Рабочая программа для детей 4-5 лет
рабочая программа по психологии (средняя группа)
Рабочая программа дошкольного педагога-психолога для детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_k_aoop_dlya_detey_tnr_4-5_let.docx | 64.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21»
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с № 21
____________/ Сыщикова А.В.
«____» ___________ 2023 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № ___ для обучающихся
с тяжёлыми нарушениями речи
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная ситуация: «Развитие эмоций и навыков общения»
Возрастная группа: 4-5 лет
Срок реализации программы: 1 год
Ответственный за реализацию программы:
педагог-психолог Фамилия И.О.
Урай, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка ……………………………………………............. | |
1.1.1. | Цели и задачи реализации Программы…………………………………… | |
1.1.2. | Принципы формирования Программы …………………………………… | |
1.1.3. | Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей……………….. | |
1.2. | Планируемы результаты реализации Программы ……………………… | |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Календарно-тематическое планирование ……………………………….. | |
2.2. | Содержание Программы ………………………………………………….. | |
2.3. | Контроль освоения детьми с ТНР Программы ………………………….. | |
2.4. | Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников с ТНР ……………………………………………………… | |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы …………………… | |
3.2. | Учебно-методическое обеспечение Программы …………………............ | |
3.3. | Режим реализации Программы …………………………………………… | |
3.4. | Расписание занятий ………………………………………………………... |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработанная в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с № 21 для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи и направлена на формирование социальных отношений и сохранение психологического здоровья детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 4-5 лет.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса детей 4-5 лет по образовательной ситуации «Развитие эмоций и навыков общения» и направлена на реализацию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель: формирование осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности, эмоциональный комфорт.
Задачи:
- Способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
- Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- Помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
- Учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
- Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
- Вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
- Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
- Принципы формирования Программы
- Принцип единства диагностики и коррекции;
- Принцип учёта «зоны ближайшего развития»;
- Принцип комплексности при организации психолого-педагогического сопровождения;
- Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения (включение родителей в образовательный процесс);
- Принцип соответствия требований, методов и приёмов, условий образования индивидуальным потребностям и возрастным особенностям детей;
- Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.
- Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей
В МБДОУ д/с № 21 проходят обучение следующие категории детей с нарушениями развития в возрасте 4-5 лет:
- Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР III уровня) – ___ человек(а).
- Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР II уровня) – ___ человек(а).
Особенности психологического развития детей с ТНР
В психологическом плане дети с ТНР имеют характерные психологические особенности и отличаются от нормально развивающихся детей. При этом различия касаются практически всех психических проявлений.
Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, понижением умственной работоспособностью и недостаточностью отдельных психических функций. У них отмечается слабость волевых установок, импульсивность, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, аффективная возбудимость или вялость, апатичность. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается у этих детей с нарушением внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений.
Такие психические процессы, как память и внимание, восприятие и мышление у детей с ТНР также имеют свои особенности.
Психологические исследования указывают, что у детей с ТНР имеются недостатки в развитии их непроизвольной памяти (дети с трудом вспоминают и воспроизводят словесный материал, плохо запоминают тексты, таблицы и т.п.).
Внимание у детей с ТНР характеризуется такими нарушениями, как: низкая концентрация внимания, то есть неспособность ребенка сосредоточиться на задании, деятельности, быстрая отвлекаемость; быстрая истощаемость и утомляемость; узкий объем внимания, и низкий уровень его устойчивости.
Нарушение внимания у детей с ТНР отразилось на особенностях их восприятия: недостаточная полнота и точность, замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия (ребенок с ТНР не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».); снижение активности восприятия (ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно) и т.д. Наиболее грубо нарушены такие сложные формы восприятия, как зрительное восприятие и зрительно-моторная координация.
- Планируемые результаты реализации Программы
В результате коррекционно-развивающей работы дети будут знать и уметь следующее.
Знать:
- имена всех детей в группе;
- для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;
- чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;
- названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес);
- отличия человека от животного;
- как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;
- состав своей семьи.
Уметь:
- отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей);
- опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих; правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
- оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;
- делиться с друзьями сладостями и игрушками;
- различать эмоции по схемам-пиктограммам;
- передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;
- наблюдать за животными;
- изображать их голоса, характерные движения, настроения;
- употреблять в речи «волшебные» слова (спасибо, пожалуйста, извините и т. п.);
- правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | № занятия | Наименование темы | Количество занятий |
Сентябрь | 1-я неделя | Первичная диагностика | ||
2-я неделя | Первичная диагностика | |||
3-я неделя | Занятие № 1 | «Знакомство» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 2 | «Тайна моего имени» | 1 | |
5-я неделя | Занятие № 3 | «Автопортрет» | 1 | |
Октябрь | 1-я неделя | Занятие № 4 | «Мой внутренний мир» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 5 | «Мой любимый сказочный герой» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 6 | «Мы так похожи» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 7 | «Мы такие разные» | 1 | |
Ноябрь | 1-я неделя | Занятие № 8 | «Язык жестов и движений» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 9 | «Давайте жить дружно» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 10 | «Мальчики и девочки» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 11 | «Наши чувства» | 1 | |
Декабрь | 1-я неделя | Занятие № 12 | «Радость» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 13 | «Радость» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 14 | «Интерес» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 15 | «Удивление» | 1 | |
5-я неделя | Новогодний утренник | |||
Январь | 1-я неделя | Каникулы | ||
2-я неделя | Занятие № 16 | «Удивление» | ||
3-я неделя | Занятие № 17 | «Страх» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 18 | «Страх» | 1 | |
Февраль | 1-я неделя | Занятие № 19 | «Хозяин своего страха» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 20 | «Гнев» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 21 | «Гнев» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 22 | «Хозяин своего гнева» | 1 | |
Март | 1-я неделя | Занятие № 23 | «Грусть» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 24 | «Хозяин своей грусти» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 25 | «Стыд» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 26 | «Наши эмоции» | 1 | |
5-я неделя | Занятие № 27 | «Наши эмоции» | ||
Апрель | 1-я неделя | Занятие № 28 | «Мой ласковый и нежный зверь» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 29 | «Общение с животными. Медведь.» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 30 | «С кем я живу» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 31 | «Правила домашнего этикета» | 1 | |
Май | 1-я неделя | Занятие № 32 | «Путешествие в сказку» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 33 | «Я знаю, я умею, я могу» | 1 | |
3-я неделя | Итоговая диагностика | |||
4-я неделя | Итоговая диагностика | |||
ИТОГО: | 33 |
- Содержание Программы
Наименование темы | Задачи | Содержание | Источник |
Занятие № 1 «Знакомство» |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 13-17 |
Занятие № 2 «Тайна моего имени» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 23-26 |
Занятие № 3 «Автопортрет» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 26-29 |
Занятие № 4 «Мой внутренний мир» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 29-31 |
Занятие № 5 «Мой любимый сказочный герой» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 32-34 |
Занятие № 6 «Мы так похожи» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 35-36 |
Занятие № 7 «Мы такие разные» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 38-40 |
Занятие № 8 «Язык жестов и движений» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 40-43 |
Занятие № 9 «Давайте жить дружно» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 45-47 |
Занятие № 10 «Мальчики и девочки» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 48-51 |
Занятие № 11 «Наши чувства» |
|
| Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 26-34 |
Занятие № 12 «Радость» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 52-53 |
Занятие № 13 «Радость» |
|
| Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 65-75 |
Занятие № 14 «Интерес» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 69-71 |
Занятие № 15 «Удивление» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 56-58 |
Занятие № 16 «Удивление» |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 39-42 |
Занятие № 17 «Страх» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 59-61 |
Занятие № 18 «Страх» |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 42-45 |
Занятие № 19 «Хозяин своего страха» |
|
| Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 87-97 |
Занятие № 20 «Гнев» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 62-65 |
Занятие № 21 «Гнев» |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 35-39 |
Занятие № 22 «Хозяин своего гнева» |
|
| Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 76-86 |
Занятие № 23 «Грусть» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 66-69 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 30-35 |
Занятие № 24 «Хозяин своей грусти» |
|
| Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 98-108 |
Занятие № 25 «Стыд» |
|
| Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 76-86 |
Занятие № 26 «Наши эмоции» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 72-78 |
Занятие № 27 «Наши эмоции» |
|
| Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 117-123 |
Занятие № 28 «Мой ласковый и нежный зверь» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 78-81 |
Занятие № 29 «Общение с животными. Медведь.» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 81-85 |
Занятие № 30 «С кем я живу» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 85-89 |
Занятие № 31 «Правила домашнего этикета» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 89-93 |
Занятие № 32 «Путешествие в сказку» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 94-97 |
Занятие № 33 «Я знаю, я умею, я могу» |
|
| Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Стр. 98-100 |
- Контроль освоения детьми с ТНР Программы
Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга эмоционального и познавательного развития воспитанников, включающие следующие этапы: первичный и итоговый.
Первичная диагностика проводится с детьми в сентябре (1-я и 2-я недели). Данная диагностика включает в себя сбор информации о ребёнке (анкетирование родителей), изучение медицинской карты, а также углубленная диагностика познавательного и эмоционального развития детей. Целью первичной диагностики является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей с ТНР.
Итоговая диагностика проводится с детьми в мае (3-я и 4-я недели). И направлена на выявление динамики в развитии детей с ТНР в результате коррекционно-развивающих занятий.
Для проведения первичной и итоговой диагностики используются следующие методики и диагностические комплекты:
№ п/п | Наименование методики или диагностического комплекта | Цель |
1 | Диагностический комплект: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду. | Выявление уровня развития познавательных процессов. |
2 | Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго | Оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки) |
Участие ребёнка к психологической диагностике допускается только с письменного согласия родителей (законных представителей), а полученные результаты могут быть использованы только для задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей с ТНР.
- Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников с ТНР
Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка с ТНР является не только выдача рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем:
- готовность родителей быть участниками педагогического процесса;
- распределение ответственности за успешное развитие ребенка ТНР;
- обучение родителей необходимым навыкам и знаниям.
В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества с педагогом-психологом решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.
Педагог-психолог информирует и обсуждает с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы ребенка. С самого начала знакомства определяется готовность родителей сотрудничать с педагогом-психологом, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий.
Формы сотрудничества с семьей в рамках образовательной деятельности
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в МБДОУ д/с № 21 необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями детей с ТНР, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей
№ п/п | Направление работы с родителями | Содержание работы | Периодичность |
1 | Анкетирование | Сбор информации о ребёнке | Сентябрь (1-я и 2-я недели) |
2 | Индивидуальные консультации | Информирование родителей о ходе коррекционно-развивающей работы. | По запросам |
3 | Совместное пребывание родителей и детей на занятии | Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие. | 1 раз в год и по запросам |
4 | Открытое занятие | Ознакомление родителей с методиками проведения занятия, установление доверительных отношений между родителями и педагогом, определение задач совместного воспитания и их реализация. | Ноябрь |
Информирование родителей о результатах освоения программы | Апрель | ||
5 | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей | Участие родителей в семинарах-практикумах, мастер-классах, тренингах, психологических акциях. | В течение учебного года в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Материально-техническое обеспечение программы
Сведения об имеющихся в наличии помещений для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество мест |
1 | Кабинет педагога-психолога | 8 |
Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудования для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование технических средств | Количество |
1 | Ноутбук | 1 |
2 | Принтер | 1 |
3 | Музыкальный центр | 1 |
4 | Проективная песочница | 1 |
Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Детский стол (регулируемый по высоте) | 2 |
2 | Детский стул (регулируемые по высоте) | 4 |
3 | Магнитная доска | 1 |
- Учебно-методическое обеспечение программы
Дидактические пособия, игры для организации образовательной деятельности | ||||
№ п/п | Наименование | Количество | ||
Развитие эмоциональной и коммуникативной сфер | ||||
1 | Дидактическая игра Эмоции и настроения. Развиваем память и внимание | 1 | ||
2 | Демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции» | 1 | ||
3 | МАК «Я и все, все, все» | 1 | ||
4 | Набор фотокарточек «Эмоции» | 1 | ||
5 | Демонстрационный материал «Настроения» | 1 | ||
6 | Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций» | 1 | ||
Развитие познавательной сферы | ||||
1 | Дидактическая игра «Признаки» | 1 | ||
2 | Дидактическая игра «Закономерности» | 1 | ||
3 | Дидактическая игра «Часть и целое» | 1 | ||
4 | Дидактическая игра «Времена года» | 1 | ||
5 | Дидактическая игра «Развиваем внимание | 1 | ||
6 | Дидактическая игра «Игры и игрушки» | 1 | ||
7 | Дидактическая игра «Кто в домике живёт?» | 1 | ||
8 | Дидактическая игра «Кто что делает» | 1 | ||
9 | Дидактическая игра «Что из чего сделано» | 1 | ||
10 | Дидактическая игра «Свойства» | 1 | ||
11 | Дидактическая игра «Умное лото. профессии» | 1 | ||
12 | Дидактическая игра «Учимся запоминать» | 1 | ||
13 | Дидактическая игра «Разрезные картинки» | 1 | ||
14 | Развивающая настольная игра «Головоломка» | 1 | ||
15 | Дидактическая игра «Dive into shapes. Конструктор» | 1 | ||
Развитие сенсорной сферы | ||||
1 | Дидактическая игра «Мисочки» | 1 | ||
2 | Дидактическая игра «Умные пальчики» | 1 | ||
3 | Сенсорное ведёрко «Гигантские бусы» | 1 | ||
4 | Дидактические кубики «Арт блок» | 1 | ||
5 | Дидактическая игра «Логическоие блоки Дьенеша» | 1 | ||
6 | Матрёшка (пятисоставная) | 2 | ||
7 | Маленькая пирамидка | 1 | ||
8 | Пластиковая песочница и кинетический песок | 2 | ||
9 | Коробка форм | 1 | ||
10 | Сенсорный мешочек | 1 | ||
11 | Приложение к коврографу «Кораблик «Брызг-брызг» | 1 | ||
12 | Дидактическая игра «Сложи квадрат» | 1 | ||
13 | Игры с прищепками | 4 | ||
14 | Пластинки «Льдинки» | 1 | ||
15 | Игра «Волшебные шнурочки» | 4 | ||
16 | Сенсорная дидактическая игра «Геоконт» | 1 | ||
17 | Сенсорная развивающая игра «Умный сундучек» | 1 | ||
Методическая литература для организации образовательной деятельности | ||||
№ п/п | Наименование | Количество | ||
№ п/п | Литература, источник | Автор, издательство, год издания | ||
Коррекционно – развивающая работа | ||||
Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития | Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-пресс», 2019 | |||
Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии | Сост. С.В. Лесина,Г.П. Попова. – Изд. 3-е, испр.- Волгоград: Учитель. – 164 с. | |||
Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия | Сост. Т.В. Селищева. – Волгоград: Учитель.- 192 с. | |||
4. | Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования | Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 96 с. | ||
5. | Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: Научно-методическое пособие | Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – Санкт-петербург: КАРО, 2016. – 336 с. – (коррекционная педагогика) | ||
6. | Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ОНР): рабочая тетрадь | Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 53, [3] с.: ил. – («Школа развития») | ||
7. | Годовой курс занятий для детей 6-7 лет. Подготовка к школе | Е. Корвин-Кучинская, Е. Лазарь, Т. Мазаник – Москва: Эксмо, 2019. – 224с.: ил. – (Годовой курс занятий) | ||
8. | Готовимся к Школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников. Рабочая тетрадь дошкольника. | Н.П. Локалова, Д.П. Локалова. – М.: Генезис. 2020. – 92 с.: ил. | ||
9. | Эмоциональные колобки: знакомим ребёнка с чувствами и эмоциями | М. Суздалева. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 43, [21] с.: ил. – (Школа развития») | ||
10. | Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 3-4 лет: тетрадь для совместной деятельности взрослого и ребёнка | Е.В. Колесникова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 32с. | ||
11 . | Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет: тетрадь для совместной деятельности взрослого и ребёнка | Е.В. Колесникова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 32с. | ||
12. | Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»: экспериментально-исследовательская деятельность, коррекционно-развивающие занятия, картотека игр | Авт.-сост. Г.М. Татарникова, И.И. Вепрева, Т.Т. Кириченко. – Волгоград: Учитель, 2016. – 229 с. | ||
13. | Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа, планирование | Авт.-сост. Л.Е. Кыласова, В.В. Докутович. - Волго–рад: Учитель. – 67 с. | ||
14. | Научите меня говорить правильно!/ Пособие по логопедии для детей и родителей | СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 208 с.: | ||
15. | Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5-7 лет. | И.Г. Выгодская – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 68с. | ||
16. | Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет: Учебное пособие. | О.Н. Земцова М.: Махаон, 2010. – 128 с.: ил. – (Умные книжки) | ||
17. | Развитие Эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. | В.М. Минаева. - М.: АРКТИ, 2000.-48с | ||
18. | Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости. | Авт.-сост. Л.П. Пяткова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 175с. | ||
19. | Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие. | Г.Т. Шпарева, И.П. Коновалова. - .: Педагогическое общество России, 2001. – 256с. | ||
20. | Азбука логики. | Л.Я. Беляславский. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 160 с. | ||
21. | Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы | В.Л. Шарохина. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014. – 136с. | ||
22. | Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста | А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец и др.; Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005. - 112 | ||
23. | Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками | Авт.-сост. М.Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 136 с.: ил. | ||
24. | Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников | Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 168 с. | ||
25. | Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы | Ю.Е. Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2011. – 123 с. | ||
26. | Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп | Г.Н. Сергииенко – Воронеж: ИП Лакоценин С.С.,2010 – 206с. | ||
27. | Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации | Авт.-сост. Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191с. | ||
28. | Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). | И.В. Ганичева. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 136 с. + CD | ||
29. | Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого –педагогическое сопровождение, комплексные занятия.. | И.В. Лапина. - Волгоград: Учитель, 2015 – 127с. | ||
30. | Психологическая безопасность ребёнка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал | Ю.А. Афонькина. – Волгоград: «Учитель», 2014. – 105с. | ||
31. | Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствиис ФГОС ДО | Н.В. Нищева. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240 С. | ||
32. | Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик семицветик» 4-5 лет | Под ред. Куражевой Н.Ю. – М.: Речь СПб-Москва, 2020 | ||
33. | Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик семицветик» 5-6 лет | Под ред. Куражевой Н.Ю. – М.: Речь СПб-Москва, 2020 | ||
34 | Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик семицветик» 6-7 лет | Под ред. Куражевой Н.Ю. – М.: Речь СПб-Москва, 2020 | ||
35 | Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик семицветик» 3-4 года | Под ред. Куражевой Н.Ю. – М.: Речь СПб-Москва, 2020 | ||
Диагностическая работа | ||||
1. | Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста | Н.Я. Семаго, М.М Семаго. - М.:АРКТИ, 2017. 66с. | ||
2. | Экспресс-диагностика развития детей: материалы для тематического контроля | Н.В. Микляева, Л.П. Гладких. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 104 с. – (Дошкольное воспитание и развитие) | ||
3. | От диагностики к развитию: Пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Изд. 2-е, переработанное и дополненное | Авт. С.Д. Забрамная. О.В. Боровик. – М.: В. Секачёв, 2016. – 102 с. | ||
4. | Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет | А.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144с. | ||
5. | Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) | Авт.-сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011. – 297 с.: ил. | ||
6. | Психолого-педагогический мониторинг в дошкольном учреждении компенсирующего вида | В.Г. Алямовская. – М.: Восхождение, 2007. – 160с. | ||
7. | Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет | Авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 62 с. | ||
8. | Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста | Под ред. Н.В. Серебряковой – СПб.: КАРО, 2005 – 12с. +37 каточек | ||
9. | Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей | С.Д. Забрамная. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 32с. + 115 карт. | ||
10. | Диагностика индивидуальных психологических особенностей детей 3-4 лет. методики выявления и изучения | Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель. – 91 с. | ||
11. | Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста | Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2014. – 64 с. |
- Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в неделю | Длительность образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
33 | 1 | 20 мин. | Подгрупповая |
- Расписание занятий
Группа ТНР | День недели | Время | Наименование образовательной ситуации | Количество человек в подгруппе |
№3 | Понедельник | 9.35 – 9.55 Подгрупповая КРД (1 подгруппа) 10.00 - 10.20 Подгрупповая КРД (2 подгруппа) | «Развитие эмоций и навыков общения» | До 7-ми |
№3/1 | Вторник | 9.35 – 9.55 Подгрупповая КРД (1 подгруппа) 10.00 - 10.20 Подгрупповая КРД (2 подгруппа) | «Развитие эмоций и навыков общения» | До 7-ми |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей 5 – 6 лет по программе Васильевой
Рабочая программа...
Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой
Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой...
Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учётом ФГОС ДО
Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакци...
Рабочая программа для детей 4-5 лет с учетом ФГОС ДОО по программе "ОТ рождения до школы!
Принято ...
Рабочая программа для детей младшего возраста разработана на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад «Аистёнок»
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психич...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...