Программа "Родительский университет" 2023-2024 год
рабочая программа по психологии (средняя группа)

Шаповалова Людмила Александровна

Программа "Родительский университет" 2023-2024 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_roditelskiy_universitet_2023-2024_novaya_god.docx9.24 КБ

Предварительный просмотр:

                    Дошкольные группы Муниципального бюджетного
                общеобразовательного  учреждения «Средняя школа №13» п. Новый

         Согласованно:                                              Утверждено:
Зам. Директора по ДО                                          И. О. директора МБОУ
МБОУ «СШ № 13» п. Новый                              "СШ № 13"   п.  Новый
Е. А. Абу Аль-Нади                                              Л. Б. Хот

___________________                                        ______________________

                                       ПРОГРАММА
                   
"Родительский университет"                         

                                    2023-2024 г.

           

                      Дошкольные группы Муниципального бюджетного

         общеобразовательного  учреждения «Средняя школа №13» п. Новый

Программа  "Родительский университет"

Актуальность

Вопрос о сотрудничестве детского сада и родителей один из самых актуальных на сегодняшний день.  В статье 18 ФЗ «Об образовании в Российской федерации» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Именно родители являются основными трансляторами социальных и культурных ценностей ребенка. Поэтому готовность семьи к воспитанию ребенка, их уровень психолого-педагогической культуры имеют огромное значение.

Семья и детский сад - два образовательных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов.

Среди разнообразных функций семьи (репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная и др.) важное место занимает функция воспитания. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей, которые являются первыми воспитателями ребёнка.

Повышение родительской компетентности (формирование у них необходимых знаний, обучение их навыкам общения с детьми, разрешению конфликтных ситуаций, улучшению стиля родительского поведения и т.п.) – одно из важных направлений психолого - педагогической помощи семье. Формой такой работы является родительские лектории в форме «Университета для родителей.

Необходимость педагогического просвещения (обучения) родителей обусловлены рядом причин: потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и детского сада в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения); инновационным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия; открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Значительное место в системе работы с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителями, тесно связано с развитием их психологического и педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.

Направленность программ: просветительская.

Форма просвещения: «Родительский университет».

Цели и задачи:

 Цель создания Родительского Университета: формирование ответственного, позитивного родительства и обеспечение системы психологической, социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

  В рамках достижения цели, решаются следующие задачи: - построение системы непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания ребенка; - организация эффективного сотрудничества с родителями (законными представителями); повышение мотивации родителей учиться родительству, содействие развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей; - повышение психолого-педагогической культуры родителей;

 - пропаганда позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны.

 Основные способы передачи знаний и компетенций в обучении родителей Реализация просветительских и образовательных программ Родительского Университета планируется осуществляться как в очном режиме, так и в дистанционном режиме с использованием сетевых компьютерных технологий.

  Реализация программ для родителей в очном режиме подразумевает использование современных и традиционных форм обучения и взаимодействия:

 - родительский лекторий (лекции, теоретические семинары, семинары практикумы;

 - дискуссионные занятия («круглый стол», диспут, проблемный поединок,  дебаты и др.)

 - семейная гостиная;

 - родительские чтения;

 - тренинги;

 - игровые методы обучения;

 - конкурсы,

 - индивидуальное и групповое консультирование

 Содержание работы

«Родительский университет» в форме лекториев – это, по сути, функциональный модуль дистанционного психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего и дошкольного возраста и представителей старшего поколения, который должен действовать на постоянной основе с целью информированности, просвещения и обучения проблемам воспитания и развития современных детей раннего и дошкольного возраста, для их участия в процессах управления ДГ "СШ № 13" п. Новый, где воспитываются их дети. 

     Лекторий для родителей - одна из форм педагогической пропаганды среди родителей. Родительские лектории знакомят не только родителей, но и представителей старшего поколения с вопросами воспитания детей, повышают их педагогическую культуру, помогают вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.

                 Благодаря своей универсальности, родительские лектории имеют ряд специфических особенностей: представляют собой комплексную форму просвещения родителей и представителей старшего поколения по проблемам воспитания детей дошкольного возраста в рамках ДГ "СШ 13" п. Новый и дома; предлагают всем участникам разнообразные виды и формы деятельности для обогащения их знаний и опыта в вопросах семейного воспитания; выявляют и используют потенциал современной семьи для передачи другим эффективного опыта воспитания детей дошкольного возраста; привлекают различных специалистов в области воспитания детей дошкольного возраста для повышения родительской компетентности.           Родительские лектории для родителей детей раннего и дошкольного возраста  ориентируют  на: выстраивание позитивных детско-родительских отношений; разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье; профилактику семейного неблагополучия, повышение уровня правовой культуры в области семейного права; формирование ответственной и позитивной родительской позиции; пропаганду семейных традиций и ценностей российской семьи.

Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Но наиболее эффективным является их партнёрство.  Необходимость данного вида взаимодействия родителей и педагогами дошкольных групп средней школы № 13 п.Нового основывается на потребности родителей в поддержке, на потребности ребёнка в образованных родителях, на бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества.

В целях исполнения и реализации Приказа Министерства образования и науки Республики Адыгея от 25.10.2016 г. № 1368 и Приказа Комитета по образованию от 09.11.2016 г. № 819 « Об организации курсов для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики» и в рамках реализации поручения президента РФ от 12 декабря 2014 года № Пр-2876 пункт 7.
ДГ
МБОУ "СШ № 13" п.Новый » Лекционный, консультативный материал представлен  в рамках" РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА" с использованием методических рекомендаций «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" г. Майкоп

http://cdc.minobr.ru/category/activity/publications/lectory

Цель: повышение родительской компетентности и гармонизация детско-родительских отношений
Категория слушателей: родители (законные представители) несовершеннолетних детей

План мероприятий родительского университета на 2023 - 2024 год

 в ДГ "СШ № 13" п.Новый

п/п

           Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1

 Родительское собрание
Адаптация воспитанников

Сентябрь

Педагог - психолог

2

Значение семейных традиций в формировании нравственного воспитания

Октябрь

Социальный педагог ДГ

3

"Сказкотерапия как средство воспитания положительной мативации к школьному обучению"

Тренинг

Ноябрь

Педагог - психолог

4

"Нравственные и культурные ценности семьи"

Мастер класс

"Новогодние игрушки своими руками"

Декабрь

Социальный педагог

5

Получение психологической помощи через Детский телефон доверия

 8800-2000-122

Январь

Воспитатели групп

6

Родительское собрание
Формирование здорового образа жизни: спортивные игры с детьми

Февраль

Воспитатели групп

7

Круглый стол. "Как воспитать у ребенка чувство патриотизма"

Март

Социальный педагог

8

Нежелательное поведение у детей дошкольного возраста, его причины и последствия

Апрель

Педагог психолог

9

Служба медиации

Май

Педагог - психолог