Тренинг для педагогов
материал по психологии

Мельникова Марина Юрьевна

Тренинг "Гореть или жить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goret_ili_zhit.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Гореть или жить» - тренинг профилактики эмоционального выгорания для педагогов

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Ход тренинга:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи:…

Я не буду подробно останавливаться на правилах нашего тренинга, если кратко, то это активность, уважение друг к другу, конфиденциальность, искренность.

- А для начала я предлагаю всем нам познакомиться. Для этого мы будем передавать друг другу это сердце, назвать свое имя и называть одно определение, связанное с вами и вашим именем. Я начну первая. Меня зовут Марина. Что в переводе означает морская и это не случайно, ведь родилась я в Мурманске, на берегу Баренцева моря.

- Вот мы с вами и познакомились. А раз мы все с вами работаем с детьми, то я предлагаю вам послушать небольшую сказочную историю.

 - В  далеком, далеком лесу жил был  ежик.  Обычный серый ежик. Но была у ежика мечта:  очень он хотел стать воспитателем в детском саду. Но одна проблема: не было в том далеком лесу детского сада. И решился ежик на путешествие.  Долго добирался он и, наконец, оказался в нашем детском саду. Пришел ежик  и говорит: «Возьмите меня работать воспитателем», а ему в ответ: «А Вы сможете? Есть ли у Вас те качества, которые должны быть у  педагога?»   Растерялся ежик. Давайте поможем ему, назовем качества которыми должен обладать педагог. (Воспитатели по очереди передают друг другу игрушку ёжика и называют положительные качества педагога).

 - Молодцы! Все это, конечно, хорошо, но не всегда наши ожидания, требования к себе соответствуют действительности. Послушайте небольшую историю.

«Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла.

Тот недолго думая пишет: «Туп и упрям».

– Но это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса.

– А, ну тогда: «Устойчив в своих убеждениях и упорен в достижении целей».

История является примером психологического приема – рефрейминга, который помогает по-новому посмотреть на ситуацию и изменить отношение к ней. «В любой ситуации есть позитивный ресурс». Во-первых, вы всегда можете переоценить собственные силы. Во-вторых, вы можете задавать ту оценку событий, которая вам кажется полезной и правильной.

- Объединитесь в группы по 4 человека. Ваша задача – придумать как можно больше пар слов или фраз, означающих одно и то же действие или качество, но с разной оценкой. Например, лень – экономия энергии; жадность – бережливость;  занудство – настойчивость; доносчик – социально активный; карьерист – человек, который стремиться достигнуть успеха в жизни; безвкусный – оригинальный.

- Вот мы с вами и постарались по-новому посмотреть на отрицательные качества, взглянуть так сказать с другого ракурса.

 Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

 В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр.

 Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».

 «Синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное, физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических ресурсов человека.

Как же можно контролировать свои эмоции? И каким образом можно снять чрезмерное напряжение самостоятельно? Давайте сегодня и познакомимся с некоторыми способами.

- Но для начала поделитесь, как вы самостоятельно снимаете напряжение? (написать на мольберте) (Ответы обсуждаются).

А вот несколько способов для снятия напряжения:

 - Занятия спортом

 - Контрастный душ, теплая ванна, баня (можно просто подержать руки  под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода, по мнению биоэнерготерапевтов, «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.

 - Громко спеть любимую песню

 - Покричать то громко, то тихо

 - Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную»

 - Погулять в лесу, покричать

 - Поговорить с тем, кто поймет и посочувствует, даст совет

 - Вести дневник

 - Искусство, музыка, природа, массаж, фитотерапия.

- А сегодня я хочу вас познакомить с еще одним способом снятия эмоционального напряжения – правополушарным рисованием.

Правополушарное рисование как прием арт-терапии позволяет: проявить индивидуальность; самореализовывать свои творческие способности; самовыражаться через рисунок; получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом; бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями; поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу»; избавиться от комплексов; достичь гармонии внутреннего состояния.

Валентин Берестов

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

“А кто умеет рисовать?”

Рук поднялось - не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

“Ну, кто умеет рисовать?”

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

“Так кто ж умеет рисовать?”

Рук поднятых и не видать.

А ведь ребята в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда все это подевалось?

Вы знаете, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится. Подумайте для себя, что это может быть.

Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников».

И в заключении я вам желаю удачного дня, эмоциональной стабильности, поддержки коллег и близких.

 Мы сегодня эффективно поработали, давайте друг друга поблагодарим и одарим друг друга фейерверком из аплодисментов.   Улыбнитесь друг другу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Счастливый педагог - здоровый педагог".

Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог»

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде....

Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"

Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог» (совместно с инструктором по физической культуре)

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в ДОУ. Задачи тренинга: • профилактика синдрома эмоционального выгорания; • снятие психического напряжения и эмоц...