Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
статья по психологии

Запорожская Алена Сергеевна

«Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_tehnologii.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20  

Доклад

«Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога»

Подготовила:

Запорожская А.С.

педагог-психолог

Химки 2023

Современные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Психолого - педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим принципам (критериям технологичности).

Концептуальность.

Каждая психолого-педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, социально-педагогическое обоснование достижения целей (профилактических; развивающих, психокоррекционных и т.п.)

Системность.

Психолого-педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость.

Психолого-педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса (психопрофилактического, коррекционно-развивающего и т.п.), поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность.

Современные психолого-педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

Воспроизводимость

подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) психолого-педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи. Общая классификация технологий может осуществляться по самым разным параметрам: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения.

  Специфика работы психолога в центре состоит в том, что он должен владеть различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

В своей работе я использую следующие технологии:

  • Диагностические
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Технология психологического сопровождения детей в период адаптации к условиям ДОУ
  • Игровые технологии

   

Диагностические технологии

Психодиагностическая работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:

а) Диагностика познавательных способностей, диагностика эмоционально-личностной сферы, самооценки.

б) Определение психологической готовности к обучению в школе.

в) Определить степень адаптации детей в детском саду.

Цель: оценить уровень сформированности у детей предпосылок к учебной деятельности; психологической готовности детей к школьному обучению.

Диагностические методики:

1

«Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова Л.Г.Руденко

2

«Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте.2,5 – 3 года» Н.Н.Павлова Л.Г.Руденко

3

 «Психологическая готовность к школьному обучению детей 6-7 лет» Н.И. Гуткина

4

Тест тревожности (Методика Р. Тэмп, М. Дорки, В. Амен)

5

С.Д. Забрамная О.В. Боровик «От диагностики к развитию»

6

«Эталоны» (методика О. Дьяченко)

7

«Систематизация» (методика Н.Б. Венгер)

8

«Схематизация» (методика Р.И. Бардина, Л.А. Венгер)

9

Методика Джекобсона

10

«Беседа» (методика Т.А. Нежнова)

11

«Узор» (методика Л.И. Цеханской)

12

Тест «Рисунок семьи»

13

«Лесенка» (Методика В.Г. Щур)

14

«Наглядный материал для обследования детей» Е.А. Стребелева

15

«Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей» Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина

16

«Рисование бус» (методика И.И. Аргинской)         

Результаты диагностики обрабатываются, составляются сводные графики. С общими результатами ознакомлены родители и приглашаются на индивидуальные консультации.  Проводятся консультации с педагогами, даются рекомендации индивидуального и группового характера. 

Психодиагностическая работа с педагогами:

  • диагностика уровня психического выгорания (методика К. Маслак модифицированная Н.Е. Водопьяновой «Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей»
  • диагностика уровня эмоционального напряжения (модифицированная методика САН в форме протокола «Успешность занятия»
  • анкеты-отзывы.

По результатам исследования был разработан тренинг коррекции синдрома профессионального выгорания.

Здоровьесберегающая технология

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Психологическое здоровье - индикатор физического здоровья.  

Цель здоровьесберегающей технологии — сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учётом индивидуальных потребностей и способностей, формирование ответственности за своё здоровье у детей, родителей, воспитателей.

Задачи:

  • создать условия для физического и психического благополучия воспитанников и педагогического коллектива;
  • в доступной форме закладывать базовые знания о пользе занятий физической культурой, необходимости соблюдения гигиенических правил;
  • развивать двигательные навыки и физические способности детей;
  • формировать теоретические знания и практические навыки основ безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать поддержку семье в её желании сохранить здоровье ребёнка и

Для решения поставленных задач, в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки (М.И. Чистякова, Е.А. Алябьевой «Психогимнастика», О.В. Узорова, Т.В. Гордеева «Пальчиковая гимнастика»).

Здоровьесберегающая технология включает в себя:

1.Сохранение и стимулирование здоровья воспитанников:

  • гимнастика для глаз,
  • дыхательная гимнастика,
  • пальчиковая гимнастика,
  • подвижные игры,
  • релаксация.
  • Песочная терапия. Стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей.
  • Психогимнастика Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой позволяет отреагировать эмоции, научить распознавать, понимать их, обучить адекватным моделям поведения, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, что значимо для любой категории детей- как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья.
  • Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк отличаются динамикой, направлены на формирование оптимального межполушарного взаимодействия, что способствует развитию функций контроля, произвольности, а также актуально как для детей с нормой, так и с патологией развития.
  • Су-Джок терапия (самомассаж) – оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.

        2. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов (технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни: семинары-тренинги «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии», консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»).

Коррекционно-развивающие технологии

Технология психологической коррекции и развития - это система психологических или психотерапевтических средств, направленных на устранение, сглаживание недостатков или их психолого-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.

  Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности.

При разработке стратегии коррекционной работы я ориентируюсь на результаты диагностической работы и перспективу развития. Коррекционная и развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей ДОУ.

   Групповая развивающая и коррекционная работа проводится в течение учебного года с детьми подготовительного возраста логопедической группы, группы ЗПР старшего дошкольного возраста.

Цель программы: осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка

Занятия проводились с использованием программы «Цветик-семицветик»         Н.Ю. Куражевой. 

Разработана рабочая программа для детей с задержкой психической задержкой. Основной базой рабочей программы является:

- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко.

- «Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения», под ред.Т.Г.Неретиной.

- «Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами по программам развития Е.А. Алябьевой, Айдаралиевой Б.Ж., Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Барановой Ф.Ю, Зиминой Л.В.,».

Коррекционно-развивающая работа в адаптационный период в младших группах.

Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации. 

Занятия проводились с использованием программы «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ» А.С. Роньжина. В программе представлены занятия, которые помогут детям успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов.

Работа осуществляется под наблюдением воспитателей и психолога. Был разработан гибкий план воспитательно-образовательной работы в период адаптации. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений психолога, медсестры. Результаты наблюдений заносились в журнал диагностики.

Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводятся адаптационные игры, организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.

Информационно-коммуникационные технологии

Информационная технология – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Цель технологии - совершенствование методов работы со всеми субъектами образовательного процесса, осуществление саморазвития и самопрезентации, совершенствование методов индивидуальной и групповой корекционно-развивающей работы.

Методическая работа -  Работа в Microsoft Office (Excel, Word, PowerPoint). Оформление отчетной и  текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.

Применение ИКТ осуществляется в различных направлениях.

  • Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми - включение в занятие разнообразных компьютерных игр, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови»). Иры или игровые упражнения, используемые мною в психологической деятельности, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Приложение «Paint» можно применять как арттерапевтическую технику, используя вместе с музыкальным сопровождением.
  • Использование мультипликационного материала для просвещения, развития и коррекции детей.
  • Работа с коллегами (педагоги-психологи ДОУ) - создание своего интернет-сайта (https://nsportal.ru/arutyunyan-asya-vladimirovna), участие в работе профессиональных сетевых сообществ, чатов, on-line конференций. Использование информационных интернет – ресурсов (www.doshkolnik.ru, www.maaam.ru, www.nsportal.ru, www.doсhcolonoc.ru и другие). Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты, социальных сетей.
  • Работа с педагогами и родителями ДОУ - создание памяток, буклетов, фотогаллерей, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения.
  • В работе родительских собраний обращаюсь к информационным технологиям, наглядно демонстрируя в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения. 
  • Создание электронной библиотеки психологической литературы, диагностических и развивающих программ, стимульного материала. - совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета (чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по психологической тематике, участие в различных конкурсах, конференциях, проводимых в Интернете, общение с коллегами-психологами на форумах и сетевых сообществах).

 В проекте рассматриваю создание электронного ящика: «Есть вопрос психологу?» и доступной электронной библиотеки, где собраны необходимые психологические издания, освещающие наиболее насущные вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста, проведение он-лайн опросов, размещенных на сайте ДОУ.

Игровые технологии

(О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушин «Тропинка к своему «Я»; А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ»).

Различают следующие формы организации игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности, комфортности и коррекции речевых нарушений:

•        Игры с правилами.

•        Игры-соревнования.

•        Игры-драматизации.

•        Режиссёрские игры.

•        Сюжетно-ролевые игры.

•        Сказкотерапия.

•        Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

•        Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

•        Тренинги.

•        Самопрезентация.

          Авторы игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

1.Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4.Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками,  может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.

В практике педагога-психолога игровая деятельность выполняет такие функции:

-    развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-    коммуникативную: освоение диалектики общения;

-    игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-    диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-   коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-     социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми (педагогами, родителями).

Технология работы с педагогическим коллективом

            (Т.Н. Банщиков, Ю.П.Ветров, Н.П. Клушина «Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом», М.И. Чумакова «Развитие профессиональной компетенции педагогов», О.И. Бабич «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»)

   Сегодня в связи с введением ФГОС ДО многим воспитателям требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для них может сопровождаться состоянием психоэмоционального напряжения. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы. 

         Обновления в системе дошкольного образования и предъявляемые требования, показывают психологическую неготовность педагога к принятию новых изменений, в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда.  Исходя из вышесказанного, в ДОУ регулярно ведется работа с педагогическим коллективом:

  • Индивидуальные  и групповые консультации педагогов,
  • Выступления на педагогических советах, мастер-классы,
  • Психолого-педагогический практикум «Созвучие». Разработан цикл  практических занятий для педагогов учреждения на сплочение коллектива и формирование команды, профилактики эмоционального выгорания, развития самопознания, рефлексии, развитие креативности, а так же для эффективной работы с родителями и преодолению конфликтных ситуаций.
  • Повышение квалификации «Менеджмент в образовании», дипломная работа на тему: «Управление конфликтами в дошкольных образовательных учреждениях». Было проведено эмпирическое исследование факторов, влияющих на успешное управление конфликтами, даны практические рекомендации для руководителя  по управлению конфликтами в дошкольном образовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств *

Статьи[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18479765","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"334"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе вэлектронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе вэлектронной версии на сайте профильных издательств...