Мастер-класс для педагогов по сказкотерапии
план-конспект занятия по психологии

Дедкова Александра Васильевна

Мастер-класс предназначен для педагогов с целью ознакомления с инновационным методом-сказкотерапией в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС по сказкотерапии для педагогов-психологов.

Педагог-психолог: Дедкова А.В.

Название этапа

Содержание

          Тема

«Волшебство в каждом из нас»

          Цель

Цель мастер-класса: 

профилактика синдрома профессионального выгорания педагога.

         Задачи

1. Снижение эмоционального напряжения педагогов.

2. Развитие умений использовать метод сказкотерапии, способствующий стабилизации эмоционального состояния.

3. Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья.

Участники

Педагоги

  Оборудование

30 картинок «герои сказок», маски, кукольный театр,  музыка «сказочная», ноутбук, презентация «Сказкотерапия»; фломастеры, мелки восковые, лист А3, 4 листа А4, карандаши простые (ручки).

Описание приемов, методов, способов работы.

Использование презентации:

* знакомство с одним из видов здоровьесберегающих технологий -  «Сказкотерапия»,  с её целями, задачами в работе с детьми дошкольного возраста;

* знакомство с разными видами сказок по классификации Зинкевич-Евстегнеевой;

* Знакомство с основными методами и приемами работы со сказкой;

Проблемная ситуация

Каждый человек испытывает те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. А чтобы помочь решить эту проблему, расшифровать знания о мире и системе взаимоотношений в нём, что может нам помочь?

Работа в подгруппах:

* Разделение коллектива на подгруппы путём эксперимента на определение своего характера при помощи сказки (выбора педагогами любимых сказок или персонажей)

* Разработка разных видов сказок и её демонстрация.

План работы (приветствие, введение в тему мастер – класса, погружение в тему)

1)Вступление

 Актуальность:

Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о     неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности.

       В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, в развитии духовно-нравственных качеств детей. И в этом нам поможет сказкотерапия.

Почему именно сказка? сказкотерапия –  означает «лечение сказкой».

-  В каких случаях уместно лечение сказкой?

-  Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий.

Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное,  а в жизни – не всем заметное. Дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу сказочных героев, фантазируют, живо и образно высказывают свои мысли, решают проблемные задачи, формируют нравственные нормы поведения.

ЦЕЛЬ СКАЗКОТЕРАПИИ:

Воспитание  ценностных  ориентаций, формирование психологического здоровья дошкольников посредством сказки.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1.Создать условия для развития и активизации в детях творческого начала;

2.Снизить уровень тревожности и агрессивности;

3.Формировать навыки конструктивного выражения своих чувств, эмоций

Развивающие:

1.Развивать речевые и познавательные процессы;

2.Развивать способности детей к естественной коммуникации;

3.Развивать у детей  умение преодолевать трудности и страхи.

4.Развивать и поддерживать творческие способности детей;

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к сказкам;

2.Воспитывать умения совместно работать над сказкой,

выступать вместе с коллективом сверстников.

Основные методы и приёмы работы со сказкой:

- Чтение и анализ сказки

- рассказывание сказок, потешек

- сочинение сказок,

- изменение концовок сказки

- театрализованная деятельность

- элементы художественного творчества в сказке (рисование, лепка, тестопластика)

- проблемные ситуации

 

Виды сказок (классификация Зинкевич – Евстигнеевой):

1.        Художественные сказки (народные, авторские)

- сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.

Авторские  художественные сказки более образные, чем народные. И если мы хотим помочь человеку осознать свои внутренние переживания, то выбирать лучше авторскую сказку.

2.        Психокоррекционные сказки

Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замена» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего.

3.        Дидактические сказки

Эти сказки создаются педагогами для «наполнения» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки и др.) Оживают, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки раскрывают содержание и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

4.        Психотерапевтические сказки

В работе с детьми такие сказки используют, когда необходимо обсудить какие-либо проблемы психоэмоциональной травмы или когда нужно объяснить смысл происходящего, помочь изменить отношение ребенка к этому. Здесь уместно использовать в работе художественное творчество детей (рисование, лепку, изготовление кукол, пособий), инсценирование сказок, спектаклей.

5.        Медитативные сказки.

Эти сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, для формирования лучших человеческих взаимоотношений, развития личностного ресурса. Особенностью таких сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

*Со схемой составления сказок можно ознакомиться в памятке, которую я для вас приготовила (приложение 1).

2) Релаксационное упражнение «Белое облако» (приложение 2).

Социоконструкция

(организация работы в фокус-группе, роли, распределение заданий, комментарий по выполнению, установление социальных связей)

3) Работа в группах «Сочини сказку»

*Создание 4 фокус-групп (приложение 3).

Задания для каждой фокус-группы:

Я  предлагаю вам создать один из  продуктов для работы с детьми в разных возрастных группах

1 команде -   я предлагаю сочинить психотерапевтическую сказку «Сказка о колючем ежике»

Задание:

-  Придумать сюжет сказки

-  Какую проблему решает эта сказка?

- Инсценирование сказки.

Предложить для инсценировки сказки маски.

 2 команде  - художественная сказка. 

Задание:

-  Выбрать один из вариантов сказок и придумать свой вариант продолжения и концовки сказки:

Сказка          «Гуси – Лебеди»

Новая ситуация:   на пути девочки встречается волк…….

- Драматизация сказки с помощью кукол

 

3 команде: дидактическая сказка «О геометрических фигурах» (на основе сказки про трех поросят).

Задание:

-  Придумать сюжет сказки (Домик для Круга, Треугольника и Квадрата)

-  разработать задания для решения проблемы

- Рисование сказки

4 команде - медитативная сказка «Волшебство мастера» (приложение 4).

 Задание:

- Придумать концовку сказки

- Прочитать сказку под спокойную музыку.

Каждой фокус-группе предлагается карточка с заданием, предметами для её реализации.

*Инструкции, помощь, объяснение при работе педагогов в командах.

*Комментарий педагога после каждого выступления фокус-группы:

Медитативные сказки помогают расслабиться, снять напряжение, получить заряд бодрости и хорошего самочувствия.

Погрузиться в сказку поможет приятная музыка для релаксации.

Психотерапевтические сказки помогают решать такие сложные личностные проблемы, как поиск смысла жизни, внутренние конфликты, поиск своего места в жизни и т.д., кроме того, они эффективны в работе с различными психосоматическими заболеваниями.

Дидактические сказки создаются для «упаковки» учебного материала. Изучаемый материал подается в яркой и образной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира.

Художественные сказки

Л. Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, т.е. научить детей оригинально, непривычно, по – своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения и т. д.

Этот метод полезен и интересен тем, что:

- мы можем, изменяя конец сказки, направлять внимание ребенка в нужное педагогическое русло;

- развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы.

Рефлексия (афиширование результата, оценка общей и индивидуальной деятельности)

4)  Рефлексия «Сказочный клубок».

Обратная связь (анкеты, памятки)

 «Сказочный клубок»

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним рефлексию, т. е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу мастер-класса. Прошу каждого, передавая сказочный клубок высказаться о том: какой момент мастер-класса вам запомнился больше; какие чувства вы  испытывали в момент самого мастер-класса?

Заполнение анкет обратной связи.

                 

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...