Тест на выявление детских страхов (Захаров А.И., Панфилова М.А.)
методическая разработка по психологии
Цель методики: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_testa_na_vyyavlenie_detskih_strahov_zaharov_a.i._pnfilova_m.a._.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест на выявление детских страхов (Захаров А.И., Панфилова М.А.)
Цель методики: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.
Возраст применения: с 3 лет
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Контурное изображение двух домов: красного и черного цвета.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА
Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию.
ИНСТРУКЦИЯ
«В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшны. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам» (психолог называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик. У старших детей необходимо спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься …».
Ты боишься:
- когда остаешься один;
- нападения;
- заболеть, заразиться;
- умереть;
- того, что умрут твои родители;
- каких-то детей;
- каких-то людей;
- мамы или папы;
- того, что они тебя накажут;
- Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
- перед тем как заснуть;
- страшных снов (каких именно);
- темноты;
- волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
- машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
- бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
- когда очень высоко (страх высоты);
- когда очень глубоко (страх глубины);
- в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
- воды;
- огня;
- пожара;
- войны;
- больших улиц, площадей;
- врачей (кроме зубных);
- крови (когда идет кровь);
- уколов;
- боли (когда больно);
- неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
- сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
- опоздать в сад (школу).
Беседу с исследуемым специалист проводит неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи по порядку и ожидая только ответа «да» – «нет» или «боюсь» — «не боюсь».
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА
Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31 вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — это показатель преневротического состояния.
Возрастные особенности появления страхов
Возрастной отрезок | Возрастные страхи |
Младший дошкольный возраст | Боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства. |
Старший дошкольный возраст | Страх смерти, смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, страх войны. |
Младший школьный возраст | Страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления). |
Подростковый возраст | Страх смерти родителей, страх войны. |
Возрастные нормы (по А. И. Захарову)
Среднее число страхов
В дошкольном возрасте: - у девочек =10,3; - у мальчиков - 8,2;
В школьном возрасте: - у мальчиков = 6,9; - у девочек = 9,2.
Возраст | Мальчики (кол-во страхов) | Девочки (кол-во страхов) |
3 | 9 | 7 |
4 | 7 | 9 |
5 | 8 | 11 |
6 | 9 | 11 |
7 | 9 | 12 |
8 | 6 | 9 |
9 | 7 | 10 |
10 | 7 | 10 |
11 | 8 | 11 |
12 | 7 | 8 |
13 | 8 | 9 |
14 | 6 | 9 |
15 | 6 | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика и коррекция по выявлению детской тревожности и страхов
Диагностика и коррекция по выявлению детской тревожности и страхов...
Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)
Методика выявления детских страхов«Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)...
Выявление детских страхов
Методика...
Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, нео...
Методика диагностики детских страхов (Методика Захарова А.И., модификация Панфиловой М.А.)
Методика диагностики детских страхов (Методика Захарова А.И., модификация Панфиловой М.А.)...
Тест на выявление детских страхов
Методика выявления детских страхов«Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)...
Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, нео...