Консультация для родителей "Эмоциональный интеллект"
материал по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)
В материале рассматривается понятие эмоциональный интеллект, значение и развитие ЭИ у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnyy_intellekt.docx | 53.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Эмоциональный интеллект»
Что же такое эмоциональный интеллект - это определяемая и измеряемая способность распознавать эмоции, понимать причины их возникновения, управлять ими и использовать весь эмоциональный спектр для решения задач. Уровень развития каждой из четырех способностей влияет на жизнь человека: его коммуникацию, работоспособность, стрессоустойчивость, креативность, вовлеченность и уверенность в себе.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку:
- эффективно общаться со сверстниками и взрослыми
- управлять своим поведением
- быть собранным и сосредотачиваться на решении конкретной задачи.
У детей с высокоразвитым ЭИ выше успеваемость и мотивация к учебе. А ребята с низким ЭИ больше поддаются влиянию дурной компании, получают плохие оценки из-за низкой концентрации внимания, подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию.
Если развивать эмоциональный интеллект с раннего возраста, повышаются шансы добиться успеха во взрослой жизни. Дети вырастают более гармоничными, лучше реализуют свой потенциал и востребованы как специалисты. Ведь в 21 веке уровень эмоционального интеллекта соискателя проверяют при приеме на работу. Вслед за зарубежными компаниями, российские организации внедряют эмоционально-интеллектуальную среду в свой бизнес. По данным Всемирного экономического форума в Давосе, эмоциональный интеллект входит в топ-10 ключевых рабочих навыков.
Тренировать эмоциональный интеллект можно дома и на специальных занятиях. При выборе занятий важно руководствоваться критериями качества: программа обучения должна иметь четкую научную основу и методическую базу.
Эмоциональный интеллект у детей развивается проще, чем у взрослых. Дошкольники с четырех лет отлично распознают базовые эмоции: страх, гнев, печаль, радость. С шести-семи лет развивается регуляция поведения (произвольность). Ребенок учится отслеживать влияние эмоций на деятельность и сознательно вызывать нужные эмоциональные состояния. В младшем школьном возрасте это умение перерастает в полноценную эмоциональную саморегуляцию.
Эмоциональный интеллект стоит начинать дополнительно развивать в детстве. То, как ребенок выражает свои эмоции — плачет, если грустно, громко хохочет, когда весело — показывает уровень его эмоционального интеллекта. По мере взросления способность детей открыто выражать эмоции и чувства подавляется обществом. Взрослые осуждают яркие эмоциональные проявления, делают замечания, одергивают. А, между тем, на них нужно обращать внимание.
Признак высокого эмоционального интеллекта — открытость новому и желание познавать мир, общаться. Если ребенок внимательно слушает других, задает вопросы, нужно его поощрять, ведь так он развивает эмпатию.
Как развивать эмоциональный интеллект у ребенка
Называть эмоции
Ребенок только учится распознавать свои эмоции. Родители помогают ему в этом, называя их вслух: «Мне кажется, ты сердитый/радостный» и т. д. Параллельно ребенок пополняет словарный запас.
Обсуждать эмоциональные ситуации
Чтобы научить ребенка взаимодействовать с эмоциями и доверять им, родители обсуждают с ним события дня и их эмоциональный фон, предлагают помощь в сложных ситуациях, рассказывают о значимых ситуациях собственной жизни и своих переживаниях.
Не обесценивать переживания
Когда ребенок расстроен, даже если его эмоции непонятны родителям и кажутся слишком драматичными, нельзя обесценивать их и отпускать пренебрежительные комментарии. Они заставят скрывать «неправильные» эмоции и меньше доверять. Лучше в любом случае проявить внимание и сочувствие.
Моделировать способы выражения эмоций
Дети должны уметь выражать свои эмоции социально-приемлемым способом. Например, сказать «Я обиделся» или нарисовать грустный смайлик, а кричать и бросать вещи неприемлемо. Лучше всего показать возможные сценарии на собственном примере.
Научить управлять сильными эмоциями
Важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными эмоциями. Порассуждать с ребенком, что делать со злостью, обидой и грустью. Изучить такой алгоритм управления эмоциями:
- Остановись;
- Досчитай до 10;
- Выдохни;
- Расскажи, что ты чувствуешь.
Развитию эмоционального интеллекта у детей способствуют книги, картины и музыка. На их примерах можно тренироваться различать эмоции и анализировать их.
Спокойная музыка: грусть, печаль, тревога:
Эдвард Григ — Утро из сюиты «Пер Гюнт»;
Роберт Шуман — «Грезы»;
Фридерик Шопен — «Ноктюрн № 2»;
Иоганн Себастьян Бах — «Ария из Оркестровой сюиты N3»;
Вольфганг Амадей Моцарт — «Дон-Жуан», K. 527.
Динамичная музыка: радость, восторг, интерес:
Иоганн Себастьян Бах — «Шутка» из Оркестровой сюиты N2;
Иоганнес Брамс — «Венгерский танец № 5»;
Модест Мусоргский — «Картинки с выставки» — «Лиможский рынок»;
Петр Ильич Чайковский — Трепак из балета «Щелкунчик»;
Михаил Глинка — «Детская полька».
Книги
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»;
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
Валентин Катаев «Цветик-семицветик»;
Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино»;
Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;
Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»;
Константин Паустовский. «Стальное колечко»;
Редьярд Киплинг «Книга джунглей»;
Борис Заходер «Книги о весне»;
Аркадий Гайдар. «Чук и Гек».
Картины
Грусть, печаль, тревога:
Федор Решетников «Опять двойка»;
Владимир Серов «Девочка с персиками»;
Виктор Васнецов «Аленушка»;
Илья Репин «Бурлаки на Волге»;
Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы».
Радость, восторг, интерес:
Пейзажи Ивана Шишкина «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы» и тд.;
Клод Моне «Завтрак на траве»;
Исаак Левитан «Березовая роща», «Свежий ветер. Волга»;
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»;
Альфред Сислей «Сад Ошеде. Монжерон».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Интеллект ребенка на кончиках пальцев"
Консультация для родителей...
Консультация "Развитие детского интеллекта в процессе дидактической игры"
Расширать представления о значимости дидактической игры....
Консультация для воспитателей «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников»
В современном детском саду на вооружении у педагога должно быть великое множество методов, приемов обучения детей. Это необходимо для лучшей результативности, вариативнсти и гибкости образовательного ...
Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».
Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников»....
Консультация на тему "Интеллект - карты, как уникальный способ запоминания информации"
Методика и примеры составления интеллект-карт...
Консультация для педагогов «Интеллект карта – как средство речевого развития ребёнка»
Тема: « Интеллект карта – как средство речевого развития ребёнка».Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного в...