мы такие разные. И у каждого из нас свой подход к детям, своё видение воспитания и обучения, свои методы преодоления педагогических проблем.

- Но как узнать правильность выбранных стратегий?

        Слайд 3.Накануне я раздавала Вам  опросник:  «Определение стиля общения воспитания с детьми». Все ответили на него так, как посчитали нужным. Правильных и не правильных ответов здесь не было. Итак, давайте разберём, что у нас получилось (результаты педагогов прилагаются). В опросе принимало  участие 17 педагогов.

 12 педагогов (71%)- используют в своей профессиональной деятельности  демократический стиль и 5 педагогов (29%) имеют авторитарный стиль воспитания в работе с детьми.

Типология стилей воспитания

Существует три стиля воспитания:

  1. Авторитарный стиль

Авторитарные взрослые добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию. Уровень требований и контроль за поведением детей сверхвысокие. При таком типе воспитания строгость и наказание – основные педагогические средства. Любая инициатива дошкольников воспринимается таким педагогом как акт своеволия, как посягательство на его авторитет и достоинство. Этот стиль руководства является средством реализации тактик диктата и опеки.   В итоге формируется ущербный ребёнок. Общие черты детей при таком воспитании – заниженная самооценка, неуверенность всебе.

  1. Либеральный (попустительский)  стиль

Попустительский стиль характеризуется стремлением педагога максимально обеспечить свою задачу и не брать на себя лишнюю, по его мнению, ответственность, за исключением, быть может, тех случаев, когда возникает угроза жизни, физической травмы ребенка. Формально выполняя свои обязанности, такой педагог на деле пытается самоустраниться от руководства коллективом детей.

Внешне привлекательное, на самом деле такое отношение свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка. Такой стиль воспитания формирует в ребёнке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделён вниманием. Дисциплина в группах, руководимых такими педагогами, нередко бывает неудовлетворительной.

3. Демократический стиль

«Один в поле не воин» — гласит старинная пословица. Пожалуй, нигде так убедительно не проявляется справедливость этой мудрости, как в воспитании подрастающего поколения.Взрослые, декларирующие этот стиль  общения, уважительно относятся к детям, стараются наладитьэмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Но подавляя строгостью инаказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают почему, в силу каких причиннеобходимо выполнить то или иное требование. У таких взрослых в общении с детьмипреобладают положительные оценки, жизнеутверждающий оптимистический стиль. Они воспитывают организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, неподавляя активности детей. Демократический стиль воспитания наиболее продуктивен ввоспитании личности ребенка. У детей формируется чувство собственного достоинства.

Психолог: 

- Характеристика приведенных выше стилей педагогического общения дана в «чистом» виде. Вместе с тем, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приёмы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

      Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в детской группе. Так, если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высока вероятность, что дети будут общаться друг с другом по таким же правилам. И напротив, авторитарное отношение педагога к детям, подавление самостоятельности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка, может приводить к низкой групповой сплоченности, частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении. Для практической наглядности целесообразно сопоставлять результаты диагностики характера взаимодействия педагогов с детьми с особенностями взаимоотношений в детской группе.

  1. Слайд4. Компоненты психолого-педагогической культуры педагога:
  1. Упражнение «Ключевые слова» (мозговой штурм)
  • общая педагогическая эрудиция и компетентность;
  • интеллигентность;
  •  высокая нравственность;
  • вербальное и  невербальное общение;
  • владение педагогическим тактом и эмпатией;
  • культура внешнего вида;
  •  способность к саморазвитию и самораскрытию;
  • развитая культура поведения;
  • личностная самостоятельность и дисциплинированность педагога;
  •  толерантное восприятие чужих традиций и верований;
  • гибкость, способность к рефлексии;
  • развитое творческое мышление.
  1. Слайд 5.Практикум по теме.
  1. Упражнение «Проблемные ситуации» (работа в группах)

        Педагогический такт – драгоценное профессиональное качество педагога, подсказывающее ему меру проявления эмоций при применении средств педагогического воздействия. С ним связаны такие качества, как выдержка, терпение, самообладание.

        И сейчас мы применим свои качества, которыми обладаем и разберём педагогические ситуации в работе с детьми и с их родителями.

        Итак, нам необходимо разделиться на 2 группы (красные и зелёные цветы).

Психолог:у вас в конвертах описаны проблемные ситуации. Две ситуации относятся в работе (педагоги-дети) и две ситуации-  (педагоги-родители).Ваша задача обсудить и найти пути решения в данной ситуации. Если нужно ответ можно записать на бумаге.

  1. Слайд 6.Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека».

Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.

Нам необходим стакан с чистой водой, соль, перец, ложка земли.

Психолог:Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя всё - и хорошее, и плохое.

Соль – грубые, солёные слова;

Перец – жгучие, обидные слова;

Ком земли  – невнимательность, безразличие, игнорирование.

Когда мы это все смешаем – получим состояние человека.

  • Сколько пройдет времени, пока все осядет и  забудется?
  • А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.

Обсуждение

- Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?

Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.

  1. Слайд 7. Упражнение «Психологический этюд»

Для следующего упражнения мне понадобится два добровольца.

Послушаем диалог этих двух людей:

В1 – это шесть

В2 – нет, это девять

В1 – да нет, это шестерка

В2 – какая это шестерка, когда это девятка

В1 – это самая настоящая шестерка

В2 – ты что-то путаешь. Это настоящая девятка

В1 – Ты что, не в своем уме? Смотришь и не видишь!

В2 – Да нет, это ты слепая, это тебе надо лечиться!

Психолог: то есть нежелание понять другого, уверенность, что ваша мысль единственно правильная – кратчайший путь к непониманию, а часто и к возникновению конфликта. Вы со мной согласитесь, что и  в жизни тоже так бывает.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:

 (раздать таблицы)

Способы разрешения конфликтов

Пояснение

1

Конкуренция (соревнование)

предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера.

2

Избегание (уклонение)

сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера.

3

Компромисс

достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

4

Приспособление

предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

5

Сотрудничество

является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Памятка «Согласие, несогласие, оценка»

Этифразы, можно использовать в своей работе с родителями и просто с людьми во время общения. Они помогут избежать конфликт.

  1. Слайд 8.Упражнение «Близнецы»

Психолог: настоящий педагог должен быть не только хорошо подготовленным теоретически, но и на практике уметь применять свои знания. Педагоги, которые только начинают или уже работают в дошкольном образовании, хорошо знают, насколько важно развивать общую координацию движений и мелкую моторику рук у дошкольников. Поэтому следующее упражнение будет способствовать развитию общей координации движений и согласованности действий.

Инструкция: перед вами на столе лежат: рубашка с расстегнутыми пуговицами; бутылка с завинчивающейся крышкой; подарочная коробка; лента, свернутая в рулон;  цветные фломастеры  картон для изготовления открытки.

Вам нужно объединиться в пары. Пара «близнецов» обнимает друг друга крепко за талию так, чтобы у каждого была свободной только одна рука: у одного - левая, у другого - правая. Пары подходят к столу с предметами и по моей команде своими свободными руками выполняют следующие команды:

- застегнуть рубашку;

- закрутить на бутылке крышку;

- оформить открытку;

- составить предметы в коробку.

8. Слайд 8.Упражнение «Без маски»

(Упражнение выполняется по кругу).

Психолог:говорят: «Жизнь – театр, а все мы в нем актёры». Актёры всегда носят маски. Все зависит от обстоятельств, какую маску и в какое время одеть, но иногда так хочется сбросить её и открыть свою душу. Я предлагаю это сделать, на миг снять привычные маски и откровенно закончить фразы, которые написаны на листочках.

- Я хочу научиться лучше...

- Мне особенно приятно, когда меня...

- По-настоящему мне хочется...

- Единственное, что я хотела бы изменить в себе, это...

- Что мне больше всего нравится в себе...

- Мне очень трудно забыть..., но я...

- Больше всего я люблю (умею)...

- Мне хорошо, когда...

- Я выхожу из себя, когда...

- Я могу быть ветерком, потому что...

- Я словно птичка, потому что...

- Я никогда не забуду день, когда...

- Мне нравится, когда окружающие...

- Мне бывает стыдно, когда я...

- Я чувствую себя неловко, когда...

- Особенно меня раздражает, что я...

- Я не очень хорошо умею...

- Мне лучше помолчать, когда нахожусь...

- В незнакомом обществе я, как правило, чувствую себя...

- Однажды меня очень напугало то...

- В обществе мужчин я обычно чувствую себя...

- Я превращаюсь в тигра, когда...

- Я словно муравей, когда...

Обсуждение.

Участники делятся эмоциями, которые возникали во время выполнения упражнения.

Психолог:действительно, нам очень трудно откровенно говорить о себе. Но мы педагоги и для нашего профессионального роста мы должны учиться понимать себя, не стесняться делиться тем, в чем нуждаемся, в помощи, то есть, быть откровенными друг с другом.

  1. Упражнение «Самопрезентация»

Психолог: очень хочется закончить наш семинар на позитивной ноте. Мы все педагоги творческие люди, поэтому я предлагаю вам  рассказать о себе необычным способом друг другу (может кто-то ещё не знает о вас чего - нибудь?)

Психолог:

Задание:

Нарисуйте овал во весь лист, пусть это будет лицо. Для того чтобы оживить его, нарисуйте:

▪ вместо глаз то, на что вы больше всего любите смотреть;

▪ вместо носа то, чем вы больше всего любите дышать, что вам нравится нюхать;

▪ вместо рта то, о чем больше всего любите кушать;

▪ вместо ушей то, что больше всего любите слушать;

  • вместо волос опишите свои мечты.

- Теперь положите ваши рисунки на стол и походите, посмотрите на галерею рисунков ваших коллег.

Обсуждение (по желанию участники рассказывают о своих работах)

И в завершение нашей встречи, я хочу прочесть небольшую притчу «Маленький кактус».

Притча «Маленький кактус»

Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет колючек, и они не любят нас! Проходя мимо только, и думают, как нас пнуть побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми.

И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь, стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, как водится, укололся и произнес: «Ты такой же уродец, как и остальные» и отошел. Огорчился наш кактусёнок, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок.

Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком уродце может быть красота!»

Так давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту и доброту,  коллеги!

  1. Слайд9.Завершение семинара.

Рефлексия

  1. Опыт (что делали, помните?)
  2. Рефлексия (какие ощущения?)
  3. Информация (какую информацию получили, какие выводы сделали?)
  4. Действия (как вы будете действовать в будущем?)

Приложение1

Диалог двух людей:

В1 – это шесть

В2 – нет, это девять

В1 – да нет, это шестерка

В2 – какая это шестерка, когда это девятка

В1 – это самая настоящая шестерка

В2 – ты что-то путаешь. Это настоящая девятка

В1 – Ты что, не в своем уме? Смотришь и не видишь!

В2 – Да нет, это ты слепая, это тебе надо лечиться!

Диалог двух людей:

В1 – это шесть

В2 – нет, это девять

В1 – да нет, это шестерка

В2 – какая это шестерка, когда это девятка

В1 – это самая настоящая шестерка

В2 – ты что-то путаешь. Это настоящая девятка

В1 – Ты что, не в своем уме? Смотришь и не видишь!

В2 – Да нет, это ты слепая, это тебе надо лечиться!

Приложение 2

Я хочу научиться лучше...

- Мне особенно приятно, когда меня...

- По-настоящему мне хочется...

- Единственное, что я хотела бы изменить в себе, это...

- Что мне больше всего нравится в себе...

- Мне очень трудно забыть..., но я...

- Больше всего я люблю (умею)...

- Мне хорошо, когда...

- Я выхожу из себя, когда...

- Я могу быть ветерком, потому что...

- Я словно птичка, потому что...

- Я никогда не забуду день, когда...

- Мне нравится, когда окружающие...

- Мне бывает стыдно, когда я...

- Я чувствую себя неловко, когда...

- Особенно меня раздражает, что я...

- Я не очень хорошо умею...

- Мне лучше помолчать, когда нахожусь...

- В незнакомом обществе я, как правило, чувствую себя...

- Однажды меня очень напугало то...

- В обществе мужчин я обычно чувствую себя...

- Я превращаюсь в тигра, когда...

- Я словно муравей, когда...

Приложение3

Памятка «Согласие, несогласие, оценка»

Эти фразы, можно использовать в своей работе

 с родителями и просто с людьми во время общения.

 Они помогут избежать  конфликт.

Памятка «Согласие, несогласие, оценка»

Эти фразы, можно использовать в своей работе

с родителями и просто с людьми во время общения.

Они помогут избежать  конфликт.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Мандала-терапия, как средство гармонизации эмоционального благополучия педагогов»

Цель мероприятия - способствовать профилактике и сохранению психологического здоровья педагогического коллектива.

Задачи:

  • познакомить педагогов с методом «Мандала»;
  • отработать навык применения метода с помощью упражнения;
  • познакомить со способами интерпретации рисунков.

Форма организации мероприятия: семинар-практикум.

Наглядный и раздаточный материал: листы белой бумаги, краски, карандаши, смайлики для обратной связи, шаблоны чистыхмандал, ножницы.

Участники мероприятия: педагоги, педагог-психолог.

Продолжительность мероприятия: 45 минут

План проведения мероприятия:

  1. Вступительная часть:
  • Упражнение «Желаю себе…»
  1. Введение в тему (просмотр видео ролика «Мир танцующих мандал»)
  2. Мини-лекция «Мандалы в культуре и арт-терапии»
  3. Практическая часть:
  • рисованиемандал;
  • знакомство с цветотерапиейи символикой мандал
  1. Рефлексия (обратная связь)

  1. Вступительнаячасть - Упражнение «Желаю себе…»

        Здравствуйте,  коллеги! Я рада приветствовать вас!

        Символ целостности, гармонии и единства является Круг.

                Поэтому, я предлагаю всем нам стать в 2 круга. Спомощью 2-х цветных жетонов (зеленого и желтого) сделать круг в круге (внутренний и внешний). Все, кто стоят во внутреннем круге, повернитесь лицом к коллеге внешнего круга, возьмите друг друга за руки, передавая тепло своих рук,и загадайте себе   желание, которое хотели бы, чтобы оно сбылось в ближайшее время.

     -  Загадали?

-А теперь поднимите руки вверх и дружно скажите:

- «1-2-3 - пожелание лети, задуманное осуществи».

Присаживайтесь.

  1. Введение в тему (просмотр видео ролика «Мир танцующих мандал»).

Слайд 1.Прошу Вас посмотреть  вместе со мной небольшой фрагмент видео ролика.

- Поделитесь своими ощущениями  сейчас?

-  Ваши предложения и варианты, чем мы будем заниматься сегодня? (варианты педагогов).

Слайд 2.Сегодня наша встреча посвящена технике медитативного рисунка – мандала.

        И тема   звучит так:«Мандала- терапия, как средство гармонизации эмоционального благополучия педагогов».

Психолог:        

-Когда вы последний раз рисовали для себя?

- Скорее всего, на педсовете или на совещании,когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры?

- А вы знаете, чторисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощнымтолчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь– получать удовольствие от процесса.

- И мы сегодня  с Вами будем это делать,  рисовать Мандалу.

III. Мини-лекция «Мандалы в культуре и арт-терапии»

        Слайд 3.Слово мандала в переводе с санскритского означает «магический круг», т.е. это рисунок в круге. В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.

        Мандала может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения». JoanKellogg

Слайд 4.Чаще всего мы не замечаем присутствие мандалы в нашей жизни и то, что мы сами того не зная периодически ее создаем.

Мандалу можно встретить практически везде – солнце имеет форму мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как, например, подсолнух, тоже напоминают мандалу.

        Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой.

-Давайте попробуем назвать  круговые изображения или рисунок в круге напоминающих мандалу?(солнце, снежинка, калейдоскоп, узор вязанной салфетки, цветок, тарелка, зонт.)

        Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Округлая форма мандал всегда сопровождала человека, например, форма круга — главная черта многих священных центров и доисторических мест поклонения и культа богов.

Слайд 5. Существует множество значений и толкований  слова, представленных в древнеиндийской литературе:

  • на санскрите «мандала» означала - Диск, Колесо, Орбиту, Сферу, Кольцо, Область, Страну, Совокупность, Общество, Шар…
  • в эзотерике «мандалой» считается изображение, означающее мир, измерение, в котором присутствуют пути  в мир спасения.

Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях.

        Слайд 6.Мандала-терапия – это одно из направлений арт-терапии, прежде всего,терапия (с греческого – лечение, оздоровление), АРТ – терапия – это исцеление искусством. 

        Мандалы очень полезны и для взрослых, и для детей. Метод мандалы помогает полностью расслабиться. Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, творческое мышление, детскую фантазию, мелкую моторику, данная технология применяется для  снятия внутреннего напряжения, тревожности, страхов, воспитания терпеливости и аккуратности, активизирует ресурсы личности.

        Для меня, как психолога,  мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и  развивающей работе.

        Слайд 7.Мандала- терапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Мандалы очень полезны для детей.

        В работе с детьми можно использовать разнообразный материал.

 Но, чтобы дети были успешными при изготовлении «мандал», необходимо учитывать возможности и навыки детей в работе с предложенным материалом.

  1. Детские мандалы – раскраски (их рисуют на бумаге, используя краски, карандаши, фломастеры, мелки).
  2. Рисование мандалы на камнях
  3. Выкладывание мандал из пуговиц, из круп, из листьев, из шишек, изкамушек и ракушек, из природного материала
  4. Мандала, выполненная на диске (пластилиновая мандала)
  5. Плетение мандал из ниток

                При создании, рисовании мандалы мы переносим наши внутренние состояния, наши эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Поэтому то, что у вас внутри, то и будет в мандале.

Слайд 8.Когда можно использовать мандалы:

  • невозможность сосредоточиться на чем-то
  • слишком частые ошибки в работе
  • ухудшение памяти
  • слишком часто возникает чувство усталости
  • мысли часто улетучиваются
  • довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
  • повышенная возбудимость
  • работа не представляет прежней радости
  • потеря чувства юмора
  • постоянное ощущение недоедания
  • пропадает аппетит, потерян вкус к еде

Слайд 9.IV.Практическая часть

        Итак, переходим к практической части нашего семинара - рисование мандалы.При рисовании мандалы, очень  важно придерживаться определённых  правил работы с этой технологией, а также необходимосконцентрироваться и отпустить все посторонние мысли.

Слайд 9. Правила при работе с этой технологией:

  1. Во время работы не разговаривайте друг с другом (лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то спросить и ответить);
  2. Дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвета;
  3. Не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий вашу внутреннюю жизнь. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите.
  4. Рисунок начинается от центра круга

Включается релаксационная  мелодия

Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие. Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и подумайте о желании, о своей заветной мечте.

Представьте себе, что Вы - в необычном (волшебном) месте. Оно будет таким, каким Вы захотите его сделать, потому что оно - только ваше: вы здесь самые главные. Сделайте глубокий вдох - выдох, вдох - выдох, посидите еще немного так расслабленно.

        Представьте свою мечту  в виде некоего образа, символов. Подумайте о том, какого цвета Ваше желание.   А когда вы будете готовы, предлагаю открыть глаза и перенести всё это на  свой лист будущей мандалы.

Основные этапы при создании мандалы:

1.Возьмите листбумаги с нарисованным кругом, или заготовку мандалы.

2. Затем сделайте набросок, используя простой карандаш, не переставая думать о мечте.

3. Выберите самый красивый цвет и нарисуйте в центре круга всё,  что захочется. Начните заполнять рисунок цветом. Можно использовать акварель, гуашь, фломастеры, гелевые ручки или цветные карандаши.

4. Продолжайте работу, продвигаясь от центра к краям листа, пока весь круг не заполнится.

5. Главное правило раскрашивания — никаких правил! Рисунок будет считаться законченным, когда в него нечего будет добавить.

6. Теперь осталось вырезать мандалу и найти для неё такое место, чтобы в течение дня, сталкиваясь с ней глазами, вы могли вспоминать о своей цели или желании.

Итак, ваша Мандала завершена!

        Мы создавали мандалы, используя те цвета, которые хотелось, к которым тянулась рука.

А теперь посмотрите на экран  и определите для себя, что означают Ваши цвета, которые Вы выбралина Вашей Мандале.

Слайд 10-12.Знакомство с формами, символикой  и  цветотерапиеймандал.

  • Красный-это жизненная сила, энергия, либидо, активность, страдание, гнев, трансформация, разрушение, смелость, агрессивность, мужская энергия.Много красного цвета в мандале показывает нам, что много гнева и агрессии накопилось, и им надо дать приемлемый выход через трансформацию, направить эту энергию на творчество и реализацию.Его отсутствие в мандале говорит о пассивности и отсутствии самоутверждения. Желательно, чтобы он присутствовал хотя бы в сложных цветах. Например, в розовом, фиолетовом, оранжевом.
  • Синий (голубой) -  отображает женскую энергию, это релаксация и спокойствие. Это принятие и символ доброй матери. Он обычно говорит о возрождении и расширении. Это наша внутренняя способность создавать связи, питать взращивать. Но слишком много голубого цвета в мандале может говорить о пассивности и погружении в бессознательное. Отсутствие в мандале голубого цвета говорит об отсутствии контакта со своей внутренней женской энергией. Тёмный, мутный синий цвет — это пожирающее материнское начало, конфликтные отношения с матерью и негативное отношение к своей женской энергии, женскому началу.
  • Жёлтый— это индивидуальность, наша миссия. Это стремление идти вперёд. Чистый жёлтый цвет — это отображение наших хороших взаимоотношений с отцом. Затемнённый, грязный жёлтый — это болезненная привязанность к отцу, сниженная самооценка и проблемы во взаимоотношениях с мужчинами.

Остальные цвета создаются путём смешивания основных цветов и несут следующие качества:

  • Бирюзовый — исцеление, забота о себе и других.
  • Персиковый — чувственность, телесность, телесная сексуальность.
  • Розовый — нежность, естественная телесность, эмоциональная жизнь.
  • Лавандовый — духовное пробуждение, добродетель, возрождение.
  • Фиолетовый (яркий, фуксин) — эмансипация, индивидуализация, начало творческого проекта, отделение от матери.
  • Лилово-фиолетовый — развитие, идентификация, центрированность на себя, жизнь, живущая для себя.
  • Оранжевый — самоутверждение, упорство, самооценка, эгоцентризм, амбиции, взаимоотношения с мужским началом, с отцом.
  • Зелёный — рост, обновление, забота и поддержка других, взрослое отношение к себе.
  • Коричневый — печаль, желание домашнего очага, табу, низкое мнение о себе, заблокированность энергий.
  • Серый — безнадёжность, депрессия, вина.
  • Белый — духовность, трансформация, чистый лист, единство в котором соединяется разнообразие мира. Белый — это все цвета, ещё не проявленные на свои спектры.
  • Чёрный — тайна, смерть-возрождение, посвящение, бессознательное. Иногда это может быть выражением депрессии и горя, которое мы не позволяем себе выразить. Гармония и красота изначального Хаоса.

Обсуждение:

  • Нравится ли Вам ВашаМандала?
  • Хочется что-нибудь изменить, дорисовать, убрать? (если да, то Вы можете это сделать прямо сейчас);
  • Если бы пришлось придумывать название Вашей Мандале, то как она будет называться?

Слайд 13. V. Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу.

Я хочу предложить Вам прочесть мысленно вопросы, которые Вы видите на экране.

Вам необходимо выбрать один понравившийся вопрос и ответить письменно на одном из лучиков нашего солнышка:

  • Какие эмоции и чувства вызывают у Вас наша встреча?
  • Что нового Вы узнали  для себя сегодня?
  • Напишите свои впечатления и пожелания.
  • Что было интересного или напротив  что не понравилось?

Прокомментируйте и прикрепите свой лучик на мольберт , создавая тем самым нашу  общую Мандалу в облике Солнца.

Анкета "Обратная связь"

  1. Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите):  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  2. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ___________________________________________________________
  3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Что вам не понравилось на занятии? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Ваши мысли после занятия __________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) __________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Родничок» комбинированного вида

 Круглый стол для педагогов

«Детские конфликты»

тренинг психолога воспитателей, тренинг психолога детском саду, тренинги для педагогов доу от психолога

Подготовил

педагог -психолог:

Кравченко Л.Н.

февраль, 2022год

Тема : «Детские конфликты»

Цель проведения:

  • изучить конструктивные выходы и способы решения детских конфликтов
  1.  Выявление причин детских конфликтов и поиск возможных способов их решения

Ведущий  предлагает участникам группы вспомнить различные случаи детских конфликтов, с которыми им приходилось сталкиваться в работе. Это могут быть такие:

  • ребенок забирает у ровесника игрушку;
  • ребенок ощупывает, лезет в глаза, тянет за одежду второго ребенка;
  • ребенок отталкивает ровесника от взрослого;
  • ребенок проявляет немотивированную агрессию (бьет, тянет за волосы, щипает);
  • ребенок отказывается решать конфликт с ровесником, отказывается мириться (толкает, отталкивает, плачет).

Затем ведущий предлагает определить причины перечисленных конфликтов.

  1. Мини-лекция (причины детских конфликтов)

В случае затруднения ведущий объясняет, что конфликты со сверстниками могут быть обусловлены различными причинами, в основе которых положены особенности отношения детей раннего возраста к людям и предметам, которые его окружают. Главными для них являются не стремление к общению со взрослыми, а к обследованию предметов. Ровесник сначала часто воспринимается ребенком как «помеха» в реализации этих стремлений или рассматривается как объект, интересный для исследования. А в тех случаях, когда дети пытаются сделать что-то вместе, им не хватает навыков взаимодействия с равным партнером.

Исходя из этого, приведенные примеры могут быть соотнесены с выделенными причинами: ребенок рассматривает сверстника как препятствие в общении с взрослым; ребенок относится к сверстнику как к интересной, новой игрушке; ребенок хочет общаться или играть вместе со сверстником, но не умеет взаимодействовать с ним.

Затем ведущий предлагает участникам группы рассказать о своих удачах и неудачах в попытках наладить детские конфликты. Он записывает на доске все предложенные варианты и выбирает для анализа конкретную ситуацию.

  1. Практическая часть

Пример: Трехлетний Коля играется машиной. Его ровесник Ваня сначала наблюдает за его игрой, потом подходит и пытается отобрать у Коли игрушку. Коля отталкивает от себя сверстника, сердито кричит на него, но машину не отдает. Ваня настойчиво продолжает тянуть игрушку к себе.

Участники группы обсуждают возможные варианты решения конфликта.

Педагоги могут предложить:

- отвлечь внимание одного из детей другой игрушкой, интересным занятием;

- организовать совместную игру с машинкой, предложив одному ребенку быть шофером. а второму – загрузить машину кубиками для возведения дома;

- отобрать игрушку и отвести детей друг от друга;

- запретить Ивану забирать игрушку и отдать ее Коле;

- предложить Коле отдать игрушку Ивану;

- объяснить детям, что ругаться из-за игрушки нельзя;

- предложить детям очередность игры с машинкой и тому подобное.

Далее психолог ставит перед группой задачу выбора оптимальных способов разрешения этого конфликта.

  1.  Анализ способов решения детских конфликтов

На этом этапе тренинга его участники выбирают из предложенных вариантов оптимальные.

Ведущий предлагает участникам группы выделить те критерии, которыми следует руководствоваться в подобной ситуации. Среди них будут такие как: педагоги привлекают внимание детей к эмоциональному состоянию друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлению сочувствия, жалости, стремятся разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, или переключение внимания детей на другие виды деятельности или предметы, помогают детям формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий.

На заметку ведущему: Выбирая тот или иной вариант, педагоги должны обосновывать его, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности, степень эмоциональной напряженности конфликта). Например, если конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания взрослого и будет трудно переключить их внимание на другие занятия; в более спокойной ситуации целесообразно предложить детям такие позитивные способы примирения, как совместная игра.

После обсуждения ведущий может предложить участникам группы разыграть несколько сценариев решения детских конфликтов.

  1. Способы решения детских конфликтов

Как пример адекватного разрешения детского конфликта, предлагаем сценарий (пример взят из книги Е. Рейнольдс «Руководство маленькими детьми»).

Пример:

Ситуация «Это моя кукла»

Участники группы играют роли детей и педагога. Дети – Катя. 2,5 года и Наташа, 3 года (она старше и значительно сильнее  Кати). Катя играет с куклой. Наташа подходит и отбирает ее. Катя плачет.

Педагог, увидев девочку, которая плачет, спрашивает ее: «Что случилось?»

Катя. Наташа забрала мою куклу.

Педагог. Ты хочешь сказать об этом Наташе?

Катя смущенно молчит.

Педагог желая поддержать Катю, предлагает: – Хочешь, я подойду вместе с тобой? Катя берет взрослого за руку и подходит к Наташе. Педагог приседает рядом с Катей напротив Наташи (будто усиливая позицию Кати) и обращается к Наташе: – Наташа! Катя хочет тебе что-то сказать. Катя не решается обратиться к Наташе и молчит. Педагог обращается к Кате: – Катя, очень важно сказать Наташе, что ты чувствуешь.

Катя, как и раньше, молчит. Наташа обращается к взрослому: – Она не говорит.

Педагог. Я считаю, Катя боится, но, по-моему, она хочет сказать что-то о кукле. Правда, Катя?

Катя кивает головой и говорит: – Так!

Педагог вновь обращается к Кате: – Катя. Ты можешь сказать Наташе то, что хочешь куклу?

Катя. Я хочу куклу.

Педагог сразу же подхватывает слова Кати, обращаясь к Наташе: «Катя говорит, что хочет, чтобы ты вернула ей куклу».

Наташа. Нет, я буду с ней играть.

Педагог. Вы обе хотите играть одной куклой. Как же быть?

Наташа продолжает настаивать на своем, Катя смущена и ждет, когда ей вернут куклу.

Педагог, обращается к Наташе: – Я не разрешаю тебе играть куклой до тех пор, пока вы не договоритесь.

Далее участники инсценировки разыгрывают возможные варианты поведения девочек.

Затем группа анализирует поведение и высказывания педагога. Ведущий стремится зафиксировать внимание группы на таких важнейших моментах:

- отсутствие в произношении педагога директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию взрослого, вроде: «Отдай куклу». «Не обижай Катю», «Играйте вместе»;

- отсутствие порицаний, которые унижают ребенка: «Жадина», «Ты поступаешь плохо»;

- тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и воздействия на более сильного и агрессивного (приседает рядом с ребенком, выступает посредником);

- использование косвенных способов для побуждения ребенка самому высказать свои переживания и желания (обращение типа: «Ты хочешь сказать..?». «Очень важно сказать...»);

- тактичная интерпретация переживаний обиженного ребенка, позволяет детям лучше понять их;

- использование запретов лишь после исчерпания других способов решения конфликта;

- запрет сформулирован таким образом, что открывает возможности детям договориться самим «Я не позволяю... пока вы не договоритесь»).

Аналогичным образом могут быть разыграны и другие конфликтные ситуации по обсуждению различных приемов взаимодействия педагогов с детьми.

  1. Обратная связь


Предварительный просмотр:

 

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

         Ханты - Мансийского автономного округа

        ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

                         «Прогимназия «Созвездие»

Мастер-класс для воспитателей

Тема: «Коммуникативные игры в работе педагога с детьми»

Дата проведения: 06.12.2023г

Выступление подготовила:

педагог-психолог Кравченко Л.Н.

г. Пыть-Ях, 2023-2024г.

Цель: обучение воспитателей игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников.

Задачи:

  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых упражнений с дошкольниками по развитию коммуникативных навыков;
  • вызвать у воспитателей интерес к игровым упражнениям, способствующим развитие коммуникативных навыков у дошкольников;

Формат проведения: очный.

Длительность мероприятия: 30 мин.

Оборудование: тканевый мячик; ленты; листы бумаги; цветные карандаши; маска кошечки (Приложение № 1); ткань большого размера; мяч.

Ход мастер-класса:

  1. Вступительные слова педагога-психолога:

Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами будем играть. Я познакомлю вас с играми, которые направлены на развитие коммуникативных навыков и на сплочение коллектива детей. И начнём мы с вами с игры на приветствие. Дети очень любят здоровья самыми необычными способами.

  1. Упражнение «Здороваемся разными частями тела»

Описание: психолог предлагает участникам поздороваться разными частями тела, называя их (руками, коленями, спинами, головой и т.д.)

Комментарий психолога после игры: игры на приветствие вы можете использовать в утреннем круге.

  1. Игра «Я хочу с тобой подружиться»

Описание: выбирается водящий. Он произносит слова «Я хочу подружиться с ...», а дальше описывает внешность одного из участников. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.

Комментарий психолога после игры: здесь педагогу важно наблюдать и регулировать процесс игры, чтобы не было детей, с которыми не хотели бы подружиться.

  1. Игра «Бросок любви»

Описание: психолог предлагает участникам зарядить своей любовью какой-нибудь предмет: медвежонка, куклу, мячик и т. п. Для этого они все вместе кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. После этого участники по очереди бросают друг другу этот предмет. После каждого броска они спрашивают друг у друга: «Ты получил мою любовь?» — и, услышав ответ «Да!», просят передать ее дальше по кругу.

  1. Игра «Магнит»

Описание: включается музыка, под которую участники свободно передвигаются. Затем музыка выключается и называется имя одного из участников – он магнит. Задача остальных «притянутся» к нему (обнять его). Для усложнения игры можно называть несколько участников, которые будут магнитами, тогда остальные будут выбирать к кому они будут притягиваться.

Комментарий психолога к игре: если в группе есть дети, которые не приняты или отвергаются, то в этой ситуации лучше использовать вариант игры, когда один ребёнок является магнитом.

  1. Игра «Кошечка»

Описание: участники садятся в круг. Среди них выбирается тот, кто будет кошечкой или котиком он садится в центр круга на стул и надевает на себя маску. Задача остальных говорить кошечка или котику комплименты. Если комплимент нравится сидящему в центре круга он говорит «мур-мур», если нет, то говорит «фыр-фыр».

  1. Игра «Парашют»

Описание: участники становятся в круг и берут в руки большую ткань. В центре ткани кладётся мячик. Задача участников перекатывать друг другу мяч и не уронить его.

  1. Игра «Дружные ленты»

Описание: психолог предлагает участникам разделиться на пары. Правая рука одного участника и левая рука другого связываются между собой лентой. Задача участников одновременно нарисовать смайлик с настроением, с которым они заканчивают мастер-класс.

  1. Заключительные слова педагога-психолога:

   Всем спасибо за то, что пришли. Надеюсь, эти игры вы будете применять в своей работе с детьми.

Приложение № 1. Маска кошечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум деловой игры с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию

Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Роди...

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...

Семинар-практикум деловой игры с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию

Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Роди...

Семинар-практикум "Деловая игра для педагогов ДОУ"Организация коррекционно-логопедической работы в детском саду

Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях....

Семинар-практикум с элементами игры для педагогов ДОО "Психолого- педагогические аспекты общения в системе педагог- ребенок"

Расширение диапазона знаний педагогов о психолого- педагогических основах общения с детьми - дошкольниками...