ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ДОУ
статья по психологии
Научная статья к XIII всероссийская научно – практическая конференция
«Детство, открытое миру» г.Омск
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Научная статья по эмоциональному выгоранию педагогов в ДОУ | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 159.9072.43
Альтенгоф Алеся Андреевна
(педагог – психолог, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №465 комбинированного вида «Золушка»)
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ДОУ
Аннотация: Статья посвящена понятию эмоционального выгорания педагогов в ДОУ, негативным факторам, влияющим на эмоциональное состояние педагога. В материале приведены авторы, изучающие проблему эмоционального выгорания. С использованием методики «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко выполнен анализ проведенного исследования на базе дошкольного учреждения среди педагогов 1 и 2 корпуса. Автор статьи рассматривает меры профилактики и предлагает рекомендации по снятию эмоционального выгорания.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром, психоэмоциональное благополучие, негативные факторы, симптом.
Под эмоциональным выгоранием понимается умственное, физическое или эмоциональное истощение и тревожность, которое возникает вследствие большого стресса.
Под понятием психоэмоционального благополучия понимается неразрывно связанное интегративное состояние личности или группы людей, которое является сложной взаимосвязью различных факторов: физических, психологических, культурных, социальных и духовных. Данное состояние показывает, как человек воспринимает и оценивает свою самореализацию в аспекте вершины его потенциальных возможностей.
Первую попытку описать термин «эмоциональное выгорание» предпринял американский психиатр Герберт Фрейденберг в 1974 году [1].
Вопросы эмоционального выгорания исследовали отечественные и зарубежные ученые – психологи. К авторам наиболее исследованных концепций и подходов относятся работы отечественных исследователей: В. В. Борейко [2], Н. В. Гришина, Э. Ф. Зеер, В. Е. Орел [3], к зарубежным исследователям: К. Маслач [4] и Дж. Джексон.
К негативным факторам, которые влияют на эмоциональное благополучие педагога, относят:
- родители, не достигшие определенного культурного и образовательного уровня;
- воспитанники с различными проблемами в поведении и эмоциональной сфере;
- низкий уровень заработной платы;
- выступления на публике (открытые занятия, выступления для аттестации, выступление в качестве объекта наблюдения, эксперта, подтверждение своей педагогической компетентности).
На базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 465 комбинированного вида «Золушка» было проведено исследование эмоционального выгорания педагогов. В данном исследовании участвовали воспитатели 1 и 2 корпусов общей численностью 48 педагогов, возраст участников эксперимента варьировался от 20 до 63 лет. В качестве инструментария исследования использовалась методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Борейко.
Анализ исследования выявил синдром эмоционального выгорания у педагогов 1 корпуса 21,7%, у педагогов 2 корпуса 16,6%. Складывающийся синдром у педагогов 1 корпуса 52,2%, второго корпуса – 25%. Не сложившийся симптом у педагогов первого корпуса 26,1%, второго корпуса – 58,4%. Полученные результаты позволяют сделать вывод о наиболее выраженном эмоциональном выгорании педагогов 1 корпуса, чем педагогов второго корпуса.
Анализ данного исследования позволяет выделить ряд причин, которые привели к таким результатам:
- больший стаж работы и возрастной диапазон до 65 лет педагогов первого корпуса;
- наименьший стаж работы и возрастной диапазон до 50 лет педагогов второго корпуса.
Актуальность проблемы эмоционального выгорания определяется тем, что синдром эмоционального выгорания носит сложный характер, требующий составления определенного инструментария для его предупреждения и коррекции.
В процессе исследования была подготовлена корпоративная программа, нацеленная на оздоровление трудового коллектива, а также план мероприятий для педагога – психолога, который направлен на установление психоэмоционального благополучия коллектива.
В рамках исследования приведены рекомендации по снятию эмоционального выгорания педагогов.
Профилактические меры по снятию эмоционального выгорания выражаются в данных направлениях деятельности:
1. Диагностическое направление – индивидуальная и групповая диагностика на выявление симптомов эмоционального выгорания у педагогического коллектива ДОУ, исследование воспитательного пространства ДОУ с применением следующих методик: методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко (начало и конец учебного года); векторная модель образовательной среды В. А. Ясвин.
2. Коррекционное направление – применение тренингов, включающие релаксационные упражнения для коррекции симптомов эмоционального выгорания, сплочение коллектива, развитие творческого потенциала педагогов: тренинг для молодых педагогов «Давайте знакомиться»; тренинг для педагогов на сплочение коллектива «Наша работа»; тренинг на развитие творческого потенциала педагогов.
3. Профилактическое направление – проведение акций, предупреждающих появление и развитие эмоционального выгорания, улучшающих эмоциональный фон, развивающих толерантность, доброту, создающих психологический климат у педагогов: акция «Подари себе настроение»; акция «Тайный подарок»; акция «Сундучок пожеланий».
Для предупреждения и профилактики синдрома эмоционального выгорания рекомендуется:
- включать в работу перерывы для поддержки психического и физического благополучия;
- проводить релаксацию, ставить перед собой цель, вести положительную внутреннюю речь, все это снижает уровень стресса, который приводит к выгоранию;
- развивать свой профессионализм и самосовершенствоваться, трансляция накопленного профессионального опыта может выступать одним из способов, защищающий от синдрома эмоционального выгорания;
- больше общаться эмоционально, анализировать и делиться собственными чувствами, за счет этого происходит значительное снижение вероятности выгорания, либо процесс проявляется не настолько выраженно.
В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что синдрому эмоционального выгорания подвергаются представители разных профессий, включая и педагогических работников, которые переносят огромные психоэмоциональные нагрузки. В результате проведенного исследования мы выяснили, что синдром эмоционального выгорания в МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 465 комбинированного вида «Золушка» более выражен у педагогов 1 корпуса, у которых больший стаж работы и возрастной диапазон до 65 лет. Для предупреждения и профилактики синдрома эмоционального выгорания следует использовать перерывы в работе, овладевать навыками саморегуляции, самосовершенствоваться.
___________________________________
1. Canter, M. B., & Freudenberger, L. (2001). Herbert J. Freudenberger (1926–1999). American Psychologist, 56(12), 1171. Retrieved from EBSCOhost.
2. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999.- С.99- 105.
3. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Текст] / К. Маслач [Электронный документ] // URL: http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=1
4. Орел, В. Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №1. - С.90-101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".
Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...
Семинар-практикум для педагогов "Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Семинар-практикум спедагогами....
Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...