КАК ВЛИЯЮТ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ
консультация по психологии
Очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vliyayut_vozrastnye_osobennosti_na_povedenie_detey.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ВЛИЯЮТ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ?
Очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Возрастные особенности детей 2–3 лет:
— продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребёнка и взрослого;
— совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление;
— в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Психическое развитие
Слушает простые рассказы, понимает значение некоторых абстрактных слов (большой, маленький, мокрый, сухой и т.д). Начинает понимать точку зрения другого человека. Отвечает «Нет» на абсурдные вопросы.
В этом возрасте, ребенок очень эмоционален, однако эмоции не постоянны, его легко отвлечь, переключить с одной деятельности на другую.
Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравится другим, подражает сверстникам.
Понимание речи
Происходит быстрое увеличение словарного запаса, понимает простые вопросы: «Что у тебя в руках?», выполняет двухстороннюю инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, потом будем обедать».
Возрастные особенности детей 3–4 лет:
- Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка.
- Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады.
- Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка.
- Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.
- Растет речевая активность малышей.
- Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание.
- В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
- Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер.
-Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях.
Психологическое развитие
Формируется «противоволя», поэтому ребенок хочет сделать все по-своему. Проявляет осознание себя как отдельного от родителя человека, поэтому часто отвергает любую помощь. Игра становится более коллективной, образно-ролевой. Ребенок представляет себя кем то или чем то и соответственно действует.
Понимание речи
Словарный запас пополняется, он активно осваивает речь, придумывает новые слова. Ребенок все чаще задает вопросы, расспрашивает, уточняет.
Возрастные особенности 4-5 лет:
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
— стремление к самостоятельности;
— этические представления;
— творческие способности;
— страхи как следствие развитого воображения;
— интерес к ровесникам;
— активная любознательность.
Психологическое развитие
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно делать многое самому, он уже больше способен позаботится о себе, и меньше нуждается в помощи.
Заявляет о своих правах, потребностях, пытается установить свои правила в окружающем мире. Начинает понимать чувства других людей, сопереживать.
В этом возрасте ребенок живет в мире сказок, фантазий он способен создавать целые миры.
Понимание речи
Улучшается понятие звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они хорошо имитируют голоса животных. Интонационно выделяют речь разных персонажей.
Возрастные особенности детей 5-6 лет:
— Игровая деятельность: освоение окружающего мира продолжает осуществляться посредством игры, меняются лишь её форма и смысловая нагрузка.
— Сенсорика и образное мышление: восприятие цвета, представления о строении предметов, их величине и форме продолжают совершенствоваться.
— Изобразительная и конструкторская деятельность: 5–6-летний возраст отличается периодом активного рисования — ребенок может создать около 2000 рисунков за год.
— Речь и воображение: совершенствование речи затрагивает, в первую очередь, её звуковую составляющую — улучшается воспроизведение звуков.
— Математические представления: старшему дошкольнику под силу определять направление, производить счёт в пределах 10, отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счёту?», «Который?».
Психологическое развитие
Желает показать себя миру. Часто в этом возрасте дети привлекают к себе внимание. Иногда для него негативное внимание важнее, чем никакое, поэтому ребенок может провоцировать взрослого.
С трудом соизмеряет собственное «хочу» с чужими потребностями, поэтому все время проверяет прочность выстроенных границ, желая заполучить то, что он хочет.
Понимание речи
Имеет достаточно богатый словарный запас. Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение. Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.
Возрастные особенности детей 6-7 лет:
— Это период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе;
— К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе;
— Ребенок может и делает не то, что ему хочется, а то, что нужно, что просит взрослый или определено правилами;
— Возникает первая реальная картина мира, о которой у ребенка формируется собственное мнение;
— Ребенок начинает понимать свои чувства и переживания в полной мере и сообщает об этом взрослым;
— Детям очень важно, как к ним относятся окружающие люди;
— Происходит полное доверие взрослому, принятие его точки зрения.
Психологическое развитие
Дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и выполнять задание по ней. Они умеют планировать свою деятельность, а не действовать хаотично. Ребята способны, сосредоточено без оставления внимая работать по инструкции 10-15 мин. Они способны оценить, в общем, качество своей работы. Способны самостоятельно исправить свои ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Понимание речи
Правильно произносит все звуки родного языка, умеет различать и называть слова с определенным звуком, делить слова на слоги, составлять слова из слогов. Имеет представление о предложении, подбирают синонимы, антонимы. Пересказывают знакомые сказки и рассказы.
Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. - М.: "Амрита", 2010.
2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: уч. пос. - М.: Академический проект, 2005. - 406 с.
3. Быкова М., Аромштам М. Я в детском саду. [Текст]: Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада // Дошкольное образование: - 2002 - №12
4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты.- М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Дошкольное образование. №21. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32с.
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., Изд- во АПН РСФСР, 1956
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
8. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. -- СПб.: Питер #1089;: ил. -- (Серия «Мастера психологии»).
9. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. 950 с.
10. Доронова Т.Н. и др. Среднгяя группа: планирование работы с детьми - М.: Педагогика, 2004. - 188 с.
11. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в дошкольном возрасте / Т.В. Драгунова // Вопр. психол. - 2002. - №2. - С.25 - 38.
12. Захаров А.И. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей - СПб., 410с.
13. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. - Пособие для ДОУ. [Текст] - М.: Айрис-пресс, 2006. - 105 с.
14. Калинина Р.Р. Прикоснись к душе ребенка - СПб.: Речь - 2011. - 160с.
15. Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера детей с психологическими проблемами // Вопросы психологии. - 2002. - №1. - С. 2728.
16. Керимова Т.Н. Консультация для родителей «Методы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности». Сарыг- Сеп. - 2015. - 16 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет"
В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 3-4 лет (общение, игровая деятельность, психические процессы, эмоциональная сфера, самооценка)....
"Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет"
В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 4-5 лет (возраст "Почемучек")....
"Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет"
В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика ребнка 5-6 лет (взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, появление познавательной мотивации в общении, развитие эмоциональ...
Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста. Возрастные особенности психического развития детей
Задачи воспитания и обученияПамятка для родителей....
Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...
Основные задачи музыкального воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и воспитателей....