Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
статья по психологии
«Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_tehnologii.docx | 34.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20
Доклад
«Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога»
Подготовила:
Запорожская А.С.
педагог-психолог
Химки 2023
Современные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Психолого - педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим принципам (критериям технологичности).
Концептуальность.
Каждая психолого-педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, социально-педагогическое обоснование достижения целей (профилактических; развивающих, психокоррекционных и т.п.)
Системность.
Психолого-педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость.
Психолого-педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса (психопрофилактического, коррекционно-развивающего и т.п.), поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность.
Современные психолого-педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.
Воспроизводимость
подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) психолого-педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи. Общая классификация технологий может осуществляться по самым разным параметрам: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения.
Специфика работы психолога в центре состоит в том, что он должен владеть различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.
В своей работе я использую следующие технологии:
- Диагностические
- Здоровьесберегающие технологии
- Коррекционно-развивающие технологии
- Технология психологического сопровождения детей в период адаптации к условиям ДОУ
- Игровые технологии
Диагностические технологии
Психодиагностическая работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:
а) Диагностика познавательных способностей, диагностика эмоционально-личностной сферы, самооценки.
б) Определение психологической готовности к обучению в школе.
в) Определить степень адаптации детей в детском саду.
Цель: оценить уровень сформированности у детей предпосылок к учебной деятельности; психологической готовности детей к школьному обучению.
Диагностические методики:
1 | «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова Л.Г.Руденко |
2 | «Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте.2,5 – 3 года» Н.Н.Павлова Л.Г.Руденко |
3 | «Психологическая готовность к школьному обучению детей 6-7 лет» Н.И. Гуткина |
4 | Тест тревожности (Методика Р. Тэмп, М. Дорки, В. Амен) |
5 | С.Д. Забрамная О.В. Боровик «От диагностики к развитию» |
6 | «Эталоны» (методика О. Дьяченко) |
7 | «Систематизация» (методика Н.Б. Венгер) |
8 | «Схематизация» (методика Р.И. Бардина, Л.А. Венгер) |
9 | Методика Джекобсона |
10 | «Беседа» (методика Т.А. Нежнова) |
11 | «Узор» (методика Л.И. Цеханской) |
12 | Тест «Рисунок семьи» |
13 | «Лесенка» (Методика В.Г. Щур) |
14 | «Наглядный материал для обследования детей» Е.А. Стребелева |
15 | «Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей» Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина |
16 | «Рисование бус» (методика И.И. Аргинской) |
Результаты диагностики обрабатываются, составляются сводные графики. С общими результатами ознакомлены родители и приглашаются на индивидуальные консультации. Проводятся консультации с педагогами, даются рекомендации индивидуального и группового характера.
Психодиагностическая работа с педагогами:
- диагностика уровня психического выгорания (методика К. Маслак модифицированная Н.Е. Водопьяновой «Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей»
- диагностика уровня эмоционального напряжения (модифицированная методика САН в форме протокола «Успешность занятия»
- анкеты-отзывы.
По результатам исследования был разработан тренинг коррекции синдрома профессионального выгорания.
Здоровьесберегающая технология
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Психологическое здоровье - индикатор физического здоровья.
Цель здоровьесберегающей технологии — сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учётом индивидуальных потребностей и способностей, формирование ответственности за своё здоровье у детей, родителей, воспитателей.
Задачи:
- создать условия для физического и психического благополучия воспитанников и педагогического коллектива;
- в доступной форме закладывать базовые знания о пользе занятий физической культурой, необходимости соблюдения гигиенических правил;
- развивать двигательные навыки и физические способности детей;
- формировать теоретические знания и практические навыки основ безопасности жизнедеятельности;
- оказывать поддержку семье в её желании сохранить здоровье ребёнка и
Для решения поставленных задач, в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки (М.И. Чистякова, Е.А. Алябьевой «Психогимнастика», О.В. Узорова, Т.В. Гордеева «Пальчиковая гимнастика»).
Здоровьесберегающая технология включает в себя:
1.Сохранение и стимулирование здоровья воспитанников:
- гимнастика для глаз,
- дыхательная гимнастика,
- пальчиковая гимнастика,
- подвижные игры,
- релаксация.
- Песочная терапия. Стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей.
- Психогимнастика Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой позволяет отреагировать эмоции, научить распознавать, понимать их, обучить адекватным моделям поведения, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, что значимо для любой категории детей- как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья.
- Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк отличаются динамикой, направлены на формирование оптимального межполушарного взаимодействия, что способствует развитию функций контроля, произвольности, а также актуально как для детей с нормой, так и с патологией развития.
- Су-Джок терапия (самомассаж) – оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.
2. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов (технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни: семинары-тренинги «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии», консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»).
Коррекционно-развивающие технологии
Технология психологической коррекции и развития - это система психологических или психотерапевтических средств, направленных на устранение, сглаживание недостатков или их психолого-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности.
При разработке стратегии коррекционной работы я ориентируюсь на результаты диагностической работы и перспективу развития. Коррекционная и развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей ДОУ.
Групповая развивающая и коррекционная работа проводится в течение учебного года с детьми подготовительного возраста логопедической группы, группы ЗПР старшего дошкольного возраста.
Цель программы: осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка
Занятия проводились с использованием программы «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой.
Разработана рабочая программа для детей с задержкой психической задержкой. Основной базой рабочей программы является:
- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко.
- «Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения», под ред.Т.Г.Неретиной.
- «Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами по программам развития Е.А. Алябьевой, Айдаралиевой Б.Ж., Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Барановой Ф.Ю, Зиминой Л.В.,».
Коррекционно-развивающая работа в адаптационный период в младших группах.
Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.
Занятия проводились с использованием программы «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ» А.С. Роньжина. В программе представлены занятия, которые помогут детям успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов.
Работа осуществляется под наблюдением воспитателей и психолога. Был разработан гибкий план воспитательно-образовательной работы в период адаптации. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений психолога, медсестры. Результаты наблюдений заносились в журнал диагностики.
Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводятся адаптационные игры, организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.
Информационно-коммуникационные технологии
Информационная технология – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.
Цель технологии - совершенствование методов работы со всеми субъектами образовательного процесса, осуществление саморазвития и самопрезентации, совершенствование методов индивидуальной и групповой корекционно-развивающей работы.
Методическая работа - Работа в Microsoft Office (Excel, Word, PowerPoint). Оформление отчетной и текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.
Применение ИКТ осуществляется в различных направлениях.
- Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми - включение в занятие разнообразных компьютерных игр, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови»). Иры или игровые упражнения, используемые мною в психологической деятельности, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Приложение «Paint» можно применять как арттерапевтическую технику, используя вместе с музыкальным сопровождением.
- Использование мультипликационного материала для просвещения, развития и коррекции детей.
- Работа с коллегами (педагоги-психологи ДОУ) - создание своего интернет-сайта (https://nsportal.ru/arutyunyan-asya-vladimirovna), участие в работе профессиональных сетевых сообществ, чатов, on-line конференций. Использование информационных интернет – ресурсов (www.doshkolnik.ru, www.maaam.ru, www.nsportal.ru, www.doсhcolonoc.ru и другие). Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты, социальных сетей.
- Работа с педагогами и родителями ДОУ - создание памяток, буклетов, фотогаллерей, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения.
- В работе родительских собраний обращаюсь к информационным технологиям, наглядно демонстрируя в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения.
- Создание электронной библиотеки психологической литературы, диагностических и развивающих программ, стимульного материала. - совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета (чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по психологической тематике, участие в различных конкурсах, конференциях, проводимых в Интернете, общение с коллегами-психологами на форумах и сетевых сообществах).
В проекте рассматриваю создание электронного ящика: «Есть вопрос психологу?» и доступной электронной библиотеки, где собраны необходимые психологические издания, освещающие наиболее насущные вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста, проведение он-лайн опросов, размещенных на сайте ДОУ.
Игровые технологии
(О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушин «Тропинка к своему «Я»; А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ»).
Различают следующие формы организации игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности, комфортности и коррекции речевых нарушений:
• Игры с правилами.
• Игры-соревнования.
• Игры-драматизации.
• Режиссёрские игры.
• Сюжетно-ролевые игры.
• Сказкотерапия.
• Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
• Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
• Тренинги.
• Самопрезентация.
Авторы игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1.Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4.Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.
В практике педагога-психолога игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми (педагогами, родителями).
Технология работы с педагогическим коллективом
(Т.Н. Банщиков, Ю.П.Ветров, Н.П. Клушина «Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом», М.И. Чумакова «Развитие профессиональной компетенции педагогов», О.И. Бабич «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»)
Сегодня в связи с введением ФГОС ДО многим воспитателям требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для них может сопровождаться состоянием психоэмоционального напряжения. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Обновления в системе дошкольного образования и предъявляемые требования, показывают психологическую неготовность педагога к принятию новых изменений, в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда. Исходя из вышесказанного, в ДОУ регулярно ведется работа с педагогическим коллективом:
- Индивидуальные и групповые консультации педагогов,
- Выступления на педагогических советах, мастер-классы,
- Психолого-педагогический практикум «Созвучие». Разработан цикл практических занятий для педагогов учреждения на сплочение коллектива и формирование команды, профилактики эмоционального выгорания, развития самопознания, рефлексии, развитие креативности, а так же для эффективной работы с родителями и преодолению конфликтных ситуаций.
- Повышение квалификации «Менеджмент в образовании», дипломная работа на тему: «Управление конфликтами в дошкольных образовательных учреждениях». Было проведено эмпирическое исследование факторов, влияющих на успешное управление конфликтами, даны практические рекомендации для руководителя по управлению конфликтами в дошкольном образовательном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств *
Статьи[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18479765","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"334"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...
Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...
Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...
Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...
Научные, научно-методические и учебно методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
Учебно-методические публикации, в том числе вэлектронной версии на сайте профильных издательств...
Научные, научно-методические и учебно методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
Учебно-методические публикации, в том числе вэлектронной версии на сайте профильных издательств...